Мониторинг земель территории это

Оглавление:

Земельное Право

Мониторинг земель — система наблюдения за состоянием земель для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Порядок осуществления мониторинга устанавливается Правительством РФ. Объектами мониторинга земель являются все земли Российской Федерации.

Составной частью государственного мониторинга земель является мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения, как предусматривает ст. 16 ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».

К задачам мониторинга земель согласно п. 2 ст. 67 ЗК РФ относятся:

1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

2) информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

В зависимости от территориального охвата мониторинг земель может быть: федеральный, региональный и локальный (местный).

Федеральный мониторинг охватывает всю территорию РФ. Региональный мониторинг — территории, ограниченные физико-географическими, экономическими, административными и иными границами. Локальный (местный) мониторинг ведется на объектах ниже регионального уровня, вплоть до территорий отдельных землепользований.

Согласно п. 5 Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости, утв. постановлением Правительства РФ от 19 августа 2004 г. N 418*(71) организацию и осуществление государственного мониторинга в РФ ведут органы названного агентства. Участие в мониторинге земель принимают и другие государственные органы России: Минприроды России, Минсельхозпрод России, Гидрометеорологическая служба, соответствующие органы субъектов РФ.

Порядок осуществления государственного мониторинга земель определен в Положении об осуществлении государственного мониторинга земель, утв. постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2002 г. N 846*(72). Согласно названному Положению мониторинг включает в себя:

а) сбор информации о состоянии земель в РФ, ее обработку и хранение;

б) непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;

в) анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

Пользователи земель обязаны регулярно отчитываться о наличии и качественном состоянии своих земель в соответствии с правилами ведения мониторинга, установленными федеральными нормативными правовыми актами и нормативными актами соответствующих субъектов РФ. Независимо от этого они обязаны представлять внеочередную информацию о чрезвычайных и неординарных событиях, существенно отражающихся на состоянии земель, их хозяйственном использовании и правовом режиме. За искажение информации виновные несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Получение информации при осуществлении мониторинга также может производиться с использованием:

а) дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);

б) сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков, межевых знаков и т.п.;

в) наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);

г) соответствующих фондов данных.

Полученные и зафиксированные с помощью документов мониторинга объективные материалы о состоянии земель и окружающей их природной среды используются при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан.

Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, также служат правовым основанием для принятия необходимых решений компетентными государственными органами, ответственными за правильное использование земель и их охрану. Сами органы, ведущие мониторинг, не принимают решений, обязывающих природопользователей совершать те или иные действия по устранению выявленных правонарушений. Такие решения принимают наделенные соответствующими полномочиями государственные органы, ведущие контроль за использованием земель и их охраной.

КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ
И МОНИТОРИНГ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ

МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ

Организационная структура мониторинга земель

Рассматривается организационная структура мониторинга земель.

От правильного использования почв зависит функционирование всех отраслей народного хозяйства, благосостояние общества.
Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации. Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами. Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов [4].
Целью мониторинга является информационное обеспечение, управление природоохранной деятельностью и экологической безопасностью [4].

Задачами государственного мониторинга земель являются [2]:

  1. Своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;
  2. Информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
  3. Обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
    Структура мониторинга земель определяется административно-территориальным делением, использованием земель по их целевому назначению.

Структура мониторинга земель по административно-территориальной иерархии имеет следующие уровни [3]:

  1. Мониторинг земель Российской Федерации;
  2. Мониторинг земель республик в составе Российской Федерации,
  3. Автономных областей и автономных округов, краев и областей;
  4. Мониторинг земель районов и городов.

На каждом уровне административно-территориального деления структура мониторинга земель предусматривает следующие подсистемы, соответствующие категориям земель [3]:

  1. Мониторинг земель сельскохозяйственного назначения;
  2. Мониторинг земель населенных пунктов;
  3. Мониторинг земель объектов промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения;
  4. Мониторинг земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
  5. Мониторинг земель лесного фонда;
  6. Мониторинг земель водного фонда;
  7. Мониторинг земель запаса.

В зависимости от территориального охвата различают глобальный, национальный, региональный и локальный мониторинг земель [2,1]. Глобальный мониторинг земель проводят в соответствии с Международной геосферно-биосферной программой “Глобальные изменения”. Он позволяет оценить современное состояние всей природной системой Земли с целью предупреждения возникающих экстремальных ситуаций. Наблюдение ведут базовые станции в различных регионах планеты, которые нередко располагаются в биосферных заповедниках.

