Налоговый кодекс рф 2018 ст 88

Оглавление:

Статья 88. Судебные расходы

СТ 88 ГПК РФ

1. Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

2. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

Комментарий к Статье 88 Гражданского процессуального кодекса

Исходя из содержания ч. 1 комментируемой статьи к судебным расходам относятся государственная пошлина и издержки, связанные с рассмотрением дела.

Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах (ч. 2 комментируемой статьи).

Согласно ч. 1 ст. 333.16 НК РФ государственной пошлиной является сбор, взимаемый с лиц, указанных в ст. 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации .
———————————
Собрание законодательства РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.

Статьей 333.17 НК РФ установлено, что плательщиками государственной пошлины признаются:

2) физические лица.

Указанные в п. 1 статьи лица признаются плательщиками в случае, если они:

1) обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ;

2) выступают ответчиками (административными ответчиками) в судах общей юрисдикции, Верховном Суде Российской Федерации, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец (административный истец) освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с гл. 25.3 НК РФ .
———————————
Собрание законодательства РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.

Статьями 333.18, 333.19 НК РФ определены размер и порядок уплаты государственной пошлины.

Следует отметить, что факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме должен быть подтвержден представленным платежным поручением плательщика с отметкой банка о его исполнении.

Разъяснения по некоторым вопросам, связанным с судебными расходами, содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 г. N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» .
———————————
Российская газета. 2016. N 43.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определениях от 18 октября 2012 г. N 1858-О, от 19 июня 2012 г. N 1208-О, «устанавливаемые законодателем требования — при обеспечении каждому возможности обратиться в суд — обязательны для граждан; это относится и к правилам, регламентирующим порядок уплаты государственной пошлины, поскольку государственная пошлина относится к федеральным налогам и сборам (часть вторая статьи 88 ГПК Российской Федерации, пункт 10 статьи 13, пункт 1 статьи 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации), а в силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (Определения от 15 июля 2010 года N 971-О-О, от 22 марта 2011 года N 389-О-О и др.). При этом определение видов юридически значимых действий, за совершение которых взимается государственная пошлина, установление ее размера, а также освобождение от ее уплаты относятся к компетенции федерального законодателя» .
———————————
Определение Конституционного Суда РФ от 18 октября 2012 г. N 1858-О.

Статья 88 НК РФ: регламент проведения камеральной налоговой проверки

Порядок изучения финансовой деятельности физического или юридического лица регламентирует статья 88 НК РФ, камеральная налоговая проверка должна проводится в строгом соответствии с указанными в Кодексе правилами. В противном случае налогоплательщику не составит труда оспорить действия «налоговиков». Рассмотрим более подробно, на какие нюансы стоит обратить внимание.

Место и основание

Согласно пункту 1 88-й статьи НК РФ, камеральная проверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции, то есть в здании ведомства. Основанием для ее проведения становятся налоговая декларация предпринимателя и иные документы (они либо уже есть в наличии у инспекторов, либо налогоплательщику приходится их предоставлять).

Заметим, если налогоплательщик (физическое или юридическое лицо, иностранные организации) не предоставит вовремя налоговую декларацию, инспекторы вправе проводить проверку на основании тех данных, что у них есть, привлекая при этом и данные по другим, аналогичным компаниям (предприятиям). Вот только сделать это они смогут по истечении трех месяцев с того момента, как декларация должна была «оказаться» у них на руках. Если налогоплательщик предоставит декларацию в тот момент, когда проверку уже «запустят», инспекторы обязаны ее остановить и начать новую, на основе нового документа.

«Камералка» не проводится на основании специальной декларации, которую заполняет гражданин, решивший добровольно декларировать свои активы, счета в банках.

Крупные компании предоставляют отчетность на электронных носителях. Если они по каким-то причинам забудут принести документ в установленный законом срок, инспектор обязан в течение месяца прислать им уведомление с напоминанием. При этом следует уточнить, какой документ ждут и в каком виде он должен быть предоставлен.

Согласно п.2 указанной статьи, камеральную проверку проводят сотрудники налоговой инспекции, для этого им не требуется специального разрешения руководителя камерального отдела (как, например, при проведении выездной проверки).

