2 конституционно-правовые нормы институты и система конституционного права

Институты и подотрасли конституционного права Российской Федерации

Институты конституционного права

Конституционное право, как и другие правовые отрасли, выстраивается в систему институтов. Институтэто правовое образование-подсистема отрасли права, структурирующая правовые нормы в группы или комплексы и регулирующая определенный вид общественных отношений. В конституционном праве институты выстраиваются в иерархической последовательности, которая задается их юридическими свойствами.

Совокупность юридических особенностей каждой группы правовых норм придает им качество элемента отрасли. Исходным началом, определяющим все юридические свойства элементов отрасли, является характер той сферы общественных отношений, которые регулируются ими.

Основные институты конституционного права, определенные Конституцией РФ, следующие: 1) основы конституционного строя; 2) основы правового статуса человека и гражданина; 3) федеративное устройство государства; 4) система государственной власти; 5) система местного самоуправления.

В приведенной классификации каждый из выделяемых институтов отличается значительной широтой охвата и разнообразием регулируемых общественных отношений и может быть в свою очередь подразделен на подсистемы, или подинституты.

Наиболее широкий и разнообразный круг общественных отношений вбирают в себя такие институты, как основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина и система государственной власти с их основными внутренними подразделениями (подсистемами).

Основы конституционного строя можно подразделить на основы общественного строя и основы государственного строя либо представить в виде четырех элементов основ: 1) политической системы; 2) экономической системы; 3) социальной системы; 4) духовно – культурной системы государства и общества.

Институт основ правового статуса человека и гражданина включает в себя такие подинституты, как: 1) гражданство; 2) основные личные права и свободы человека и гражданина; 3) основные политические права и свободы человека и гражданина; 4) основные экономические права и свободы человека и гражданина; 5) основные социальные права и свободы человека и гражданина; 6) основные духовные и культурные права и свободы человека и гражданина; 7) основные обязанности человека и гражданина.

Названный институт можно также дифференцировать с точки зрения носителей основных прав, свобод и обязанностей – субъектов – на две группы: 1) права, свободы и обязанности, которыми обладают только граждане; 2) права, свободы и обязанности, которыми обладает любой человек (каждый), включая иностранцев и лиц без гражданства.

Институт системы государственной власти может быть разделен на следующие подинституты: 1) глава государства; 2) парламент; 3) правительство; 4) судебная система; 5) прокуратура, иные правозащитные и правоохранительные органы; 6) органы государственной власти в субъектах РФ.

Структура федеративного устройства раскрывается через такие составляющие, как: правовые принципы федеративных отношений; конституционно-правовой статус Федерации; конституционно-правовой статус субъектов РФ; правовые основы взаимоотношений Федерации и ее субъектов.

Самым компактным по составу является институт системы местного самоуправления, но и его можно структурировать на подинституты, выделив в частности: 1) основы местного самоуправления; 2) самоуправление населения; 3) конституционно-правовой статус муниципальных образований; 4) систему органов местного самоуправления. Возможны и другие градации.

Наряду с институтами конституционного права, обозначенными непосредственно в Конституции РФ, федеральными законами формируются иные институты данной отрасли права; к ним следует отнести, в частности, институт непосредственной демократии, подинститутами которого являются референдум, выборы (избирательная система), народное обсуждение важных вопросов, отзыв выборного лица избирателями и другие формы непосредственного выражения воли народа. Другой институт конституционного права – система общественной власти, – который структурируется, по меньшей мере, в виде таких подразделений, как конституционные основы общественной власти, виды и формы общественной власти, конституционно-правовой статус общественных объединений, конституционно-правовой статус политических партий, конституционно-правовой статус профсоюзов, конституционно-правовой статус религиозных объединений и другие подинституты, определяющие формы организации и осуществления общественной власти. Весьма интенсивно в Российской Федерации формируется институт конституционно-правовой ответственности. Его можно структурировать по субъектам ответственности, системе мер ответственности, процедурам привлечения к конституционно-правовой ответственности и другим группам норм, связанным с данным институтом.

