Недостоверное декларирование таможенной стоимости товаров

Корректировка таможенной стоимости ввозимых товаров: обжалование решения таможни

В последнее время корректировка таможенной стоимости ввозимых товаров становится скорее привычным явлением, чем проблемой, с которой пытаются бороться. В то же время судебная практика по спорам с таможней не так пессимистична и однозначно свидетельствует о том, что решение таможни о корректировке – еще не приговор и в случае уверенности в подлинности документов на поставку с таможней можно и нужно спорить.

Чаще всего корректировка происходит из-за того, что указанная в декларации цена оказалась ниже, чем у ранее ввезенных аналогичных товаров. В результате декларанту предлагается два варианта на выбор: уплатить пошлины без права на последующие возражения либо подвергнуться дополнительной проверке. Последняя заключается в подготовке и подаче для целей дополнительной проверки документов, список которых формирует таможня.

Тщательность подготовки запрашиваемых документов однозначно влияет на успех в доказывании достоверности заявленной первоначально стоимости. Рекомендуем активно участвовать на всех этапах проверки таможенным органом.

Справочно

В документе «Решение о дополнительной проверке» имеется таблица запрашиваемых документов и сведений. Цель максимум – представить все запрашиваемые документы в таможню по перечню, цель минимум – собрать все документы, имеющиеся в наличии, и прокомментировать причины отсутствия некоторых документов. При этом важно, чтобы все документы были переведены на русский язык, а причины отсутствия части из них полно и понятно описаны таможенному органу в сопроводительном письме.

Несмотря на то, что представлены все необходимые документы, таможня практически всегда остается на своей позиции и требует доплатить в бюджет таможенные пошлины путем вынесения соответствующего решения.

Это решение может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд. В нашей практике есть положительные примеры отмены решений о корректировке как первым, так и вторым органом, потому единственно верного решения, куда обращаться, здесь нет.

Тактика защиты субъектов хозяйствования

Единственной причиной корректировки таможенной стоимости может быть заявление недостоверной стоимости товара при ее декларировании.

Тактика защиты субъектов хозяйствования часто сводится к обоснованию, почему те или иные документы не были предоставлены. Такая позиция может не привести к результату. В силу же законодательства единственной причиной корректировки таможенной стоимости может быть заявление недостоверной стоимости товара при ее декларировании (например, когда неправильно выбран метод определения таможенной стоимости или она неверно определена), а не факт непредоставления всех запрошенных документов в рамках дополнительной проверки. Именно эту линию необходимо развивать при подготовке жалобы на решение о корректировке, подаваемой в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, или заявления о признании решения недействительным, направляемого в суд.

Согласно п. 5 Порядка контроля таможенной стоимости товаров, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 376 «О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров» (далее – Порядок № 376), контроль таможенной стоимости товаров осуществляется с целью проверки соблюдения декларантом (таможенным представителем) требований, установленных законодательством Евразийского экономического союза и законодательством государств — членов Союза в части правильности выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, ее структуры и величины, а также документального подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров.

Таким образом, при таможенном оформлении заявленная декларантом таможенная стоимость товара подлежит принятию, если не установлено, что:

  • неправильно выбран и (или) применен метод определения таможенной стоимости товаров;
  • неправильно определена структура и (или) величина таможенной стоимости товаров;
  • заявленная таможенная стоимость товаров не подтверждена документально.

При этом документальным подтверждением стоимости являются контракт на поставку и документы на поставку, а не калькуляция производителя, которую часто не могут предоставить субъекты хозяйствования.

Таким образом, одним из направлений защиты может являться доказывание правильности выбора метода определения таможенной стоимости и ее величины.

Вторым направлением защиты может являться проверка правильности определения таможней величины стоимости, на которую осуществляется корректировка. Но ввиду закрытости этой информации она может стать доступной субъекту хозяйствования только в суде, поэтому не может быть единственной линией защиты в начале процесса обжалования.

Пример

ЗАО «А» обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения таможни о корректировке таможенной стоимости товаров (ввозимые товары — велосипеды двухколесные, стоимость товаров была определена заявителем и предъявлена к таможенному оформлению в размере от 17 до 35 долл. за 1 кг).

При проверке заявленных в таможенной декларации сведений у таможенного органа возникли сомнения относительно заявленной заявителем таможенной стоимости ввозимых товаров. По результатам рассмотрения дополнительно представленных документов таможенный орган известил заявителя о том, что предоставленных документов для принятия первоначально заявленной таможенной стоимости недостаточно, в связи с чем было принято решение о ее корректировке. Таможенный орган указал, что заявителем не были представлены калькуляция производителя на оцениваемые товары либо иной документ, отражающий статьи расходов на производство оцениваемого товара. Также представленный заявителем документ в качестве экспортной декларации Польши не содержал уникальный идентифицированный номер и штрих-код и был представлен без перевода на русский язык.