Недостоверная информация

Если налогоплательщик предоставит информацию, которая не соответствует реальным фактам (например, будут ошибки в расчетах или в уточненной декларации будет указана меньшая сумма налога), ему придется объяснить причину произошедшего. В соответствии с п.4 88-й статьи НК РФ, налогоплательщик вправе в качестве доказательства предоставить выписки из налогового или бух. учета и иную документацию.

Инспектору дано право истребовать пояснительные документы и в том случае, если информация вызывает подозрения.

Если инспектор решит, что налогоплательщик совершил серьезный проступок и должен быть наказан, то, согласно статье 100 НК РФ, он обязан составить акт и указать в нем все необходимые сведения (факт нарушения и наказание).

Дополнительные документы

Если плательщик подает декларацию по возмещению НДС, он вместе с ней обязан предоставить документы, подтверждающие его право на получение соответствующего налогового вычета. Если в такой декларации будут выявлены неточности, несоответствия, которые приведут к занижению суммы НДС (обязан заплатить предприниматель) или, наоборот, повышению суммы, которую по закону ему должно вернуть государство, закон позволяет инспекторам потребовать от предпринимателя предоставление счетов, счетов-фактур и иной документации, подтверждающей законность действий предпринимателя.

Иностранная компания, вставшая на налоговый учет на территории РФ и предоставляющая декларацию по возмещению НДС, обязана документально подтвердить, что свою продукцию она реализует именно на территории нашего государства.

Если предприниматель является участником договора инвестиционного товарищества, он обязан предоставить документы, подтверждающие этот факт и указывающие на сумму его дохода (расходов), полученного (понесенных) в результате деятельности этого товарищества.

Если декларацию подает налогоплательщик-продавец подакцизных товаров и указывает в своем документе, что имеет право на налоговый вычет (суммы акциза), поскольку товар был возращен покупателем, он также обязан предоставить документы, подтверждающие правомерность его действий.

Страховые выплаты

Данный вид расходов также может стать основанием для запроса дополнительной документации. Если налоговый агент указывает в статье расходов страховые выплаты, он обязан предоставить и документы, которые смогут подтвердить законность его требований не облагать эти суммы налогом.

Согласно п. 13 88 статьи НК РФ, если предприниматель осуществлял обязательные страховые взносы в связи с тем, что кто-то из его сотрудников был временно нетрудоспособен или сотрудница была на больничном по беременности и родам, проверка такой декларации регламентируется положениями главы 34 НК РФ.

Итак, 88 статья НК РФ регламентирует порядок проведения камеральной проверки. Здесь прописан четкий алгоритм действий налогового инспектора и налогоплательщика. Любые нарушения чреваты негативными последствиями: плательщику придется понести наказание (например, штраф), а неправомерные действия налогового инспектора могут привести к тому, что результаты «камералки» не будут иметь юридической силы.

Ст. 88 НК РФ (2016): вопросы и ответы

Ст. 88 НК РФ: официальный текст

Ст. 88 НК РФ (2016): вопросы и ответы

Ст. 88 НК РФ, посвященная камеральной проверке, в течение 2015–2016 годов подверглась очередной порции изменений. Однако вопросы остались — рассмотрим их.

Что изменено в ст. 88 НК РФ в 2015–2016 годах?

Главные новшества статьи 88 НК РФ, вступившие в силу с 2015 года (закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «Об изменениях законодательства»), были такими:

  • При выявлении нестыковок в отчетности по НДС, наводящих на мысль о занижении налога или завышении суммы возмещения, возникло право истребования первички (п. 8.1).
  • Добавлено право требования сведений от участников инвесттоварищества (п. 8.2).
  • Введено право доступа ИФНС на территорию и осмотра имущества при камеральных проверках НДС (п. 1 ст. 91, п. 1 ст. 92 НК РФ).

Закон от 04.11.2014 № 348-ФЗ «Об изменениях в НК РФ» с 2015 года добавил:

  • редакционные правки в тексты п. 3, п. 4, п. 8.1, п. 8.3;
  • положения о непроведении камеральных проверок при налоговом мониторинге (п. 1.1).

Законом от 24.11.2014 № 376-ФЗ «Об изменениях в НК РФ» в п. 2 ст. 88 НК РФ с 2015 года введена возможность осуществления проверки по данным ИФНС при непредставлении декларации.