Региональный мониторинг – это слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то крупного региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы. Он охватывает крупные территории (север европейской части России, зоны чернобыльской аварии и др.)
Локальный мониторинг земель ведется на территориальном уровне, ниже регионального, вплоть до территории отдельных землепользований и элементарных структур ландшафтно-экологических комплексов.

На основе характера изменения состояния земель различают также фоновый и импактный мониторинг [2,3].

Фоновый мониторинг это наблюдение за состоянием земель, не подвергающихся воздействию человека, его проводят в биосферных заповедниках. Импактный мониторинг это наблюдения за состоянием земель в местах непосредственного воздействия антропогенных фактов.

В зависимости от сроков и периодичности проведения наблюдения за состоянием земель мониторинги подразделяют на [1,4]:

  1. Базовые (исходные, фиксирующие состояние объектов наблюдений на момент начала ведения мониторинга земель);
  2. Периодические (проводимые через один год и более, т.е. с определенными интервалами);
  3. Оперативные (проводимые непрерывно);
  4. Ретроспективные (исторический анализ предшествующих наблюдений).

Ввиду существенных зональных различий земель в Российской Федерации (равнинные и горные территории), многообразия способов их использования, широкого развития негативных процессов и явлений (эрозия, дефляция, заболачивание, солонцовость, деградация пастбищ, техногенное загрязнение и др.), которые часто вызывают необратимые изменения количественного и качественного состава земельных ресурсов и создают критическую экологическую ситуацию, весьма актуальна организация постоянно действующей сети государственного мониторинга земель. В настоящее время имеются крайне необходимые для проведения этих работ материалы и документы и, прежде всего, почвенные, геоботанические, геологические, геоморфологические, ландшафтные и др. тематические карты России, а также серии карт основных показателей экологического состояния почв, негативных процессов и явлений, характерных для земельных ресурсов страны, и на некоторые территории — результаты оценки их динамики во времени и пространстве.

В окончательном виде система государственного мониторинга земель Российской Федерации должна включать следующие разделы [4,1]:

  1. Концепцию ведения государственного мониторинга земель как информационной базы их рационального использования и защиты от прямых потерь, деградации и загрязнения.
  2. Ландшафтно-экологическое (природно-хозяйственное) районирование земельных ресурсов как научной основы для размещения сети государственного мониторинга земель.
  3. Научно обоснованную и экономически целесообразную схему полигонов государственного мониторинга земель.
  4. Нормативно-техническую базу системы ведения наблюдений за состоянием земель с отражением принципов размещения и режима работы наблюдательного комплекса.

В результате осуществления мониторинга земель собирают оперативную информацию о негативных изменениях, происходящих в земельном фонде и его отдельных категориях, что является основой для ведения земельного кадастра, оценки эколого-экономической ущербов (рисков), планировании природоохранных мероприятий.

Шпоры для каждого! Информационные учебно-познавательные материалы

Мониторинг земель: понятие, виды, программы, порядок осуществления

Мониторинг земель — система наблюдения за состоянием земель для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Порядок осуществления мониторинга устанавливается Правительством РФ. Составные части мониторинга земель: мониторинг плодородия земель с/х назначения, мониторинг мелиорированных земель.

Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается Правительством РФ — Положение о мониторинге земель в РФ утверждено постановлением Правительства РФ 15.07.1992 № 491.

Мониторинг земель — составная часть мониторинга за состоянием окружающей природной среды.

Объект мониторинга земель — все земли в стране, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и характера использования.

Задачи государственного мониторинга земель (Статья 67 ЗК РФ) :

  • своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;
  • информационное обеспечение деятельности по ведению государственного земельного кадастра, осуществлению государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;
  • обеспечение граждан информацией о состоянии земель.

В зависимости от территориального охвата государственный мониторинг может быть федеральным (охватывает всю территорию РФ), региональным (территории, ограниченные физико-географическими, экономическими, административными и иными границами) и локальным (местный) (ведется на объектах ниже регионального уровня, вплоть до территорий отдельных землепользователей).

Мониторинг включает в себя :

  • сбор информации о состоянии земель в РФ, ее обработку и хранение;
  • непрерывное наблюдение за использованием земель, исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;
  • анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

Мониторинг осуществляется ФАКОН во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами МСУ.

