Конституционное право как наука права рб

Название книги

Конституционное право Российской Федерации: конспект лекций

Некрасов Сергей

Конституционное право России как отрасль права, наука и учебная дисциплина

«Конституционное право» – термин многозначный, употребляется, как правило, в трех аспектах: как отрасль права, как соответствующая отрасль науки и как учебная дисциплина. При этом отраслью права обычно называют совокупность правовых норм (подотраслей, институтов), регулирующих определенный круг общественных отношений, подпадающих под предмет данной отрасли. Отрасль науки есть совокупность знаний (учений, теорий, взглядов, гипотез и пр.) о соответствующей отрасли права, истории, закономерностях и перспективах развития правоотношений в данной отрасли, совершенствования законодательства и других источников правового регулирования и т. д. Учебная дисциплина (учебный курс), как правило, опирается на действующие правовые нормы соответствующей отрасли и представляет собой совокупность знаний как об этих действующих нормах, так и о состоянии науки.

1.1. Предмет, метод и система конституционного права России, его место в системе национального права

Основные, определяющие критерии любой отрасли права – самостоятельный предмет и специфический метод правового регулирования. Предмет любой отрасли права составляют определенные группы общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли.

В соответствии с преобладающим подходом к пониманию предмета конституционного права (иногда употребляется термин «объект конституционно-правового регулирования») конституционное право в России, как и в любой стране, регулирует два основных блока общественных отношений:

1) связанные с правовым статусом личности и ее взаимоотношений с государством и гражданским обществом;

2) связанные с организацией государства и функционированием публичной власти.

Здесь следует иметь в виду два принципиальных момента. Во-первых, являясь базовой, системообразующей отраслью национальной системы права, конституционное право регулирует лишь основы указанных общественных отношений, тогда как детальное регулирование различных аспектов правового статуса личности (права, обязанности, гарантии и ответственность гражданина как собственника, землепользователя, наемного работника, пенсионера, потребителя, предпринимателя, государственного служащего, свидетеля, пешехода и т. п.), а также статуса и функционирования различных государственных органов и иных властных институтов осуществляется нормами иных отраслей российского права (гражданского, земельного, трудового, административного, процессуального и др.). При этом существуют отношения, регулируемые нормами только (или главным образом) конституционного права – статус Президента РФ, палат Федерального Собрания – Парламента РФ, законодательный процесс и др.

Во-вторых, со второй половины XX в. в мире отмечается тенденция к расширению предмета конституционно-правового регулирования. Под это регулирование все чаще подпадают различные институты гражданского общества (общественные объединения, политические партии, профсоюзы, церковь, семья, школа, трудовые коллективы, организации культуры и спорта, коллективы общественной самодеятельности и т. п.), через которые человек интегрируется в общественную жизнь и которые зачастую выступают своеобразным посредником в отношениях между личностью и государством. Указанная тенденция просматривается и в России, хотя детального регулирования политической, социальной, экономической и духовной сфер жизни общества на уровне основного закона у нас нет.

Как и всякая отрасль права, конституционное право воздействует на регулируемые общественные отношения посредством разнообразных правовых приемов, средств и способов (предписания, дозволения, запреты и пр.). Говорить о наличии в конституционном праве собственного метода правового регулирования нельзя, но следует подчеркнуть, что отличительной чертой метода конституционно-правового регулирования является его императивность, преобладание жестких, властных предписаний и правил.

Таким образом, конституционное право России – ведущая, системообразующая отрасль российского права, совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих основы правового статуса личности, общественных объединений и иных институтов гражданского общества, экономической, политической, социальной и духовной жизни общества, организации государства и функционирования публичной власти.

Именно конституционное право лежит в основе всей правовой системы России, на базе норм данной отрасли права функционируют российское государство и общество, конституционные нормы лежат в основе развитого отраслевого законодательства РФ.

Систему любой отрасли права образуют составляющие данную отрасль нормы права, объединенные в институты (субинституты) и подотрасли. Характеризуя систему конституционного права России, следует отметить, что, во-первых, в отличие от «бинарных» отраслей (гражданское право – гражданский процесс, уголовное право – уголовный процесс, административное право – административный процесс и др.) в конституционном праве сложно выделить сугубо материальное конституционное право и конституционный процесс, хотя процессуальные нормы в конституционном праве, безусловно, есть. Эти нормы регулируют динамику законодательного процесса, избирательного процесса, проведения референдума, процедуры отрешения от должности Президента РФ, глав субъектов РФ или роспуска представительных органов власти и т. п.

Во-вторых, в системе конституционного права, в отличие от многих других отраслей национальной системы права (гражданского, административного, уголовного, трудового, земельного и др.), сложно выделить общую и особенную части. Обычно в систему конституционного права непосредственно включают составляющие ее подотрасли и институты. При этом четкой границы между подотраслями и институтами (субинститутами) нет: в частности, сложно соотнести по объему и содержанию институт государственной власти, с одной стороны, и подотрасли парламентского права и избирательного права, институт главы государства – с другой.

В то же время с определенной долей условности в системе конституционного права России можно выделить две части (схема 1).

Схема 1. Система конституционного права РФ.

1. Общие положения, куда входят следующие институты:

? Конституция РФ и ее свойства;

? основы конституционного строя России;

? основы конституционно-правоюго статуса личности (в том числе институт гражданства в Российской Федерации).