В 2016 году в ст. 88 НК РФ добавлены:

  • новый п. 8.4, отразивший право ИФНС на истребование первичных документов, подтверждающих право на заявленный в декларации вычет акцизов по подакцизным товарам (закон «О внесении изменений…» от 05.04.2016 № 101-ФЗ);
  • дополнительная формулировка в п. 6, позволяющая налоговому органу требовать представления в течение 5 дней пояснений о примененных при расчете налога льготах (закон «О внесении изменений…» от 01.05.2016 № 130-ФЗ).

Чем отличается камералка от иных форм контроля?

Особенности этого вида контроля состоят в следующем:

  • Он проводится в ИФНС, но допустим выезд к налогоплательщику для осмотра имущества.
  • Проверяют поступившую в ИФНС декларацию, но возможна налоговая проверка и при ее непредставлении.
  • Такая проверка — обязанность ИФНС, она не требует особых разрешений.
  • Продолжительность камералки — не более 3 месяцев.
  • Проверка состоит в арифметическом контроле, анализе правильности применения ставок и льгот, сопоставлении данных проверяемого отчета с другой отчетностью этого лица, сверке с отчетами других налогоплательщиков и увязке с прочей информацией, которой располагает ИФНС.
  • При отсутствии вопросов по представленному отчету проверка завершится без составления каких-либо документов по ней.
  • В случае каких-либо ошибок, нестыковок или подозрений в занижении налоговой базы лицу, подавшему декларацию, направят требование о представлении пояснений или внесении изменений в отчет. В ряде случаев запросят первичные документы.
  • Если полученные разъяснения не снимут возникших вопросов и будет установлен факт нарушения, то после завершения проверки в течение 10 рабочих дней ИФНС составит акт.
  • Проверка будет прекращена при представлении во время ее проведения уточненки за проверяемый период. Уточненку проверят по тем же правилам.

Однако запрошенные по ранее поданной декларации документы в ИФНС представить придется. Подробнее об этом — в статье «С подачей уточненки прекращается ”первичная” КНП, но не обязанность сдать истребованные в ходе нее документы».

  • Проведение повторной камералки одного и того же отчета невозможно (письмо Минфина РФ от 31.05.2007 № 03-02-07/1-267).

Кого коснется проверка, которой посвящена статья 88 НК РФ?

Проверке подлежат те, кто сдает декларации:

  • налогоплательщики по налогам, которые они должны уплачивать;
  • лица, представляющие единую упрощенную декларацию;
  • лица, не обязанные платить НДС, если они выставят счет-фактуру с НДС;
  • налоговые агенты;
  • лица, уплачивающие НДС при работе в рамках Таможенного союза.

Каковы последствия непредставления декларации?

К непредставлению декларации приравнивается ее подача позже установленного срока, а также несоблюдение формы подачи (п. 5 ст. 174 НК РФ). Возможные последствия этих событий:

  • Штраф в размере 5% от суммы налога, указанной в декларации, за каждый месяц (полный или неполный) со дня, установленного как срок ее представления, но не больше 30% от этой суммы и не меньше 1 000 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ) — после проверки представленной с опозданием отчетности. При этом руководитель получит административный штраф 300–500 руб. (ст. 15.5 КоАП РФ).
  • Прекращение операций по счетам (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ) — по прошествии 10 рабочих дней после истечения срока сдачи отчета, но не позже 3 лет после этих 10 дней. Отменят его на следующий день после представления декларации (подп. 1 п. 3.1 ст. 76 НК РФ).
  • Штраф 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ) при подаче декларации по НДС не через ТКС. При этом руководителя накажут административным штрафом 300–500 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
  • Проведение камералки без декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ) по данным, имеющимся у ИФНС. Прекратится проверка при подаче запоздавшей декларации. Но данные, собранные в процессе проверки, начатой (или проведенной) до поступления отчета, будут использованы при контроле этого отчета. Если такая проверка завершится до получения декларации, то решение, принятое по ней, может стать обязательным для налогоплательщика (постановление ФАС Поволжского округа от 07.07.2008 № А65-14145/07).

За задержку сдачи пустого отчета также последует наказание. Читайте об этом в статье «За просроченную нулевую декларацию тоже будет штраф».

Что может ИФНС при камеральных мероприятиях?

