Административное задержание и его процессуальное оформление

Процессуальное оформление административного ареста

Тема 4. Меры административно-процессуального обеспечения Общее понятие мер административно-процессуального обеспечения и его виды. Понятие и цели административного задержания, его сроки и процессуальное оформление.

Понятие и цели процессуального оформления личного обыска задержанного, наложение ареста на имущество. изъятие вещей на документы . Понятие, цели и процессуального оформление отстранение от управления транспортного средства и его принудительной эвакуации.

Понятие и цели привода участника административного процесса и удаление лица из помещения, в котором рассматривается дело об административном правонарушении. Гарантии законности и обоснованности применение мер административного процессуального обеспечения. Меры обеспечения административного процесса – способы указанные в законе направленные на пресечение административных правонарушений, установление личности физического лица в отношении которого ведётся административный процесс, составление на него протокола об административном правонарушении, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела и рассмотрение постановление по делу об административном правонарушении.

Виды мер обеспечение административного правонарушения глава 8 ПИКОАП ст. 8.1-8.13: Административное задержание физического лица. Личный обыск задержанного. Наложение ареста на имущество, изъятие вещей и документов.

Задержание и принудительная отбуксовка (эвакуация) транспортного средства. Отстранение от управления транспортного средства. Блокировка колёс транспортного средства.

Привод ( в случае неявки без уважительной причины). Удаление из помещения, в котором рассматривается дело об административном правонарушении. Глава 8 ПИКоАП ст. 8.1-8.13, где говорится также о должностных лицах уполномоченных составлять административное задержание физического лица, в сроках административного задержания физического лица, протоколе административного задержания физического лица, протоколе описи арестованного имущества и т.д.

Бахрах указывает, что в случае административного задержания в российской федерации физического или должностного лица на срок свыше 3 часов может участвовать адвокат или осуществляющий юридическую помощь представитель такого лица.

Кроме того действует общее правило-прокурор должен быть уведомлен, если задержание осуществляется более 24 часов, а задержание свыше 72 часов допускается только с санкции прокурора (судьи). Доставление-это способ, указанный в законе как необходимая мера направленная на присечение нарушения или когда о деликте(правонарушении) обязательно должен быть составлен протокол, но это невозможно сделать на месте, а также когда гражданина необходимо доставить в вытрезвитель.

Данная мера имеет много общего с административным задержанием. однако она различается по ряду признаков: В отличие от доставления представляет собой принудительное препровождение лица в служебное помещение. Под административным задержанием понимается, принудительное, кратковременное ограничение свободы действий и передвижение нарушителя, который содержится в специальном помещении.

Время необходимое для доставления нарушителя четко не определено.

Ст. 238ПиКоАП Лица, совершившие нарушение могут быть доставлены в милицию, в вытрезвитель, медицинские учреждения, штаб ДНД-не может быть больше чем 1 час.

3.осуществляется более широким кругом лиц, чем задержание: милиция, дружинники, представители гос.

и ведомственной лесной охраны, государственного охотничьего надзора, рыбоохраны, военнослужащие, военизированная охрана, общественные инспектора охраны природы и лесоохраны, 4. доставляются не только лица, совершившие административное правонарушение, но и лица, подозреваемые в совершении правонарушения.

5. задержание оформляется процессуально путем составления специального протокола, а доставление производится до составления протокола о проступке на стадии административного расследования.

Привод осуществляется после составления протокола на стадии рассмотрения дела.

Основанием для привода является уклонение лица привлекаемого к административной ответственности за мелкое хулиганство, мелкое хищение и ряд других правонарушений, от явки по вызову ОВД или судьи. Меры административного процессуального принуждения: Гражданина приводят, и он должен находиться там, где ведется рассмотрение дела о правонарушении, эта мера прекращается после вынесения постановления по делу. Личный досмотр осуществляет уполномоченное лицо ОВД и соответствующие структуры в присутствии 2 понятых того же пола.

Доступ других лиц в помещение где производится досмотр должен быть исключен. ПЗ участники производства по делам об административных правонарушениях. Меры админ-процессуального обеспечения.

§ 1. Понятие и признаки задержания, предусмотренного ч. 1 ст. 301 УК РФ

Любое ограничение личной свободы гражданина должно иметь место лишь в случае действительной необходимости и с соблюдением всех гарантий, исключающих необоснованное применение мер государственного принуждения[133].

В качестве гарантии соблюдения законности при производстве задержания должностными лицами правоохранительных органов государство устанавливает уголовную ответственность за незаконное задержание, которая предусмотрена ч. 1 ст. 301 УК РФ. Но какие виды задержания, используемые должностными лицами правоохранительных органов, находятся под охраной данной нормы?

