Ликвидация чс военного характера

ЛИКВИДАЦИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ РАЗЛИЧНОГО ХАРАКТЕРА

Организационные основы ликвидации чрезвычайных ситуаций

Ликвидация ЧС включает проведение в ее зоне и прилегающих к ней районах силами и средствами ликвидации ЧС всех видов разведки и неотложных работ, а также организацию жизнеобеспечения пострадавшего населения и личного состава этих сил. Организация ликвидации ЧС зависит от ее характера и масштабов. Основным организатором ликвидации является комиссия по ЧС – функциональная структура органов исполнительной власти и управления объектом.

Органы управления ГО и ЧС, являясь структурными органами исполнительной власти, предназначены для повседневного управления и контроля в пределах своей компетенции за выполнением мероприятий по ГО, предупреждению ЧС и готовности к действиям при их возникновении, а также для организации ликвидации ЧС на подведомственной территории.

Основными заблаговременными мероприятиями, обеспечивающими создание действенных предпосылок для успешной ликвидации ЧС, являются:

1) создание групп по защите территорий;

2) необходимое техническое оснащение органов управления и сил РСЧС;

3) поддержание в готовности органов управления, сил и средств РСЧС;

4) создание резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

5) планирование возможных действий по ликвидации ЧС;

6) организация взаимодействия между подсистемами и звеньями РСЧС;

7) осуществление постоянного контроля за обстановкой районе ЧС (в стране, регионе, на территории субъекта РФ).

Успех ликвидации ЧС в решающей степени зависит от организации действий органов управления и сил РСЧС, эффективности проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В основе организации этих работ находятся заблаговременно разработанные на всех уровнях РСЧС, во всех ее подсистемах и звеньях планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Эти планы разрабатываются на основе оценки риска возникновения ЧС для соответствующей территории, прогнозирования вариантов возможной обстановки, анализа вероятных решений по проведению работ. План может предусматривать:

– краткую характеристику зоны бедствия (очага поражения);

– силы и средства, привлекаемые для выполнения задач по ликвидации ЧС;

порядок охраны общественного порядка в зоне ЧС;

– специальные мероприятия с учетом специфики района (территории, субъекта);

– меры медицинского обеспечения;

– вопросы материально-технического обеспечения и др.

В целях согласования содержания планов исходные данные, необходимые для планирования, доводятся до подведомственных органов управления и сил РСЧС. Вышестоящие органы управления РСЧС осуществляют методическое руководство планированием. Разработанные проекты планов рассматриваются, согласовываются и утверждаются председателями соответствующих вышестоящих комиссий по ЧС.

Силы различной принадлежности привлекаются для ликвидации ЧС в порядке, определенном законодательством РФ по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС, которое предусматривает применение этих сил на других объектах и территориях, и в соответствии со специальными решениями, обусловленными возникшей необходимостью использовать эти силы во внеплановом порядке. Решение о привлечении поисково-спасательных служб и формирований к ликвидации ЧС принимает уполномоченное должностное лицо федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и организаций, осуществляющих руководство деятельностью указанных служб и формирований.

Ведомственные аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные и специальные формирования привлекаются к проведению работ по ликвидации ЧС в соответствии с заранее разработанными планами взаимодействия решением председателей ведомственных комиссий по ЧС, в том числе по запросам территориальных и местных комиссий по ЧС.

Специально подготовленные для ликвидации ЧС силы Министерства обороны России (соединения, воинские части и подразделения инженерных войск, войска радиационной, химической и биологической защиты, аварийно-спасательные подразделения), другие воинские формирования привлекаются к ликвидации ЧС в порядке, определяемом Президентом РФ.

Ликвидация ЧС организуется и осуществляется в соответствии с решениями руководителей комиссий по ЧС, которые являются обязательными для всех граждан и организаций, находящихся в зоне возникшей ЧС. В ходе аварийно- спасательных и других неотложных работ на отдельных участках зоны ЧС решения в соответствии с поставленными задачами и выводами из оценки обстановки, сложившейся на участках, принимают командиры (начальники) действующих там формирований (подразделений). Руководители всех уровней несут личную ответственность за принимаемые решения, использование подчиненных сил и результаты работ.

Исходными данными для принятия решения о ликвидации ЧС являются:

1) задача, поставленная вышестоящим органом управления;

2) данные разведки об обстановке в зоне ЧС;

3) выводы из оценки обстановки в зоне ЧС;

4) оценка возможностей имеющихся и прибывающих сил и средств;

5) выводы из оценки местности, погоды, их возможного влияния на ход работ.

Эффективность ликвидации ЧС во многом зависит от экстренности реагирования на них, которая заключается в осуществлении взаимосвязанных действий органов руководства и повседневного управления РСЧС по незамедлительному получению информации о факте возникновения чрезвычайной ситуации, своевременному оповещению об этом населения и заинтересованных организаций, а также уточнению и анализу обстановки, принятию решений и организации действий сил и средств ликвидации ЧС.

