Малые предприятия современное состояние

Малые предприятия современное состояние

Работ в текущем разделе: [ 1311 ] Дисциплина: Предпринимательство На уровень вверх

Тип: Курсовая работа | Цена: 650 р. | Страниц: 31 | Формат: doc | Год: 2012 |
КУПИТЬ | Получить демо-версию работы бесплатно

Данная работа была успешно защищена, продается в таком виде, как есть. Изменения, а также индивидуальное исполнение возможны за дополнительную плату. Если качество купленной готовой работы с сайта не соответствует заявленному, мы ВЕРНЕМ ВАМ ДЕНЬГИ или ОБМЕНЯЕМ на другую готовую работу. Данная гарантия действует в течение 48 часов после покупки работы.

Вы можете получить её по электронной почте (отправляется сразу после подтверждения оплаты в течение 3-х часов, в нерабочее время возможно увеличение интервала). Для получения нажмите кнопку «купить» выше.

Также работу можно получить в московском офисе, либо курьером в любом крупном городе России (стоимость услуги 600 руб.). Желаете просмотреть часть работы? Обращайтесь: ICQ 15555116, Skype dip-master, E-mail [email protected] Звоните: (495) 972-80-33, (495) 972-81-08, (495) 518-51-63, (495) 971-07-29, (495) 518-52-11, (495) 971-76-12, (495) 979-43-28.

1. Понятие малого предпринимательства и малого предприятия…………….5

2. Этапы развития малого предпринимательства……………………………. 8

3. Современное состояние малого предпринимательства в России, его структура и тенденции его развития ………………………………………….18

Экономика любого государства, любой территориальной автономии, любого отраслевого подразделения, как, собственно, и отрасли в целом, вчера, сегодня, завтра нуждалась и будет нуждаться в услугах малого бизнеса, в помощи малых организаций, в своем стремлении развиваться, прежде всего опираясь на инфраструктуру маленьких предприятий, которые, по существу, и выступают в виде своеобразного винтика в общем сложном комплексе довольно непростого механизма. Малые организации вместе с крупными и средними формируют и развивают общий фон предпринимательства, расширяют общий горизонт предпринимательской деятельности, общий и локальный климат предпринимательского толка.

И само предпринимательство в своей основе имеет глубокие исторические корни на Руси, затем в системе планового советского хозяйствования, да и сегодня, когда его инфраструктура, равно как и вся деятельность, полностью легализованы сквозь призму государственных и частных структур. Если в централизованной экономике в сфере развития плановых начал в период их апогея предпринимательство запрещалось законом и каждое его звено, каждый его элемент классифицировались в качестве своеобразной спекуляции, тайного и теневого накопления капитала и доходности, то сейчас, сегодня предпринимательство стало модным даже в современных условиях, когда для его развития, для его развертывания в рамках российской пространственности пока не созданы надлежащие условия для его становления, прогрессивного движения, эффективного развития, нормального функционирования с тем, чтобы на основе здорового делового общения, делового диалога и деловой конкуренции сформировать и далее продвигать вглубь и вширь совокупный отечественный рынок предпринимательства, предпринимательства в сфере малого, среднего и масштабного бизнеса.

В Российской Федерации в последние годы предпринимаются существенные усилия по развитию малого предпринимательства. В развитие принятых решений МАП России, являющийся федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение государственной политики в этой области, разработал ряд законопроектов, внес предложения в правительство Российской Федерации по изменениям в действующее законодательство и по созданию институциональных структур для поддержки малого предпринимательства.

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что, во-первых, формирование и развитие малого предпринимательства является основным условием становления конкурентной рыночной среды, от чего зависит эффективность антимонопольной политики и успех рыночных преобразований; во-вторых, малый бизнес не получил в России должного развития и не полностью выполняет функции, присущие ему в развитых рыночных системах.

Рыночные преобразования в России активизировали исследования по проблемам предпринимательства, конкуренции, малого бизнеса. Среди наиболее важных исследований, следует отметить работы таких авторов, как Л. Абалкин, А. Афанасьев, А. Блинов, Н. Иванова, Г. Поляк А. Шулус, Н. Шмелёв.

Целью курсовой работы является изучение развития малого предпринимательства в России, а так же определение места и роли малого предпринимательства в экономике.

Информационной базой для курсовой работы послужили нормативно-правовые акты, регламентирующие состояние и развитие малого предпринимательства в России, учебно-методическая литература, материалы периодической печати, данные Госкомстата РФ.

Современное состояние малого бизнеса в России (стр. 1 из 4)

Глава 1. Критерии и сущность малого бизнеса в России

1.1 Понятие малого бизнеса

1.2 Проблемы, стоящие перед российским государством и бизнесом

Глава 2. Современное состояние малого бизнеса в России

2.1 Государственная поддержка малого бизнеса

2.2 Перспективы развития малого бизнеса в России

Как мы знаем, предприятие — это обособленный хозяйствующий субъект, использующий материальные и информационные ресурсы для производства пользующейся спросом продукции, выполнения работ и оказания услуг. Но, прежде всего, малое предприятие – это основное звено рыночной системы хозяйствования. Именно оно определяет деловую активность национального хозяйства, именно здесь происходит создание продукции, непосредственная связь работника с капиталом. Малое предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей. Таким образом, малое предприятие является самостоятельным товаропроизводителем. Здесь сосредоточены наиболее квалифицированные кадры, решаются вопросы экономного использования ресурсов, применения высокопроизводительной техники, технологии. При этом малые предприятия, создавая рабочие места, обеспечивают занятость населения, путем выплаты налогов участвуют в реализации социальных программ. Именно поэтому надо поддерживать малое предпринимательство, стимулировать его деятельность.