При проведении таможенным органом корректировки таможенная стоимость ввезенных заявителем товаров была определена в соответствии с п. 22 Порядка № 376, ст. 10 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза от 25.01.2008 (далее – Соглашение), с применением резервного метода. Использование иных методов определения таможенной стоимости ввезенных товаров, по мнению таможенного органа, было невозможно по причине отсутствия у таможенного органа достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Позиция суда

Суд пришел к выводу об обоснованности требований заявителя и признал решение таможенного органа о корректировке недействительным, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 22 Закона Республики Беларусь от 03.02.1993 № 2151-XII «О таможенном тарифе»[1] заявляемая декларантом таможенная стоимость товара и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, документально подтвержденной и количественно определимой информации.

Согласно п. 11 Порядка № 376 если при проведении контроля таможенной стоимости до выпуска товаров обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные при таможенном декларировании товаров сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, то таможенный орган проводит дополнительную проверку (ст. 69 Таможенного кодекса Таможенного союза) любым способом, не запрещенным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государства — члена Таможенного союза, с целью принятия решения в отношении таможенной стоимости товаров. Признаками недостоверности заявленных сведений о таможенной стоимости товаров могут, в частности, служить выявленные с использованием системы управления рисками (далее – СУР) риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров.

Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения операций таможенного контроля в отношении ввезенного заявителем товара (велосипеды двухколесные), предъявленного к таможенному оформлению таможенным органом с использованием СУР, были выявлены признаки недостоверного декларирования товаров, в результате чего заявителю было предложено представить документы и сведения, изложенные в решении о проведении дополнительной проверки.

По результатам оценки представленных заявителем документов таможенный орган принял оспариваемое решение на основании того, что заявитель не представил требуемые документы и сведения. Для определения стоимости таможней была использована информация по товарам, ввезенным из Китая, а не из Польши, китайского происхождения. Вес одной единицы товара составил 17,4 кг, в то время как масса одной единицы товара, ввезенного заявителем, составила 14 кг. На вопрос суда, почему за основу были взяты товары китайского происхождения при том, что в ценовой информации содержатся сведения о товарах, везенных из Польши, представитель таможенного органа пояснил, что при проведении корректировки и определении таможенной стоимости товара принимаются во внимание не только ценовая информация, содержащаяся в базе данных, но и иные сведения, получаемые из сети Интернет. Поэтому таможенная стоимость товара была определена с учетом всех факторов, в том числе и полученных из интернета. Вместе с тем показать суду источники сети интернет представитель таможенного органа затруднился.

Выводы суда

В соответствии с п. 9 Порядка № 376 решение о корректировке таможенной стоимости товаров принимается, если по результатам проведенного таможенного контроля обнаружено, что заявленная таможенная стоимость товаров является недостоверной, в том числе неправильно выбран метод определения таможенной стоимости товаров (или) определена таможенная стоимость товаров (ст. 68 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Вместе с тем в оспариваемом решении таможенного органа не указано, что заявленная таможенная стоимость товаров является недостоверной либо заявителем неправильно выбран метод определения стоимости.

Из п. 21 Порядка № 376 следует, что должностное лицо принимает решение о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров также в случаях непредставления дополнительно запрошенных документов либо в случае, если представленные документы не устраняют основания для проведения дополнительной проверки.

Однако в обоснование принятого таможенным органом решения был положен сам факт непредставления ряда документов. При этом таможенный орган не указал, каким образом непредставленные документы влияют на таможенную стоимость ввозимого товара.

Отметим, что основанием для принятия решения о проведении дополнительной проверки послужил не факт недостоверности заявленной стоимости, а признаки, указывающие на то, что сведения о таможенной стоимости товаров, выявленные при помощи СУР, могут являться недостоверными.

Справочно

Исходя из смысла п. 6 Положения о системе управления рисками , утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19.03.2008 № 419, СУР включает в себя сбор, обработку, выявление, анализ и оценку рисков с учетом совокупности условий и факторов, влияющих на риски.

Обобщая представленную заявителем информацию о ввезенных товарах, а также сопоставляя ее с ценовой информацией из базы данных таможни, согласно которой стоимость сравнимого товара колеблется в пределах от 4,82 до 11,56 долл. за 1 кг, можно отметить, что обоснование принятого таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости является несостоятельным, поскольку при его принятии таможенным органом не были учтены все имеющиеся факторы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость.