2. Конституционная система власти (институциональный и территориальный аспекты), включающая следующие подотрасли и институты:

? парламентское право РФ;

? избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации;

? институт главы государства;

? институт Правительства РФ;

? конституционные основы судебной системы, судебной власти и прокуратуры в Российской Федерации;

? территориальная организация публичной власти (федеративное устройство России и конституционные основы местного самоуправления).

Каждая составная часть системы конституционного права – это соответствующая совокупность конституционно-правовых норм со своими более узким предметом правового регулирования, определенным кругом субъектов и специфическими источниками.

1.2. Особенности конституционно-правовых норм и конституционных правоотношений

Наряду с общими признаками, присущими любой правовой норме (универсальный, неперсонифицированный характер, сознательно-волевой характер, формальная определенность, обеспеченность силой государственного принуждения и др.), конституционно-правовые нормы обладают рядом отличительных черт.

• В отличие от норм других отраслей права некоторые конституционно-правовые нормы носят декларативный характер, такие нормы не всегда могут породить конкретное правоотношение, лечь в основу правоприменительного решения; для конституционного права характерно наличие норм-принципов, норм-целей и т. п. Примерами таких норм являются положения преамбулы Конституции РФ, ст. 1 («Российская Федерация. есть демократическое. правовое государство. »), ст. 2 («Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. ») и др. Однако сказанное не умаляет значимости рассматриваемых конституционно-правовых норм: будучи предписаниями общего характера, они имеют существенное значение не только в социальном, политическом, идеологическом, но и в юридическом плане (на эти нормы, в частности, регулярно ссылается в своих актах Конституционный Суд РФ). Кроме того, большинство конституционно-правовых норм (закрепляющих систему власти и статус органов публичной власти, основания приобретения российского гражданства, разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами РФ и др.) носит все же конкретный, а не декларативный характер.

• Поскольку конституционное право – отрасль публичного права, большинство конституционно-правовых норм носит императивный характер, т. е. представляют собой правила, предписания, не допускающие каких-либо иных вариантов толкования или поведения, например: «носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ» (ч. 1 ст. 3 Конституции РФ), «законы подлежат официальному опубликованию. » (ч. 3 ст. 15), «никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление» (ч. 1 ст. 50), «одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд» (ч. 3 ст. 81), «перед вновь избранным Президентом РФ Правительство РФ слагает свои полномочия» (ст. 116) и т. п. В то же время конституционное право содержит и некоторые диапозитивные (менее жесткие, дающие соответствующему субъекту возможность выбора) нормы, например: «Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ» (ч. 1 ст. 117 Конституции РФ), «в случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу» (ч. 3 ст. 117), «Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием. или выносится на всенародное голосование. » (ч. 3 ст. 135) и др.

• Конституционно-правовые нормы часто имеют усеченную структуру, для большинства норм конституционного права не характерно наличие санкций (часто норма состоит только из диспозиции): «Президент РФ обладает неприкосновенностью» (ст. 91 Конституции РФ), «Государственная Дума избирается сроком на четыре года» (ч. 1 ст. 96), «Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления» (ч. 2 ст. 130) и др. В то же время некоторые конституционно-правовые нормы содержат и санкции – неблагоприятные последствия для субъектов конституционных правоотношений, не выполняющих соответствующие предписания (нормы об отрешении от должности Президента РФ или главы региона, о роспуске законодательного органа субъекта РФ, об отзыве депутата представительного органа власти и др.).

• Конституционно-правовые нормы (прежде всего нормы Конституции РФ) имеют учредительный характер, в том числе для других отраслей российского права. Именно на основе конституционно-правовых норм сформировано развитое отраслевое законодательство РФ, конституционные предписания являются источником практически всех отраслей национальной системы права. Так, гражданское законодательство России базируется на конституционных нормах о многообразии и равной защите всех форм собственности, свободе экономической деятельности, единстве экономического пространства и др. (ст. 8, 34, 35 Конституции РФ); трудовое законодательство развивает нормы Конституции РФ о социальной государственности (ст. 7), о свободе труда и праве на отдых (ст. 37) и др.; земельное законодательство не может не учитывать предписаний Конституции РФ о возможности нахождения земли и других природных ресурсов в частной собственности, об особом правовом режиме данных объектов правоотношений (ст. 9, 36, 42, 58); процессуальное законодательство базируется на конституционных принципах правосудия и функционирования судебной власти (ст. 46–54, гл. 7 Конституции РФ) и т. д.

Можно выделить и некоторые особенности конституционно-правовых отношений (обусловленные главным образом спецификой предмета, метода конституционно-правового регулирования и конституционно-правовых норм).

• Конституционные правоотношения есть базовые общественные отношения в тех сферах, которые подпадают под объект конституционно-правового регулирования (специфика объекта правоотношений), соответственно, содержание конституционных правоотношений составляют лишь основополагающие (без детализации) права и обязанности субъектов этих отношений в сфере правового регулирования статуса личности, организации государства и функционирования публичной власти.

• К специфике субъектного состава относится то, что субъектом только конституционных правоотношений может выступать народ (именно народ, а не население определенной территории, определенная группа граждан и пр.), в частности, при участии в референдуме, во всеобщих выборах, в правомерных акциях неповиновения существующему неправовому, антиконституционному режиму.

• Наряду с традиционными основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений – событиями (рождение человека, достижение возраста активного и пассивного избирательного права, смерть главы государства или депутата представительного органа власти и т. п.) и действиями (назначение выборов, принятие закона, роспуск Государственной Думы, издание неконституционного акта и т. п.) конституционные правоотношения могут порождать и юридические факты – состояния (например, состояние в гражданстве Российской Федерации, состояние субъекта в составе Российской Федерации).