Мониторинг осуществляется исходя из единой системы показателей на основе методических и нормативно-технических документов, утверждаемых ФАКОН по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполн. власти.

Получение информации при осуществлении мониторинга может производиться с использованием :

  • дистанционного зондирования (съемка и наблюдение с космических аппаратов, самолетов);
  • сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарны и иных участков, межевых знаков;
  • наземных съемок, наблюдений и обследований;
  • соответствующих фондов данных.

Съемки, наблюдения и обследования в зависимости от срока и периодичности проведения делятся на :

  • базовые (проводятся для получения данных о состоянии земель на момент начала ведения мониторинга);
  • периодические (проводятся для получения данных о состоянии земель за определенный период — раз в три года и более);
  • оперативные (проводятся для получения данных о состоянии земель на текущий момент).

Данные, полученные в ходе проведения мониторинга, систематизируются и передаются на хранение в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства. Они используются при подготовке государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в РФ, ежегодно представляемого Федеральной службой земельного кадастра в Правительство РФ. Эти данные используются для информационного обеспечения деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан.

Глава 33. Мониторинг земель.

Статья 191. Назначение мониторинга земель.
1. Мониторинг земель — это система наблюдения за состоянием земель с целью своевременного выявления изменений, их оценки, предотвращения и ликвидации последствий негативных процессов.
2. В системе мониторинга земель проводится сбор, обработка, передача, сохранение и анализ информации о состоянии земель, прогнозирование их изменений и разработка научно обоснованных рекомендаций для принятия решений по предотвращению негативных изменений состояния земель и соблюдению требований экологической безопасности.
3. Мониторинг земель является составной частью государственной системы мониторинга окружающей среды.
4. В зависимости от целей, наблюдений и охвата территорий мониторинг земель может быть национальным, региональным и локальным.
5. Ведение мониторинга земель осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, по вопросам экологии и природных ресурсов.
6. Порядок проведения мониторинга земель устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Статья 192. Задачи мониторинга земель.
Основными задачами мониторинга земель является прогноз эколого-экономических последствий деградации земельных участков с целью предотвращения или устранения действия негативных процессов.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СВЕДЕНИЙ О СОСТОЯНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬ

Объекты государственного мониторинга земель — все земли в Российской Федерации.
При мониторинге земель следует обратить внимание на то, что рядом федеральных законов в свое время были установлены особые нормы мониторинга земель отдельных категорий.
Так, ст. 21 Федерального закона от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель» (далее — ФЗ-4) установлено, что мониторинг мелиорированных земель является составной частью государственной системы мониторинга земель и представляет собой систематические наблюдения за состоянием мелиорированных земель. На основе этих наблюдений выявляют изменения состояния мелиорированных земель и дают их оценку. ФЗ-4 не вводит самостоятельный вид мониторинга мелиорированных земель, но констатирует, что мониторинг таких земель осуществляют в рамках общей системы государственного земельного мониторинга.
Согласно Федеральному закону от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) — это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.
Однако в отличие от государственного мониторинга земель государственный мониторинг окружающей среды осуществляют не только органы государственной власти Российской Федерации, но и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Информация о состоянии и использовании земель должна быть основана на данных государственного мониторинга земель (ГМЗ). Такую информацию делят на два вида:
агрегированная и готовая к передаче потребителю (постоянная информация);
агрегированная информация, подготавливаемая специально по индивидуальным запросам потребителей (переменная информация).
Второй вид информации формализовать заранее нельзя, так как его формируют на основании имеющейся информации первого вида.
Постоянную информацию делят: на семантическую (базовую и дополнительную) и картографическую.
Базовую семантическую информацию ГМЗ можно разбить на четыре составные части:
показатели правового режима земель — данные о границах и площадях административно-территориальных единиц, зон, земельных участков различного правового режима (по видам вещных прав на землю, по субъектам прав, по наличию зарегистрированных прав);
показатели использования земель — данные о динамике целевого назначения, разрешенного использования земельных участков, установленных ограничений и обременений;
показатели качественного состояния земель — данные об изменении плодородия земель сельскохозяйственного назначения, мелиоративного состояния земель, экологического состояния земель всех категорий, включая следующие негативные процессы: подтопление и затопление, переувлажнение, заболачивание, эрозия, засоление, загрязнение земель токсичными веществами, опустынивание, нарушенность земель, зарастание сельскохозяйственных угодий кустарником и мелколесьем, захламление земель промышленными и бытовыми отходами, вырубки и гари на землях лесного фонда, карст, сели, землетрясения и другие процессы; данные о рекультивации земель;
показатели экономического состояния земель — данные о налогооблагаемой, рыночной, залоговой и нормативной стоимости земельных участков, ставок земельного налога и арендной платы.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы относительно взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, направленного на формирование сведений о состоянии и использовании земель в рамках государственного мониторинга земель: в рамках рассматриваемой горизонтали центральное положение Правительством Российской Федерации закреплено за Росреестром;
Росреестр вступает во взаимодействие с другими федеральными органами и организациями на основе соглашений между министерствами, в ведении которых находятся взаимодействующие стороны;
формат и процессуальные аспекты обмена информацией федеральных служб и агентств задает Росреестр, и закрепляют их двух- или многосторонним соглашением. Содержание соглашения основывают и обязательно корреспондируют с содержанием федеральной программы ведения государственного мониторинга земель в Российской Федерации;
федеральные министерства, службы и агентства определяют подчиненные территориальные органы (при их наличии в структуре ведомства), учреждения и предприятия, уполномочиваемые на участие в межведомственном взаимодействии;
Росреестр обеспечивает взаимодействие самостоятельно, а также с привлечением, находящихся в его ведении учреждений и предприятий;
научно-методическое обеспечение деятельности в сфере формирования и ведения земельного баланса возлагают на Росреестр в лице имеющегося или созданного подразделения или учреждения.
Региональная деятельность в сфере ведения мониторинга базируется на территориальных управлениях Росреестра в федеральных округах и в субъектах Российской Федерации. Территориальные управления Росреестра в федеральных округах организуют, регулируют и контролируют работу территориальных подразделений Росземкадастрсъемка — ВИСХАГИ и ФКЦ «Земля», а также территориальных управлений и органов кадастрового учета в субъектах Российской Федерации соответствующего округа. Полномочия «базовых» территориальных управлений определены положениями о них, а также должны быть дополнены приказом руководителя Росреестра в части возложения дополнительных регулятивных функций при взаимодействии с подразделениями ВИСХАГИ и ФКЦ «Земля», другими территориальными управлениями в сфере осуществления государственного мониторинга земель на территории федерального округа и субъекта Российской Федерации. Территориальные управления Росреестра взаимодействуют с территориальными органами других федеральных министерств, служб и агентств, а также с расположенными в регионах подведомственными учреждениями и предприятиями данных ведомств на основе взаимных соглашений, формат которых устанавливают вышестоящие ведомства.
Взаимодействие Росреестра, его территориальных органов и подведомственных учреждений и предприятий с исполнительными органами государственной власти, учреждениями и предприятиями субъектов Федерации должно осуществляться на базе соглашений между агентством и соответствующим субъектом Российской Федерации, где указывается в качестве уполномоченного органа, представляющего Росреестр — территориальное управление по данному субъекту. Формат отношений по обмену информацией устанавливает территориальное управление с каждым уполномоченным региональным ведомством и предприятием. В качестве обязательной стороны, участвующей во взаимодействии, в соглашении должны быть поименованы ФГУ «Земельные кадастровые палаты» по субъекту Российской Федерации и их подразделения (филиалы или представительства), ВИСХАГИ и ФКЦ «Земля» в данном регионе. Соглашение должно содержать региональную программу действий областных органов и организаций по осуществлению мониторинга на территории субъекта Российской Федерации, являющейся составной частью федеральной программы мониторинга. Содержательная часть должна быть посвящена перечню показателей, поступающих от региональных органов в областную базу мониторинга, процедуре их передачи, периодичности, а также форматам, условиям и порядкам предоставления сведений из сформированной базы.
Взаимодействие в сфере формирования ГКН и земельного баланса на местном уровне следует сконцентрировать на реализации локальных программ ведения мониторинга в муниципальном образовании. Соглашения о взаимодействии заключают по поручению Росреестра территориальные управления по субъекту Российской Федерации с муниципальными органами власти. К участию в соглашении о взаимодействии должна быть привлечена Госземкадастрсъемка — ВИСХАГИ в качестве держателя фонда мониторинговой информации, однако роль предприятия во взаимодействии со всеми участниками отношений должна быть заранее определена и стандартизирована для всей территории Российской Федерации.
Центральным звеном во взаимодействии на местном уровне должна стать формализация и стандартизация потоков сведений, наполняющих базу данных мониторинга земель и процедур их предоставления пользователям. Информационный блок, формируемый на местном уровне, является определяющим с точки зрения точности, детальности, актуальности, доступности и востребованности. Он выступает в качестве исходного элемента базы, которую формируют на следующих территориальных уровнях. Включение мониторинговых данных в систему сведений, формируемых земельно-кадастровыми палатами, придает им статус государственного информационного ресурса. Съемки и обследования — исходную основу для ведения мониторинга — проводят, как правило, в пределах отдельных земельных участков или их частей — отдельных угодий или групп угодий и выводят за пределы района при реализации областных или федеральных программ. Их результаты после рассмотрения, контроля и анализа территориальными управлениями Роснедвижимости (в субъектах Российской Федерации или федеральных округах — в зависимости от обследуемой территории) должны пополнить мониторинговую базу соответствующего региона (группы регионов), а документацию после структурирования передают фондодержателю — Госземкадастрсъемке — ВИСХАГИ.
Предложение относительно выстраивания рассмотренной вертикали позволит исключить пробелы в массиве данных об объекте мониторинга земель, закрепить организующую функцию в сфере государственного мониторинга земель в части реализации программ всех уровней за территориальными органами Росреестра.
Административный регламент исполнения Росреестром функции «Государственный мониторинг земель в Российской Федерации, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы» (далее — Регламент), определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) Росреестра и его территориальных органов, порядок их взаимодействия и должностных лиц, порядок взаимодействия территориальных органов Росреестра с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при осуществлении полномочий по государственному мониторингу земель в Российской Федерации, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы, а также порядок, сроки и последовательность действий Росреестра и его территориальных органов при предоставлении органам государственной власти, органам местного самоуправления, юридическим лицам и гражданам данных, полученных в ходе проведения мониторинга земель.
Реализация государственной функции «Государственный мониторинг земель в Российской Федерации, в том числе с использованием автоматизированной информационной системы» включает:
сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации; сбор информации об использовании земель в Российской Федерации исходя из их целевого назначения и разрешенного использования; обработку информации о состоянии и использовании земель; анализ качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов, выявление изменений состояния земель;
оценку изменений качественного состояния земель, прогноз развития негативных процессов;
выработку рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов;
хранение информации о состоянии и использовании земель; информационное обеспечение деятельности по осуществлению государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций в области государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства; обеспечение граждан информацией о состоянии земель. Информацию о состоянии и использовании земель собирают подрядные организации на конкурсной основе в рамках государственных контрактов с использованием:
дистанционного зондирования (съемки и наблюдения с космических аппаратов, самолетов, с помощью средств малой авиации и других летательных аппаратов);
сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарных и иных участков;
наземных съемок, наблюдений и обследований (сплошных и выборочных);
соответствующих фондов данных.
Собирают информацию исходя из единой системы показателей государственного мониторинга земель.
Результатом деятельности по сбору информации является продукция, содержащая сведения (данные) о состоянии и использовании земель, представленные в текстовой или графической форме.
К сведениям (данным) о состоянии и использовании земель относят:
описание местоположения земельных угодий; площадь земельных угодий;
вид земельных угодий (пашня; многолетние насаждения; сенокосы и пастбища; земли под древесно-кустарниковой растительностью; лес