Председатель комиссии по ГО и ЧС, используя прогностические данные и первоначальные данные о характере и масштабах ЧС, принимает решение, в котором, как минимум, указывает основные задачи, состав сил и средств, указания о защите личного состава формирований и порядке спасения людей. Для получения достоверной информации организуется комплексная разведка, которая включает специалистов – химиков, инженеров, пожарных и медиков.

Команды пожаротушения выявляют пожарную обстановку – участки сплошных и отдельных пожаров, рубежи локализации и способы тушения пожаров, положение водоисточников и примерную потребность в противопожарных силах. Медицинская разведка оценивает санитарно-гигиеническую обстановку, выявляет места нахождения пораженных, их примерное количество и виды поражения, устанавливает необходимый объем работ по оказанию медицинской помощи. При необходимости отбирают пробы воздуха и почвы для лабораторного определения вида возбудителей инфекции. Для разведки на объектах сельскохозяйственного производства привлекают специалистов фитосанитарного надзора и ветеринаров.

На основе данных, полученных из различных органов и специальной комплексной разведки, председатель комиссии по ГО и ЧС в комплексе оценивает обстановку и принимает решение.

Классификация чрезвычайных ситуаций

Классификация ЧС производится по различным признакам

В их числе причины возникновения и масштабы ЧС, интен­сивность и длительность воздействия поражающих факторов, численность пострадавших (пораженных) людей, величина эко­номического ущерба и степень влияния на природную среду

Так по масштабу распространения и тяжести последствий ЧС подразделяются на локальные, местные, территориальные, реги­ональные, федеральные и трансграничные

Постановлением Правительства РФ №1094 от 1309.96 г. ут­верждено «Положение о классификации ЧС природного и техногенного характера», установившее единый подход к оценке чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера, определению границ их зон и адекватному реагированию на них Введены количественные критерии определения масштаба ЧС в зависимости от количества пострадавших людей, у которых ока­зались нарушены условия жизнедеятельности, от размера мате­риального ущерба, а также границы зон распространения пора­жающих факторов

1.Локалъные это ЧС, в результате которой пострадало не бо­лее 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не бо­лее 1 тыс минимальных размеров оплаты труда на день возник­новения ЧС и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пре­делы объекта производственного или социального назначения

2. Местная в результате которой пострадали свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свы­ше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб состав­ляет свыше 1 тыс, но не более 5 тыс минимальных размеров оп­латы труда на день возникновения ЧС и зона чрезвычайной ситу­ации не выходит за пределы населенного пункта, города, района

3.Территориальная в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедея­тельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материаль­ный ущерб составляет свыше 5 тыс , но не более 0,5 млн мини­мальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зо­на чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта РФ

4.Региональная в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятель­ности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб свыше 0,5 млн, но не более 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона чрезвычайной ситуации охавтывает территорию двух субъектов РФ

З.Федеральная в результате которой пострадали свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн ми-нимальних размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов РФ

6.Трансграничная это такая ЧС, поражающие факторы кото-рои выходят за пределы РФ, либо чрезвычайная ситуация, кото­рая произошла за рубежом и захватывает территорию России

Указанная классификация чрезвычайных ситуации по их масштабу играет значительную роль в практике работы юристов и экономистов при решении вопросов возмещения расходов на ликвидацию ЧС через страхование, обращение в органы испол­нительной власти по финансированию на восстановление объ­ектов экономики и территории, пострадавших в результате чрез­вычайных ситуации, при определении меры ответственности ви­новников ЧС и т п

Чрезвычайные ситуации классифицируют также по группам, типам и видам лежащих в их основе чрезвычайных событий

Согласно базовой классификации ЧС, используемой в Еди­ной государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуации имеются следующие группы ЧС

Чрезвычайные ситуации военного (конфликтного) характера (стр. 1 из 3)

1. Особенности ЧС военного времени

1.1 Источники военной опасности для РФ

1.2 Современные средства (системы) вооруженной борьбы и поражающие факторы от них

1. Особенности ЧС военного времени

Нам представляется, что ЧС военного характера (военные столкновения) — это особая группа конфликтных и экологических ЧС, возникших на определенной территории, вызванных повседневной деятельностью войск и воздействием современных средств поражения (ядерное, обычное, геофизическое оружие и ОНФП) на ВС и другие войска с их объектами (инфраструктурой), объекты экономики и население, приводящих к человеческим жертвам, ущербу здоровья людей и окружающей природной среде, значительным материальным потерям и нарушению условий жизнедеятельности населения (рис.1).

Рис.1. Содержание военных ЧС

Такие ЧС возникают при наличии предпосылок появления, а затем и реализации (при определенных условиях) источников военной опасности (угрозы), представляемых условно тремя группами: внутренних, внешних и трансграничных, изложенных в Концепции национальной безопасности РФ и в Актуальных задачах развития Вооруженных Сил РФ.