Детальное описание процедуры проведения проверки в соответствии с правилами ст. 88 НК РФ с комментариями приведено в письме ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705. Редакция этого письма от 28.06.2016 содержит в том числе и перечень всех мероприятий, которые могут провести проверяющие в рамках камералки:

  • запрос документов и пояснений у проверяемого лица;
  • истребование документов у иных лиц, в том числе в иностранных государствах и в банках; при этом документы контрагентов могут запрашиваться по всей цепочке сделки (определение ВС РФ от 17.09.2014 № 306-КГ14-1989);
  • осмотр документов, предметов, помещений и территорий;
  • инвентаризация имущества;
  • привлечение эксперта, специалиста, переводчика;
  • допрос свидетелей.

Рекомендованные формы запросов приведены в приложениях к письму ФНС № АС-4-2/12705. Запрос может быть передан по ТКС, направлен почтой или вручен представителю соответствующего лица под роспись.

С 2017 года непредставление пояснений повлечет за собой штраф. О его размерах — в материале «За непредставление пояснений по камералке оштрафуют».

Какие права есть у проверяемого лица?

При камеральной проверке проверяемое лицо вправе:

  • действовать как от собственного имени, так и через уполномоченного представителя;
  • настаивать на обеспечении налоговой тайны;
  • защищать свои права;
  • обжаловать действия ИФНС в вышестоящих органах и в суде.

Какая дата будет началом камералки?

В случае направления декларации в ИФНС почтой датой ее представления считается день отправки (п. 8 ст. 6.1 НК РФ). При этом проверка такой декларации возможна только после ее поступления в ИФНС. Соответственно, проверка будет начата в день получения декларации, и 3-месячный срок проведения будет исчисляться от этой даты (письма ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705, Минфина РФ от 24.12.2012 № 03-02-08/111).

Что сделает ИФНС в случае нестыковок, обнаруженных в декларации (п. 3, п. 8.1, п. 8.3 ст. 88 НК РФ)?

В ст. 88 НК РФ есть 3 пункта, отражающих варианты действий ИФНС при выявлении несоответствий в проверяемой отчетности:

  • П. 3, в соответствии с которым податель декларации получит требование о представлении в течение 5 рабочих дней пояснений или внесения исправлений в данные отчета. Это будет вызвано выявлением ошибок, противоречий в отчетности проверяемого лица или несовпадением его данных с информацией, полученной от других лиц, а также представлением убыточной декларации или уточненки с уменьшением суммы налога. Налогоплательщик, отвечая на запрос, может вместе с пояснениями представить любые документы, подтверждающие его правоту (п. 4 ст. 88 НК РФ).
  • П. 8.1, относящийся к декларации по НДС, при анализе которой обнаружены противоречия в отчетности проверяемого лица или несовпадение его данных с информацией, полученной от других лиц, что позволяет предположить факт занижения налога или завышения суммы возмещения. ИФНС потребует от подателя декларации предоставления всех первичных документов по операциям, вызывающим сомнение. Кроме того, налоговики так же, как и при проверке декларации, отражающей налог к возмещению, могут провести осмотр имущества (п. 1 ст. 91 и п. 1 ст. 92 НК РФ).
  • П. 8.3, посвященный уточненкам, представленным позже 2 лет со дня, являющегося сроком сдачи первоначальной декларации, и отражающим либо уменьшение суммы налога, либо увеличение убытка. ИФНС затребует все документы, подтверждающие обоснованность сделанных изменений, и учетные налоговые регистры, отражающие данные первоначальной и уточненной деклараций.

На подготовку документов, запрашиваемых по п. 8.1 и п. 8.3, налогоплательщику отводится 10 рабочих дней. При проверке консолидированной группы налогоплательщиков этот срок увеличивается до 20 дней (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Могут ли потребовать данные, не связанные с расчетом налога?

Запрашиваемая ИФНС информация должна быть непосредственно связана с объектом проверки (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.10.2012 № А67-1688/2012). При этом в отношении деклараций, не вызывающих вопросов, основания для истребования дополнительной информации вообще отсутствуют (постановление президиума ВАС РФ от 11.11.2008 № 7307/08, письмо Минфина РФ от 25.07.2012 № 03-02-08/65, постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.08.2012 № А56-52104/2011). Письмо ФНС от 16.07.2013 № АС-4-2/12705 рекомендует не направлять подателю декларации запросы, если выявленные в ней ошибки не свидетельствуют о наличии налоговых правонарушений.

Как отправить документы по запросу?