• Особый механизм реализации конституционных правоотношений. Поскольку для конституционно-правовых норм не характерно наличие санкций, реализация конституционно-правовых предписаний, прав и обязанностей субъектов конституционных правоотношений обеспечивается главным образом посредством норм других отраслей права (уголовного, административного, трудового, гражданского, жилищного, процессуального и др.).

Наука конституционного права, её понятие и предмет

Наука конституционного права: понятие и предмет исследования

Термин «конституционное право» употребляется в трех основных значениях: как наука, отрасль права и учебная дисциплина. Все они взаимосвязаны и могут существовать, развиваться, находясь в единстве. В этом единстве объединительную функцию выполняет наука. Так, отрасль права является одной из сторон объекта и предмета ее изучения, а учебная дисциплина — совокупностью определенных сведений из области науки.

Наука конституционного права есть совокупность, система взглядов, принципов, идей, представлений, научных знаний о конституционном праве как отрасли права и регулируемых ее нормами общественных отношениях. Это наиболее общее понятие науки конституционного права и оно при замене некоторых терминов приемлемо для определения любой другой юридической науки. Сказанное обусловлено тем, что наука конституционного права лишь часть учения о праве, она справедливо рассматривается как одна из отраслей правоведения (науки о праве) и на нее распространяются все признаки, характеризующие правоведение в целом.

Вместе с тем наука конституционного права является неотъемлемой частью государствоведения (науки о государстве). Однако предмет государствоведения применительно к государственной организации общества значительно шире, нежели у науки конституционного права. Государствоведение изучает государство в целом, его возникновение, типы, закономерности развития, а наука конституционного права — с позиций правового регулирования тех или иных государственных институтов. Государство всегда выступает одной из сторон конституционно-правовых отношений.

Роль любой науки о праве в жизни общества и ее место среди других юридических наук определяется предметом исследования, т. е. кругом изучаемых проблем, влиянием последних на общественную жизнь. Предмет науки конституционного права составляет то, на что направлено исследование в процессе изучения действительности. Этот предмет условно можно подразделить:

  • на нормы конституционного права, составляющие в совокупности отрасль права;
  • регулируемые этими нормами общественные отношения.

Наука конституционного права изучает:

  • все конституционно-правовые институты в их историческом развитии, в динамике, т. е. не только действующие конституционно-правовые нормы, но и те, которые имели место на предшествующих этапах развития государства, а также то, насколько прошлый опыт может быть использован в настоящее время и в будущем;
  • не только отдельные нормы, но и их объединения, в том числе закономерности развития отрасли конституционного права, ее характерные черты и особенности конституционно-правовых отношений;
  • властеотношения — отношения, связанные с осуществлением государственной власти; территориальные пределы осуществления государственной власти, распределение власти между отдельными территориями, субъектами Федерации, отношения человека и государства;
  • конституционно-правовой статус личности, политических партий и других общественных объединений, различных социальных общностей;
  • вопросы, связанные с высшими интересами человека, общества и государства.

Наука конституционного права занимает особое место среди других юридических наук, изучая наряду с философией права, теорией государства и права общество как целостную систему.

В связи с этим многие категории, понятия, выводы, теоретические обобщения в науке конституционного права являются основополагающими для других отраслей правовых знаний. Например, разработанные ею теоретические положения, принципы, категории имеют определяющее значение для административного, муниципального и других отраслей права. В этом и заключается ведущая роль конституционного права в национальных системах права всех современных государств.

Наука конституционного права тесно связана с рядом других гуманитарных наук, например с политологией. Они взаимодействуют при исследовании таких вопросов, как организация публичной власти, осуществление народом своего суверенитета, участие граждан в управлении делами государства и общества. Подобное сотрудничество способствует разработке оптимальных способов правового регулирования общественных отношений.

Ведущее положение науки конституционного права среди других правовых наук предопределяет и ее задачи. Это: обеспечение конституционно-правовыми средствами реального самоуправления народа, свободы личности, эффективного функционирования государственной власти; теоретическая разработка проблем федеративных отношений, а также вопросов, вытекающих из демократических процессов; определение основных тенденций развития отрасли конституционного права; прогнозирование тех или иных явлений в жизни государства и общества; установление последствий, которые могут быть вызваны введением или упразднением конституционных норм или отсутствием таковых.

Учитывая изложенное, можно предложить следующее определение науки конституционного права.

Структура системы науки конституционного права

Наука конституционного права — это система взглядов, идей, представлений, юридических знаний, выраженных через научные понятия и категории, о конституционно-правовых нормах и регулируемых ими общественных отношениях, охватывающих основы организации государства и общества, положение в нем личности, организацию и формы осуществления публичной власти в политической системе.

В науке конституционного права, как и в правоведении в целом, происходят процессы дифференциации знаний, в результате чего вся их совокупность обособляется в отдельные блоки. В своем единстве, взаимодействии они образуют единую систему науки конституционного права.

Под системой науки обычно понимается структура расположения накопленных знаний в их логической последовательности. При рассмотрении этой системы наиболее часто применяются два подхода, опирающиеся на систему отрасли конституционного права, на структуру Конституции. Один из них предполагает следующую структуру системы науки конституционного права:

  • общетеоретические вопросы науки и отрасли конституционного права;
  • учение о Конституции;
  • основы конституционного строя (конституционные основы устройства общества и государства);
  • конституционный статус индивидов, их объединений;
  • территориальная организация государственной (публичной) власти;
  • конституционные основы системы государственных органов, их организации и деятельности.