ные земли; земли под застройкой; земли под дорогами, коммуникациями, улицами, площадями; земли под водой; болота; нарушенные земли; прочие земли);
степень развития негативного процесса на землях, подверженных линейной эрозии (слабая, средняя, сильная, очень сильная степень развития);
на землях, подверженных опустыниванию (слабая, средняя, сильная, очень сильная степень развития);
на подтопленных землях (слабая, средняя, сильная степень развития); на захламленных землях (слабая, средняя, сильная степень развития); на землях, подвергшихся радиоактивному загрязнению (годовая эффективная доза, мЗв: 1. 5, 5. 20, 20. 50, более 50);
на землях, загрязненных нефтью и нефтепродуктами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная степень развития);
на землях, загрязненных тяжелыми металлами (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная степень развития);
на землях, загрязненных средствами химизации сельского хозяйства (умеренно опасная, опасная, чрезвычайно опасная степень развития).
Для земель сельскохозяйственного назначения дополнительно к перечисленным:
площадь земельных угодий (по видам) с указанием степени развития негативного процесса, га:
эродированных (слабая, средняя, сильная степень развития); дефлированных (слабая, средняя, сильная степень развития); засоленных (слабая, средняя, сильная степень развития); заросших кустарником и мелколесьем (слабая, средняя, сильная степень развития).
Данные, характеризующие состояние земель, выражают как в абсолютных, так и в относительных значениях, отнесенных к определенному периоду или сроку.
Показатели качества земель в основном формируются согласно действующему законодательству вне системы государственного кадастра недвижимости. В основном это мониторинговая информация, которая должна на основе соглашений поступать в ГКН из внешних систем.
Для подготовки земельного баланса используют следующие источники поступления информации о качественном состоянии земель.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации Росреестр, Минсельхоз России То же
Росреестр, Минсельхоз России
Минсельхоз России, МЧС России, Федеральное агентство по строительству и ЖКХ Росреестр
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Росреестр Минсельхоз России То же »
Росреестр, Минсельхоз России
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Как видно, приоритетное место занимают сведения, предоставляемые Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