1.1 Источники военной опасности для РФ

Исходным моментом в оценке опасности для РФ является то, что значение военной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Более того, военно-политическая обстановка не исключает возможности возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающих интересы безопасности РФ, или возникновения прямой военной угрозы безопасности РФ.

Существуют постоянные базовые национальные интересы для каждого государства. К ним можно отнести: государственный суверенитет, территориальную целостность, социально-политическую стабильность общества, конституционный строй, стратегическую стабильность в системе безопасности РФ только за счет политических возможностей (членство в международных организациях, партнерские отношения, возможности влияния) становится невозможным.

Основные внешние угрозы:

1) развертывание группировок сил и средств, имеющих целью военное нападение на РФ или ее союзников;

2) территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий;

3) осуществление государствами, организациями и движениями программ по созданию оружия массового поражения;

4) вмешательство по внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;

5) демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;

6) наличие вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;

чрезвычайная ситуация военная конфликтная

7) нестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странах;

8) наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников и прилегающих к их территории морских водах;

9) расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации или ее союзников;

10) деятельность международных радикальных группировок, усиление позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;

11) ввод иностранных войск (без согласия Российской Федерации и санкции Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных России государств;

12) вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе Российской Федерации или границах ее союзников;

13) действия, препятствующие работе российских систем государственного и военного управления, обеспечению функционирования стратегических ядерных сил, предупреждению о ракетном нападении, противоракетной обороне, контролю космического пространства и обеспечению боевой устойчивости войск;

14) действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;

15) дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах;

16) распространение оборудования, технологий и компонентов, используемых для изготовления ядерного и других видов оружия массового поражения, а также технологий двойного назначения, которые могут использоваться для создания ОМП и средств его доставки.

Основные внутренние угрозы:

1) попытки насильственного изменения конституционного строя и нарушения территориальной целостности России;

2) планирование, подготовка и осуществление действий по нарушению и дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, народнохозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры;

3) создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;

4) незаконное распространение (оборот) на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;

5) широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в масштабах субъекта Российской Федерации;

6) деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений в Российской Федерации.

1) создание, оснащение, обеспечение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований и групп с целью их переброски для действий на территории Российской Федерации или территориях ее союзников;

2) деятельность прямо или косвенно поддерживающихся из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных или религиозных экстремистских группировок, направленная на подрыв конституционного строя РФ, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;

3) трансграничная преступность, включающая контрабандную и иную противозаконную деятельность в масштабах, угрожающих военно-политической безопасности Российской Федерации или стабильности на территории союзников РФ;

4) ведение враждебных по отношению к Российской Федерации и ее союзникам информационных (информационно-технических, информационно-психологических и т.д.) действий;

5) деятельность международных террористических организаций;

6) деятельность наркобизнеса, создающая угрозу транспортировки наркотиков на территорию РФ, или использование территории РФ в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.

Для противодействия указанным источникам могут быть использованы ВС и другие войска РФ. Опыт более чем десятилетнего военного противодействия в Чечне это подтвердил. Здесь привлекались значительные воинские контингенты ВС (особенно сухопутные войска, авиация, ВДВ, морская пехота и др.), внутренних войск, а также ФПС и МЧС (для оказания гуманитарной помощи и осуществления ряда спасательных работ).

Чрезвычайные события, происходившие в Чечне (1994-1996, 1999-2000 гг.), привели к колоссальным разрушениям объектов экономики, бытовой сферы, транспорта, жилья, а также к большим человеческим жертвам (свыше 80 тыс. безвозвратных и около 240 тыс. санитарных потерь в 1994-1996 гг.).

Однако, эти потери не идут ни в какое сравнение с тем, что может быть при крупномасштабной войне с применением как ядерных, так и обычных средств поражения.

Рассматривая возможные источники внешних угроз России, нельзя не учитывать в перспективе и ряд других обстоятельств:

— усиление нестабильности в отдельных государствах СНГ и регионах РФ;

— наличие мощных Вооруженных Сил у ряда других государств и целых союзов (США, блок НАТО и др.), имеющих самые современные средства поражения — обычные и ядерные (ОСП и ЯСП);

— распространение ядерного оружия и ядерных технологий за пределы «ядерного клуба» (США, Франция, Великобритания, Россия, Китай); такими странами сейчас являются: Индия, Пакистан, Северная Корея, Ирак, Израиль, Южно-Африканская Республика и др.;

— в мире резко обостряются классовые противоречия на социально-экономической основе: например, на долю 20% наиболее богатой части населения мира (Западная Европа, США, Канада, Япония) приходится 83% мирового дохода, тогда как на долю остальных 80% населения — всего 17%, причем на долю беднейшей части населения мира — всего лишь 1,4% (очень остра эта проблема и для современной России);

в мире все острее начинает ощущаться недостача сырья и энергоресурсов, за которые может начаться острая борьба в недалеком будущем, а здесь именно Россия обладает пока еще колоссальными ресурсами разведанных мировых запасов на сумму свыше 30 триллионов долларов (США — 8 триллионов, Китай — 4 триллиона долларов), 45% газа, 44% железных руд, 40% нефти, 30% угля и добычи драгоценных камней; громадны пока запасы леса и питьевой воды.