Несколько иной подход предлагает Н. А. Богданова. Она в систему науки включает:

  • конституционное право как юридическую науку;
  • конституционное право как отрасль права;
  • конституционные основы устройства общества и государства;
  • конституционные основы правового положения личности;
  • конституционные основы территориальной организации государственной власти;
  • конституционные основы системы государственных органов и их конституционно-правовое положение.

В этих двух подходах нет существенных различий, за исключением того, что во втором из них наука и отрасль включены в систему науки в качестве отдельных разделов и исключен как самостоятельный раздел «Учение о Конституции».

Имеются и иные схемы системы науки конституционного права.

Остановимся подробнее на первом варианте системы науки конституционного права, поскольку именно он, как правило, лежит в основе учебных программ и учебной литературы.

Общетеоретические вопросы науки и отрасли конституционного права

Наука конституционного нрава, относящаяся к числу отраслевых, изучает элементы отрасли конституционного права. Этим ее задачи не ограничиваются, ибо она наряду с познанием составных частей исследует то общее, что присуще отрасли конституционного права в целом, т. е. характер и особенности ее предмета, специфику теории, особенности регулируемых конституционно-правовых отношений.

В рамках данного раздела изучаются предмет, задачи, методология, источники науки конституционного права, взаимосвязь с другими науками, понятие, предмет, источники конституционного права как отрасли, конституционно-правовые нормы и конституционно-правовые отношения, система отрасли, методы регулирования общественных отношений, тенденции развития отрасли, ее значение в подготовке юристов.

Учение о Конституции

В науке конституционного права Конституция выполняет двоякую функцию. С одной стороны, она носитель конституционно-правовых идей, с другой — форма выражения норм отрасли конституционного права.

Конституция является основным источником конституционного права как отрасли. Поэтому целый раздел системы науки конституционного права посвящен этому феномену. В этом разделе изучаются сущность, особенности и юридические свойства Конституции, ее виды, форма, этапы конституционного развития; взаимосвязи конституций различных видов внутри Российской Федерации; формы и механизм реализации конституционных норм, охрана и защита Конституции.

Основы конституционного строя

Это новый раздел в науке конституционного права. Его появление обусловлено введением одноименного института в Конституцию РФ 1993 г.

Наука конституционного права призвана сформулировать понятие основ конституционного строя, дать соотношение конституционного строя с государственным и общественным строем, выяснить, какие принципы в своей совокупности могут составлять эти основы, объективно ли введены в Конституцию правовые нормы, составляющие этот институт.

В этом разделе рассматриваются характеристики государства, форм правления, формы осуществления власти народом, суверенитета народа и суверенитета Российской Федерации.

Важное значение имеет исследование конституционных основ общественного устройства. При этом главными проблемами, вытекающими из факта становления в России гражданского общества, являются понятие гражданского общества, его структура, место в нем политической системы, особенности конституционного регулирования отдельных видов общественных отношений, его пределы, втом числе экономических, политических, социальных отношений, а также система общественных структур, функционирующих в обществе.

Конституционный статус индивидов, их объединений

Раздел посвящен анализу взаимоотношений государства и граждан, их объединений, учению о правах, свободах и характеристике их отдельных видов. Это целый комплекс проблем, вытекающих из положения человека и гражданина в государстве и обществе, из конституционного закрепления прав, свобод, обязанностей граждан, их гарантий, юридической природы данных прав и свобод. Сюда же примыкают такие проблемы, как демократия и личность, права человека и общие принципы демократии, их соотношение.

Территориальная организация государственной (публичной) власти

В этом разделе изучаются вопросы, связанные с территориальной организацией государственной власти, распределением этой власти по вертикали в соответствии с теми или иными формами государственного устройства. Проблемными для исследования являются общетеоретические вопросы государственного устройства, проблемы федерализма, унитаризма и автономии, особенности устройства Российской Федерации, виды и характер ее субъектов, суверенитет Российской Федерации, оптимизация федеративных связей, административно- территориальное деление субъектов Федерации.

Конституционные основы системы государственных органов, их организации и деятельности

В этом разделе объединяются исследования по многочисленным вопросам организации и осуществления государственной власти. Объектами таких исследований являются система и виды государственных органов, конституционно-правовые статусы конкретных государственных органов, принципы построения этой системы, статус и формы деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, конституционные основы организации местного самоуправления. Особенность этого раздела выражается в наличии таких подотраслей, как избирательное, парламентское, конституционно-судебное право.

В заключение отметим, что с развитием государства и общества возникают новые подходы к изучению предмета науки конституционного права и ее системы, появляются новые теории и концепции.

Образовательный портал — все для студента юриста.

II. Конституционное право как наука.

1. Понятие конституционного права как науки.

Конституционное право как наука — это система научного знания, взглядов и представлений о системе норм права регулирующих общественных отношениях в сфере взаимодействия государства и личности.

2. Цели конституционного права как науки.

Цели конституционного права как науки:

— Познание новейших тенденций в сфере общественных отношений, урегулированных нормами конституционного права.

— Прогнозирование развития конституционно-правовых отношений.

— Выработка предложений по совершенствованию конституционного права как отрасли.

3. Предмет конституционного права как науки.

Предмет конституционного права как науки — это совокупность элементов конституционного права как отрасли, которые изучает конституционное право как наука.

Предмет конституционного права как науки составляют:

— Система институтов государства.