Показатели о состоянии земель, предоставляемые из внешних источников в систему государственного мониторинга земель (ГМЗ) следует разделить на две группы:
единая система показателей государственного мониторинга земель (ЕСП ГМЗ). Это общие показатели, которые едины для всех его уровней: федерального, регионального и локального;
частные показатели, собираемые дополнительно на региональном и локальном уровне.
Общие показатели для федерального, регионального и локального уровней собирают по единым методикам.
К показателям федерального уровня относят показатели регионального уровня, генерализированные для территории Российской Федерации для субъектов Российской Федерации, а также дополнительные показатели, в соответствии с которым собирают данные на федеральных полигонах мониторинга земель.
К показателям регионального уровня относят показатели локального уровня, генерализированные для территории субъекта Российской Федерации для административных районов Российской Федерации, а также дополнительные показатели, по которым собирают данные на региональных полигонах.
К показателям локального уровня относят показатели, в соответствии с которыми собирают базовую информацию о состоянии и использовании земель в муниципальных образованиях, а также дополнительные показатели, по которым собирают данные на региональных полигонах. Системообразующими показателями всей системы показателей являются показатели локального уровня.
Состав системообразующих локальных показателей определяют в соответствии со следующими основными критериями:

востребованность собираемых данных при решении задач кадастра объектов недвижимости, госземконтроля, землеустройства и при государственных мониторингах природных ресурсов;
возможность объективного определения информации; экономическая целесообразность сбора информации в соответствии с тем или иным показателем; цель сбора информации;
исключение дублирования информации о состоянии земель в различных информационных системах.
ЕСП ГМЗ устанавливает минимально необходимый перечень показателей объектов (земель) и их характеристик для проведения государственного мониторинга земель, и он является основой для разработки методических и нормативно-технических документов, утверждаемых Росземкадастром по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
Каждая единица мониторинга характеризуется установленным минимальным числом показателей, определяющих условия и вид систематического использования земельного участка или степенью пригодности к использованию для конкретных хозяйственных целей, а также присущими природными и антропогенными признаками.
Показатели мониторинга состояния земель подразделяют на общие (для земель всех категорий) и специальные (для земель сельскохозяйственного назначения). Общие показатели мониторинга состояния земель приведены в таблице 5.1.
5.1. Общие показатели состояния земель

Понятие, задачи и виды мониторинга земель

Рубрика: Сельское хозяйство

Статья просмотрена: 31166 раз

Библиографическое описание:

Дамдын О. С. Понятие, задачи и виды мониторинга земель // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.2. — С. 165-166. — URL https://moluch.ru/archive/36/4146/ (дата обращения: 11.10.2018).

Принятие эффективных управленческих решений по соблюдению земельного законодательства зависит в первую очередь от наличия точных научно обоснованных данных о качественном состоянии земель и происходящих в них изменениях. Источником получения таких данных является мониторинг земель.

Мониторинг земель – система наблюдений за состоянием земель для своевременного выявления различных изменений, их оценки, а также предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

Мониторинг — преимущественно техническая и информационно-аналитическая работа, связанная с применением технических средств контроля за состоянием земель, взятием проб почв и проведением почвенно-геоботанических обследований, анализов и измерений химического и биологического состава почв, их физического состояния. Можно сказать, что мониторинг это одновременно мера предупредительного, текущего и последующего контроля.