В уголовно-правовой литературе под таковым в основном понимается уголовно-процессуальное задержание. Верно ли это? История свидетельствует, что законодатель никогда не конкретизировал вид задержания, должностное лицо могло быть привлечено к уголовной ответственности за любое незаконное лишение свободы. Таким образом, толкование понятия «задержание» требует уточнения.

«Для правильного выражения в правовой норме государственной воли необходимо с особым вниманием относиться к языку закона»[134]. В.Н. Кудрявцев справедливо отмечал, что недостаточное внимание к терминологии, отсутствие единства в понимании категорий затрудняют не только исследовательскую работу, но и практическую деятельность юриста. «Следовало бы приступить к выработке единой, точной терминологии по вопросам содержания и применения уголовного законодательства»[135]. По мнению В.М. Савицкого, разнобой в терминологии способен дезориентировать правоприменителя или, по меньшей мере, значительно осложнить его работу[136]. Анализ юридической литературы свидетельствует, что и по сей день данная проблема не нашла разрешения. По-прежнему актуальна задача уяснения понятия «задержание», выражаясь словами А.Н. Трайнина, задача «материализации правовых понятий… наполнения правовых форм… содержанием»[137].

Термин «задержание», используемый в ч. 1 ст. 301 УК РФ, по содержанию является весьма объемным и многогранным. Поэтому не случайно его толкование стало камнем преткновения при квалификации данного преступления. Прежде всего это касается определения видов задержания, за которые может наступать уголовная ответственность по ч.1 ст. 301 УК РФ.

С точки зрения литературного языка понятие «задержание» имеет шесть смысловых оттенков[138]. В контексте рассматриваемой нами статьи наиболее близки по значению только три: воспрепятствовать движению кого-нибудь (чего-нибудь), остановить; принудить остаться где-нибудь (на какой-нибудь срок); схватить, арестовать.

В правовом значении этого слова фактически объединены все три его смысловых оттенка. Так, задержание представляет собой захват либо воспрепятствование движению и удержание (принуждение остаться где-нибудь) лица, совершившего нарушение правовых норм. Поскольку задержание применяется в целях обеспечения условий установления и доказывания вины лица в совершении правонарушения, а факты нарушения правовых норм могут иметь разные степени общественной вредности, данная мера государственного принуждения используется как в административном, так и в уголовно-процессуальном законодательстве.

Сложность раскрытия содержания понятия «задержание», предусмотренного диспозицией ч. 1 ст. 301 УК РФ, заключается в необходимости анализа всех его особенностей, предусматриваемых названными отраслями права, так как сама диспозиция («Заведомо незаконное задержание») явно не ограничивает содержание указанного понятия задержанием лица только в связи с совершением преступления.

Несомненно, фундаментальную часть этого понятия представляет задержание лица по подозрению в совершении преступления, поскольку уголовная ответственность за незаконное задержание предусмотрена именно уголовным законодательством.

Анализ действий, образующих задержание лица по подозрению в совершении преступления (уголовно-процессуальное задержание), позволяет сделать вывод о том, что само задержание практически в каждом случае распадается как минимум на два самостоятельных действия: фактическое задержание и его процессуальное оформление.

Фактическое задержание лица, совершившего преступление, состоит в том, что «сотрудники правоохранительных органов или граждане осуществляют захват такого лица, лишают его возможности скрыться и в принудительном порядке доставляют задержанного в орган дознания или к следователю, которые уполномочены законом произвести уголовно-процессуальное задержание»[139]. Фактическое задержание начинается с момента захвата лица, совершившего преступление, и завершается передачей задержанного органу дознания или следователю, уполномоченным принимать решение о применении уголовно-процессуального задержания либо об освобождении задержанного. Таким образом, фактическое задержание является своеобразным институтом «доставления» в органы внутренних дел лица по подозрению в совершении преступления, хотя в настоящее время процессуальное действие «доставление» существует только в административном законодательстве. Оно закреплено в ст. 27.2. КоАП РФ: «1. Доставление, то есть принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным… ».

В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством России (п. 11 ст. 5 УПК РФ) задержание подозреваемого в совершении преступления является мерой уголовно-процессуального принуждения, любая же мера принуждения допустима только в связи с расследованием уголовного дела. Поэтому в случае фактического задержания лица орган дознания или следователь должен безотлагательно принять решение о возбуждении уголовного дела (при наличии к тому повода и оснований, указанных в ст. 140 УПК РФ)[140].

Вполне очевидно, что в подавляющем большинстве случаев при отсутствии возбужденного уголовного дела объективно существует фактическое задержание лица либо гражданами, либо сотрудниками правоохранительных органов. Однако какие бы ни возникали здесь нарушения со стороны лиц, осуществляющих задержание (за исключением лиц, наделенных правом уголовно-процессуального задержания), они не могут охватываться диспозицией ч. 1 ст. 301 УК РФ, так как эти лица не являются участниками уголовно-процессуальных отношений, наделенными правом предварительного расследования. Все преступные действия со стороны задерживающих могут охватываться только преступлениями против свободы (ст. 127 УК РФ «Незаконное лишение свободы») или против государственной власти, интересов государственной службы (ст. 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий»).