4. Методы конституционного права как науки.

Метод конституционного права как науки — это система методов, средств и способов познания конституционного права как отрасли.

Система методов КП как науки:

Всеобщие (философские) методы:

— метод диалектического материализма.

— метод исторического материализма.

5. Источники конституционного права как науки.

Система источников конституционного права как науки:

— Нормативные правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы.

— Практика конституционно-правовых отношений.

bargu.by — Сайт студентов БарГУ — Барановичского Государственного Университета

Конституционное право как отрасль права и юридическая наука

1. понятие и предмет отрасли конституционное право. Конституционно-правовой институт
2. конституционно-правовая норма: понятие, общие черты и отличия от норм других отраслей права
3. конституционно-правовые отношения: понятие и основные элементы
4. система и источники отрасли конституционное право
5. конституционное право как юридическая наука

Вы не можете скачивать файлы с нашего сервера

1.Конституционное право можно рассматривать в 3 значениях:
1) как отрасль права, т.е. совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих конституционные правоотношения
2) Как учебная дисциплина, т.е. совокупность методических материалов, позволяющих изучить конституционное право (программа курса «конституционное право», вопросы к экзаменам, зачетам, тематика курсовых, контрольных и т.д.)
3) как юридическая наука – совокупность знаний и теоретических положений об отрасли конституционное право (исследования в области конституционного права, научные труды).
Конституционное право является отраслевой политико-правовой дисциплиной. Для того, чтобы разобраться в любой отрасли права необходимо выяснить предмет данной отрасли права. Предмет отрасли конституционное право – это совокупность общественных отношений, урегулированных конституционно-правовыми нормами.
Отрасль – совокупность норм. Предмет – совокупность общественных отношений.
Значение предмета отрасли права имеет важное значение в правоприменительной деятельности, т.к. при юридическом анализе конкретных ситуаций в первую очередь необходимо выяснить номы какой отрасли права подлежат применению.

Предмет отрасли конституционное право включает в себя следующие общественные отношения:
1) в области правовой характеристики государства
2) принадлежность власти
3) государственной символики
4) в области экономической и политической системы
5) социальной структуры общества
6) в области порядка организации и деятельности государственных органов и должностных лиц
7) в области прав, свобод, обязанности, гарантии реализации прав и ограничение прав личности
8) в области приобретения и прекращения гражданства
9) области правовой характеристики административно-территориальных единиц
10) в области порядка организации и проведения выборов и референдумов
11) Правового статуса депутатов
12) Правовой характеристики избирательных комиссий и т.п.
Конституционно-правовой институт – это совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения.

Виды конституционно-правовых институтов:
1) основы конституционного строя – включают в себя нормы, регулирующие политическую и экономическую систему РБ, закрепляют социальную структуру общества и закрепляют принципы внешней политики государства
2) правовой статус личности – состоит из норм, закрепляющих конституционно-правовые свободы, обязанности, гарантии реализации прав и ограничения прав, а также нормы, регулирующие порядок приобретения и прекращения гражданства РБ
3) система высших государственных органов и должностных лиц, включая нормы, закрепляющие порядок формирования и деятельности высших государственных органов и должностных лиц, основные их полномочия, а также порядок прекращения их деятельности.
Конституция закрепляет следующие виды высших государственных органов и должностных лиц:
• президент – глава государства
• парламент – орган законодательной власти
• совет министров — орган исполнительной власти
• верховный суд, высший хозяйственный суд, конституционный суд – высшие органы судебной власти
• прокуратура – орган надзора за соблюдением законодательства
• комитет государственного контроля – финансово-экономический контроль
• нацбанк – высший орган финансово-кредитной системы РБ
4) местное управление и самоуправление – содержит нормы, регулирующие правовой статус органов местного управления и самоуправления
5) государственное и административно-территориальное устройство РБ – содержит нормы, закрепляющие РБ как унитарное, со своим административно-территориальным делением на области, районы, города и другие административно-территориальные единицы
6) избирательное право и избирательная система – содержит нормы, закрепляющие порядок организации и проведения выборов и референдумов в РБ, порядок формирования и деятельности избирательных комиссий, правовой статус депутатов и кандидатов в депутаты и на другие выборные должности

Конституционное право РБ – это ведущая отрасль права, которая представляет собой совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих конституционные правоотношения в области: основ конституционного строя, правового статус личности, системы высших государственных органов и должностных лиц, местного управления и самоуправления, государственного и административно-территориального устройства РБ, избирательного право и избирательной системы.

2.Правовая норма – это установленное и санкционированное государством общеобязательное правило поведения, обеспечение исполнения которого гарантируется возможностью применения силой государственного принуждения.
Конституционно-правовая норма – это установленная и санкционированная государством общеобязательное правило поведения, регулирующее конституционное правоотношение, обеспечение исполнения которой гарантируется возможностью применения силы государственного принуждения.

Общие черты конституционно-правовых норм и норм других отраслей права:
1) являются общеобязательными правилами поведения
2) все нормы установлены государством
3) обеспечивается государством
4) содержаться в НПА (формальноопределенность)

Отличия конституционно-правовых норм от норм других отраслей права:
1) по предмету правового регулирования, т.е. сфере общественных отношений, которые регулируются данными нормами
2) по форме выражения конституционно-правовые нормы могут быть выражены в виде:
• норм-принципов
• норм-задач
• норм-дефениций (дающие определение)
3) по юридической силе – в основном конституционно-правовые нормы закреплены в конституции, т.к. конституция – НПА, обладающий высшей юридической силой, следовательно и конституционно-правовые нормы будут обладать более высокой юридической силой в сравнении с нормами других отраслей права
4) учредительным характером, т.е. конституционно-правовые нормы дают исходные начала для возникновения норм других отраслей права (ст.13)
5) по структуре – структура любой нормы трехэлементная, т.е. гипотеза, диспозиция, санкция. В конституционно-правовых нормах отсутствует санкция, конституционно-правовые нормы состоят из диспозиции либо из гипотезы и диспозиции.