Цель данной работы –определить роль и место малого бизнеса в России сегодня, выяснить проблемы становления малого бизнеса в России, определить какие же государственные меры поддержки малого предпринимательства существуют сегодня, а так же выделить перспективы развития малого бизнеса.

Глава 1. Критерии и сущность малого бизнеса в России

1.1 Понятие малого бизнеса

В мировой практике предприятия малого бизнеса — это малые предприятия различной организационно-правовой формы; фермерские хозяйства; индивидуальное предпринимательство; малый семейный бизнес; формы неформальной занятости (репетиторство, выращивание плодово-ягодных культур, скота и прочие кустарные промыслы)[1] . Каждую из этих форм характеризует относительно небольшой объем используемых ресурсов — труда и капитала.

Малые предприятия в развитых странах занимают прочные позиции в таких отраслях, как торговля, строительство, автосервис, сфера услуг. При этом осуществляется активная диверсификационная политика малого бизнеса в новые области производства — машиностроение, энергетику, энерготехническую, химическую промышленность, приборостроение, транспортные перевозки и коммуникации, телекоммуникации, информационные технологии, а также другие наукоемкие, высокотехнологичные сферы производства.

В России Федеральным законом РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ от 14 июня 1995 года дано определение малых предприятий. Малыми предприятиями признаются следующие коммерческие организации — юридические лица:

1) в уставном капитале которых доля государственной собственности Российской Федерации субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25% (при этом суммирование долей по перечисленным выше формам собственности не производится). Доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, также не должна превышать 25% (если учредителями является несколько юридических лиц, их доли суммируются);

2) средняя численность работников (включая совместителей и работающих по договорам подряда) не должна превышать следующих предельных показателей:

— в промышленности, строительстве, на транспорте — 100 человек;

— в сельском хозяйстве, научно-технической сфере — 60 человек;

— в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;

— в оптовой торговле, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

Таким образом, малое предпринимательство — это весьма пестрая, неоднородная экономическая среда. По рассмотренным выше критериям к субъектам малого бизнеса в среднем относятся предприятия, где численность занятых за отчетный период не превышает 500 человек. Причем данный критерий варьируется по странам, а отсюда следует, что универсального определения малого бизнеса не существует. Для разных стран это понятие различно.

В свое время американские экономисты Т. Питере и Р. Уотермен доказали, что независимо от того, о какой отрасли идет речь, сосредоточение под одной крышей более 500 человек порождает существенные и неожиданные проблемы, малые же размеры способствуют не только внедрению новшеств, но и росту производительности труда [2] .

Сектор МП наиболее динамично осваивает новые виды продукции и экономические ниши, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса и т.п. Важнейшими особенностями МП являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой МП является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей хозяйства во всех секторах экономики. Например, в США количество внедрённых новшеств на одного работающего в секторе МП в два раза превышает аналогичный показатель для крупных предприятий. Эти качества при массовом развитии сектора МП дают возможность совершить энергичный рывок в социально-экономическом развитии и позволяют накопить в короткий период средства для устойчивого развития других отраслей хозяйства страны, что наглядно подтверждается опытом Германии, Японии, Республики Корея, Китая, Испании и других стран.

Признание важности этого сектора как одного из основных источников создания рабочих мест и обеспечения экономического роста, что особенно отчетливо проявилось в 1990-е годы, способствовало дальнейшему развитию в этот период научных исследований в сфере малого бизнеса

В мировой практике общепринятым показателем уровня развития предпринимательства является число малых предприятий, приходящихся на 1000 жителей.

Если руководствоваться экономической литературой, то принято считать, что малый бизнес в наибольшей мере распространен в таких странах, как Япония, Италия, Франция, средне развит в США и относительно менее развит в Великобритании. Но, если посмотреть на показатель количества мелких и средних предприятий в расчете на тысячу жителей, то на первом месте стоят США — более 74 предприятий, затем Италия — 68 и Япония — 50 предприятий.

В странах Евросоюза и Японии число предприятий малого предпринимательства, приходящееся на 1000 жителей, достигает 45-50. В России этот показатель гораздо скромнее. Как отмечает Е. Егоров , для того чтобы приблизиться к показателям Евросоюза, малых предприятий в России должно быть в 15-20 раз больше [3] .

Оценивая специфику РФ, Андреева И. и Павлов К.отмечают, что Россия имеет много отличий от стран с уже сформировавшейся рыночной экономикой[4] . В частности, отметим следующие особенности российского малого предпринимательства:

— совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности из-за невозможности в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития;

— стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть малых предприятий за рубежом работает на условиях субподряда;

— высокий уровень квалификации кадров малого предпринимательства в связи с оттоком таких специалистов из государственного сектора экономики;

— достаточная степень приспособляемости к сложной экономической обстановке;

— стремление успешно функционирующих малых предприятий выйти за рамки локальных товарных рынков, в том числе выйти и на международные рынки;

— общий низкий технический уровень и слабая технологическая оснащенность в сочетании с достаточным инновационным потенциалом;

— низкий управленческий уровень, недостаток знаний, опыта и культуры рыночных отношений;

— неразвитость системы самоорганизации и инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

— работа в условиях отсутствия полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных и консультационных обучающих услуг.