При осуществлении контроля таможенной стоимости товаров может быть использована информация, имеющаяся в распоряжении таможенного органа, в частности по сделкам с идентичными, однородными товарами, товарами того же класса или вида, ввозимыми при сопоставимых условиях.

В ст. 6 Соглашения закреплено, что в случае если таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза, не может быть определена по стоимости сделки, таможенной стоимостью таких товаров является стоимость сделки с идентичными товарами в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые (ввозимые) товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза оцениваемых (ввозимых) товаров.

Если имеющаяся в распоряжении таможенного органа Республики Беларусь ценовая информация о товарах, таможенное оформление которых произведено ранее, не соответствует критериям, указанным в настоящем пункте, такая информация не может быть использована для целей таможенной оценки товаров.

Проанализировав вышеизложенные обстоятельства, суд пришел к выводу, что при принятии оспариваемого решения таможенным органом была использована необъективная информация.

В пп. 3 и 4 ст. 10 Соглашения установлено, что таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров в максимально возможной степени должна основываться на ранее определенных таможенных стоимостях. Таможенная стоимость товаров не должна определяться на основе, в частности, произвольной или фиктивной стоимости.

Автор статьи, партнер Ольга Николаева ([email protected]), будет рада проконсультировать вас по вопросам корректировки таможенной стоимости товаров.

[1] Закон Республики Беларусь от 03.02.1993 № 2151-XII«О таможенном тарифе» утратил силу. Однако ст. 113 решения Совета глав государств Содружества Независимых Государств «Об Основах таможенных законодательств государств — участников Содружества Независимых Государств» (10.02.1995) содержит аналогичную норму.

Декларирование таможенной стоимости товаров

Комментарий к статье 65 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС: Декларирование таможенной стоимости товаров

В ст. 65 ТК содержатся общие положения о декларировании таможенной стоимости товаров. Предписания настоящей статьи действуют в отношении всех лиц, которые декларируют товары, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза, за исключением физических лиц, ввозящих товары для личного пользования. Порядок таможенного декларирования физическими лицами товаров для личного пользования при их следовании через таможенную границу Таможенного союза определен главой 49 ТК, а также Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском».

В соответствии с п. 1 ст. 65 ТК декларирование таможенной стоимости товаров осуществляется декларантом в рамках таможенного декларирования товаров, т.е. заявления декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров, и регулируется положениями глав 8, 27 ТК, а также решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 376.
Согласно п. 2 ст. 65 ТК при декларировании таможенной стоимости товаров декларант заявляет сведения, необходимые для таможенных целей: выбранный метод определения таможенной стоимости, величина таможенной стоимости, обстоятельства и условия внешнеэкономической сделки, имеющие отношение к определению таможенной стоимости товаров, а также представляет необходимые документы в подтверждение заявленных сведений.
Исчерпывающий перечень методов определения таможенной стоимости товаров содержится в Соглашении «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза», и включает в себя:

2) метод по стоимости сделки с идентичными товарами;

3) метод по стоимости сделки с однородными товарами;

4) метод вычитания (метод по стоимости реализации товаров на единой таможенной территории);

5) метод сложения (метод расчетной стоимости);

6) резервный метод (комбинированный метод).

Методы, закрепленные в указанном Соглашении, подлежат применению, как правило, в строгой последовательности. При этом каждый следующий метод используется в случае невозможности определения таможенной стоимости с помощью предыдущего.

В п. 1 ст. 2 рассматриваемого Соглашения установлено, что основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами. Согласно ст. 4 для целей Соглашения под стоимостью сделки понимается цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за ввозимые товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями ст. 5 Соглашения.

Иные вышеперечисленные методы определения таможенной стоимости, установленные в Соглашении: метод по стоимости сделки с идентичными товарами; метод по стоимости сделки с однородными товарами; метод по стоимости сделки с товарами, реализуемыми на единой таможенной территории (метод вычитания); расчетный метод (метод сложения); резервный (комбинированный) метод — подлежат применению, когда использование цены внешнеторговой сделки неприемлемо для целей определения таможенной стоимости товаров.

Дефиниции понятий идентичных и однородных товаров приведены в ст. 3 Соглашения. Последовательность применения методов сложения и вычитания может устанавливаться по заявлению декларанта (п. 1 ст. 8). Последний из предусмотренных в Соглашении резервный метод используется только тогда, когда не может быть применен ни один другой метод (п. 1 ст. 10).

С целью обоснованного выбора стоимостной основы определения таможенной стоимости таможенные органы и декларанты могут проводить совместные консультации. Согласно ст. 52 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» по письменному запросу заинтересованного лица таможенный орган обязан предоставить информацию в письменной форме в течение месяца со дня получения запроса. При этом таможенный орган не вправе осуществлять проверку документов и принимать предварительные решения по таможенной стоимости (ст. 113 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»). Если запрашиваемая информация была предоставлена уполномоченным на проведение консультаций лицом несвоевременно или в недостоверном виде, по причине чего лицо, обратившееся за консультацией, потерпело убытки, то такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (ст. ст. 16, 1069 ГК РФ).