С возникновением электронного документооборота у проверяемых лиц появилась возможность направления документов в ИФНС 3 путями:

  • привезти непосредственно в инспекцию в виде письма, сопровождаемого заверенными копиями необходимых подтверждающих бумаг;
  • направить оформленные должным образом копии документов письмом с описью вложения по почте;
  • отправить документы по ТКС, однако это возможно сделать только в отношении первички, полученной от контрагента в электронном формате, и тех документов, для которых существует разработанная ФНС электронная форма: книг покупок-продаж, доплистов к ним, журналов счетов-фактур (письмо ФНС РФ от 09.09.2015 № СА-4-7/15871); прочие документы пока придется направлять на проверку обычным способом.

О том, какие подписи должна иметь первичка в электронном формате, читайте в статье «Как подписывать электронную первичку: позиция Минфина-2015».

К чему приведет уточненный отчет, поданный во время камералки?

Право налогоплательщика на подачу уточненного отчета за тот период, по которому еще продолжается камералка, ничем не ограничено. Он обязан подать декларацию, если сам выявил факт занижения налога (п. 1 ст. 54 НК РФ), и вправе это сделать, если налог не занижен (п. 1 ст. 81 НК РФ).

Поступление уточненки прекращает начатую (но не завершенную) проверку представленной ранее декларации по всем аспектам (п. 9.1 ст. 88 НК РФ). В отношении уточненки проверку осуществят в том же порядке, который применялся для анализа поступившей ранее отчетности. Единственным отличием будет возможность использования ИФНС уже полученной при проверке периода информации.

Такой же порядок действует, если камералка завершена, нарушения выявлены, но акт проверяемому лицу не направлен. День составления акта фиксирует момент окончания проверки (постановления ФАС Уральского округа от 29.10.2013 № Ф09-10299/13, Северо-Западного округа от 15.10.2012 № А66-428/2012). Однако в зависимости от конкретной ситуации возможно вынесение решения без учета уточняющих сведений. При этом в отношении уточненки может быть назначена выездная проверка (постановление президиума ВАС РФ от 16.03.2010 № 8163/09).

Может ли нарушаться 3-месячный срок проведения проверки?

Срок проведения камералки законодательно установлен и не может нарушаться безосновательно (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.02.2014 № А53-33611/2012).

О том, может ли нарушение срока повлечь за собой отмену решения, читайте в материале «Инспекция затянула камералку. Есть ли шанс отменить решение?».

Однако если проверка затянута по вине проверяемого лица, не представляющего необходимые сведения ИФНС и вынуждающего ее искать другие пути для получения данных о нём, то превышение 3-месячного срока может быть сочтено обоснованным (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31.01.2014 № А53-33617/2012, Московского округа от 06.11.2013 № А40-29318/13-115-126).

Как быть, если в акте ИФНС есть ошибки?

Если проверяемое лицо в акте, составленном ИФНС, обнаружит ошибки, то оно может поступить следующим образом:

  • ничего не предпринимать, если ошибки не влияют на последствия;
  • представить в ИФНС возражения по акту, если они смогут изменить результаты, которые отразятся в решении по проверке; на подачу возражений дается месяц (п. 6 ст. 100 НК РФ);
  • обжаловать акт в суде, если ошибки, допущенные в нем, изменят ход судебного разбирательства в пользу проверяемого лица.

Кто завершит проверку при смене ИФНС?

Если в период проведения камералки проверяемое лицо из-за смены места нахождения меняет место постановки на учет (переходит в другую ИФНС), то обычно завершает проверку та ИФНС, куда была сдана декларация.

Налоговый кодекс рф 2018 ст 88

Вопрос: Каков порядок применения п. 8 ст. 88 НК РФ при проведении камеральных налоговых проверок налоговых деклараций по НДС, в которых налогоплательщиком не заявлено право на возмещение налога?

В Министерстве финансов Российской Федерации рассмотрено письмо по вопросу о порядке применения п. 8 ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации и сообщается следующее.

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком (в том числе документов, которые в соответствии с Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету)), а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Пунктом 7 ст. 88 Кодекса установлено, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено названной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Кодексом.

Следовательно, налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы только в случаях, предусмотренных ст. 88 (п. п. 3, 6, 8 и 9) Кодекса.

Пунктом 8 указанной статьи прямо указано, что камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных данным пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с Кодексом, при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога. Только в этом случае налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.

Это положение корреспондирует п. 1 ст. 176 Кодекса, согласно которому после представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки в порядке, установленном ст. 88 настоящего Кодекса.