Уже давно назрела необходимость доработки либо принятия нового закона о малом бизнесе, но если он будет носить, как и раньше, декларативный характер, то такой закон не приведет к существенному улучшению ситуации. И прежде чем править либо писать закон, необходимо дать текущую оценку развитию — отдельно — малому и среднему предпринимательству, так как, по нашему мнению, малое и среднее предпринимательство — довольно разные понятия, и объединять их в одну группу предприятий и так отразить это в законе вряд ли правильно. Учитывая, что малое предприятие — это инициатива населения в сфере самозанятости, для него важны вопросы обеспечения вхождения на рынок, преодоления административных барьеров (в число которых входят взятки и бесконечные немотивированные проверки), проблемы получения кредита, аренды помещений и т.д. Что касается среднего звена экономики, то для него необходима глобальная модернизация, техническое перевооружение, важны вопросы консолидации, встраивания в какие-то успешные структуры, а для средних предприятий большее значение имеет и привлекательность для иностранных, стратегических инвесторов.

Таким образом, малое и среднее предпринимательство — это разные сферы деятельности, и для них нужны свои законы: с особым подходом к определению предприятия, поддержке со стороны государства и т.п. При этом не стоит забывать огромного положительного опыта, накопленного в зарубежных странах.

Современное состояние и перспективы развития малых форм хозяйствования на примере Кваркенского (стр. 1 из 11)

Фермерские (крестьянские), личные подсобные хозяйства, а также малые сельскохозяйственные организации и предприниматели являются неотъемлемой частью многоукладной экономики, играют значительную роль в производстве сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. В соответствии с законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям: средняя численность работников не должна превышать ста человек, выручка от реализации товаров без учета НДС не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.[29] В стране насчитывается всего 9 субъектов Российской Федерации, где доля малых форм хозяйствования в общем объеме сельскохозяйственной продукции ниже 40%, а в 30% субъектов сложился семейный тип структуры аграрной экономики, где доля семейных хозяйств в валовой продукции сельского хозяйства превышает 70%.

Наука и практика доказали, что отдельные виды сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия эффективно производить в крупнотоварном, а другие – в мелкотоварном секторе аграрной экономики. Кроме обеспечения продовольствием, малые формы хозяйствования способствуют решению социальных проблем развития сельских территорий, обеспечивают занятость, сохранение сельского образа жизни и народных традиций. Однако несмотря на высокую значимость малых форм хозяйствования в обеспечении страны продовольствием, до конца не решены вопросы эффективного использования их производственного и социального потенциала.

В современных условиях значимость определения факторов и путей развития малых форм хозяйствования возрастает в связи с тем, что это одно из важнейших направлений Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы. Кроме того, в связи с реформой местного самоуправления данные формы хозяйствования для многих поселений являются базой развития агропромышленного производства, основным источником занятости и социальной стабильности.

Актуальность решения проблемы развития малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики и недостаточная изученность отдельных ее теоретических, методологических и методических аспектов предопределили выбор темы дипломной работы и рассматриваемый в ней круг вопросов.

Научные основы крестьянского предпринимательства и развития мелкотоварного аграрного сектора экономики развивались несколькими поколениями ученых и практиков. Особо стоит отметить основоположников теории крестьянского хозяйства А.Н. Анцыферова, Н.Д. Кондратьева, Н.П. Макарова, С.Л. Маслова, Р. Оуэна, Н.Г. Чернышевского, А.И. Чупрова, в трудах которых обоснованы принципиальные положения функционирования этого сектора. Современные проблемы развития малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве в тех или иных аспектах освещены в работах В.П. Арашукова, И.И. Безаева, И.Н. Буздалова, В.А. Добрынина, А.Е. Романова, А.В. Ткача, Ф.К. Шакирова, Г.И. Шмелева. Однако изученность данной проблемы развития малых форм хозяйствования в аграрном секторе нельзя назвать исчерпывающей.Особенно это касается теоретических и методологических вопросов оценки вклада малых форм хозяйствования в систему продовольственного обеспечения страны, повышения их доходности.

Целью исследования являлось комплексное теоретическое, методологическое и практическое обоснование развития малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики как элемента системы продовольственного обеспечения населения.

В соответствии с этой целью были поставлены и решены следующие задачи:

— определена роль малых форм хозяйствования в развитии аграрного сектора экономики и обеспечения района сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием;

— раскрыты функции малых форм хозяйствования в системе продовольственного обеспечения населения с учетом особенностей функционирования регионального агропродовольственного рынка и его отдельных продуктовых сегментов;

— определены перспективы развития малых форм хозяйствования и их влияние на функционирование аграрной сферы экономики, снабжение населения продовольствием;

— разработаны меры по развитию организационно-производственной структуры малых форм хозяйствования в условиях реформы местного самоуправления.

Предметом дипломной работы явились особенности механизма функционирования малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики.

Объектом послужили малые формы хозяйствования в аграрном секторе экономики Кваркенского района Оренбургской области.

Теоретическую, методологическую и методическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам развития аграрного сектора экономики и малых форм хозяйствования.

При написании дипломной работы использовались эмпирическо-теоретический метод, метод экстраполяции при проектировании урожайности зерновых культур.

Исходными материалами послужили данные Федеральной государственной службы статистики, нормативные и правовые документы федеральных и региональных органов управления, федеральные законы и постановления Правительства Российской Федерации, целевые и отраслевые программы развития страны, регионов и отраслей агропромышленного комплекса, периодические издания, первичные данные Кваркенского района.

1 Теоретические основы развития малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики

1.1 Значение и сущность малых форм хозяйствования

За годы рыночных преобразований крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ), личные подсобные хозяйства (ЛПХ), составляющие т.н. индивидуально-семейный сектор сельского хозяйства, а также малые сельскохозяйственные организации стали неотъемлемой частью многоукладной сельской экономики и народного хозяйства в целом.