В ст. 11 Соглашения содержится положение, согласно которому в случае если при таможенной оценке ввозимых товаров возникает необходимость отложить завершение определения декларантом (таможенным представителем) таможенной стоимости в связи с тем, что на дату регистрации декларации на товары в соответствии с условиями внешнеторгового договора отсутствуют документы, подтверждающие точные сведения, необходимые для расчета таможенной стоимости товаров, декларант (таможенный представитель) имеет право получить товары в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза. Данное положение полностью соответствует содержанию ст. 13 Кодекса о таможенной стоимости ГАТТ.

В соответствии с п. 3 ст. 65 ТК существуют два основных способа декларирования таможенной стоимости. Во-первых, таможенная стоимость заявляется в декларации таможенной стоимости (далее — ДТС). Во-вторых, сведения о таможенной стоимости могут вноситься непосредственно в декларацию на товары, но только в тех случаях, когда нормами ТК обязанность декларанта представлять ДТС не предусмотрена и отсутствует мотивированное требование таможенного органа заполнить ДТС.

ДТС рассматривается как неотъемлемая часть декларации на товары и без нее признается недействительной. ДТС и ее электронная копия представляются таможенному органу, в котором осуществляется таможенное декларирование товаров, одновременно с подачей декларации на товары. При этом подача ДТС должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых она была заполнена.

ДТС составляется в двух экземплярах, один из которых предназначен для таможенного органа, а другой — для лица, заполнившего ДТС (декларанта либо его таможенного представителя).

Порядок декларирования таможенной стоимости утвержден решением Комиссии Таможенного союза N 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров». В Приложении N 2 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров содержится форма ДТС-1, применяемая при определении таможенной стоимости товаров с помощью метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

Данный метод определения таможенной стоимости применяется во всех случаях, когда отсутствуют условия, препятствующие его использованию (п. 1 ст. 4 Соглашения). Среди таких условий наибольшее число споров между декларантами и таможенными органами вызывает наличие факта взаимосвязи между продавцом и покупателем в случаях, когда такая взаимосвязь оказывает влияние на цену сделки.

Для целей таможенного права лица являются взаимозависимыми исключительно в том случае, если:

1) являются сотрудниками или директорами (руководителями) предприятий друг друга;

2) являются юридически признанными деловыми партнерами, т.е. связаны договорными отношениями, действуют в целях извлечения прибыли и совместно несут расходы и убытки, связанные с осуществлением совместной деятельности;

3) являются работодателем и работником, служащим;

4) какое-либо лицо прямо или косвенно владеет, контролирует или является держателем пяти или более процентов выпущенных в обращение голосующих акций обоих из них;

5) одно из них прямо или косвенно контролирует другое;

6) оба они прямо или косвенно контролируются третьим лицом;

7) вместе они прямо или косвенно контролируют третье лицо;

8) являются родственниками или членами одной семьи.

Необходимо подчеркнуть, что сам по себе факт существования взаимосвязи между сторонами внешнеторгового договора (продавцом и покупателем) не может быть признан достаточным основанием, исключающим возможность применения цены такого договора в качестве исходной базы для исчисления подлежащих уплате таможенных платежей, то есть возможность применения метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Однако, если в отношении взаимосвязанных лиц становится известно о том, что их взаимосвязь повлияла на цену сделки, то таможенный орган принимает решение о проведении дополнительной проверки, в том числе с целью анализа сопутствующих продаже обстоятельств. В описанном случае для признания стоимости сделки с ввозимыми товарами приемлемой для определения таможенной стоимости этих товаров декларант (таможенный представитель) имеет право доказать отсутствие влияния взаимосвязи продавца и покупателя на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате одним из следующих способов.

Во-первых, декларант (таможенный представитель) должен представить дополнительные документы и сведения, в том числе дополнительно запрошенные таможенным органом, характеризующие сопутствующие продаже обстоятельства. Таможенный орган при проведении анализа сопутствующих продаже обстоятельств должен рассмотреть все условия сделки, включая способ, которым покупатель и продавец организуют свои коммерческие отношения и то, как была установлена рассматриваемая цена. В случае если в результате проведенного анализа таможенный орган установит, что покупатель и продавец, являясь взаимосвязанными лицами, взаимно продают и покупают товары на тех же условиях, как если бы они не являлись взаимосвязанными лицами, то этот факт будет являться доказательством, что взаимосвязь между продавцом и покупателем не повлияла на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате.