Таким образом, фактическое задержание, которое заключается в пресечении преступления и доставлении лица, совершившего преступление, в органы внутренних дел, производимое должностным лицом, наделенным правом уголовно-процессуального задержания, необходимо признать начальным этапом уголовно-процессуального задержания, а не самостоятельным видом задержания лица по подозрению в совершении преступления. Такое положение обусловлено, прежде всего, естественным ходом событий, связанных с ограничением правонарушителя свободы. Чтобы составить протокол о задержании лица по подозрению в совершении преступления, предварительно необходимо произвести действия, о которых, собственно, и составляется протокол уголовно-процессуального задержания. При этом, правда, возникает проблема: уголовно-процессуальное задержание начинается до возбуждения уголовного дела. Невозможна ситуация, когда бы возбуждение уголовного дела предшествовало фактическому задержанию подозреваемого на месте происшествия, что называется, «с поличным». Но, если обратиться к истории уголовного судопроизводства, можно обнаружить, что у данной проблемы есть достаточно эффективное решение: производство первого следственного действия либо следственного ареста считалось началом процессуального расследования. В современном уголовном процессе, как было уже отмечено, вопрос о возбуждении уголовного дела решается одновременно с задержанием лица по подозрению в совершении преступления.

В юридической литературе под уголовно-процессуальным задержанием понимается «регламентированное законом краткосрочное (теперь до 48 часов – П.С.) лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, путем помещения его в изолятор временного содержания в целях выяснения причастности задержанного к преступлению и решения вопроса о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, осуществленное специально уполномоченным на то органом»[141]. Полагаем, что формулировка «путем помещения его в изолятор временного содержания» (ИВС)[142] и аналогичные[143] требует уточнения. Правильнее будет: «с возможностью помещения его в изолятор временного содержания».

Если придерживаться общепринятой формулировки, то можно сделать вывод, что выяснение причастности задержанного к преступлению невозможно без помещения лица в ИВС. Соответственно, помещение лица в ИВС – обязательный признак задержания, а это, на наш взгляд, не верно. «Сущность задержания как процессуального средства заключается в кратковременном лишении свободы лица, подозреваемого в преступлении»[144], т.е. в создании благоприятных условий для «выяснения причастности задержанного к преступлению»[145], а эти условия могут быть созданы и без водворения задержанного в ИВС, путем обыкновенного ограничения в свободе передвижения.

Необходимо отметить, что нельзя согласиться с подобным признаком и в понятии административного задержания, которое, как утверждается в литературе, обязательно связано с содержанием лица «до трех часов в специально создаваемой комнате органа дознания»[146].

Данное ошибочное утверждение породило немало проблем, привело на практике к нарушениям законности. Нередкими стали факты, когда «заподозренных» содержали «вне изоляторов временного содержания, помещая их в рабочие кабинеты, комнату дежурной части отдела внутренних дел и другие места, где строгого учета и регистрации таких лиц никто не ведет. (В одном подразделении органов внутренних дел задержанных приковывали наручниками к трубе, которая была специально для этого протянута вдоль длинного коридора.) Такие явления носят весьма распространенный характер. Среди работников милиции сложилось мнение, что если задержание произведено при отсутствии предусмотренных законом оснований, но при этом задержанный не помещался в ИВС, то большой беды нет»[147].

Не может относиться к виду уголовно-процессуального задержания «привод» по уголовному делу. Согласно УПК РФ (ст. 113) привод осуществляется в отношении свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого, которые не явились по вызову. Привод, являясь мерой процессуального принуждения и даже своего рода видом задержания (в широком смысле слова), не может причинять вред правосудию в случае незаконного применения, поскольку как средство обеспечения возможности проведения того или иного следственного действия на результаты последнего никакого влияния не оказывает. Соответственно, незаконность привода не может влиять и на решение по делу – интересы правосудия.

Вторую часть понятия «задержание» в ч. 1 ст. 301 УК РФ составляет (согласно распространенному мнению современных комментаторов уголовного закона) административное задержание, под которым понимается принудительное, как правило, кратковременное ограничение свободы передвижения лица, совершившего административное правонарушение, должностным лицом, уполномоченным на осуществление административного задержания. Следует отличать административное задержание правонарушителя от предусмотренного ст. 27.13. КоАП РФ задержания транспортного средства (запрещения его эксплуатации с помещением на специально охраняемое место), так как ч. 1 ст. 301 УК РФ подразумевает, что задержание направлено именно на человека.

В отличие от задержания лица по подозрению в совершении преступления, административное задержание лица, совершившего административное правонарушение, может быть произведено конкретным уполномоченным на то должностным лицом, прямо указанным в законе, в пределах его компетенции. О факте административного задержания в обязательном порядке составляется протокол.