Таким образом, к основным институтам, формирующим систему конституционного права России, можно отнести следующие:

1) основы конституционного строя Российской Федерации;

2) конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации;

3) непосредственная демократия в Российской Федерации;

4) система общественной власти в Российской Федерации;

5) федеративное устройство Российской Федерации;

6) система государственной власти в Российской Федерации;

7) система местного самоуправления в Российской Федерации;

8) конституционно-правовая ответственность в Российской Федерации.

Каждый из институтов имеет свои особенности предмета регулирования и норм, объединяемых в его рамках.

Содержание института основ конституционного строя Российской Федерации полностью определено Конституцией РФ. Данный институт отличается более высокой юридической силой по сравнению с другими. Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Нормы, составляющие основы конституционного строя Российской Федерации, не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном федеральной Конституцией, а их пересмотр требует принятия нового основного закона Российского государства (ст. 16 и 135 Конституции РФ).

Нормы основ конституционного строя носят базовый характер для всей российской правовой системы, так как закрепляют концептуальные идеи, основополагающие для общества и государства. В сущностном смысле правовое воздействие основ конституционного строя испытывают все сферы общественных отношений и все стороны социальной реальности. Нормы данного института являются определяющими для всех других институтов конституционного права, направляют конституционно-правовое регулирование, предопределяют содержание всех других отраслей права.

Общерегулятивный характер имеют многие нормы, объединенные в институт конституционно-правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Данные нормы реализуются по преимуществу вне конкретных правоотношений, одной из сторон которых является личность – человек и гражданин. В отношении рассматриваемых норм также действует особый режим охраны. Положения, составляющие основы конституционно-правового статуса личности, не могут быть изменены иначе, как в порядке принятия новой Конституции России (ст. 64, 135 Конституции РФ). Непосредственная реализация конституционных прав и обязанностей осуществляется путем применения не только норм конституционного права (например, избирательные права, право на участие в референдуме, право на участие в управлении государственными делами), но и других отраслей права (гражданское, административное, трудовое, семейное и другие отрасли права).

Федеративное устройство Российской Федерации – институт, который объединяет нормы, регулирующие государственное устройство. Для данного института присущ специфический круг субъектов, их особая правоспособность. Комплексом конституционно-правовых, договорных и обычных норм права регулируется современное федеративное устройство России. Важное значение для формирования и развития федеративного устройства имеют нормативно-доктринальные положения, содержащиеся в решениях Конституционного Суда РФ, разрешающие правовые коллизии и конфликты в данной сфере.

Институты непосредственной демократии, системы общественной власти, государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации также имеют свои особенности. Нормы указанных институтов обладают свойством преимущественно прямого регулирующего действия и реализуются в конкретных правоотношениях. У данной группы институтов нормы российской Конституции по объему незначительны, но играют определяющую роль для текущего законодательства, регулирующего механизм реализации непосредственной демократии и разнообразных форм общественной власти, организации и деятельности государственной власти и местного самоуправления.

Иногда одна и та же правовая норма может входить в состав нескольких конституционно-правовых институтов. Например, полномочия Президента РФ назначать всероссийский референдум представляют собой норму, входящую одновременно в институт системы государственной власти, его подинститут главы государства и институт непосредственной демократии.

Между конституционно-правовыми институтами существует и такая правовая форма взаимодействия, в силу которой нормы одного института создают предпосылки для действия норм другого, определяют их направленность и содержание.

1.2 Конституционно-правовые нормы и институты

В общей теории права под нормой права понимается исходящее от государства и охраняемое им общеобязательное и формально определенное правило поведения, представляющее участникам отношений юридические права и возлагающее на них обязанности. Это определение приемлемо и для конституционно-правовой нормы. Но в чем специфика, отличие конституционно-правовой нормы от норм других отраслей права? Ответ лежит в особенностях, регулируемых конституционным правом, общественных отношений. Отличаются:
1. Содержанием (той сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены) .
2. Обладание наибольшей юридической силой; нормы, противоречащие положениям Конституции Республики Казахстан, подлежат отмене.
3. Источниками, в которых они выражены (наиболее значимые нормы содержатся в Конституции Республики Казахстан).
4. Своеобразием вида норм (наличие норм-принципов, норм-задач, декларативных положений) .
5. Особым механизмом реализации (регулируют лишь существенные, главные стороны общественных отношений)
6. Специфическим характером субъектов, на регулирование отношений которых они обращены (народ, государство, нации, высшие государственные органы) .
7. Особенностями структуры (обычно имеется гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях — санкция)
8. Учредительным характером содержащихся в них предписаний.
Основная классификация конституционно-правовых норм.
По характеру содержащихся предписаний:

  • Управомачивающие нормы — нормы, закрепляющие право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия и определяющие рамки их полномочий. Это конституционные нормы о политических, экономических, социальных правах граждан. К таким нормам относятся также нормы, определяющие конституционные полномочия Президента, Парламента, Правительства, Конституционного Совета Республики Казахстан.
  • Обязывающие нормы — нормы, закрепляющие обязанности субъектов соотносить свое поведение, свои действия с установками данных норм. Такие обязанности возлагаются не только на граждан, но и на Председателей Палат Парламента Республики Казахстан.
  • Запрещающие нормы — нормы, содержащие запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных. Такие нормы направлены на защиту конституционных устоев государства, законности и правопорядка.

По степени определенности содержащихся в них предписаний:

  • Императивные нормы — нормы, которые не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила.
  • Диспозитивные нормы — нормы, которые предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.

По назначению в механизме правового регулирования:

  • Материальные нормы — нормы, предусматривающие содержание действия по правовому регулированию общественных отношений.
  • Процессуальные нормы — нормы, определяющие порядок, в котором они должны быть реализованы.

Совокупность норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу, называют конституционно-правовым институтом. Примеры: институт гражданства, институт президентства, институт избирательного права и др.

2. Конституционно-правовые нормы и институты.

Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные правила поведения, установ-ленные или санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства.

От норм других отраслей права они отличаются:

— содержанием (той сферой общественных отношений, на регулирование которых они направлены);

— источниками, в которых они выражены (наиболее значимые нормы содержатся в Консти-туции);

— разновидностью (наличие значительного количества норм-принципов, норм-дефиниций, норм-задач);

— учредительным характером содержащихся в них предписаний;

— особым механизмом реализации (многие нормы связаны не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния);

— специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми они обращены (народ, государство, нации, высшие государственные органы);

— особенностями структуры (обычно имеется гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях — санкция).

Конституционно-правовые нормы классифицируют по следующим основаниям:

1. По характеру содержащихся в них предписаний их подразделяют на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормы это нормы, закрепляющие право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия и определяющие рамки их полномочий.

Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить свое поведение, свои действия с установками данных норм.

Запрещающие нормы это нормы, содержащие запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных.

2. По степени определенности содержащихся в них предписаний различают императивные и диспозитивные нормы. Императивные нормы это нормы, которые не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила. Диспозитивные нормы это нормы, которые предусматривают возможность выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.

3. По назначению в механизме правового регулирования различают материальные и процес-суальные (процедурные) нормы. Материальные нормы это нормы, предусматривающие содержание действия по правовому регулированию общественных отношений. Процессуальные нормы это нормы, определяющие порядок, в котором должны быть реализованы предписания материальных норм.

Существуют и иные основания классификации норм.

Совокупность норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу, называется конституционно-правовым институтом. Примеры институтов: институт гражданства, институт избирательного права и др.

3. Система конституционного права.

Конституционное право, являясь частью единой правовой системы, само является сложной системой. В системе отрасли отражаются основные линии взаимодействия конституционно-право-вых норм, их связи. Элементами отрасли являются наиболее крупные правовые образования, совокупность норм, не только обладающих определенным внутренним единством, но и отличаю-щихся от других совокупностей норм конституционного права.

Система конституционного права — это совокупность составных частей и элементов конституционного права, характеризующих его внутреннее строение и обособляющих его от других отраслей права.