3.Конституционные правоотношения – это общественные отношения, урегулированные конституционно-правовыми нормами, возникающими между субъектами и направленные на объекты. Элементы конституционных правоотношений: субъекты, объекты и юридические факты.

Субъекты – непосредственные участники конституционных правоотношений (государство, государственные органы, должностные лица, политические партии, общественные организации, административно-территориальные единицы, граждане, народ).

Объекты – предметы и явления действительности, на которые направлены действия субъектов (государственная территория, личные неимущественные блага отдельных категорий граждан, честь, достоинство и неприкосновенность, которая охраняется в особом порядке, конституционные права и свободы личности, объекты, находящиеся в исключительной собственности государства, действия субъектов).

Юридические факты – условия возникновения, изменения и прекращения конституционных правоотношений. Юридические факты делятся на 2 вида:
1) волевые (действия, которые при реализации зависят от воли человека)
• правомерные
• неправомерные
2) неволевые (событие, которое не зависит от воли человека, для которого порождаются правоотношения, но имеют юридическое значение. Пример: достижение определенного возраста, смерть, рождение, стихийное бедствие).

4.Система отрасли конституционного права – это совокупность относительно самостоятельных комплексов, состоящих из конституционно-правовых норм, находящихся в логической взаимосвязи. Система отрасли отличается от системы учебной дисциплины. Система отрасли конституционного права понятие более узкое. Система учебной дисциплины кроме конституционно-правовых норм содержит и теоретические институты.
1) учение об отрасли конституционное право
2) учение о конституции и ее развитии
3) Основы конституционного строя
4) правовой статус личности
5) система высших государственных органов и должностных лиц
6) местное управление и самоуправление
7) государственное и административно-территориальное устройство РБ
8) избирательное право и избирательная система

Источники отрасли конституционное право – это НПА, содержащие конституционно-правовые нормы либо регулирующие конституционные правоотношения. Все источники отрасли конституционное право можно разделить на две основные группы:
1) источники, обладающие юридической силой закона
• конституция
• решение референдума
• международные НПА
• кодексы
• законы
• декреты президента
2) источники, обладающие силой подзаконного акта:
• указы и распоряжения президента
• постановления парламента
• постановления совета министров
• распоряжения премьер-министра
• заключение конституционного суда
• решение местных исполнительно-распорядительных органов

5.Наука конституционного права – это совокупность знаний, представлений, взглядов и теоретических положений об отрасли конституционное право, предмете и методе его регулирования.

Предмет науки конституционное право – это изучение конституционных правоотношений и конституционно-правовых норм целью их совершенствования, развития, приведения в соответствие с реальными условиями жизни.

Система науки конституционное право – это логическая последовательность исследования вопросов, связанных с конституционным правом. Система науки конституционное право строится с учетом системы отрасли конституционное право и системы учебной дисциплины конституционное право и включает в себя следующее институты:
1) знания об отрасли конституционное право, предмете и методе его регулирования
2) знания о конституции и ее развитии
3) знания об Основах конституционного строя
4) знания о правовом статусе личности
5) знания о системе высших государственных органов и должностных лиц
6) знания о местном управлении и самоуправлении
7) знания о государственном и административно-территориальном устройстве
8) знания об избирательном праве и избирательной системе

Источники науки конституционного права:
1) НПА, содержащие конституционно-правовые нормы или регулирующие конституционно-правовые отношения
2) Исследования ученых в области конституционно-правовой проблематики
3) Исторические документы в области конституционного права
4) Конституционно-правовая практика

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО КАК НАУКА: ПОНЯТИЕ, ПРЕДМЕТ, СИСТЕМА, ИСТОЧНИКИ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПЕРИОДИЗАЦИЯ

Конституционное право как наука представляет собой систему знаний об отрасли конституционного права, т.е. научные сведения, взгляды, теории, концепции о данной отрасли, ее возникновении и развитии, проблемах и перспективах совершенствования (рис. 2).

Рис. 2. Конституционное право как наука

Предмет науки конституционного права основывается на предмете конституционного права как отрасли, включающем:

• основы конституционного строя Российской Федерации;

• основы правового статуса личности;

• систему государственной власти;

• систему местного самоуправления.

Кроме того, в предмет науки конституционного права входят:

• учение о понятии отрасли конституционного права, ее предмете, системе, источниках, конституционно-правовой ответственности;

• история развития отрасли, включая конституционное законодательство Союза ССР и в России во время ее пребывания в составе СССР; современные проблемы конституционно-правового регулирования;

• понятие, предмет, источники и методология науки конституционного права, тенденции ее развития;

• учение о конституции, ее сущности, юридических свойствах, месте в правовой системе, истории развития.

Таким образом, система науки конституционного права шире системы одноименной отрасли. Наука не просто повторяет систему действующего права, а критически его оценивает, сравнивает с конституционным правом зарубежных стран и предлагает более эффективные модели правового регулирования. С развитием государства конституционно-правовая наука тоже развивается, обогащается новыми концепциями, которые в свою очередь влияют на государствен но-правовую жизнь.