В России насчитывается 18 миллионов личных подсобных хозяйств и 285 тысяч крестьянско-фермерских хозяйств. Они производят около 60% объема всей сельхозпродукции. Крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства, малые предприятия выполняют ряд важнейших народнохозяйственных функций[7]:

1. Крестьянские (фермерские) и личные подсобные хозяйства играют значительную роль в производстве сельскохозяйственной продукции, продовольственном обеспечении сельских семей, формировании предложения на региональных и локальных продовольственных рынках. Их удельный вес в валовом выпуске отрасли возрос с 26,3% в 2000 г. до 65,7%в 2008 г. Причиной этого стал, с одной стороны, рост объемов производства в индивидуально-семейном секторе, с другой, – их снижение в сельскохозяйственных организациях.

В 2008 г. в индивидуально-семейном секторе произведено 93,8% картофеля ( в т.ч. в КФХ – 2,0%), 85,1% овощей (КФХ – 4,9%); 18,8% зерна (КФХ – 17,4%); 11,4% сахарной свеклы (КФХ – 10,3%); 54,9% скота и птицы (КФХ – 2,4); 55,0% молока (КФХ – 2,8%); 27,2% яиц (КФХ – 0,5%); 68,2% шерсти (КФХ – 10,9%).

2. Важную роль играют крестьянские (фермерские) и личные подсобные и хозяйства, малые предприятия в решении социальных проблем села, налаживании устойчивого развития сельских территорий, обеспечении занятости и поддержании доходов сельского населения. Из крупных и средних сельскохозяйственных предприятий в период с 1995 г. по 2009 г. уволилось около 5 млн. человек, и сектор К(Ф)Х, ЛПХ, малого предпринимательства сыграл роль социального амортизатора, особенно на территориях с низкой плотностью населения, где сельскохозяйственные предприятия понесли значительные потери и высок удельный вес хронически убыточных и обанкротившихся предприятий.

В сельских административных районах с плотностью сельского населения до 5 человек на 1 кв. км (691 район, 37% их общего числа) количество и производственный потенциал сельскохозяйственных организаций (численность работников, площадь сельскохозяйственных угодий, поголовье скота) сократились в наибольшей степени. Они уже не могут выполнять селообразующие функции, как это было при советской власти. Аналогичная участь может постигнуть сельскохозяйственные организации в административных районах с плотностью сельского населения от 5 до 10 человек на 1 кв. км (506 районов, 27% их общего числа). Таким образом на половине сельской территории необходимо создать условия для альтернативной занятости населения (в том числе в К(Ф)Х, ЛПХ, несельскохозяйственном бизнесе), если общество заинтересовано в сохранении социального контроля над этими районами.

3. К(Ф)Х, ЛПХ, сельские предприниматели способствуют сохранению сельского расселения и сельского образа жизни, народных традиций, культурного разнообразия страны. Значительна их роль в трудовом воспитании молодежи, сохранении и передаче производственного и социального опыта от старших поколений младшим.

4. В силу того, что преобладающая часть К(Ф)Х и ЛПХ ведет менее специализированное, по сравнению с крупными предприятиями, аграрное производство и выращивает относительно более широкий набор сельскохозяйственных культур и животных, они вносят заметный вклад в сохранение биоразнообразия агроценозов, обеспечение их устойчивости, улучшение экологической ситуации в сельской местности.

В перспективе социально-экономическая роль индивидуально-семейного сектора (прежде всего, крестьянских (фермерских) хозяйств и высокотоварных личных подсобных хозяйств) усилится, особенно в наполнении местных и региональных агропродовольственных рынков, в производстве продукции «экологического сельского хозяйства», предоставлении общественных благ (сохранении сельского расселения, сельского образа жизни и культуры; удовлетворение рекреационных потребностей; обеспечение социального контроля над территорией). В результате реформирования неплатежеспособных крупных и средних сельскохозяйственных предприятий значительная часть их земельных, материально-технических и трудовых ресурсов переместится в малые предприятия, в крестьянские (фермерские) и высокотоварные личные подсобные хозяйства.

Малые предприятия современное состояние

Количество малых предприятий (в тыс.)

Количество малых предприятий в ранге на 1000

Доля работающих в общей численности занятых, %

Доля малых предприятий в ВВП страны, %

Критерии определения понятия малого бизнеса в разных странах.

Количество работников, чел.

до 1 500 000 евро

В настоящее время в качестве критерия определения малого предприятия в России используется численность работников в разрезе отраслей деятельности:

промышленность, строительство и транспорт – 100 чел.;

наука, сельское хозяйство – 60 чел.;

розничная торговля и потребительские услуги – 30 чел.;

общественное питание и другая непроизводственная деятельность – 50 чел.

В соответствии с действующим законодательством, малые предприятия могут создаваться на основе любых форм собственности и осуществлять все виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом.

Удельный вес малых предприятий в таких странах как США, Япония, Германия в общей численности предприятий превышает 95%.

Из 880 тыс. промышленных предприятий Японии только 4 тыс. имеют более 300 работающих, и только 700 предприятий насчитывают свыше 1000 человек персонала.

Естественно, что при сравнительно близких общих показателях данные об отраслевом распределении малых предприятий внутри отдельных стран имеют более заметные различия. В промышленном производстве их доля составляет: в Индии – 40%, в Японии – 51%. Среди экспортеров малые предприятия составляют: в Финляндии – 20%, во Франции — 29%, в Италии – 40%, в Индии – 50%. 1

Большая часть занятых на предприятиях малого бизнеса сосредоточено в сфере услуг (свыше 2/3). В Югославии 80% всех малых предприятий заняты в этой сфере. Во Франции и Великобритании четверть всех малых предприятий относятся к категории промышленных.