Специалисты-политологи считают, что начинается борьба за третий передел мира (первый и второй происходили в прошедшие мировые войны).

Из анализа названных источников военной опасности для РФ, могущих привести к ЧС военного характера, видно, что все они существуют, хотя вероятность их проявления, а значит и возникновения ЧС по каждому событию; одинакова.

Для противодействия указанным источникам могут быть использованы Вооруженные Силы и другие войска РФ. Опыт военных действий в Чечне за прошедшие годы подтвердил это, о чем речь шла выше.

1.2 Современные средства (системы) вооруженной борьбы и поражающие факторы от них

а) Обычные средства (системы) поражения

Известно, что основой ведения боевых действий является оружие, под которым понимаются устройства и средства, применяемые в вооруженной борьбе для поражения (уничтожения) противника.

Характеристика медицинских сил, привлекаемых к ликвидации последствий чс военного характера. Организация медицинской службы го и Всероссийской службы медицины катастроф

В военной теория и практике на протяжении многих десятилетий господствовало мнение, что главным объектом нападения в войне являются вооружённые силы противника, уничтожение которых лишает его ос­новного инструмента ведения войны и обеспечивает достижение её конечных целей – победы над врагом.

Однако анализ людских потерь в войнах XX веха показывает, что по мере совершенствования средств нападения наряду с вооружёнными силами огромные потери несёт и гражданское население.

Так, в годы первой мировой войны потери среди гражданского населения составили 5%, во вторую мировую войну – 48% от общего числа людских потерь. Потери среди гражданского населения увеличивались по мере совершенствования средств нападения. Это видно на примере войны в Корее, где они составили 84%. Во время войны США во Вьетнаме потери среди мирного населения составили 90%, во время военных действий в Чечне (1994-1996 г.г.) – 95% (Серебряников В.В., Дерюгин Ю.И., 1997 г.).

При нанесении американской авиацией ударов ядерными боеприпасами по японским городам Хиросима и Нагасаки в 1945 г. соотношение гражданских и боевых потерь составило 230 · 1.

В условиях войны с применением современных видов оружия потери среди мирного населения могут существенно возрасти, так как новейшие средства доставки позволяют вероятному противнику поражать не только прифронтовые и приграничные районы, но и административно-промышленные объекты глубокого тыла.

Уже во время первой мировой войны совершенствование средств ве­дения вооружённой борьбы позволило воюющим сторонам осуществлять авиационные налёты и артиллерийские обстрелы из дальнобойных орудий городов, населённых пунктов тыла, применять в ходе боевых действий химическое оружие, что привело к возникновению проблемы организации защиты от поражения не только войск, но и мирного населения.

Поэтому в СССР, наряду с укреплением Вооружённых Сил, важная роль отводилась также повышению устойчивости тыла, сохранению про­мышленного потенциала, защите населения в условиях военного времени.

Для решения этих задач 4 октября 1932 года в нашей стране была создана местная противовоздушная оборона (МПВО), предназначенная для защиты населения от вражеских авиационных налётов, в состав которой входила медико-санитарная служба МПВО (МСС МПВО). В годы Великой Отечественной войны формирования и учреждения МСС МПВО сыграли важную роль в организации медицинской помощи населению, пострадав­шему при налётах вражеской авиации и артобстрелах Москвы, Ленингра­да, Смоленска и других крупных городов Советского Союза.

Вполне оправдали себя организация и оснащение развёрнутой сети медико-санитарной службы МПВО страны. По данным А.Н. Беляева (1985), её личный состав за время войны оказал медицинскую помощь и тем самым спас жизни 135224 пострадавшим из числа мирного населения.

Медико-санитарная помощь пострадавшим оказывалась в среднем в течение 16 мин. с момента поражения. Всего же, за время Великой Отечест­венной войны, от вражеских бомбардировок и артиллерийских обстрелов пострадало 187928 чел гражданского населения, из них 135425 (73%) было ранено и 51493 (27%) убито.

После оказания первой медицинской помощи силами санитарных постов и санитарных дружин поражённые, как правило, эвакуировались в городские больницы, где им оказывалась необходимая медицинская по­мощь, и осуществлялось лечение до окончательного исхода. Жители осаж­дённого Ленинграда называли дружины РОКК и санитарные дружины «пешей скорой помощью» и высоко ценили их вклад в спасениепостра­давших.