Мониторинг имеют право осуществлять только государственные органы управления земельным фондом РФ, порядок осуществления устанавливается Правительством РФ. Мониторинг земель является составной частью мониторинга состояния окружающей природной среды, входит в Единую государственную систему экологического мониторинга (ЕГСЭМ 1 ) и проводится в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

Суть мониторинга заключается в слежении за динамикой процессов происходящих в почвах, в целях выявления причин и источников негативных изменений, принятия научно обоснованных решений по совершенствованию земельного законодательства, внесению необходимых корректировок в правовой режим земель и порядок землепользования.

Мониторинг ведется на всей территории РФ по отношению к любым земельным участкам независимо от форм собственности, целевого назначения и характера использования, что, в свою очередь, означает, что сотрудники государственной службы мониторинга имеют право проводить необходимые замеры и обследования там и тогда когда это предусмотрено, а собственники и землепользователи не имеют права препятствовать этим действиям.

Государственный мониторинг в зависимости от целей наблюдения и территориального охвата может быть:


федеральным, охватывающим всю территорию РФ;

региональным, охватывающим территории, ограниченные физико-географическими, экономическими, административными и иными границами;

локальным (местным), ведущимся на объектах ниже регионального уровня, вплоть до территорий отдельных землепользователей, землевладельцев, собственников и арендаторов земельных участков.

Предметом мониторинга является целостный земельный фонд РФ независимо от форм собственности на землю и их целевого назначения.

Объектом мониторинга являются все земли в стране вне зависимости от форм собственности на земли, их целевого назначения и характера использования.

Мониторинг земель осуществляется отдельно применительно к землям сельскохозяйственного назначения, землям населенных пунктов и поселений, землям промышленности, транспорта, связи и иного несельскохозяйственного назначения и т. д.

Согласно п. 2 ст. 67 Земельного кодекса Российской Федерации ведение государственного мониторинга земель направлено на выполнение следующих задач:


своевременное выявление изменений состояния земельных ресурсов, оценка уже происшедших изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении либо об устранении последствий негативных процессов, происходящих в почвенном слое земель. В целях ее осуществления органы проводят систематические наблюдения за состоянием водной и ветровой эрозии почвенного слоя земель, вероятностью потери гумуса либо ухудшения структуры, за загрязнением земель пестицидами, другими токсичными веществами, за состоянием береговой линии рек, морей, водохранилищ, за уровнем загрязнения земель свалками, местами захоронения опасных радиоактивных отходов, автомобильными стоянками и т. д;

информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за рациональным использованием и охраной земельных ресурсов, землеустройства, а также осуществлением иных функций государственного и муниципального управления землями, обеспечение контроля за рациональным использованием и охраной земель;

обеспечение населения Российской Федерации информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель. Пользование данными, полученными государственными органами по мониторингу земель, представляется возможным как для граждан, так и для юридических лиц, международных организаций. В целях осуществления последних двух задач государственного мониторинга земель применяются различные способы собирания необходимой информации.

Получение информации при осуществлении мониторинга может производиться с использованием:


дистанционного зондирования (съемка и наблюдение с космических аппаратов, самолетов);

сети постоянно действующих полигонов, эталонных стационарны и иных участков, межевых знаков;

наземных съемок, наблюдений и обследований;

соответствующих фондов данных.

В содержание мониторинга земель входит выполнение наблюдений по нескольким направлениям: изучаются процессы, связанные с изменением плодородия почв (опустынивание, развитие эрозии, потеря гумуса, заболачивание, засоление), зарастанием сельскохозяйственных земель сорняками и кустарником, загрязнением земель пестицидами, тяжелыми металлами и другими веществами. Также наблюдение ведется за процессами образования оврагов, оползней и другими природными явлениями, состоянием земель, занятых хозяйственными объектами, включая места захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов.

Все приемы, средства и методы осуществления мониторинга земель подразделяются в зависимости от сроков и периодичности их проведения на три вида:


базовые (проводятся для получения данных о состоянии земель на момент начала ведения мониторинга) осуществляются впервые на той или иной территории и носят общий характер;

периодические (проводятся для получения данных о состоянии земель за определенный период — раз в три года и более) осуществляются впервые на той или иной территории и носят общий характер;

оперативные (проводятся для получения данных о состоянии земель на текущий момент) фиксируют все текущие изменения состояния земельных ресурсов.

Данные мониторинга применяют для вынесения решений о возможном размещении того или иного объекта, определении разрешенных видов землепользования, то есть служат предупреждению такого землепользования, которое способно привести к ухудшению земель. Мониторинг также фиксирует отклонения от разрешенного поведения, выявляя правонарушения, связанные с загрязнением, заражением и иными видами деградации земель и его данные, в этом случае, служат доказательством при привлечении нарушителей к ответственности.