По данным Всемирного банка, из вновь организуемых малых предприятий через год их существования среди действующих остается примерно 50%, через 3 года – 7-8%, и, наконец, через 5 лет — не более 3%.

По оценкам международной федерации малых и средних промышленных предприятий на долю малых предприятий приходится около 50% продукции, свыше 30% капиталовложений. Кроме того, малый бизнес в

таких странах, как США, Германия, Великобритания, Италия, Япония, обеспечивает 2/3 рабочих мест.

Показательна роль малых предприятий в экспорте продукции ведущих стран. По оценке специалистов, на долю малых и средних предприятий в промышленном экспорте ряда экономически развитых стран приходится: Германия и Нидерланды – 40%, Италия – 25-30%, Франция – 20-25%, США и Япония – 10-15%. А если учитывать их участие в комплектации готовой продукции, вывозимой за рубеж крупными фирмами, то их доля в стоимости экспорта промышленных товаров составит около 60% в Италии, 50% — во Франции, 40% — в Японии. При этом существует сфера, где малый бизнес занимает особое положение — это международная торговля технологиями, например, 50% лицензий, проданных США, приходится на малые инновационные предприятия. Кроме технологий, существенными статьями экспорта малого бизнеса является продукция машиностроительной, металлообрабатывающей, химической, электрохимической, текстильной и других отраслей промышленности. 2

Во многих европейских странах существуют также ремесленные предприятия, статус которых определён в законодательном порядке. От 12 до 25% всех рабочих мест несельскохозяйственного сектора в экономике стран ЕС приходится на ремесленные предприятия. Наибольшее распространение ремесленные предприятия получили в строительстве. В сфере услуг статус ремесленного предприятия чаще всего имеют маленькие пекарни, кондитерские и мастерские по ремонту бытовой техники. В сфере производства ремесленники обычно работают по заказам малых и средних предприятий.[7,стр.215-220]

Классификация отраслей, принятая в США, на основе показателей: плотность занятых в отдельных отраслях, а также общее количество частных предприятий и их распределение по отраслям (табл. 3).

Процесс развертывания малых предприятий тесно связан с отраслевой спецификой и экономическим меха­низмом, действующим в той или иной стране. По этой причине при оперировании цифровыми показателями и сравнении опыта развитых капиталистических стран с про­цессом формирования малой экономики в России следует помнить о различиях в уровнях развития институциональ­ной и производственной инфраструктур, в отраслевой структуре национального хозяйства, т.е. необходимо учиты­вать социокультурные особенности используемого опыта.

Отраслевая классификация малых предприятий в США

Современное состояние малого предпринимательства в России

Рубрика: Экономика и управление

Статья просмотрена: 11027 раз

Библиографическое описание:

Дадаханова Р. Р. Современное состояние малого предпринимательства в России // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 359-360. — URL https://moluch.ru/archive/52/6993/ (дата обращения: 11.10.2018).

Переходный период экономики России к рыночным отношениям обособлен с процессом становления и развития предпринимательства.

Предпринимательская деятельность является важнейшим элементом любой рыночной экономики, т. к. она обеспечивает экономический рост, производство возрастающей массы разнообразных товаров, призванных удовлетворить количественно и, что важнее, качественно изменяющиеся потребности общества, различных его слоев и индивидов. Это — движущая сила развития современного рыночного хозяйства, поэтому важно разобраться в различных аспектах предпринимательства как социально-экономического феномена.

Предпринимательство — это стиль хозяйствования, которому, присущи принципы новаторства, использование инновационных технологий, ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга, распределение и потребление товаров и услуг, а также независимость, ответственность и стабильность.

Важной составляющей социально-экономического развития страны является малое предпринимательство. Малое предпринимательство — неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться [2, с.182–185].

Малое предпринимательство занимает определенную нишу в системе экономических отношений современного общественного устройства.

В современной рыночной экономике развитие малого бизнеса является главным фактором создания конкурентоспособной экономики и государства в частности.

В экономически развитых странах число малых и средних предприятий достигает 80–99 % от общего числа предприятий, в этом секторе сосредоточены две трети экономически активного населения, производится более половины валового внутреннего продукта. Именно в сфере малого производства происходит большая часть всех инноваций, которые создают дополнительные рабочие места и формируют «средний класс». В этих странах проводится активная и последовательная политика по поддержке и развитию предпринимательства.

В России нынешние возможности малого бизнеса пока ещё используются не на полную мощность. По статистическим данным, имеет место порядковое различие в численности малых предприятий между развитыми странами мира и Россией.

Россия существенно уступает странам с развитой рыночной экономикой по степени “насыщенности” малыми предприятиями, в частности, на тысячу жителей. Так, на тысячу граждан в среднем приходится всего лишь 10 малых предприятий, тогда как в развитых европейских странах — не менее 35. Роль малого бизнеса в общественном производстве также существенно разнится от 10–11 % ВВП в России, и до 50–60 % в развитых странах мира.

Малое предпринимательство в Российской Федерации испытывает серьезные трудности, для преодоления которых необходима последовательная работа, прежде всего, по дальнейшему совершенствованию законодательства, финансовой поддержки малого бизнеса, повышению эффективности региональных программ развития малого и среднего предпринимательства, по регулированию экономики, устранению административных барьеров и преодолению коррупции.

В возникшей ситуации в первую очередь необходимо выработать долгосрочную стратегию развития малого бизнеса в России, которая позволит разрешить проблемы, связанные с процессом формирования новой социально-экономической системы страны.