Появление на вооружении армий ряда государств оружия массового поражения и особенно ядерного поставило перед МСС МПВО новые зада­чи, которые надо было решать в условиях иной медико-тактической об­становки.

Эти условия были продиктованы возможностью возникновения в очаге поражения массовых потерь среди населения, выходом из строя ле­чебных учреждений, уничтожением запасов медицинского имущества, по­явлением нового вида боевой травмы – лучевой болезни.

Новые средства ведения войны настоятельно требовали пересмотра организации и тактики медицинского обеспечения населения в очагах по­ражения.

Для решения этой задачи в составе МСС МПВО создаются новые формирования, предназначенные для розыска и выноса поражённых из очага ядерного поражения (сортировочные, радиологические группы и др.). Вносятся коррективы и в систему медицинского обеспечения пора­жённых. В связи с невозможностью обеспечить оказание поражённым ква­лифицированной и специализированной медицинской помощи в городах, подвергшихся ядерному нападению, предусматривается направить их в загородную зону, где планируется к развёртыванию сеть лечебных учреждений различного профиля в составе сортировочно-эвакуационных баз СОБ.

В составе СОБ предполагалось развёртывать сортировочно-эвакуационные госпитали (СЭГ), загородные профилированные больницы и пункты сбора легкопоражённых.

Система организации медицинского обеспечения поражённых в оча­гах массового поражения, принятая МСС МПВО, предусматривала привлечение сил и средств различных городов и районов в порядке взаимо­действия. Оказание медицинской помощи поражённым планировалось осуществлять силами формирований, созданных на базе учреждений здра­воохранения и личным составом санитарных постов (СП), санитарных дружин (СД), создаваемых на базе объектов народного хозяйства.

Включение в состав МСС МПВО массовых медицинских формиро­ваний (СП и СД) позволяло решить сложную задачу по оказанию первой медицинской помощи поражённым непосредственно в очагах поражения, обеспечить их медицинскую эвакуацию, а также уход за ними в лечебных учреждениях.

Медицинское обеспечение населения в очагах массового поражения обрело выраженный лечебно-эвакуационный характер.

При этом выделялись два этапа медицинской эвакуации, и преду­сматривалось оказание трёх основных видов медицинской помощи: первой медицинской, первой врачебной и специализированной.

С учётом необходимости решения новых задач военного времени в 1961 году решением Правительства СССР МПВО преобразуется в Граж­данскую оборону Союза ССР.

В составе ГО в 1962 году создаётся медицинская служба Граждан­ской обороны (МС ГО), предназначенная для медицинского обеспечения поражённого населения в военное время. Организация и тактика МС ГО строилась с учётом структуры и динамики возникновения санитарных потерь в очаге ядерного поражения. Территориально-производственный принцип построения МС ГО позволил создать силы и средства службы на базе лечебно-профилактических учреждений Минздрава СССР других министерств и ведомств, а также использовать для управления службой сложившиеся территориальные структуры органов здравоохранения и го­сударственной власти.

В 70-е годы, участившиеся чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера потребовали пересмотра концепции применения сил и средств МС ГО с ориентацией их на выполнение задач мирного вре­мени.

В 1977 году Правительством СССР было утверждено новое Положе­ние о МС ГО, в котором ей предписывалось обеспечить оказание всех ви­дов медицинской помощи пострадавшему населению в очагах массового поражения, в зонах катастрофического затопления, районах стихийных бедствий, при крупных авариях и катастрофах. Медицинские силы и сред­ства различных министерств и ведомств при оказании медицинской помощи населению в очагах поражения должны были использоваться совмест­но.

Приказы, директивы и инструкции, а также регламентирующие нор­мативные документы, издаваемые Минздравом СССР по МС ГО, являлись обязательными для исполнения всеми министерствами, ведомствами и другими организациями.

В составе МС ГО были созданы формирования и учреждения, пред­назначенные для оказания первой медицинской, первой врачебной и спе­циализированной медицинской помощи.

Важным этапом совершенствования организации и тактики меди­цинской службы ГО была проведённая в 1985 году Минздравом СССР ре­организация системы развёртывания загородных больниц МС ГО.

В соответствии с Положением «О порядке развёртывания и работы больничной базы МС ГО (ББ МС ГО)», принятым в 1984 году, была лик­видирована громоздкая система, предусматривающая развёртывание на территории области, края, республики нескольких ББ МС ГО, состоящих в первую очередь из больничных коллекторов, сортировочно-эвакуационных госпиталей, нейрохирургических, торакоабдоминальных и других профилированных больниц загородной зоны. Обеспечить её врачами-специалистами в военное время не представлялось возможным.

В соответствии с названным Положением в лечебных учреждениях ББ МС ГО поражённым должна оказываться не только специализированная, но и квалифицированная медицинская помощь. Это явилось отраже­нием более реалистичных взглядов на возможности органов здравоохранения по укомплектованию ББ МС ГО врачебными кадрами.