Во-вторых, для доказательства отсутствия влияния взаимосвязи между продавцом и покупателем на цену внешнеторгового контракта декларант (таможенный представитель) должен представить документы и сведения, подтверждающие, что стоимость сделки с ввозимыми товарами близка к одной из проверочных величин, имеющих место в тот же или соответствующий ему период времени, в который ввозимые товары пересекали таможенную границу Таможенного союза. В качестве таких величин таможенные органы признают стоимость сделки с идентичными или с однородными товарами при продажах таких товаров покупателям, не являющимся взаимосвязанными с продавцом лицами, для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза; таможенную стоимость идентичных или однородных товаров, определенных методом вычитания либо методом сложения.

Если таможенный орган уже имеет достаточную информацию о том, что какая-либо из перечисленных проверочных величин близка к стоимости сделки, то он не должен запрашивать у декларанта дополнительно информацию, доказывающую соблюдение этих условий.

Тем не менее, если таможенный орган все же посчитал, что цена сделки, заключенной между взаимосвязанными лицами, неприемлема для целей таможенной оценки, таможенная стоимость товаров будет определяться путем последовательного применения иных методов в соответствии со ст. ст. 6 — 9 Соглашения, а в случае невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров с использованием данных методов — в соответствии со ст. 10 Соглашения, т.е. по резервному методу. При этом если поставщик (импортер) является производителем декларируемых товаров, то становится возможным применение метода на основе сложения стоимости (в терминах Соглашения — применение расчетного метода), использование которого на практике в основном ограничивается случаями, когда покупатель и продавец (производитель) являются взаимозависимыми лицами (Разъяснения Минфина России от 6 февраля 2006 года N 03-10-05/10 «Об определении таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации взаимозависимыми лицами»).

При определении таможенной стоимости товаров по стоимости сделки с ввозимыми товарами в соответствии со ст. 4 Соглашения «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» декларант (таможенный представитель) должен заполнить форму ДТС-1 (приложение N 2 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденному решением Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 года N 376 «О порядках декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости товаров»). В том случае если используются альтернативные методы определения таможенной стоимости, то заполняется форма ДТС-2 (установлена в Приложении N 3 к Порядку декларирования). Правила заполнения ДТС-1 и ДТС-2 установлены самим Порядком декларирования таможенной стоимости товаров.

Как уже упоминалось, во всех случаях подача ДТС должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ДТС сведения. В зависимости от применяемого метода определения таможенной стоимости Перечни документов установлены в Приложении N 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров.

При перемещении товаров на таможенную территорию Таможенного союза формы деклараций таможенной стоимости ДТС-1 и ДТС-2 подлежат применению, если ввозимые товары облагаются таможенными пошлинами и налогами (НДС и акцизами) в соответствии с заявленными в декларации на товары таможенными процедурами. Однако в исключительных случаях, установленных п. 8 Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, таможенная стоимость заявляется в декларации на товары без подачи ДТС, а именно:

1) если товары помещаются под таможенные процедуры, не предусматривающие уплату таможенных пошлин, налогов;

2) если исходя из заявляемой величины таможенной стоимости не возникает обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов при соблюдении требований ТК;

3) если общая таможенная стоимость ввозимой партии товаров не превышает суммы, которая может быть установлена в государстве — члене Таможенного союза и не должна превышать сумму, эквивалентную десяти тысячам долларов США, за исключением многоразовых поставок в рамках одного договора, а также повторяющихся (два и более раз) поставок одних и тех же товаров одним отправителем в адрес одного и того же получателя по различным договорам;

4) если в соответствии с п. 2 ст. 64 ТК при изменении таможенной процедуры таможенной стоимостью товаров является таможенная стоимость товаров, ранее определенная на день принятия таможенным органом таможенной декларации при их первом помещении под таможенную процедуру после фактического пересечения ими таможенной границы, за исключением случаев, когда такая таможенная стоимость товаров была определена неверно, или случаев, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза;

5) в иных случаях, когда в соответствии с законодательством Таможенного союза товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами и налогами.

Кроме того, даже если обязательное заполнение ДТС не установлено, таможенный орган при выявлении признаков, указывающих на то, что заявленные в декларации на товары сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо должным образом не подтверждены, также вправе письменно, мотивированно, в произвольной форме потребовать представления ДТС.

При вывозе товаров из Российской Федерации декларанты (их таможенные представители) должны представлять заполненные декларации таможенной стоимости по форме ДТС-3 или ДТС-4, установленные Приказом ФТС России от 27 января 2011 года N 152 «Об утверждении форм декларации таможенной стоимости (ДТС-3 и ДТС-4) и Порядка декларирования таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации».