Существуют общие и специальные виды административного задержания, различающиеся по сроку и порядку осуществления:

общее задержание производится на срок до 3 часов с момента доставления задержанного в служебное помещение органа внутренних дел, пограничных войск или военизированной охраны;

специальное задержание имеет более длительный срок (до 10 суток), поэтому оно может производиться только в случае совершения лицом конкретного, указанного в законе правонарушения.

Не является административным задержанием доставление в медицинский вытрезвитель[148] (данная мера административного принуждения по своему характеру направлена на оказание медицинской помощи[149]), а также привод (ст. 27.15. КоАП РФ) в органы внутренних дел (ОВД). Привод осуществляется после составления протокола об административном правонарушении, на стадии рассмотрения дела. Основанием для привода служит уклонение лица, привлекаемого к административной ответственности за мелкое хищение, мелкое хулиганство и ряд других правонарушений, от явки по вызову органа внутренних дел или народного судьи.

Нужно заметить, что доставление в ОВД правонарушителя, по существу, является элементом административного задержания, поскольку свобода человека реально ограничивается, т.е. он задерживается до доставления в ОВД. Доставленный в ОВД автоматически становится административно задержанным «де юре». Особенность использования понятия «доставление» в административном праве заключается в том, что время, затраченное на доставление правонарушителя в ОВД, не входит в срок административного задержания. Время административного задержания исчисляется именно с момента доставления в ОВД.

Следует отметить, что установление личности (и вообще любой другой мотив), не обусловленное необходимостью составления протокола об административном правонарушении, не является основанием для доставления лица в ОВД. Законодательное подтверждение этому находится в ст. 27.2. КоАП РФ: «Доставление, то есть принудительное препровождение физического лица в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола является обязательным, осуществляется… ». Желание незаконно доставить лицо в ОВД как следствие влечет за собой незаконное административное задержание, поскольку основание для административного задержания отсутствует.

Большинство ученых, занимавшихся проблемами уголовной ответственности за незаконное задержание, до последнего времени прямо не рассматривали незаконное административное задержание в качестве преступления против правосудия[150]. Однако такие попытки были. Так, Ш.С. Рашковская указывала, что «понятием преступлений против правосудия охватывается также и деятельность суда по рассмотрению дел об административных правонарушениях»[151]. В 1996 г. заведомо незаконное административное задержание отнесено профессором В.П. Малковым к преступлению против правосудия, предусмотренному ч. 1 ст. 301 УК РФ[152].

В 1998 г. А.С. Горелик, И.В. Шишко при составлении постатейных материалов к ч. 1 ст. 301 УК РФ указали только Конституцию Российской Федерации и УПК РСФСР. Таким образом, можно сделать вывод о том, что они придерживаются мнения, согласно которому незаконное административное задержание не может рассматриваться как составообразующий факт в рамках данной статьи.

Вышедший позже (в 1999 г.) УК РФ с постатейным приложением нормативных актов[153] содержит в приложении к ч. 1 ст. 301 выдержки и из КоАП РСФСР, регулирующие административное задержание, что говорит о точке зрения, совпадающей с мнением В.П. Малкова.

Определенным итогом данной полемики является диссертационное исследование Н.Р. Фасхутдиновой (1999 г.), в рамках которого она приходит к выводу о том, что незаконное административное задержание образует преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 301 УК РФ[154].

Приведенные разногласия во мнениях комментаторов уголовного закона, безусловно, находят свое отражение и в практической деятельности сотрудников правоохранительных органов. Ввиду того, что диспозиция ч. 1 ст. 301 УК РФ довольно проста («заведомо незаконное задержание») и не содержит развернутого описания основных признаков преступления, перед практическими работниками постоянно встает проблема: что конкретно понимать под задержанием в этом составе преступления. По данным опроса следователей и сотрудников органов дознания, при применении ч. 1 ст. 301 УК РФ 27,4 % опрошенных испытывали определенные затруднения, связанные с уяснением и толкованием понятия «задержание». Причем 11,6 % опрошенных толкуют задержание как уголовно-процессуальное и как административное, 33,5 % – только как уголовно-процессуальное, 45,1 % – ошибочно понимают задержание вообще как простое ограничение человека в свободе передвижения любым лицом.

Сравнение административного и уголовно-процессуального задержания приводит к выводу, что они сходны сущностью – ограничение свободы передвижения лица, сроком – кратковременность, и другими признаками: процессуальным оформлением – требуют составления протокола; могут осуществляться только компетентными органами или должностными лицами; нарушают конституционные права человека – право неприкосновенности личности, свободу передвижения. Главное же – административное задержание, как и уголовно-процессуальное, является инструментом решения задач, поставленных перед правоохранительными органами для достижения цели правосудия[155]. Такую точку зрения не отрицает и Верховный Суд РСФСР, который, рассматривая дело М. по обвинению в оскорблении судьи при рассмотрении дела об административном правонарушении, квалифицировал ее действия по ст. 176 3 УК РСФСР, признав рассмотрение судьей дела об административном правонарушении деятельностью судьи по осуществлению правосудия[156].