Наука конституционного права изучает одноименную отрасль при помощи определенных методов. Если предмет науки отвечает на вопрос «что познается», то методология науки — «как познается», т.е. какие методы используют исследователи для познания конституционно-правовых норм и отношений. При этом под методами понимаются способы, приемы, применяемые для получения научных знаний. Совокупность методов образует методологию науки (рис. 3).

Рис. 3. Методы научного познания

Наука конституционного права использует общефилософские методы, в частности материалистический, который исходит из взаимосвязи и постоянного развития конституционно-правовых явлений.

Среди общенаучных методов выделяют логический, исторический, системный и функциональный.

Логический метод основан на применении мыслительного анализа (разложение целого на части) и синтеза (соединение частей в целое), индукции (получение общего знания на основе частного) и дедукции (получение частного знания на основе общего) и других законах логики — восхождение от абстрактного к конкретному, моделирование, абстрагирование.

^ Например, избирательный процесс может быть представлен как последовательно сменяющие друг друга этапы, а совокупность отдельных стадий, связанных с принятием и обнародованием закона, образует законодательный процесс. На основе изучения Конституции Республики Татарстан можно получить общее представление об учредительных актах субъектов РФ, а на основе общих признаков субъектов Федерации возможно определить признаки конкретного субъекта РФ.

Исторический метод позволяет рассматривать конституционно-правовые явления (например, федерализм, парламентаризм, гражданство) в развитии, выявлять преемственность и закономерности правового регулирования, а на их основе — перспективы совершенствования законодательства. Конституционно-правовая наука изучает историю развития конституции, конституционно-правового законодательства.

Системный метод основан на подходе к отрасли права как системному целостному образованию. Поэтому все конституционно-правовые явления должны рассматриваться во взаимосвязи. Так, исследуя права человека и гражданина, необходимо иметь представление о политическом режиме, государственных правозащитных институтах и пр.

Функциональный метод дает возможность изучить функции, социальное назначение конституционно-правовых явлений, т.е. рассмотреть их в динамике. Например, исследуются функции Президента РФ, полномочия Государственной Думы, права и обязанности депутата, процесс объединения субъектов РФ и т.п.

Наука конституционного права применяет достижения юридических и общественных наук, а также технических и естественных наук, т.е. частнонаучные методы. К ним относятся следующие методы: формально-юридический; сравнительно-правовой; статистический; конкретно-социологический; эксперимента и др.

Формально-юридический метод позволяет проанализировать содержание исследуемого нормативного материала, толковать правовые нормы, выявлять юридические факты, определять юридические понятия и категории, систематизировать конституционно-правовые явления.

Сравнительно-правовой метод заключается в сопоставление государственно-правовых явлений России на разных этапах ее развития, а также России и зарубежных стран, в сравнении организации государственной власти в субъектах РФ, регионального законодательства с целью выявления сходства и различия между ними и т.д.

Статистический метод направлен на получение определенных количественных показателей для получения доказательств наличия или отсутствия связей между анализируемыми явлениями, а также для анализа факторов, влияющих на данное явление.

^ Например, статистика применяется для выявления качественного состава депутатского корпуса, анализа причин неучастия избирателей в выборах, оценки эффективности деятельности органов власти [1] и др. Обрабатывая полученные показатели, наука обосновывает политико-правовые и организационные меры, которые могут способствовать преодолению негативных явлений.

Конкретно-социологический метод — это приемы и методы отбора, переработки, анализа информации о конституционно-правовой практике: анализ документов, опросы, обсуждение проектов законов, изучение судебной практики Конституционного Суда РФ и других судов, иной правоприменительной практики (работы избирательных комиссий, Уполномоченного по правам человека и т.п.), общественного мнения о деятельности партий и т.д.

Метод эксперимента позволяет проверить научные гипотезы, подтвердить или опровергнуть проекты государственно-правовых решений (учреждение суда присяжных, проведение единого государственного экзамена, применение ювенальных технологий и др.).

Итак, методология науки конституционного права весьма многообразна. Применение того или иного метода познания зависит от предмета и целей исследования.

Научные исследования в области конституционного права основываются на многочисленных и разнообразных источниках. Под источниками науки понимаются информационные материалы о конституционно-правовых явлениях.

Выделяют несколько видов источников:

К нормативным источникам науки конституционного права относятся все источники одноименной отрасли. Наука изучает законодательство, анализирует содержащиеся в них юридические конструкции, выявляет степень их эффективности, предлагает пути совершенствования. Источниками науки являются и ранее действовавшие в России нормативные правовые акты, а также конституционное законодательство зарубежных стран, международные правовые акты, служащие сравнительным материалом для исследователей, обогащающим российскую науку.

Теоретические источники включают научные труды отечественных и зарубежных авторов, содержащие различные концепции и выводы, зачастую диаметрально противоположные. К таким трудам относятся монографии, диссертации, научные статьи, иные публикации не только по конституционному праву РФ, но и по теории государства и права, конституционному праву зарубежных стран, иным юридическим наукам, а также философии, социологии, филологии и др. Их исследование обогащает науку и вооружает государственно-правовую практику.

Наука использует публицистические источники, к которым относятся статьи и выступления в СМИ, Интернете по общественно-политическим проблемам.