ДТС-3 заполняется при определении таможенной стоимости вывозимых товаров по стоимости сделки с вывозимыми товарами в соответствии с п. 10 Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с территории Российской Федерации, или по резервному методу на основе гибкого применения основного метода (за исключением случаев определения таможенной стоимости декларируемых товаров различными методами), в иных случаях заполняется ДТС-4.

В отношении товаров, для которых не установлены вывозные таможенные пошлины и налоги, исчисляемые исходя из их таможенной стоимости, ДТС не заполняется.

ДТС также не заполняется при подаче временной таможенной декларации вывозимых товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения о таможенной стоимости при вывозе из Российской Федерации. В соответствии со ст. 214 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» заявление сведений осуществляется исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества товаров, условной таможенной стоимости, определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу количеству товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств товаров и порядка определения их цены на день подачи временной таможенной декларации.

При подаче полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации ДТС представляется таможенному органу в соответствии с Порядком декларирования таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации.

В п. 4 ст. 65 ТК содержится важное условие декларирования таможенной стоимости ввозимых на территорию Таможенного союза товаров: заявляемая таможенная стоимость товаров и представляемые сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26 июля 2005 года N 29 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров», под несоблюдением установленного условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности информации о цене сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара, информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений.

Согласно п. 5 ст. 65 ТК за указание в ДТС недостоверных сведений или неисполнения обязанностей, предусмотренных ст. 188 ТК, декларант или его таможенный представитель несет ответственность в соответствии с национальным законодательством государства — члена Таможенного союза. Так, в Российской Федерации ответственность за нарушение таможенных правил установлена в ст. 16.1 КоАП РФ.

Как снизить риски корректировки таможенной стоимости

Таможенное оформление — непростая задача как для начинающего, так и для опытного предпринимателя. Неправильная оценка таможенной стоимости товара, ошибки при заполнении документов — все это может привести к корректировке таможенной стоимости (КТС). Последняя способна негативно отразиться на любом бизнесе: сорвет сроки поставки груза и повлечет за собой дополнительные финансовые издержки. Как правильно действовать в такой ситуации? И как снизить риск корректировки таможенной стоимости?

Правильное таможенное оформление — основа успешной внешнеэкономической деятельности компании-экспортера или импортера. Ошибки, недочеты и упущения, совершенные при подготовке таможенной документации, в большинстве случаев приводят к корректировке таможенной стоимости товара. Доначисление таможенных пошлин и налогов после пересчета таможенной стоимости товаров увеличит финансовые издержки. А длительные сроки рассмотрения документов не только задержат поставку грузов, но и сорвут договоренности с партнерами и клиентами. Все эти обстоятельства грозят серьезными репутационными потерями.

Методы определения таможенной стоимости

Размер таможенных пошлин и налогов исчисляется с учетом таможенной стоимости товара. Она, в свою очередь, определяется в соответствии с международным договором между странами-участницами Таможенного союза, регулирующим это вопрос.

Для определения таможенной стоимости используются шесть методов, основанных на различных способах расчета. Первый метод является основным, но если он по каким-либо причинам не подходит, то обращаются к одному из последующих пяти способов расчета:

  • по стоимости сделки с ввозимыми товарами;
  • по стоимости сделки с идентичными товарами;
  • по стоимости сделки с однородными товарами;
  • метод вычитания стоимости;
  • метод сложения стоимости;
  • резервный метод.

При определении таможенной стоимости учитывают не только цену покупки, продажи или создания товара, но и другие понесенные бизнесом расходы:

  • транспортные;
  • брокерские;
  • комиссионные;
  • экспедиторские;
  • страхование;
  • лицензирование и т.п.

Для подтверждения таможенной стоимости перечисленные расходы необходимо документально обосновать.

Когда и по чьей инициативе таможенная стоимость товара может быть подвергнута корректировке?

Контроль таможенной стоимости проводит таможенный инспектор и в случае выявления неверно указанных сведений в предоставленной декларации назначает процедуру корректировки. Практика корректировки таможенной стоимости — это, по сути, пересчет ранее определенной стоимости товаров. В каких ситуациях предприниматель может столкнуться с данной процедурой?

  • Несоответствие сведений, заявленных в декларации, фактическим данным.
  • Несоответствие величины таможенной стоимости и ее составляющих предъявленным документам.
  • Выявление технических ошибок.
  • Поступление новых документов, изменяющих стоимость товара или дополняющих его характеристики.
  • Некорректный выбор метода для исчисления таможенной стоимости.