Основное отличие данных видов задержаний – отрасль права.

Охраняемые уголовным законом интересы правосудия страдают при совершении незаконного как уголовно-процессуального, так и административного задержания. Конституционные права личности при незаконном административном задержании нарушаются в той же степени, что и при незаконном задержании по подозрению в совершении преступления. Это обусловлено еще и тем, что по своей конструкции состав незаконного задержания – формальный. Наступление тех или иных последствий значения для квалификации содеянного по ч. 1 ст. 301 УК РФ не имеет. Так, Свердловский областной суд обоснованно признал наличие оконченного преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 178 УК РСФСР, в действиях оперуполномоченного уголовного розыска Ф., который заведомо незаконно задержал (всего!) на три часа гражданку А., подозревая ее в совершении кражи[157].

Однако мы считаем ошибочным мнение о том, что незаконное административное задержание образует состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 301 УК РФ.

Прежде всего необходимо указать на тот факт, что исторически состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 301 УК РФ, регламентирует уголовную ответственность именно за незаконное уголовно-процессуальное задержание. Незаконное административное задержание всегда рассматривалось как преступление против государственной власти, но не как против правосудия.

Следует признать, что современное законодательство предусматривает наличие административного судопроизводства, но это указывает только на необходимость введения в УК РФ нового состава преступления против правосудия, но не на возможность квалификации незаконного административного задержания по ч. 1 ст. 301 УК РФ. Подобные попытки носят характер применения уголовного закона по аналогии.

Кроме того, наказание, предусмотренное в санкции ч. 1 ст. 301 УК РФ, существенно не соответствует общественной опасности незаконного административного задержания. Это подтверждает хотя бы тот факт, что состав ч. 1 ст. 301 УК РФ – формальный, т.е. само деяние уже является общественно опасным, а ст. 286 УК РФ – материальный, т. е. чтобы признать незаконное административное задержание преступлением, требуется наступление общественно опасных последствий данного деяния.

Таким образом, под задержанием в диспозиции ч. 1 ст. 301 УК РФ нами понимается мера принуждения, осуществляемая в рамках уголовного судопроизводства специально уполномоченным на то субъектом, выражающаяся в кратковременном лишении лица по подозрению в совершении преступления свободы передвижения с правом водворения его в специальное помещение для обеспечения решения задач правоохранительных органов и достижения цели правосудия.

Соответственно, признаками задержания являются:

1) действие в рамках уголовного судопроизводства (в связи с расследованием преступления);

2) принудительный характер (против желания задерживаемого);

3) особая процедура (детальная регламентация производства в УПК РФ);

4) кратковременное лишение физического лица свободы передвижения в связи с подозрением в совершении преступления (ограничение конституционных прав и свобод задерживаемого);

5) возможность водворения лица в специальное помещение для задержанных;

6) средство обеспечения решения задач правоохранительных органов и достижения цели правосудия (обеспечение условий для установления причастности задержанного к совершению преступления);

7) осуществление только уполномоченным на то субъектом.

Необходимо отметить, что незаконному задержанию, о котором идет речь в ч. 1 ст. 301 УК РФ, присущи 1, 2, 4, 6 и 7 признаки. Не для каждого произведенного незаконного задержания характерны 3-й и 5-й признаки, что, впрочем, не изменяет его сущности. Особая процедура при задержании может не соблюдаться субъектом как осознанно, так и неосознанно. Например, осознанно может быть не составлен протокол о задержании; неосознанно задержание может быть произведено до вынесения постановления о возбуждении уголовного дела. Отсутствие данного признака будет характеризовать задержание как незаконное, но не менять его сущность. Помещение же задержанного, например, в ИВС в некоторых случаях будет просто ненужным.

Административное задержание: основания, протокол, срок

Задержание представляет собой лишение свободы на короткое время. Оно не является следствием применения наказания или взыскания. В нормах права установлено два вида задержания: административное и уголовно-процессуальное.

Отличительные черты

Доставление и административное задержание обладают рядом особенностей. Эти меры не используются по отношению к лицам, совершившим деяния, квалифицирующиеся по УК РФ. За такие преступления предусмотрены различные санкции, в том числе и тюремное заключение. Задержание по административному правонарушению осуществляется в соответствии с нормами КоАП. Если меры по ограничению свободы направлены на подозреваемого в преступлении, используются положения УПК. При этом гражданина следует допросить в течение суток, а о самом факте доложить прокурору. Порядок административного задержания не предусматривает таких действий. Однако с гражданина берется объяснение.