Общие принципы конституционного права это основные начала конституционного права, в соответствии с которыми оно строится как система правовых норм и которые придают этой системе единую направленность.

В системе конституционного права выделяют следующие институты, которые составляют основные элементы отрасли:

1. Основы конституционного строя.

2. Основы правового статуса человека и гражданина.

3. Федеративное устройство государства.

4. Система государственной власти и система местного самоуправления.

Характеристика системы отрасли конституционного права предполагает не только выявление составных частей отрасли, ее главных элементов, но и обоснование их соотношения, место каждого из них в системе отрасли. Это соотношение заключается в том, что между консти-туционно-правовыми институтами существует правовая форма взаимодействия, в силу которой нормы одного института создают необходимые предпосылки для действия норм другого. Так, нормы института, закрепляющего основы конституционного строя, занимают первое место в системе отрасли, поскольку в них содержатся исходные начала, определяется направленность правового регулирования, осуществляемого нормами других правовых институтов.

При характеристике системы конституционного права важное значение имеет вопрос о ее соотношении с системой Конституции, являющейся основным правовым источником. Они свя-заны между собой, но полностью не совпадают. Система отрасли охватывает всю совокупность конституционно-правовых норм, а система Конституции — лишь часть этих норм.

2. Конституционно-правовые институты и нормы: понятие, классификация, виды

Рассматривая понятие конституционно-правовых норм, надо прежде всего отметить, что им свойственны и общие признаки, присущие всем правовым нормам, безотносительно к их отраслевой принадлежности, и особенности, выделяющие их в самостоятельную часть системы права.

Специфические черты конституционно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью, в конечном счете определяются предметом самой отрасли права.

От норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются:

1) своим содержанием, зависящим от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены;

2) источниками, в которых они выражены. Основополагающие, наиболее значимые нормы содержатся в особом акте, обладающем высшей юридической силой во всей системе права, – в Конституции Российской Федерации;

3) своеобразием видов: среди рассматриваемых норм значительно больше, чем в других отраслях, общерегулятивных норм. Это нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи. Они рассчитаны на всех правоприменяющих субъектов, независимо от вида правоотношений, участниками которых эти субъекты являются (гражданско-правовых, административно-правовых, трудовых и др.);

4) учредительным характером содержащихся в них предписаний. Именно конституционно-правовые нормы первичны, устанавливают обязательный для создания всех других правовых норм порядок: определяют формы основных нормативных правовых актов, порядок их принятия и опубликования, компетенцию государственных органов в сфере правотворчества, наименование принимаемых ими правовых актов. Нормы конституционного нрава определяют и саму систему государственных органов;

5) особым механизмом реализации, которая для многих конституционно-правовых норм связана не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правового состояния (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе Российской Федерации);

6) специфическим характером субъектов, на регулирование отношений между которыми данные нормы направлены. Такими особыми субъектами можно назвать народ, государство, нации и народности, представительные (законодательные) органы государственной власти;

7) особенностями структуры: для конституционно-правовых норм не характерна традиционная трехчленная структура, выделяемая в составе правовой нормы, – гипотеза, диспозиция и санкция. В рассматриваемых нормах обычно имеются гипотеза и диспозиция и лишь в отдельных случаях – санкция.

Обладая спецификой по сравнению с нормами других отраслей права, конституционно-правовые нормы сами по себе очень многообразны. А для того чтобы правильно применять норму, необходимо ее всесторонне проанализировать, выявить присущие ей особенности, связи с иными нормами данной отрасли. Вот почему важное значение имеет вопрос о классификации конституционно-правовых норм.Их принято классифицировать по следующим основаниям:

1) по содержанию. То есть по кругу регулируемых общественных отношений. Одни нормы связаны с основами конституционного строя, другие – с основами правового статуса человека и гражданина, третьи с федеративным устройством, четвертые – с органами государства, органами местного самоуправления. Внутри этих крупных группировок норм в свою очередь выделяются взаимосвязанныс комплексы норм, регулирующих относительно близкие сферы общественных отношений, что отражается в структуре конституционно-правовых институтов. И здесь важно установить все эти взаимосвязи, определить место данных конституционно-правовых норм в системе других норм, регулирующих данную сферу общественных отношений. Только при таком условии может быть обеспечено достаточно квалифицированное истолкование и применение конституционно-правовой нормы, выявлены все нюансы ее регулирующего воздействия на соответствующие отношения, которое во многих случаях является промежуточным в достижении правового результата, определяемого обычно действием ряда норм, а не единичной нормы;