После проведения контроля сотрудники таможни информируют о принятии таможенной стоимости или сообщают о ее корректировке. Также процедура корректировки может быть проведена по инициативе декларанта, если необходимо добавить в документы новые сведения. В обоих случаях участник ВЭД обязан самостоятельно провести перерасчет стоимости с учетом выявленных недостатков и передать его таможенному органу. Все расчеты необходимо подкрепить доказательствами.

Перечень товаров, к которым обычно применяются меры дополнительного таможенного контроля, достаточно обширный. Сюда входят:

  • мясо крупного рогатого скота;
  • орехи и сухофрукты;
  • цветы;
  • морепродукты;
  • корм для кошек и собак;
  • транспортные средства;
  • различная аппаратура;
  • цифровая техника.

Именно эти группы товаров позволяют недобросовестным игрокам с легкостью манипулировать кодами ТН ВЭД. Речь идет об элементарном подлоге, когда владелец груза или его законный представитель выдает, предположим, охлажденное мясо за замороженное. Последнее, как известно, дешевле, а значит пошлины и налоги будут ниже. Выявить такой подлог можно только путем внимательно осмотра груза, что в последнее время и делают сотрудники таможенных служб.

Порядок процедуры КТС

При сомнениях в подлинности или наличии неточностей в предоставленных документах, выявлении технических ошибок или недостоверных данных, а также иных проблемах, затрудняющих принятие решения, таможенным органом проводится дополнительная проверка, а товары выпускают под обеспечительный платеж (если выпуск не произошел до начала проверки).

Дополнительная проверка, по сути, является подготовкой к процедуре КТС: таможенный орган указывает на недостатки, выявленные в декларации, приводит примерную стоимость товара по оценке должностных лиц и размер обеспечительного платежа для выпуска товара. Также таможня может запросить дополнительные документы для проверки стоимости груза — они в значительной степени повлияют на итоговое решение. Как правило, компании передают следующий перечень бумаг:

  • договор поставки;
  • экспортную декларацию страны-производителя;
  • документы, подтверждающие предоплату;
  • прайс-лист на товары;
  • ценовую информацию о товаре на рынке РФ;
  • договор на доставку товара;
  • техническую информацию о товаре;
  • ценовую информацию о товаре на рынке производителя.

После проверки органы выносят окончательное решение о корректировке с указанием оснований для этой процедуры, уточненной стоимости товаров, окончательного размера пошлины и налога, а также суммы, подлежащей возврату компании из обеспечительного платежа.

Если проверка и корректировка происходят по инициативе таможенных органов, то бланки заполняет таможенный инспектор, если инициатором выступает фирма — все документы и доказательства готовит ее представитель.

После корректировки стоимости товара возможны два исхода:

  • возникает задолженность декларанта по таможенным пошлинам. Погашение задолженности происходит с обеспечительного платежа, а при нехватке средств (или их отсутствии, когда КТС прошла после выпуска товара) — выставляется требование на доплату;
  • участник ВЭД получает право требовать возврата излишне уплаченных средств.

Сроки принятия решения и порядок возврата таможенных платежей

Согласно законодательству выпуск товара должен быть осуществлен в течение одного дня с момента регистрации таможенной декларации. Если таможенный орган не согласен с заявленной стоимостью, он выносит решение о корректировке стоимости или проведении дополнительной проверки. Декларант должен предоставить необходимые для проверки документы в течение 60-ти дней. После этого у таможенных органов есть три дня, чтобы решить, каким образом будет скорректирована стоимость.

После принятия решения о проведении КТС декларант обязан уплатить пошлину и налог в течение одного дня. Аналогичный порядок предусмотрен в тех случаях, когда компания требует возврата излишне уплаченных средств, однако отсчет срока в этом случае начинается с момента поступления заявления о возврате.

Следует помнить, что процедура КТС может быть проведена и после выпуска товара — законодатель разрешает проверку в течение трех лет, по инициативе компании или таможенных органов. В этом случае обеспечительный платеж уже не вносится.

Можно ли оспорить корректировку таможенной стоимости

В соответствии с Таможенным кодексом ТС декларант самостоятельно рассчитывает таможенную стоимость товаров, но таможенные органы сверяют эти данные со своей информацией и при заниженной стоимости проводят корректировку. Рассмотрим, всегда ли такие действия правомерны, как и в какие сроки можно оспорить корректировку таможенной стоимости.

При несогласии с решением таможенного органа декларант может обжаловать его в судебном порядке в течение трех месяцев. Для этого необходимо обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании решения таможенного органа незаконным. В заявлении указывают:

  • наименование органа, принявшего решение;
  • название, номер и дату принятия оспариваемого решения;
  • права и законные интересы, которые нарушаются оспариваемым решением;
  • законы и иные нормативные правовые акты, которым не соответствует оспариваемое решение;
  • требование заявителя о признании решений незаконным.