Именно сейчас, когда динамично развивающийся малый бизнес, особенно его инновационная сторона, является важнейшим фактором развития рыночной экономики, повышения благосостояния людей, улучшения социально-экономической сферы в стране, в первую очередь нужен государственный подход, чтобы малый бизнес был обозначен как объект, стратегической политики развития конкурентоспособного государства.

Помимо выше сказанного для успешного развития малого бизнеса необходимо также:

— иметь развитую правовую систему, включающую законы, эффективно защищающие предпринимателя. Формирование правовой среды решает многие проблемы, которые возникают на пути развития малого предпринимательства, начиная с момента регистрации, лицензирования и заканчивая процедурами банкротства и прекращения их существования;

— осуществлять искоренение административных барьеров, расходы на преодоление которых, по оценкам экспертов, на сегодняшний день достигают 10 % от выручки предприятия. Прежде всего, следует оградить малый бизнес от бюрократии, упростить процедуру регистрации, сократить число контролирующих органов и проверок, продолжить процесс сокращения числа лицензируемых видов деятельности и продукции. Административное вмешательство в большей степени негативно отражается на малом бизнесе;

— слабо развитая система гарантий и страхования рисков для финансирования и кредитования малого бизнеса, так же ограничивает доступ средних предприятий к кредитным ресурсам. Кредиты в нашей стране выдаются только под залог или поручительство, которые далеко не всегда могут предоставить малые предприятия. Отсутствуют специальные банки для обслуживания малого бизнеса. В особо трудном положении оказываются частные предприятия малого бизнеса: невозможность получения кредита исключает возможность их конкуренции с иными предприятиями;

— решение проблем налогообложения, так как именно давление со стороны налоговой системы на малый бизнес выходит за пределы разумного в нашем государстве. Четко не продуманная налоговая политика способствует ещё большему уходу малого бизнеса в теневую сторону экономики, второстепенно работая на пользу криминальных структур.

Таким образом, говоря о важности развития малого бизнеса как фактора улучшения социально-экономической стороны государства необходимо, чтобы малое предпринимательство стало одним из приоритетных направлений государственной политики. Ведь, помощь со стороны государства, а также содействие со стороны региональных органов власти, могут оказать существенное влияние на прогресс малого бизнеса, формированию среднего класса, снятию социально-экономической напряженности, способствовать насыщению рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест, развитию конкуренции и стабилизации цен. В настоящее время, Россия находится в той стадии, когда есть масса возможностей для создания новых проектов, внедрения инновационных технологий [3, с.22–23].

Как показывает практика, достижения в части развития малого бизнеса в сфере социальной инфраструктуры имеют те из субъектов Российской Федерации, в которых разработаны, утверждены и реализуются программы, посвященные формированию в регионах благоприятной среды для развития малых предприятий; решению проблем занятости трудоспособного населения; насыщению рынка потребительских товаров и услуг за счет развития соответствующих производств в регионе; достижению высокой конкурентоспособности местной продукции, прежде всего на региональном рынке; сохранению и развитию имеющегося потенциала; поощрению конкуренции и преодолению монополизма отдельных хозяйствующих субъектов на местном рынке; созданию благоприятной (стабильной) социально-экономической обстановки в регионе.

В экономике России поддержка малого предпринимательства государством осуществляется в различных формах [1]:

а) создание системы информационного обеспечения, обучения и переподготовки кадров, нормативной базы, финансовой инфраструктуры и т. п.;

б) налоговые льготы и послабления;

в) целевые фонды, финансирование из федерального и местных бюджетов, зарубежная финансовая помощь на поддержку предпринимательских структур в России.

Государственной поддержкой охватываются, создаваемые предпринимательские структуры до момента их перехода из малого в категорию крупного предпринимательства.

1. Асаул А. Н., Денисова И. В., Проблемы и тенденции развития малого предпринимательства на региональном уровне // Научные труды Международного союза экономистов и Вольного экономического общества России. СПб.: — 2008. — 280 с.

2. Гражданкин В. А., Становление и развитие малого предпринимательства в России // Экономика.- 2009. — № 2. — с.182–185

3. Перечнева И., Анализ инвестиционной активности бизнеса // Эксперт-Урал. — 2012. — № 48.- с. 22–23

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РФ

Малый и средний бизнес в Российской Федерации в настоящее время является важным сектором экономики, одним из ключевых факторов социального развития и обеспечения стабильно высокого уровня занятости населения.

Динамика развития малого и среднего предпринимательства в последние годы является положительной. Малые и средние предприятия и ИП в РФ на начало 2018 г. — это 6,04 млн хозяйствующих субъектов, рабочие места для 16 млн граждан (22 % от общего числа занятых). Для сравнения отметим, что в 2016 г. количество субъектов МСП составляло 5,84 млн, которые обеспечивали рабочие места для 18 млн граждан (25 % от общего числа занятых). В Российской Федерации только 4,7 % граждан трудоспособного возраста являются начинающими предпринимателями [1,2].

Среди субъектов МСП наибольшую долю занимают ИП – 53,35 %, юридическим лицам принадлежит 46,65 %. Малое и среднее предпринимательство в РФ – это, в первую очередь, микробизнес (95,5 процента общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства). Число средних предприятий сравнительно невелико. Анализ распределения МСП по категориям показал, что наибольшую долю занимают микропредприятия – 90, 8 %. На долю малых предприятий приходится 8,5 %, средних – 0,7 %. В структуре субъектов МСП – ИП доля средних составляет 0,02 %, малых – 0,87 %, микро- 99,2 %.