2) по юридической силе. Это основание находится в прямой зависимости от того, в каком нормативном правовом акте выражена та или иная норма, от места нормативных правовых актов данного вида к общей системе нормативных актов, а также ог разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Наиболее значимые по сфере и уровню правового регулировании нормы закреплены в Конституции Российской Федерации, и они обладают высшей юридической силой. Ни одна правовая норма не может противоречить Конституции. Среди других нормативных правовых актов, содержащих консгитуционно-правовые нормы, наибольшей юридической силой обладают федеральные конституционные и федеральные законы. На основе Конституции и названных законов издаются все иные нормативные правовые акты. От уровня юридической силы конституционно-правовой нормы зависит та правовая база, исходя из которой формулируется содержание данной нормы. От этого же зависят и порядок отмены нормы, ее взаимодействие с другими нормами, их соотношение;

3) по территории действия. По этому основанию различают нормы, действующие на всей территории Российской Федерации, на территории республики, области, иного субъекта Федерации, а также в границах территории, на которой осуществляется местное самоуправление;

4) по характеру предписания. Это основание раскрывает механизм регулирующего воздействия конституционно-правовой нормы. Предписания, содержащиеся в ней, могут иметь различный характер, в своеобразной форме определять права и обязанности субъектов возникающих на основе данной нормы конституционно-правовых отношений. По этому основанию различают нормы: управомочивающие, обязывающие и запрещающие.

Управомочивающие нормызакрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в этих нормах действия, определяют рамки правомочий соответствующих субъектов. Таковы все нормы, закрепляющие компетенцию Российской Федерации, ее субъектов, предметы ведения всех государственных органов (например, ст. 71,72,73,83–90,102,103 Конституции). В качестве управомочивающих могут рассматриваться и содержащиеся в Конституции нормы-принципы, нормы-цели, нормы-задачи т.и. Их предписания закрепляют правомочия всех субьектов соответствующих отношений действовать в целях предусмотренных в них предписаний. Например, норма ст. 2 Конституции, которая устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Обязывающие нормызакрепляют в конкретной форме обязанности субъектов совершать определенные действия, предусмотренные данными нормами, избирать тот вариант поведения, который соответствует их требованиям. К этой группе относятся нормы, устанавливающие конституционные обязанности граждан, а также все нормы, в которых исключается любой иной вариант действия, кроме предусмотренного в норме. Например, ч. 3 ст. 107 Конституции обязывает Президента Российской Федерации подписать и обнародовать федеральный закон, если при повторном рассмотрении Государственной Думой и Советом Федерации он одобрен ими в ранее принятой редакции.

Запрещающие нормысодержат в своих предписаниях запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренних. Это обычно такие формулы: «запрещается», «не допускается», «обязаны», «не вправе» и т.п. Например, согласно ч. 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации, запрещаются создание и деятельность общественных объединений по указанным в ней основаниям.

Установление вида конституционно-правовой нормы по характеру предписания важно при ее применении для точного понимания содержания нормы, рамок прав и обязанностей субъектов регулируемых ею отношений;

5) по степени определенности предписаний. По этому основанию, различают императивные и диспозитивные нормы.

Императивные нормы– такие, в которых однозначно определяются вариант поведения, действия субъектов в соответствующих обстоятельствах.

Диапозитивные нормыпредусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.