Данные полученные в ходе проведения мониторинга, систематизируются, накапливаются и передаются на вечное хранение в государственный фонд, а также ежегодно обобщаются и используются для подготовки ежегодного Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации, который ежегодно предоставляет служба земельного кадастра РФ.

Земельный кодекс Российской Федерации. http://www.zemkodeks.ru.

Краткий курс по земельному праву: учеб. пособие/ Г.С. Антосевич. – М. Издательство «Окей-книга», 2008. – 123 с.

1 Помимо мониторинга земель в ЕГСЭМ входит мониторинг состояния других природных объектов, осуществляемый различными федеральными министерствами и ведомствами. Общее руководство ЕГСЭМ выполняет МПР России.

Похожие статьи

Принципы построения системы мониторинга земель на примере.

Мониторинг земель — это система наблюдений за состоянием земельного фонда для

3. подготовка отчетов о ведении мониторинга земель; 4. изучение состояния земель на локальных полигонах ГМЗ

1. Земельный кодекс Российской Федерации.

Применение системы дистанционного мониторинга земель.

Применение системы дистанционного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения вРоссийской Федерации. Волчков Сергей Сергеевич, студент; Булгаков Павел Алексеевич, Мурлыкин Роман Юрьевич.

Состояние и динамика развития земельного фонда РФ

Объектами мониторинга земель являются все земли РФ независимо от форм собственности, их целевого назначения и разрешенного использования. К задачам государственного мониторинга земель относят: − своевременное выявление изменения состояния земель

Результаты мониторинга земель сельскохозяйственного.

Сложившаяся в настоящее время система обеспечения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления оперативной информацией о плодородии почв и состоянии.

Проблемы регулирования процедуры принудительного.

сельскохозяйственное назначение, земля, государственный мониторинг земель, земельный участок, состояние земель, сельское хозяйство, сельскохозяйственное производство, целевое назначение.

Управление земельными ресурсами в Российской Федерации.

Под функциями государственного управления земельными ресурсами понимается: землеустройство, кадастр, оценка, контроль, мониторинг [3].

Государственное управление землями сельскохозяйственного назначения весьма многогранно.

Применение геоинформационных систем в мониторинге земель.

Следует отметить что, в Орловской области будет создана геоинформационная система мониторинга земель сельскохозяйственного назначения для выявления неиспользуемых земель.

Некоторые особенности правового режима земель.

Ключевые слова: земля, земельные ресурсы, земельные участки сельскохозяйственного назначения. Общественные отношения, возникающие в сфере использования земель, в Российской Федерации направлены на разумное использование земельных ресурсов.

Мониторинг земель Республики Крым на современном этапе

мониторинг земель заповедного и рекреационного назначения

Основные термины (генерируются автоматически): окружающая среда, Крым, мониторинг земель, мониторинг земель Республики, состояние земель, Российская Федерация, процесс, единый центр.

Популярное:

  • Все дтп в воронеже в мае Вести Воронеж В полиции рассказали о личностях четырёх жертв страшного ДТП под Воронежем Вероятнее всего, авария унесла жизни почти всей семьи. Полицейские выяснили, кто погиб в ДТП в […]
  • Коммунальные тарифы во владикавказе В Северной Осетии выросли тарифы на коммунальные услуги В Северной Осетии с 1 июля тарифы на коммунальные услуги повысились в среднем на 6,7%. Такое повышение не решит проблем в […]
  • Правовые основы по организации и обеспечению радиационной безопасности Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ"О радиационной безопасности […]
  • Глава 23 статья 217 нк Статья 217. Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) ____________________________________________________________________ Положения статьи 217 настоящего […]
  • О дотациях за второго ребенка Форум родителей Меню навигации Пользовательские ссылки Информация о пользователе Вы здесь » Форум родителей » Правовые вопросы » О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОТАЦИЯХ НА РЕБЕНКА И ВЫПЛАТЕ ПРИ […]
  • Пройти тест на пдд на сайте гибдд ПДД 2018 онлайн России Новые правила ПДД экзамена 2018 5 вопросов за ошибку Официальные экзаменационные билеты ПДД 2018 новые с 10 апреля 2018 категории ABM A1B1 Частные Автоинструкторы […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.