К заявлению необходимо приложить доказательства, которые подтверждают обоснованность требований декларанта. Такими доказательствами могут быть все документы, которые отражают затраты на сделку. Это транспортные, платежные и иные документы, в которых указана цена товара, его наименование, характеристики, условия оплаты и доставки (договор поставки, упаковочный лист, спецификации и т.д.).

Информация в базах данных таможенных органов носит статистический характер и не всегда может быть использована как основа для определения таможенной стоимости по цене сделки с идентичными или однородными товарами. Такой метод может быть применен сотрудниками таможни только в том случае, если у декларанта недостаточно документов для подтверждения указанных данных. Правомерность действий учитывает арбитражный суд при рассмотрении иска.

Кроме того, декларанты, доказавшие незаконность корректировки таможенной стоимости в судебном порядке, имеют право требовать возмещения убытков (при предоставлении подтверждающих документов).

Как видно, корректировку таможенной стоимости вполне можно признать незаконной и потребовать возврата таможенных платежей. Так, по данным Судебного департамента при Верховном Суде РФ, за первое полугодие 2015 года в 76% случаев судебные решения были приняты в пользу импортеров. Приведем пример из судебной практики.

ООО “Кубанские вина” обратилось в Арбитражный суд Москвы с заявлением о признании незаконным решения Центральной акцизной таможни от 11.08.2011 о корректировке таможенной стоимости товаров. Компания задекларировала товар — вино виноградное натуральное ординарное столовое — и определила его таможенную стоимость по методу сделки с ввозимыми товарами. В подтверждение таможенной стоимости были предоставлены документы:

  • контракт с дополнительными соглашениями;
  • спецификация к контракту;
  • товаросопроводительные документы (CMR, TIR);
  • экспортный прайс-лист на 2011 год;
  • экспортная декларация;
  • договор международной транспортной экспедиции;
  • счета, выставленные за транспортные услуги;
  • договор хранения товаров на таможенном складе;
  • счет, выставленный за складские услуги.

Центральная акцизная таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости, поскольку посчитала представленные компанией документы недостоверными. Суд установил, что компания представила в таможенный орган все документы, которые были необходимы для подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров по первому методу. В ходе рассмотрения дела суд пришел к выводу, что у таможенного органа нет правовых оснований для корректировки таможенной стоимости.

В свя­зи с об­ост­рен­ной гео­по­ли­ти­чес­кой си­ту­а­ци­ей та­мож­ня осо­бен­но тща­тель­но под­хо­дит к про­вер­ке до­ку­мен­тов им­пор­ти­ру­е­мых в на­шу стра­ну то­ва­ров. Что­бы сни­зить рис­ки КТС, за­пом­ни­те не­сколь­ко пра­вил: нуж­но за­ра­нее под­го­то­вить бух­гал­тер­ские до­ку­мен­ты по пре­ды­ду­щим по­став­кам, обо­рот­но-саль­до­вые ве­до­мос­ти, то­вар­но-транс­порт­ные на­клад­ные, под­тверж­да­ю­щие ре­а­ли­за­цию то­ва­ра на внут­ри­рос­сий­ском рын­ке, экс­порт­ную на­клад­ную и ин­войс. Все до­ку­мен­ты долж­ны быть на рус­ском язы­ке (на язы­ке стра­ны та­мо­жен­но­го пунк­та).

Популярное:

  • По ч1 ст1714 коап Статья 19.15 КоАП РФ. Проживание гражданина Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта) Новая редакция Ст. 19.15 КоАП РФ 1. Проживание по месту […]
  • Паспорт в москве по временной регистрации Паспорт в москве по временной регистрации Хостинг сайта временно приостановлен Если РІС‹ владелец данного ресурса, то для […]
  • Ст 135 тк рф 2018 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ ст 135 (ред. от 19.07.2018) Статья 135. Установление заработной платы Заработная плата работнику устанавливается трудовым […]
  • Вернет ли банк деньги если их украли с карты Как вернуть украденные с карты деньги? Мария получала зарплату на карту, к которой была подключена услуга «Мобильный банк». Спустя неделю после сообщения о перечислении аванса она решила […]
  • Формула для процентов по статье 395 гк рф Расчет процентов по ст. 395 ГК РФ Актуально на: 17 января 2017 г. Если ваш должник неправомерно удерживает денежные средства, уклоняется от их возврата или допускает иную просрочку в их […]
  • Залог прав по договору строительного подряда Как составить образец письма-претензии по договору строительного подряда заказчику и как направить ее подрядчику? Развитие малого и среднего бизнеса позволило сотням тысяч людей повысить […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.