Наука не должна быть схоластичной, т.е. оторванной от жизни. Поэтому ее источниками служат материалы конституционно-правовой практики. Анализ практики деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, реализации конституционных прав и свобод гражданами помогает выявить проблемы в законодательстве и наметить пути его совершенствования.

Наука конституционного (государственного) права возникла значительно позднее других юридических наук. Ее появление было связано с отпочкованием от философии, социологии и других наук.

Сложилась следующая периодизация науки конституционного права:

I этап — дореволюционный (середина XIX в. — октябрь 1917 г.);

II этап — советский (1917 г. — вторая половина 1980-х гг.);

III этап — современный (вторая половина 1980-х гг. — настоящее время).

В дореволюционный период, несмотря на отсутствие конституции, наука государственного права существовала и развивалась, исследовались государство, его институты, организация верховной власти, учреждение Императорской Фамилии, права и преимущества членов Императорского Дома и членов Царствующего Дома, порядок престолонаследия, регентство, история развития монархии в России и др. После принятия в 1906 г. Основных законов Российской империи предмет государственного права расширился за счет исследований теории правового государства, народного представительства, парламентаризма. Среди выдающихся представителей российской государственно-правовой науки А.С. Алексеев, А.И. Васильчиков, В.М. Гессен, А.Д. Градовский, М.М. Ковалевский, Ф.Ф. Кокошкин, М.И. Коркунов, С.А. Котляревский, Б.Э. Нольде, М.И. Свешников, Б.Н. Чичерин и многие другие.

Советский период развития науки конституционного (государственного) права начался после Октябрьской революции 1917 г., объявившей единственную господствующую идеологию — марксизм-ленинизм. Все научные разработки государствоведов дооктябрьской России были полностью отброшены, а новые, стесненные рамками официальной идеологии, были призваны обосновывать партийно-государственные решения. В этот период сложились концепции диктатуры пролетариата, социалистического государства, руководящей роли рабочего класса и коммунистической партии в социалистическом государственном строительстве, пролетарского интернационализма, социалистического федерализма и др. Идеологическое насилие над наукой государственного права не остановило ее прогрессивного развития по многим теоретическим проблемам, среди которых предмет, источники и система государственного права; народный, государственный и национальный суверенитет; политическая система; народное представительство; правовой статус личности; государственное устройство и др. Значительный вклад в развитие науки на этом этапе внесли ученые-государствоведы: С.А. Авакьян, Г.В. Ба-рабашев, В.И. Васильев, Л.Д. Воеводин, Д.Л. Златопольский, И.П. Ильинский, И.Д. Левин, В.Т. Кабышев, А.И. Ким, М.Г. Кириченко, Е.И. Козлова,

B. Ф. Коток, С.С. Кравчук, И.Н. Кузнецов, Н.Я. Куприц, О.Е. Кутафин, Б.М. Лазарев, А.И. Лепешкин, А.И. Лукьянов, В.О. Лучин, Н.А. Михалева, А.А. Мишин, В.С. Основин, В.А. Пертцик, Б.А. Страшун, Ю.А. Тихомиров, Б.Н. Топорнин, Е.И. Фарбер, В.Е. Чиркин, К.Ф. Шеремет, Б.В. Щетинин, Б.С. Эбзеев и другие. Многие из них вносят большой вклад в исследование современных проблем конституционного права.

Современный период науки конституционного права ознаменовался коренными государственными реформами, изменениями Конституции 1978 г., распадом СССР, в составе которого находилась Россия, принятием новой Конституции РФ 1993 г. Возникли новые научные концепции в области основ конституционного строя, гарантий прав и свобод человека и гражданина, федерализма, разделения властей, парламентаризма, законодательного процесса, местного самоуправления и др. В числе исследователей названных теоретических проблем А.С. Автономов, М.В. Баглай, И.Н. Барциц, Н.А. Богданова, Н.С. Бондарь, Н.В. Витрук, Г.А. Гаджиев, Т.Д. Зражевская, Л.В. Лазарев, Г.Н. Комкова, А.Н. Кокотов, В.А. Кряжков,

C. Д. Князев, В.В. Игнатенко, М.А. Митюков, С.Э. Несмеянова, Л.А. Нуд-ненко, Ж.И. Овсепян, А.Е. Постников, В.И. Фадеев, Т.Я. Хабриева, Ю.Л. Шульженко и многие другие.

  • [1] См., например: Указ Президента РФ от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2012. № 35. Ст. 4774.

Популярное:

  • Гк рф стамбул ПРАВИЛА ЗАПИСИ НА ПРИЕМ Необходимо указывать данные именно того лица, которое придет на прием. При записи нескольких членов семьи каждый должен записываться отдельно. Для записи по вопросу […]
  • Ст 135 тк рф 2018 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ ст 135 (ред. от 19.07.2018) Статья 135. Установление заработной платы Заработная плата работнику устанавливается трудовым […]
  • По ч1 ст1714 коап Статья 19.15 КоАП РФ. Проживание гражданина Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта) Новая редакция Ст. 19.15 КоАП РФ 1. Проживание по месту […]
  • Паспорт в москве по временной регистрации Паспорт в москве по временной регистрации Хостинг сайта временно приостановлен Если РІС‹ владелец данного ресурса, то для […]
  • Чем является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию Раздел 10. Порядок выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. 10. Порядок выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства в […]
  • Вернет ли банк деньги если их украли с карты Как вернуть украденные с карты деньги? Мария получала зарплату на карту, к которой была подключена услуга «Мобильный банк». Спустя неделю после сообщения о перечислении аванса она решила […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.