Заместитель Министра финансов
Российской Федерации
С.ШАТАЛОВ

Налоговый кодекс рф 2018 ст 88

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Полезная литература ›
  • Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Часть 1 ›
  • Раздел V. НАЛОГОВАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ И НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ›
  • Глава 14. Налоговый контроль ›
  • Статья 88. Камеральная налоговая проверка

Статья 88. Камеральная налоговая проверка

1. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка расчета финансового результата инвестиционного товарищества проводится налоговым органом по месту учета участника договора инвестиционного товарищества – управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета (далее в настоящей статье – управляющий товарищ, ответственный за ведение налогового учета).

2. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

3. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета).

При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка.

4. Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете), противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, изменения соответствующих показателей в представленной уточненной налоговой декларации (расчете), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, а также размера полученного убытка, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

5. Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса.

6. При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.

7. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом.

8. При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом.

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.

8.1.При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц участника договора инвестиционного товарищества налоговый орган вправе истребовать у него сведения о периоде его участия в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества, а также использовать любые сведения о деятельности инвестиционного товарищества, имеющиеся в распоряжении налогового органа.

8.3. При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.

9. При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

9.1.В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

10. Правила, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на плательщиков сборов, налоговых агентов, иных лиц, на которых возложена обязанность по представлению налоговой декларации (расчета), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

11.Камеральная налоговая проверка по консолидированной группе налогоплательщиков проводится в порядке, установленном настоящей статьей, на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных ответственным участником этой группы, а также других документов о деятельности этой группы, имеющихся у налогового органа.

При проведении камеральной налоговой проверки по консолидированной группе налогоплательщиков налоговый орган вправе истребовать у ответственного участника этой группы копии документов, которые должны представляться с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса, в том числе относящиеся к деятельности иных участников проверяемой группы.

Необходимые пояснения и документы по консолидированной группе налогоплательщиков налоговому органу представляет ответственный участник этой группы.

12. При проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком — участником регионального инвестиционного проекта, по налогам, при исчислении которых были использованы налоговые льготы, предусмотренные для участников региональных инвестиционных проектов настоящим Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации, налоговый орган вправе истребовать у такого налогоплательщика сведения и документы, подтверждающие соответствие показателей реализации регионального инвестиционного проекта требованиям к региональным инвестиционным проектам и (или) их участникам, установленным настоящим Кодексом и (или) законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

Комментируемая статья 88 Налогового кодекса РФ регламентирует порядок проведения камеральной налоговой проверки. В отличие от выездной камеральная проверка может проводиться в отношении всех налогоплательщиков без ограничений.

Камеральная проверка – это проверка налоговых деклараций и других документов, представленных организацией в налоговую инспекцию. Такая проверка проводится непосредственно в инспекции, в которой налогоплательщик состоит на налоговом учете, без выезда в организацию.

В соответствии с п. 1 ст. 88 Налогового кодекса РФ при проведении камеральных налоговых проверок кроме документов, которые представлены налогоплательщиком с налоговой декларацией (расчетом), используются и иные документы, имеющиеся у налогового органа. К ним, по мнению ФНС России, изложенному в п. 2.3 письма от 16 июля 2013 года N АС-4-2/12705 «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок», могут относиться:

ранее представленные налоговые декларации (расчеты);

документы, полученные налоговым органом с первоначальной налоговой декларацией (расчетом) — при проведении камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации (расчета);

документы, ранее полученные (составленные) в ходе выездных и камеральных налоговых проверок, иных мероприятий налогового контроля;

документы, полученные налоговым органом при осуществлении им иных функций, законодательно отнесенных к компетенции налоговых органов (по валютному контролю, проверок контрольно-кассовой техники, полноты учета выручки и т.д.);

решения (постановления) налоговых органов;

заявления и сообщения, полученные от налогоплательщика и третьих лиц;

материалы, полученные от правоохранительных и иных органов, от внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с ведомственными соглашениями с ФНС России, региональными ведомственными соглашениями и т.д.;

иные документы и сведения, полученные на законных основаниях, в том числе указанные в методологических документах ФНС России о проведении предпроверочного анализа налогоплательщика.