В этот период МС ГО создаёт значительные запасы медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества, необходимого для обеспечения работы формирований и учреждений службы в военное вре­мя. Организуется подготовка руководящего состава здравоохранения и персонала службы по вопросам медицинского обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

Переход России к рыночной экономике, моральная демобилизация оборонных инициатив привели в конце 80-х, начале 90-х годов текущего столетия к ослаблению готовности сил и средств МС ГО к медицинскому обеспечению населения в очагах поражения, а кое-где и к роспуску и утра­те массовых медицинских формирований ГО (СП, СД).

Кроме того, опыт ликвидации последствий стихийных бедствий, производственных аварий и катастроф в ряде регионов страны (на Чер­нобыльской АЭС в 1986 году, во время Спитакского землетрясения в 1988 году и др.) показал слабую готовность МС ГО к действиям в ЧС мирного времени. Первоначально предназначенная для действий в воен­ное время МС ГО оказалась неспособной эффективно и качественно осуществлять медицинское обеспечение населения в скоротечных ЧС природного и техногенного характера.

Длительные сроки приведения в готовность, выдвижения и развёр­тывания в зоне бедствия формирований МС ГО, а также медицинских подразделений частей ГО, приводили к запаздыванию оказания медицинской помощи населению в зонах ЧС и, как следствие этого к значитель­ному росту смертельных исходов среди поражённых. Необходимость в коренной перестройке системы подготовки здравоохранения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций после аварии на ЧАЭС в 1986 г. и землетрясения в Армении в 1988 г. стала очевидной.

В целях решения этой задачи Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 июня 1990 г. № 192 на территории России была создана служба экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.

Этим документом были определены организационные принципы создания службы экстренной медицинской помощи и подведена матери­альная и кадровая основа, обеспечивающая не только постоянную готов­ность службы к работе в ЧС, но и высокую мобильность при выдвижении сил и средств в зоны бедствия.

В ходе дальнейшего совершенствования организации экстренной медико-санитарной помощи населению в ЧС Постановлением Прави­тельства РФ от 3 мая 1994 года № 420 «О защите жизни и здоровья насе­ления РФ при возникновении и ликвидации последствий ЧС, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами» служба экстренной медицинской помощи в ЧС была преобразована во Всероссийскую служ­бу медицины катастроф (ВСМК).

Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. № 195 было утверждено «Положение о ВСМК», в котором были определены за­дачи и организационное построение службы, а также её роль и место в РСЧС. Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации име­ются две специальные медицинские службы – МС ГО и ВСМК.

Наличие в стране двух специальных служб, выполняющих родст­венные задачи, привело к появлению новых проблем. Среди важнейших из них – проблема дублирования функций, разрушение иерархической системы централизованного управления в системе Минздрава России, затрудняющее управление медицинскими силами и средствами в условиях ЧС.

Кроме того, ВСМК, созданная в рамках задач мирного времени, ока­залась не адаптированной к работе в условиях военного времени – заданий на военное время центры медицины катастроф не имеют, личный состав формирований и учреждений службы не обеспечен бронью от призыва в Вооружённые Силы при проведении мобилизационных мероприятий. Эти проблемы, затрагивающие безопасность России, нуждаются в безотлага­тельном решении.

В модернизации и совершенствовании нуждаются также вся идеология и принципы создания, подготовки и оснащения формирований и учре­ждений МС ГО. Вместе с тем опыт минувших войн убедительно свиде­тельствует, что равноценной альтернативы, хорошо обученной и оснащён­ной системе гражданской обороны не существует.

Постановление Правительства РФ от 18 ноября 1999 г. № 1266, предусматривающее создание федеральной медицинской службы гражданской обороны, открывает новый этап её развития и совершенствования.

В настоящее время учёными и специалистами – организаторами здравоохранения ведётся интенсивная работа по разработке и научному обоснованию путей создания единой интегрированной системы медицин­ского обеспечения населения РФ в ЧС мирного и военного времени, кото­рая позволит преодолеть внутри- и межведомственную разобщенность сил и средств, привлекаемых к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Группировка медицинских сил ГО и РСЧС.