Административное задержание: особенности нормативного регулирования

Данная мера прямо касается достоинства и чести гражданина и обладает достаточно сильным психическим влиянием на него. Нормы, регламентирующие административное задержание, основания, порядок применения, направлены на ограждение личности от произвола должностных лиц с одной стороны. С другой, их целью выступает обеспечение безопасности и порядка в обществе. В этой связи, возникает необходимость четкого юридического регулирования этой процедуры. Однако в действующем законодательстве единой нормы, регламентирующей административное задержание, основания, порядок применения, перечень уполномоченных служащих и прочие существенные аспекты рассматриваемого вопроса, нет.

Административное задержание способствует предотвращению противоправных действий. Эта мера, кроме того, позволяет в надлежащей обстановке уточнить или выявить обстоятельства проступка, установить личность гражданина. В процессе всегда составляется протокол об административном задержании. В соответствии со сведениями, которые в него вносятся, будет решаться вопрос о последующих действиях в отношении субъекта. Это могут меры общественного воздействия либо государственного принуждения.

Исключения

Административное задержание не осуществляется в отношении иностранцев, которые пользуются дипломатической неприкосновенностью. Также данная мера обычно не применяется к военнослужащим. В качестве основания административного задержания, однако, может выступать совершение ими серьезного проступка в общественном месте, если поблизости отсутствует военная комендатура. При этом сотрудники полиции обязаны немедленно сообщить о случившемся коменданту или командиру. Особые правила действуют также в отношении депутатов СФ и Госдумы. В частности, в ФЗ, регламентирующем статус указанных лиц, присутствует предписание о том, что они не могут быть арестованы, подвергнуты обыску или задержаны без согласия на это соответствующей палаты. Исключением являются случаи, когда депутат поймам на месте преступления. Не допускается административное задержание в отношении судей. В ФЗ о статусе этих лиц указано, что они не могут быть ограничены в свободе, их нельзя принудительно привезти в отделение полиции. Задержание, личный досмотр, привод не допускается и по отношению к следователю и прокурору. Исключением являются случаи, установленные федеральным законодательством, в рамках которых такими мерами обеспечивается безопасность в обществе и государстве. Задержание следователя либо прокурора также допускается для пресечения преступлений, совершаемых ими.

Превентивная мера

В законодательстве административное задержание может использоваться в двух видах. Превентивная мера направлена на предупреждение совершения новых противоправных действий. Она может применяться как в связи с административным проступком, так и преступлением. Превентивная мера также используется в отношении неделиктоспособных лиц. Примерами такого задержания могут являться:

  • Помещение в медвытрезвитель.
  • Неотложная госпитализация гражданина, который нуждается в психиатрической помощи.
  • Помещение в центр для временной изоляции несовершеннолетних (ЦВИН) лиц, которые были направлены в специальные образовательно-воспитательные закрытые учреждения, самовольно ушли из таких заведений, а также ожидают принятия решения о направлении в них. Общий срок административного задержания в последнем случае — 30 суток. В исключительных случаях его допускается продлить до 45-ти. В ФЗ, регламентирующем проведение профилактических мероприятий для снижения беспризорности и предотвращения преступности среди несовершеннолетних, устанавливает и другие случаи помещения в ЦВИН.
  • Задержание граждан, совершивших неправомерные деяния на судах, которые находятся в плавании. В ст. 67 Кодекса о торговом мореплавании установлено, что капитан корабля вправе изолировать лицо, поведение которого не содержит признаки преступления, однако создает опасность для безопасности имущества и людей.
  • Задержание лиц, нарушивших комендантский час.

Несмотря на различие в названиях, все эти меры считаются фактически профилактическими. Административное задержание в таких случаях предполагает лишение свободы на время посредством помещения в специализированное учреждение.

Изоляция в медвытрезвитель

В законодательстве присутствуют нормы, запрещающие находиться в общественном месте в сильном опьянении. Срок административного задержания в таких случаях устанавливается приказом МВД. Сильным признается такое опьянение, при котором гражданин представляет опасность в первую очередь для себя. То есть он не может оказать сопротивления в случае совершения преступного посягательства в отношении него. Также в таком состоянии он представляет угрозу и для окружающих. Например, может сам совершить преступление. Такое состояние характеризует среднюю или тяжелую степень опьянения.

Правила в отношении несовершеннолетних

При задержании лица, возраст которого меньше 18 лет, его доставляют по адресу жительства. В случае тяжелого опьянения их помещают в лечебное учреждение. Следует отметить, что доставление в вытрезвитель допускается в исключительных случаях. Например, при невозможности ввиду состояния установить личность лица, его место проживания, передать задержанных родителям либо представителям специализированных воспитательных учреждений.