Камеральная проверка проводится должностным лицом налоговой инспекции в рамках исполнения им своих должностных обязанностей. Специального решения руководителя налоговой инспекции для проведения камеральной проверки не требуется (п. 2 ст. 88 Налогового кодекса РФ). Срок такой проверки составляет 3 месяца, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

При применении нормы п. 2 ст. 88 Налогового кодекса РФ в части толкования понятия «представления» по мнению ФНС России, изложенному в письме от 16 июля 2013 года N АС-4-2/12705 «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок» налоговым органам необходимо учитывать, что 3-х месячный срок предназначен для проведения мероприятий налогового контроля в рамках проведения камеральной налоговой проверки.

Поэтому, исходя из указанной цели его установления, может исчисляться только со дня поступления налоговой декларации (расчета) в налоговый орган.

Вышеизложенное, по мнению ФНС России, не изменяет правило п. 8 ст. 6.1 Налогового кодекса РФ, согласно которой налогоплательщик признается исполнившим обязанность по представлению декларации, если документ сдан в организацию связи до 24 часов последнего дня срока. Указанный срок исчисляется в данном порядке, в том числе в случаях:

1) представления налоговой декларации (расчета) любым способом: лично, по почте, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи;

2) когда не представлены документы, которые в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету).

В акте проверки датой начала камеральной налоговой проверки должна быть указана дата поступления налоговой декларации (расчета) в налоговый орган.

В соответствии с п. 3 ст. 88 Налогового кодекса РФ если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, должностными лицами налогового органа, проводящими камеральную налоговую проверку, выполняется обязательная процедура, предусмотренная п. 3 ст. 88 Налогового кодекса РФ, по направлению налогоплательщику сообщения с требованием о представлении пояснений или внесения изменений.

Эта процедура, как указала ФНС России в п. 2.7 письма от 16 июля 2013 года N АС-4-2/12705 «О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок» в любом случае является обязательной перед составлением акта проверки.

Процедура, предусмотренная п. 3 ст. 88 Налогового кодекса РФ, не проводится в случаях, когда ошибки, противоречия и несоответствия определенно не указывают на признаки совершения налоговых правонарушений.

При проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение 5-ти дней необходимые пояснения, обосновывающие изменение соответствующих показателей налоговой декларации (расчета) (абз. 2 п. 3 ст. 88 Налогового кодекса РФ).

Согласно п. 5 ст. 88 Налогового кодекса РФ в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков) документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков).

Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда:

а) документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу;

б) документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

В соответствии с п. 7 ст. 88 Налогового кодекса РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, за исключением:

а) подтверждающих право на налоговые льготы у налогоплательщиков, использующих такие льготы (п. 6 ст. 88 Налогового кодекса РФ). Льготами по налогам и сборам признаются преимущества, предоставляемые налоговым законодательством отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими (п. 1 ст. 56 Налогового кодекса РФ). К налоговым льготам также относится возможность не уплачивать тот или иной налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере;

б) которые в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если они не были представлены вместе с декларацией или расчетом (п. 7 ст. 88 Налогового кодекса РФ). Представление документов вместе с налоговыми декларациями предусмотрено пп. 15, пп. 19 ст. 149, ст. 165, п. 13 ст. 167, п. 2 ст. 184, п. 7, 7.1 ст. 198, п. 11 – п. 19 ст. 201, п. 7 ст. 204, п. 18 ст. 214.1, п. 13, п. 13.1, п. 28 ст. 217, пп. 3, пп. 4, пп. 5 п. 1 ст. 219, п. 1 ст. 220, п. 4 ст. 220.1, п. 4 ст. 220.2, п. 8 ст. 262, п. 6 ст. 284.1, п. 6 ст. 289, п. 2 ст. 386.1 Налогового кодекса РФ);

в) подтверждающих правомерность применения налоговых вычетов (ст. 172 Налогового кодекса РФ) при подаче налоговой декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога (п. 8 ст. 88 Налогового кодекса РФ);

г) первичных и иных документов, подтверждающих изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении 2-х лет, со дня, установленного для подачи налоговой декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом);

д) любых документов, являющихся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 Налогового кодекса РФ).