Деятельность здравоохранения в военное время осуществляется в весьма сложной обстановке, которая резко отличается от индивидуально­го медицинского обслуживания населения в повседневной лечебной практике. Важнейшими факторами, определяющими особенности меди­цинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях военного характера, являются следующие:

— возможность возникновения в короткий промежуток времени мас­совых санитарных потерь, в структуре которых будут преобладать тяжёлые и комбинированные формы поражения;

— опасность применения вероятным противником новых видов ору­жия, характер воздействия которых на человека и методы оказания медицинской помощи при их применении могут оказаться неизвестными для медицинского персонала;

— несоответствие между потребностью в экстренной медико-санитарной помощи в очаге поражения и возможностями здравоохране­ния по её оказанию;

— опасность заражения территории радиоактивными, отравляющими веществами (АХОВ) и биологическими средствами при применении про­тивником оружия массового уничтожения или вследствие преднамерен­ного разрушения им потенциально опасных объектов путём нанесения по ним точечных прицельных артиллерийских и ракетно-бомбовых ударов и выполнения террористических актов;

— неустойчивое санитарно-эпидемическое состояние в очагах пора­жения, на путях эвакуации и в районах размещения эвакуированного на­селения и беженцев;

— нарушение системы управления медицинскими силами и средствами при ведении спасательных операций;

— необходимость проведения мероприятий по охране и защите меди­цинских подразделений и учреждений от современного оружия и дейст­вий ДРГ противника.

Поставленные задачи в таких условиях могут решать только специ­альные силы и средства Министерства здравоохранения Российской Федерации, других министерств и ведомств с использованием особых форм и методов работы. В Российской Федерации такие силы и средства включены в состав медицинской службы ГО и Всероссийской службы меди­цины катастроф.

Базой создания названных служб являются медицинские и санитарно-противоэпидемические учреждения различных министерств и ве­домств, вместе с тем следует отметить, что основным источником фор­мирования группировки сил и средств МС ГО и ВСМК служат учрежде­ния Минздрава России.

При условии сохранения единого централизованного управления и организации чёткого взаимодействия, интегрированные в единую систе­му гражданской защиты 1 Российской Федерации, формированияМС ГО и ВСМК, могут эффективно действовать совместно при проведении ме­роприятий по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Важную роль в медицинском обеспечении населения и сил граж­данской защиты при ЧС мирного и военного времени призваны сыграть медицинские подразделения и части войск гражданской обороны России.

Требуемая мобильность и возможность эффективного применения подразделений войск гражданской обороны в качестве сил первого эшелона в целях осуществления разведки и выявления обстановки в зоне ЧС, обеспечивается посредством создания в каждом региональном центре ГОЧС отдельных смешанных авиационных эскадрилий и десантных спа­сательных отрядов, имеющих на оснащении современную специализиро­ванную авиационную технику и средства десантирования.

Решение вновь возникающих экстренных задач по медицинской защите населения, сил ГО и РСЧС при ведении спасательных операций планируется обеспечить посредством специальных мобильных подразде­лений МЧС России, которые располагают соответствующими медицин­скими силами и средствами.

Для оказания медицинской помощи поражённым в труднодоступ­ных местах в составе Центрального аэромобильного отряда МЧС России создан специальный экспедиционный аэромобильный госпиталь (ЭАГ).

В Центре специальных операций особого риска МЧС России «Ли­дер» имеются медицинские силы и средства постоянной готовности.

Для решения задач по оказанию экстренной медицинской помощи в районах ЧС, ведению лечебно-диагностической и экспертной работы, подготовке специалистов РСЧС в г. Санкт-Петербурге создан Всероссий­ский Центр экстренной и радиационной медицины МЧС России (ВЦЭРМ), на базе которого планируется формирование аэромобильного госпиталя. На ВЦЭРМ возложены также обязанности по ведению Медицинского регистра МЧС России.

Таким образом, в состав группировки медицинских сил, которые могут привлекаться к ведению работ по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС на территории Российской Федерации, включены силы и средства медицинской службы гражданской обороны. Всероссийской службы медицины катастроф, медицинских частей и подразделений Войск ГО, а также специальных медицинских подразделений и учрежде­ний МЧС России (см. схему № 2).

Ликвидация чс военного характера

Чрезвычайные ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций

Чрезвычайными ситуациями (ЧС) принято называть обстоятельства, возникающие в результате стихийных бедствий (природные ЧС), аварий и катастроф в промышленности и на транспорте (техногенные ЧС), экологических катастроф, диверсий или факторов военного, социального и политического характера, которые заключаются в резком отклонении от нормы протекающих явлений и процессов и оказывают значительное воздействие на жизнедеятельность людей, экономику, социальную сферу или природную среду.

В Федеральном законе от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» дано такое определение: «Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иных бедствий, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной зоне, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей».

ЧС, возникающие в мирное время в результате стихийных бедствий, катастроф, производственных и транспортных аварий, сопровождаются разрушением зданий, сооружений, транспортных средств, инженерных коммуникаций, гибелью людей, уничтожением оборудования и материальных ценностей.

Зона чрезвычайной ситуации – территория или водная акватория, на которой в результате возникновения источника ЧС или распространения его последствий на другие районы возникла ЧС.

Стихийные бедствия – это опасные явления или процессы геофизического, геологического, гидрологического, атмосферного и другого происхождения таких масштабов, которые вызывают катастрофические ситуации, характеризующиеся внезапным нарушением жизнедеятельности населения, нарушением и уничтожением материальных ценностей, поражением и гибелью людей.