Содержание в учреждении

При доставлении задержанных в медвытрезвитель осуществляется их немедленный осмотр медработниками. Врачи также решают вопрос о необходимости проведения лечебно-профилактических мероприятий и санитарной обработке. Срок административного задержания при помещении в вытрезвитель будет зависеть от состояния гражданина. Однако он не должен быть больше суток. За пребывание в данном учреждении взимается плата. Ее величина устанавливается распоряжениями глав администраций, региональными властями. Обычно она не больше 1 МРОТ.

Процессуальная мера

Этот вид административного задержания направлен на предотвращение негативных последствий и уклонения виновного лица от привлечения к ответственности. Его использование регламентируется положениями КоАП. Процессуальная мера применяется при наличии общего основания, а также при наличии одного из условий, определенного в законодательстве. Им может стать:

  1. Наличие серьезных причин полагать, что противоправные действия лицом будут активно продолжаться, что он может причинить вред общественным интересам, себе либо иным гражданам.
  2. Отсутствие у должностного лица возможности оформить протокол об административном задержании непосредственно на месте совершения проступка. К примеру, если личность гражданина не установлена, возникла необходимость провести медобследование, лицо отказывается уплачивать штраф или расписываться в каком-либо документе, отсутствуют свидетели, что-либо знающие о субъекте, и так далее.

Процессуальная мера может применяться, в отличие от превентивной, даже в случае отсутствия прямой угрозы совершения повторных проступков.

Классификация

В зависимости от причин и сроков процессуальное задержание может осуществляться по общему или специальному правилу. Последнее имеет место только при совершении лицом проступка, прямо приведенного в законодательстве. В остальных случаях общий срок административного задержания не может быть больше трех часов. По просьбе гражданина о факте извещаются его родственники.

Фактические различия

Процессуальное и превентивное задержание отличаются по:

  1. Целям.
  2. Нормативному основанию.
  3. Правовым последствиям.
  4. Срокам.
  5. Фактическим причинам.
  6. Кругу субъектов.

Необходимо сказать, что на все случаи использования рассмотренных мер действует ст. 22, ч. 2 Конституции. Она гласит, что лицо не может подвергаться задержанию больше чем на 48 часов без соответствующего судебного решения.

В каких случаях проводится административный арест и административное задержание

В чем разница между административным задержанием и административным арестом? В каких моментах может быть применено то или иное наказание? И что же такое эти пресловутые пятнадцать суток, о которых не наслышан может быть только ребенок. Об этом поговорим в нашей статье.

Административное задержание

Задержание такого рода по времени составляет не больше трех часов. А задержанный в это время должен находиться исключительно в изоляторе временного содержания (то, что раньше у нас называлось КПЗ или как его ласково кличут в народе — обезьянник). В отдельных ситуациях срок админзадержания может быть несколько увеличен. Это применимо к людям, которые нарушили пограничный режим; которых взяли за оборот наркотиков; за насилие в собственной семье; за мелкое хулиганство или злостное неповиновение сотруднику полиции, а иногда даже за угон автомобиля. Во всех этих эпизодах задержание может быть продлено вплоть то трех суток.

Срок такого задержания исчисляется с момента, когда нарушитель был доставлен в участок. Если он находился в алкогольном подпитии, то срок исчисляется с того момента, когда нарушитель протрезвел.

При админзадержании будет непременно составлен протокол, а ваши личные вещи осмотрены в вашем присутствии. Личный же осмотр должен быть произведен только человеком вашего же пола. При досмотре должны присутствовать понятые.

Административный арест

Этот вид наказания часто путают с админзадержанием, но разница между ними огромная. Административный арест – это наиболее строгое наказание во всем административном праве. Он применяется только в самых исключительных случаях за определенные административные правонарушения. Срок административного ареста составляет те самые пятнадцать суток. И назначается это наказание судом. Этот вид наказания совершенно не применим по отношению к беременным женщинам или тем женщинам, у которых есть дети до двенадцати лет. Нельзя наложить административный арест также на инвалидов.

Так же, как и при задержании, при административном аресте будут осмотрены вещи нарушителя и произведен личный досмотр на тех же условиях. Срок задержания (те самые три часа или трое суток) будут засчитаны к сроку ареста. В некоторых случаях (определенные статьи административного кодекса) арестованных заставляют заниматься общественно-полезным трудом.

Порядок и основания для административного задержания

Сутью административного задержания и его основным отличием от ареста считается кратковременность ограничения свободы. Как правило, задержание предшествует аресту, но в некоторых случаях до ареста дело не доходит. Вся процедура задержания регламентируется КоАП.

Кратковременное лишение свободы применяется:

  • Для предотвращения совершения правонарушения, предусмотренного КоАП.
  • Для проведения мероприятий по установлению личности задержанного.
  • Для оформления протокола о нарушении, если подобное оформление на месте совершения нарушения невозможно.
  • Для помощи в рассмотрении дела по административному производству или исполнения уже вынесенного решения по такому делу.