В качестве примера можно привести нормы, содержащиеся в ст. 23 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации». Часть 2 этой статьи содержит диспозитивную норму, устанавливающую, что ходатайство о выходе из гражданства может быть отклонено при наличии предусмотренных в норме условий. Часть 3 содержит императивную норму, в соответствии с которой выход из гражданства не допускается при указанных в норме условиях

6) по назначению в механизме правового регулирования.По этому основанию принято различать материальные и процессуальные (процедурные) нормы. В отличие от уголовного, гражданского права конституционному праву не соответствует специализированная процессуальная отрасль, нормы которой призваны устанавливать общий, единообразный порядок реализации норм. Однако реализация многих норм данной отрасли права сопряжена с необходимостью соблюдения достаточно широкой системы процедурных правил, воплощенных в соответствующих процессуальных (процедурных) нормах.

Если материальная норма предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, то процедурная норма определяет формы, в которых материальная норма должна быть реализована. Процедурными являются нормы, устанавливающие порядок работы представительных органов, принятия законов и иных актов и т.д. В качестве специального свода процедурных норм могут рассматриваться Регламенты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Много процедурных норм содержится в законодательных актах о выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, о проведении референдумов.

Рассмотренные основания классификации конституционно-правовых норм не являются исчерпывающими. В зависимости от целей, которые ставятся при применении правовых норм, могут использоваться и иные критерии, позволяющие глубже познать сущность регулирующего воздействия нормы, ее специфику, соотношение с родственными ей нормами.

Как отмечалось, определенный правовой результат достигается обычно действием не одной правовой нормы, а достаточно широкой совокупности конституционно-правовых норм. Вот почему важно установить принадлежность соответствующей нормы к этой совокупности. Такие совокупности родственных правовых норм именуются конституционно-правовыми институтами. Рамки этого понятия как в теории, так и на практике очень подвижны. Оно может обозначать и достаточно узкую группу однородных, близких по содержанию норм, и значительно более широкую их группу, вплоть до максимально крупных правовых образований, рассматриваемых как основные элементы системы отрасли конституционного права. Главный критерий объединения норм в правовой институт – однородность регулируемых ими отношений, что влечет за собой и правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них правовую специфику.

Высказываются суждения, что конституционно-правовыми институтамиявляются только комплексы норм, выступающие как часть, элемент системы конституционного права. Только такие комплексы и можно именовать конституционно-правовыми институтами. Однако поскольку в правовой теории и практике не сложилось понятия, предназначенного для обозначения более узкого круга взаимосвязанных норм (а такой определитель необходим), то применяется также расширительное толкование и использование понятия института. Например, можно говорить об институте гражданства, хотя входящие в него нормы являются составной частью института основ правового статуса личности.

В конституционно-правовом институте объединяются нормы самых различных видов с учетом той их классификации, которая была изложена выше. В него могут входить и нормы Конституции, и нормы текущего законодательства, т.е. нормы, обладающие различной юридической силой. В составе конституционно-правового института могут быть нормы, различные по территории действия, по степени определенности правового предписания и по другим признакам.

В качестве примера можно сослаться на тот же институт гражданства. Его образуют нормы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, в конституциях республик, в федеральных законах и законах республик в нем имеются нормы диспозитивные и императивные, управомочивающие и запрещающие, материальные и процессуальные.

Установление принадлежности нормы к тому или иному правовому институту необходимо, ибо не каждая отдельно взятая норма проявляет все свойства, присущие институту в целом, а их следует учитывать, чтобы правильно уяснить механизм ее реализации.

Институты конституционного права

Конституционное право, как и другие правовые отрасли, выстраивается в систему институтов. Институт – это правовое образование-подсистема отрасли права, структурирующая правовые нормы в группы или комплексы и регулирующая определенный вид общественных отношений. В конституционном праве институты выстраиваются в иерархической последовательности, которая задается их юридическими свойствами.

Совокупность юридических особенностей каждой группы правовых норм придает им качество элемента отрасли. Исходным началом, определяющим все юридические свойства элементов отрасли, является характер той сферы общественных отношений, которые регулируются ими.

Основные институты конституционного права, определенные Конституцией РФ, следующие:

1) основы конституционного строя;
2) основы правового статуса человека и гражданина;
3) федеративное устройство государства;
4) система государственной власти;
5) система местного самоуправления.