А с 1 января 2015 года к перечню вышеуказанных документов добавятся:

е) счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к нижеуказанным операциям при:

выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по НДС;

либо при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по НДС, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по НДС, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с Главой 21 «НДС» Налогового кодекса РФ возложена обязанность по представлению налоговой декларации по НДС);

или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с Главой 21 «НДС» Налогового кодекса РФ возложена соответствующая обязанность, в случае, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы НДС, заявленной к возмещению, налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика (п. 8.1 ст. 88 Налогового кодекса РФ);

д) сведения о периоде участия участника договора инвестиционного товарищества в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества (при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, НДФЛ) (п. 8.2 ст. 88 Налогового кодекса РФ). При этом до 1 января 2015 года аналогичная норма указана в п. 8.1 ст. 88 Налогового кодекса РФ;

Кроме того, на основании пп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, вправе запросить книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций.

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, должны быть представлены в течение 10 дней (20 дней — при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования.

В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного настоящим пунктом срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно должно уведомить проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

В течение 2-х дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков продление сроков осуществляется не менее чем на 10 дней.

Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ.

В случае такого отказа или непредставления указанных документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94 Налогового кодекса РФ.

Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет административную ответственность должностных лиц, предусмотренную ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.

В соответствии с п. 8.3 ст. 88 Налогового кодекса РФ при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении 2-х лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации (расчета) по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом), налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.

Отметим, что с 1 января 2015 года положения ст. 88 Налогового кодекса РФ дополняются новым п. 1.1, которым устанавливается, что:

При представлении налоговой декларации (расчета) за налоговый (отчетный) период, за который проводится налоговый мониторинг, камеральная налоговая проверка не проводится, за исключением следующих случаев:

1) представление налоговой декларации (расчета) позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг;

2) представление налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, или налоговой декларации по акцизам, в которой заявлена сумма акциза к возмещению;

3) представление уточненной налоговой декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджетную систему Российской Федерации, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной налоговой декларацией (расчетом);

4) досрочное прекращение налогового мониторинга.

Вышеуказанные изменения внесены Законом N 348-ФЗ.

Обратим внимание, что согласно новым абз. 2 и абз.3 п. 2 ст. 88 Налогового кодекса РФ (введенным с 1 января 2015 года Федеральным законом от 24 ноября 2014 года N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)») предусматривается, что в случае, если налоговая декларация (расчет) не представлена налогоплательщиком — контролирующим лицом организации, признаваемым таковым в соответствии с Главой 3.4 Налогового кодекса РФ, в налоговый орган в установленный срок, уполномоченные должностные лица налогового органа вправе провести камеральную налоговую проверку на основе имеющихся у них документов (информации) о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в течение 3-х месяцев со дня истечения срока представления такой налоговой декларации (расчета), установленного законодательством о налогах и сборах.

В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки имеющихся у налогового органа документов (информации) налогоплательщиком представлена налоговая декларация, камеральная налоговая проверка прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе представленной налоговой декларации. Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении имеющихся у налогового органа документов (информации). При этом документы (информация), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

Популярное:

  • Дом купить в селе круглое азовского района Купить дом в азовском районе круглое Купить дом в азовском районе круглое Площадь: 88 кв. м. Цена: 5852752 руб. Продажа домов, дач, коттеджей и земельных участков Круглое (Азовский район […]
  • Земельный участок в краснодаре кореновская Продам участок 5 соток. ИЖС. Фасад на улицу Кореновская. Продам участок 5 соток. ИЖС. Фасад на улицу Кореновская. Участок под ИЖС со свидетельством на руках. С фасадом на улицу […]
  • Протокол осмотра документа справка Протокол осмотра предметов (документов) (образец заполнения) ПРОТОКОЛ осмотра предметов (документов) 18 октября 201* г. Осмотр начат: 10 час. 30 мин. Осмотр окончен: 11 час. 05 […]
  • Омский военный комиссариат вакансии Информационный портал Matsuka23 Наименование:ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ Адрес: 644099, г. Омск, Партизанская ул., 14 Телефон: +7 (3812) 23 82 52 Наименование: ОБЛАСТНОЙ СБОРНЫЙ […]
  • Увольнение по собственному желанию запись в трудовой образец 2009 Автоправозащита.RU Автоправозащита.RU Какая запись вносится в трудовую при увольнении по собственному желанию Увольнение по собственному желанию – распространенная практика. Несмотря на […]
  • Учетная норма жилья для детей Учетная норма жилого помещения в Екатеринбурге Добрый день, мы живем в Екатеринбурге, из-за чемпионата мира мира по футболу в 2018 наш дом попал под снос, квартира 2-х.ком. дог.соцнайма 43 […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.