Кто вправе производить задержание?

Перечень лиц, имеющих право производить задержание, оговорён в КоАП и не может быть самовольно изменён. К таким лицам относятся:

  • Сотрудники полиции, во всех случаях, когда необходимо предотвратить административное нарушение или оформить протокол об уже совершённом нарушении.
  • Сотрудники вневедомственной охраны и охранных структур при предотвращении проникновения на охраняемую территорию или причинении любого вида ущерба охраняемому имуществу.
  • Сотрудники военной автоинспекции при нарушении военнослужащими требований ПДД, которые в качестве наказания подразумевают меры воздействия административного характера.
  • Сотрудники пограничной службы при попытках незаконного проникновения на территорию России или предотвращения незаконного покидания территории РФ.
  • Сотрудники таможни при выявлении отступлений от таможенных правил.
  • Сотрудники Госнаркоконтроля при пресечении незаконного оборота веществ с наркотическим или психотропным воздействием.
  • Судебные приставы.

Задержанное лицо доставляется в место, исключающее возможность его самовольного покидания. Как правило, в качестве таких мест выступают районные отделения полиции, где имеются оборудованные помещения для содержания задержанных. Там же происходит оформление протокола о задержании.

Протокол служит обязательным атрибутом этого вида ограничения свободы гражданина и его оформление вменено в обязанность того, кто непосредственно производил эту процедуру.

В протоколе указывается:

  • Пространственно-временные параметры.
  • Информация о задерживаемом.
  • Основания задержания.

Обязательной для такого протокола является подпись ответственного лица, проводившего процедуру задержания. Задерживаемому лицу должно быть предложено подписать протокол, но при его нежелании это сделать достаточно будет соответствующей записи об отказе. По просьбе лица, в отношении которого проводилась процедура задержания, ему должна быть предоставлена копия протокола.

Задержанному должно быть объяснена причина подобного действия и разъяснены его основные права в данной ситуации. По просьбе задерживаемого сотрудники, осуществлявшие процедуру временного ограничения свободы, должны немедленно известить об этом его родных и близких, администрацию того предприятия, на котором работает гражданин.

Содержание задерживаемых лиц происходит в предназначенных для этого помещениях. Такие помещения должны соответствовать нормативам санитарного надзора и не допускать их покидания по собственной воле.

По действующему законодательству при наличии оснований гражданин может задерживаться не более чем на три часа. За это время ответственные сотрудники должны либо оформить постановление об правонарушении, предусмотренном КоАП, либо отпустить задержанного.

В некоторых ситуациях срок ограничения свободы увеличивается до двух суток:

  • При осуществлении административного делопроизводства, мерой наказания по которому является арест.
  • При отступлениях от таможенных правил.
  • При нарушении границы России или правил пребывания на её территории.

Срок временного ограничения свободы отсчитывается с момента доставки задержанного в место, где будет происходить оформление протокола и его дальнейшее содержание. В случае с задержанием нетрезвых граждан исчисление срока ведётся по другим правилам. Началом срока в этом случае будет не момент доставки гражданина для составления протокола, а момент его отрезвления.

При задержании лиц, которым не исполнилось 18 лет, обязательно должно осуществляться информирование их родителей. По их требованию присутствие родителей должно быть обеспечено и при составлении протокола о задержании.

Содержаться такие лица должны раздельно со взрослыми. В остальном задержание несовершеннолетних осуществляется по общим правилам.

Популярное:

  • Логика пособие для юристов тимощук Логика пособие для юристов тимощук содержание .. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 .. ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ Под редакцией доктора философских наук, профессора Б.И. Каверина Демидов И.В. Логика: […]
  • Как уволиться по сокращению штатов Увольнение по сокращению штата: выплаты и компенсации Если работодатель вынужден пойти на сокращение штата, он должен быть готов к тому, что законодательство обяжет его предоставить […]
  • Как поставить машину на учет в гибдд в самаре Постановка на учёт Для регистрации ТС, принадлежащих физическим лицам, необходимо предоставить следующее: 1. Заявление, установленного образца; 2. Транспортное средство, для проведения его […]
  • Сорокин юрист москва Администратор, юрист Екатерина 45 лет (01 Мая 1973) Описание Опыт работы 21 год 7 месяцев Июнь 2016 -- по настоящее время 1 год 3 месяца Метриум Групп, ООО Москва Строительство, […]
  • Мировой суд г грозного Судебный участок №4 Ленинского района г.Грозного Мировой судья: Сатуев Айндарбек Сайдахмедович Телефон: 8 (8712) 33-32-87 364037, г. Грозный, ул. Чайковского, д. […]
  • Проведение собраний по гк рф Решения собраний в разъяснениях Верховного Суда Российской Федерации. Комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами некоторых положений […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.