Компании, только собирающиеся начать свою деятельность или перейти в новый для себя регион, вынуждены преодолевать различные административные барьеры. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) провёл очередной раунд опроса представителей бизнеса. За прошедшие десять лет оценки почти не изменились: в 2016 году 16,5% респондентов ответили, что начать новый бизнес в их регионе легко, в 2011 году их доля была 16,8%, а в 2007 году — 16,3% (рис. 1).

Малый и средний бизнес развивается на территории РФ неравномерно. Распределение субъектов малого и среднего предпринимательства по регионам характеризуется высокой степенью концентрации. Наибольшее число субъектов МСП наблюдается в ЦФО – 31 % и ПФО — 18 %. Согласно статистическим данным на 2 федеральных округа с наибольшим количеством субъектов МСП — юридических лиц приходится 52,8 % общего их количества. Схожая картина наблюдается в разрезе индивидуальных предпринимателей – 45,2 % соответственно.

В Тверской области на 10.01.2018 г. функционировало 47900 субъектов МСП (2,6 % от общего количества по ЦФО и 0,79 % — по РФ), из них 44,1 % — юридических лиц и 55,9 % — ИП. Всего в сегменте МСП было официально трудоустроено более 150 тыс. человек [2]. В структуре субъектов МСП- юридических лиц доля микропредприятий составляет 89,6%, малых – 9,8 %, средних – 6,0 %. В структуре субъектов МСП – ИП микропредприятия занимают 99 %.

Около 20 % валового внутреннего продукта Российской Федерации, создаются организациями МСП [1]. Сектор малого и среднего предпринимательства в целом по РФ сосредоточен, в основном, в сферах торговли (40 %), предоставления услуг населению (30 %) строительстве жилых и нежилых зданий (15 %).

Оборот средних и малых предприятий Тверской области в 2016 г., включая микропредприятия, (по оценке Министерства экономического развития Тверской области) вырос за истекший год на 5,7 % до 210,23 млрд рублей. В структуре оборота средних и малых предприятий (включая микропредприятия) в 2016 г. наибольший вес, по-прежнему, занимали предприятия оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (свыше 46,0 %), обрабатывающих производств (более 22,0 %) [3].

Важным аспектом эффективного развития МСП является координация федеральной и региональной политики, повышение эффективности действующих и формирование новых инструментов поддержки малого и среднего бизнеса.

В качестве примера можно привести разработанный стратегический подход государственной поддержки субъектов МСП в Тверской области. Реализации политики развития субъектов МСП определяется: Законом Тверской области от 13.04.2009 № 24-ЗО (с изм. от 23.12.2015) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Тверской области»; Постановлением Правительства Тверской области от 22.11.2013 N 508-пп (в ред. от 06.05.2017 № 124-пп) «О государственной программе Тверской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Тверской области» на 2014 — 2019 годы» и рядом других постановлений.

В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 07.03.2016 № 389-р утвержден размер субсидии, предоставляемой в 2016 г. из федерального бюджета бюджету Тверской области, в размере 88,9 млн руб., в том числе 88,1 млн руб. на реализацию мероприятий государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства подпрограммы 3 «Государственная поддержка предпринимательства и инновационной деятельности в Тверской области» государственной программы Тверской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Тверской области» на 2014-2019 годы.

Заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта РФ на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства от 14.07.2016 № 094-МБ-16 (уровень софинансирования для региона установлен 5/95 % — региональный /федеральный бюджеты соответственно), в том числе: предоставление субсидий начинающим субъектам молодежного предпринимательства на создание собственного дела – 6,0 млн руб. (объем финансирования из областного бюджета Тверской области – 0,3 млн руб.); предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства на приобретение оборудования (модернизацию производства) – 70,3 млн руб. (областной бюджет – 3,7 млн руб.); исполнение обязательств Фондом содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства по предоставлению краткосрочных заемных средств субъектам МСП – 9,3 млн руб. (областной бюджет – 0,5 млн руб.); развитие Регионального интегрированного центра – Тверская область – 2,5 млн руб. (областной бюджет – 1,0 млн руб.) [3].

Однако, несмотря на активную государственную поддержку, отдельные меры проводимой государственной политики, как на федеральном, так и на региональном уровнях недостаточны для эффективного развития субъектов МСП. Предпринимательской деятельности в России, согласно результатам опроса 2016 г., проведенного РСПП, мешают три ключевые проблемы: снижение спроса; недостаток квалифицированных кадров; рост цен /тарифов. При этом для бизнеса они в равной степени значимы: каждый из вариантов набрал чуть менее трети голосов. Близко к этим ответам расположились ещё два, набравшие одинаковую долю -28,5 %: коррупция в органах власти; чрезмерное контрольно-надзорное давление на бизнес.

Представители крупного бизнеса в два раза чаще, чем компании малой и средней размерности, выбирали ответ «наиболее острая проблема для бизнеса — чрезмерное контрольно-надзорное давление на бизнес». Компании-субъекты среднего бизнеса оказались единодушны — почти 60 % из них считают, что именно снижение спроса стало главной проблемой для бизнеса в 2016 году (доля выше средней доли почти в два раза). Для малых компаний выше значимость проблем, вызванных избыточно высокими налогами, коррупцией со стороны органов власти и сложностью с доступом к кредитным ресурсам [5].