В приведенной классификации каждый из выделяемых институтов отличается значительной широтой охвата и разнообразием регулируемых общественных отношений и может быть в свою очередь подразделен на подсистемы, или подинституты.

Наиболее широкий и разнообразный круг общественных отношений вбирают в себя такие институты, как основы конституционного строя, основы правового статуса человека и гражданина и система государственной власти с их основными внутренними подразделениями (подсистемами).

Основы конституционного строя можно подразделить на основы общественного строя и основы государственного строя либо представить в виде четырех элементов основ:

1) политической системы;
2) экономической системы;
3) социальной системы;
4) духовно – культурной системы государства и общества.

Институт основ правового статуса человека и гражданина включает в себя такие подинституты, как:

1) гражданство;
2) основные личные права и свободы человека и гражданина;
3) основные политические права и свободы человека и гражданина;
4) основные экономические права и свободы человека и гражданина;
5) основные социальные права и свободы человека и гражданина;
6) основные духовные и культурные права и свободы человека и гражданина;
7) основные обязанности человека и гражданина.

Названный институт можно также дифференцировать с точки зрения носителей основных прав, свобод и обязанностей – субъектов – на две группы:

1) права, свободы и обязанности, которыми обладают только граждане;
2) права, свободы и обязанности, которыми обладает любой человек (каждый), включая иностранцев и лиц без гражданства.

Институт системы государственной власти может быть разделен на следующие подинституты:

1) глава государства;
2) парламент;
3) правительство;
4) судебная система;
5) прокуратура, иные правозащитные и правоохранительные органы;
6) органы государственной власти в субъектах РФ.

Структура федеративного устройства раскрывается через такие составляющие, как:

— правовые принципы федеративных отношений;
— конституционно-правовой статус Федерации;
— конституционно-правовой статус субъектов РФ;
— правовые основы взаимоотношений Федерации и ее субъектов.

Самым компактным по составу является институт системы местного самоуправления, но и его можно структурировать на подинституты, выделив в частности:

1) основы местного самоуправления;
2) самоуправление населения;
3) конституционно-правовой статус муниципальных образований;
4) систему органов местного самоуправления.

Возможны и другие градации.

Наряду с институтами конституционного права, обозначенными непосредственно в Конституции РФ, федеральными законами формируются иные институты данной отрасли права; к ним следует отнести, в частности, институт непосредственной демократии, подинститутами которого являются референдум, выборы (избирательная система), народное обсуждение важных вопросов, отзыв выборного лица избирателями и другие формы непосредственного выражения воли народа. Другой институт конституционного права – система общественной власти, – который структурируется, по меньшей мере, в виде таких подразделений, как конституционные основы общественной власти, виды и формы общественной власти, конституционно-правовой статус общественных объединений, конституционно-правовой статус политических партий, конституционно-правовой статус профсоюзов, конституционно-правовой статус религиозных объединений и другие подинституты, определяющие формы организации и осуществления общественной власти. Весьма интенсивно в Российской Федерации формируется институт конституционно-правовой ответственности. Его можно структурировать по субъектам ответственности, системе мер ответственности, процедурам привлечения к конституционно-правовой ответственности и другим группам норм, связанным с данным институтом.

Таким образом, к основным институтам, формирующим систему конституционного права России, можно отнести следующие:

1) основы конституционного строя Российской Федерации;
2) конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации;
3) непосредственная демократия в Российской Федерации;
4) система общественной власти в Российской Федерации;
5) федеративное устройство Российской Федерации;
6) система государственной власти в Российской Федерации;
7) система местного самоуправления в Российской Федерации;
8) конституционно-правовая ответственность в Российской Федерации.

Каждый из институтов имеет свои особенности предмета регулирования и норм, объединяемых в его рамках.

Содержание института основ конституционного строя Российской Федерации полностью определено Конституцией РФ. Данный институт отличается более высокой юридической силой по сравнению с другими. Никакие другие положения Конституции не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации. Нормы, составляющие основы конституционного строя Российской Федерации, не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном федеральной Конституцией, а их пересмотр требует принятия нового основного закона Российского государства (ст. 16 и 135 Конституции РФ).