Стихийные бедствия часто приводят к авариям и катастрофам в промышленности, на транспорте, в коммунально-энергетическом хозяйстве и других сферах деятельности человека.

Авария – это повреждение машины, станка, установки, поточной линии, системы энергоснабжения, оборудования, транспортного средства, здания, сооружения. Очень часто аварии происходят на автомобильном, железнодорожном, воздушном и водном транспорте, в системах коммунально-бытового обслуживания. На промышленных предприятиях они, как правило, сопровождаются взрывами, пожарами, обрушениями, выбросом или разливом аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Эти происшествия не столь значительны, без серьезных человеческих жертв.

Катастрофа – это событие с трагическими последствиями, крупная авария с гибелью людей.

Экологическая катастрофа – стихийное бедствие, крупная производственная или транспортная авария (катастрофа), которые привели к чрезвычайно неблагоприятным изменениям в среде обитания, как правило, к массовой гибели живых существ и значительному экономическому ущербу.

Все ЧС классифицируются по трем признакам:

1) сфера возникновения, которая определяет характер происхождения чрезвычайной ситуации;

2) ведомственная принадлежность, т.е. где, в какой отрасли народного хозяйства случилась данная чрезвычайная ситуация;

3) масштаб возможных последствий. Здесь за основу берутся значимость (величина) события, нанесенный ущерб и количество сил и средств, привлекаемых для ликвидации последствий.

1. По сфере возникновения

Различают природные (рис. 1), техногенные (рис. 2) и экологические (рис. 3) ЧС.

Рис. 1. Классификация ЧС природного характера

Рис. 2. Классификация ЧС техногенного характера

Рис. 3. Классификация ЧС экологического характера

2. По ведомственной принадлежности различают ЧС:

1) в строительстве (промышленном, гражданском, транспортном);

2) в промышленности (атомной, химической, пищевой, металлургической, машиностроительной, горнодобывающей, удобрений);

3) в коммунально-бытовой сфере (на водопроводно-канализационных системах, газовых, тепловых, электрических сетях, при эксплуатации зданий и сооружений);

4) на транспорте (железнодорожном, автомобильном, трубопроводном, воздушном, водном);

5) в сельском и лесном хозяйстве.

3. Классификация ЧС по масштабу возможных последствий

ЧС классифицируются согласно «Положению о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. № 1094. Оно предназначено для установления единого подхода к оценке чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, определения границ зон чрезвычайных ситуаций и адекватного реагирования на них.

В нем говорится, что ЧС классифицируются в зависимости от:

1) количества людей, пострадавших в этих ситуациях, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности;

2) размера материального ущерба;

3) границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации подразделяются на:

К локальным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС, и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

К местным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

К территориальным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона ЧС не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

К региональным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн, но не более 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.

К федеральным относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации выходит за пределы более чем двух субъектов Российской Федерации.

К трансграничным относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы Российской Федерации, либо чрезвычайная ситуация, которая произошла за рубежом, затрагивает территорию Российской Федерации.

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее именуются – организации), органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под руководством соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям (КЧС).

Ликвидация локальной чрезвычайной ситуации осуществляется силами и средствами организации, местной – силами и средствами органов местного самоуправления, территориальной – силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, региональной и федеральной – силами и средствами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации.

При недостатке собственных сил и средств для ликвидации локальной, местной, территориальной, региональной и федеральной чрезвычайной ситуации соответствующие комиссии могут обращаться за помощью к вышестоящим КЧС.

Ликвидация чрезвычайной трансграничной ситуации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

К ликвидации ЧС могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, Войска гражданской обороны, другие войска и воинские формирования в соответствии с законодательством РФ.

Ликвидация чрезвычайной ситуации считается завершенной по окончании проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Популярное:

  • Гк рф стамбул ПРАВИЛА ЗАПИСИ НА ПРИЕМ Необходимо указывать данные именно того лица, которое придет на прием. При записи нескольких членов семьи каждый должен записываться отдельно. Для записи по вопросу […]
  • Ст 135 тк рф 2018 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ ст 135 (ред. от 19.07.2018) Статья 135. Установление заработной платы Заработная плата работнику устанавливается трудовым […]
  • По ч1 ст1714 коап Статья 19.15 КоАП РФ. Проживание гражданина Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта) Новая редакция Ст. 19.15 КоАП РФ 1. Проживание по месту […]
  • Паспорт в москве по временной регистрации Паспорт в москве по временной регистрации Хостинг сайта временно приостановлен Если РІС‹ владелец данного ресурса, то для […]
  • Чем является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию Раздел 10. Порядок выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. 10. Порядок выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства в […]
  • Вернет ли банк деньги если их украли с карты Как вернуть украденные с карты деньги? Мария получала зарплату на карту, к которой была подключена услуга «Мобильный банк». Спустя неделю после сообщения о перечислении аванса она решила […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.