Вместе с тем, несмотря на непростую экономическую ситуацию, в значительной части рэнкингов, оценивающих конкурентоспособность и качество деловой среды, позиции России улучшились. В Global Competitiveness Index 2016-2017, который готовится Всемирным экономическим форумом, Россия переместилась с 45 на 43 место. По сравнению со странами-членами БРИКС, позиции России не очень усилились, а в ряде случаев даже ослабли. Она опережает остальные страны только по двум показателям — высшее образование и инфраструктура. По размеру рынка, здоровью и начальному образованию, а также макроэкономической стабильности однозначным лидером является Китай. По состоянию институтов, эффективности товарных рынков, развитости финансового рынка, готовности к внедрению инноваций и условиям ведения бизнеса ведущие позиции занимает Южная Африка [1].

Реализация ряда мер, разработанных Правительством РФ за последние годы, способствует активизации создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса:

• в целях координации оказания субъектам малого и среднего предпринимательства поддержки в 2015 г. (в соответствии с ФЗ РФ от 24.07.2007 N 209-ФЗ (в ред. ФЗ от 27.11.2017 № 356-ФЗ) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации») создано Акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП);

• с 2016 г. реализуется «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года», в которой определены долгосрочные приоритеты государственной политики в сфере развития МСП;

• реализован антикризисный план Правительства РФ, треть мероприятий которого связана с поддержкой МСП и исполнена в полном объеме;

• начато внедрение проектного подхода к поддержке МСП — Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2017 N 147-р (ред. от 06.12.2017) «О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации». Внедрение целевой модели «Поддержка малого и среднего предпринимательства» позволит сформировать в субъектах РФ базовую инфраструктуру поддержки предпринимательства, а также повысить уровень доступности мер поддержки как для граждан, планирующих осуществлять предпринимательскую деятельность, так и для действующих субъектов МСП;

• в целях обеспечения предсказуемости налоговой политики в отношении малых предприятий приняты следующие меры: увеличен пороговый размер дохода для применения УСН (150 млн руб.); продлено действие ЕНВД до 2018 г.;

• самозанятые граждане, осуществляющие некоторые виды деятельности, освобождены на период 2017-2018 гг. от обложения налогом на доход и от уплаты страховых взносов при подаче уведомления в налоговый орган;

• расширена имущественная, финансовая и информационно-консультационная поддержка субъектов МСП. В 2005-2016 гг. в субъектах РФ сформирована широкая сеть организаций инфраструктурной поддержки. На созданные объекты инфраструктуры опираются в своей деятельности АО «Корпорация МСП», АО «МСП Банк», АО «РЭЦ», что позволяет достигать дополнительного положительного эффекта в части увеличения объемов поддержки, оказываемой субъектам МСП;

• Президентом России определены цели и основополагающие принципы совершенствования госполитики по развитию конкуренции. Одним из основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции является обеспечение развития малого и среднего предпринимательства. Национальный план развития конкуренции в РФ на 2018-2020 гг. предусматривает, в частности, следующее: в каждой отрасли должно присутствовать не менее 3 хозяйствующих субъектов, из них хотя бы один должен относиться к малому бизнесу (кроме сфер естественных монополий и ОПК); к 2020 г. должно быть снижено количество «антимонопольных» нарушений органов власти не менее чем в 2 раза по сравнению к 2017 г.; также вдвое к этому времени должна быть увеличена доля госзакупок у малого бизнеса и СОНО и на 18% — закупок госкомпаний у малых и средних предприятий [7].

Важными факторами, оказывающими воздействие на развитие ситуации в российской экономике на прогнозном горизонте (2018 – 2020 гг.), будут оставаться меры по развитию малого и среднего предпринимательства, включающие решение 10 ключевых задач, направленных на дальнейшее развитие и повышение эффективности этой сферы бизнеса [4].

Одно из приоритетных направлений государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства на современном этапе — вывод на новый качественный уровень мер и инструментов поддержки малых и средних предприятий. Стратегическим ориентиром является увеличение доли малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в 2 раза (с 20 до 40 %), что будет соответствовать уровню развитых стран. Наиболее значимые для бизнеса мероприятия Стратегии будут реализовываться в формате системных проектов с использованием методов проектного управления. Целевые индикаторы реализации Стратегии на период до 2030 г. отражены в таблице 1.

Таблица 1 – Целевые индикаторы реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в РФ на период до 2030 года* [6]

Популярное:

  • Действие российского законодательства о защите прав потребителей Действие российского законодательства о защите прав потребителей Работ в текущем разделе: [ 6130 ] Дисциплина: Гражданское право На уровень вверх Тип: Курсовая работа | Цена: 650 р. | […]
  • Цели уголовного наказания и его сущность Цели уголовного наказания и его сущность Работ в текущем разделе: [ 3556 ] Дисциплина: Уголовное право На уровень вверх Тип: Курсовая работа | Цена: 650 р. | Страниц: 39 | Формат: doc | […]
  • Права граждан сша Права граждан сша Работ в текущем разделе: [ 466 ] Дисциплина: Конституционное право зарубежных стран На уровень вверх Тип: Контрольная работа | Цена: 450 р. | Страниц: 17 | Формат: doc […]
  • Страховка авто в выксе Страховые компании Выксы Страховая компания «Согласие»   г. Выкса, ул. Островского, д. 48, офис 313 Страховая компания «Росгосстрах»   Нижегородская область, Выкса, […]
  • В коап рф мелкого хищения Статья 7.27. Мелкое хищение Мелкое хищение чужого имущества путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями второй, […]
  • Как отправлять посылку почтой россии наложенным платежом Обзор тарифов Почты России Простые, заказные, ценные отправления Простое отправление - идет, как обычное письмо или газета. Почтальон приносит и бросает его в почтовый ящик. Простыми могут […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.