Нормы основ конституционного строя носят базовый характер для всей российской правовой системы, так как закрепляют концептуальные идеи, основополагающие для общества и государства. В сущностном смысле правовое воздействие основ конституционного строя испытывают все сферы общественных отношений и все стороны социальной реальности. Нормы данного института являются определяющими для всех других институтов конституционного права, направляют конституционно-правовое регулирование, предопределяют содержание всех других отраслей права.

Общерегулятивный характер имеют многие нормы, объединенные в институт конституционно-правового статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Данные нормы реализуются по преимуществу вне конкретных правоотношений, одной из сторон которых является личность – человек и гражданин. В отношении рассматриваемых норм также действует особый режим охраны. Положения, составляющие основы конституционно-правового статуса личности, не могут быть изменены иначе, как в порядке принятия новой Конституции России (ст. 64, 135 Конституции РФ). Непосредственная реализация конституционных прав и обязанностей осуществляется путем применения не только норм конституционного права (например, избирательные права, право на участие в референдуме, право на участие в управлении государственными делами), но и других отраслей права (гражданское, административное, трудовое, семейное и другие отрасли права).

Федеративное устройство Российской Федерации – институт, который объединяет нормы, регулирующие государственное устройство. Для данного института присущ специфический круг субъектов, их особая правоспособность. Комплексом конституционно-правовых, договорных и обычных норм права регулируется современное федеративное устройство России. Важное значение для формирования и развития федеративного устройства имеют нормативно-доктринальные положения, содержащиеся в решениях Конституционного Суда РФ, разрешающие правовые коллизии и конфликты в данной сфере.

Институты непосредственной демократии, системы общественной власти, государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации также имеют свои особенности. Нормы указанных институтов обладают свойством преимущественно прямого регулирующего действия и реализуются в конкретных правоотношениях. У данной группы институтов нормы российской Конституции по объему незначительны, но играют определяющую роль для текущего законодательства, регулирующего механизм реализации непосредственной демократии и разнообразных форм общественной власти, организации и деятельности государственной власти и местного самоуправления.

Иногда одна и та же правовая норма может входить в состав нескольких конституционно-правовых институтов. Например, полномочия Президента РФ назначать всероссийский референдум представляют собой норму, входящую одновременно в институт системы государственной власти, его подинститут главы государства и институт непосредственной демократии.

Между конституционно-правовыми институтами существует и такая правовая форма взаимодействия, в силу которой нормы одного института создают предпосылки для действия норм другого, определяют их направленность и содержание.

Авторское право
Административное право
Гражданское право
Наследственное право
Обязательственное право
Публичное право

Назад | | Вверх

Популярное:

  • Гпк 2006 год Гражданский процессуальный кодекс Гражданский процессуальный кодекс Украины с изменениями от 13.07.2017 Гражданское судопроизводство осуществляется согласно Конституции Украины, […]
  • Как переоформить земельный участок на ребенка Переоформить землю на несовершеннолетних я единственный собственник земельного участка, все документы на строительство, разрешения, договора на мне. как оформить в общую долевую […]
  • Мировой суд 7 участок ново савиновского района Мировой суд 7 участок ново савиновского района Мировые судьи Ново-Савиновского района Взыскание БАНКОВСКИХ КОМИССИЙ , штрафов и иных платежей с БАНКОВ тел. 253-20-61 , 277-22-33 , […]
  • Стоимость в договоре дарения доли Тарифы нотариусов за составление и заверение договора дарения доли квартиры в 2018 году + примеры Статья обновлена: 4 мая 2018 г. Прежде чем узнать тарифы, запомните — почти все нотариусы […]
  • Юрист курская ИФНС по Курской области ПЕРЕЧЕНЬ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ НА ТЕРРИТОРИИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ N Наименование подведомственного административно-территориального образования Номера […]
  • Оглавление гпк ГПК — гражданский процессуальный кодекс ГПК-гражданский процессуальный кодекс. Услуги адвоката, консультация адвоката. Уголовные и гражданские дела ГПК — гражданский процессуальный […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.