Осуществляет государственный земельный надзор

Отдел государственного земельного надзора

Государственный земельный надзор

Отдел осуществляет контрольно-надзорную деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных земельным законодательством, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Государственный земельный надзор осуществляется отделом согласно Постановления Правительства РФ от 02.01.2015г. № 1 «О государственном земельном надзоре» в соответствии с Земельным Кодексом, законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Отдел осуществляет на землях сельскохозяйственного назначения оборот которых регулируются Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» надзор за соблюдением:

а) требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;

б) требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

в) требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;

г) требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора;

г(1)) обязанностей по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;

(пп. «г(1)» введен Постановлением Правительства РФ от 15.12.2016 N 1369)

д) предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Административный регламент исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора

Об особенностях осуществления государственного земельного надзора

Федеральным законом от 21.07.2014 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения, в том числе в Земельный кодекс Российской Федерации (далее – Кодекс) в части порядка осуществления государственного земельного надзора.

Государственный земельный надзор в рамках компетенции осуществляют Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальные органы.

Новый порядок организации и проведения проверочных мероприятий при осуществлении государственного земельного надзора вступил в силу с 01.01.2015.

Так, ст. 71 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что при осуществлении государственного земельного надзора в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных Кодексом.

Со вступлением в силу указанных изменений на органы прокуратуры возлагаются дополнительные полномочия по формированию отдельного ежегодного плана проведения плановых проверок в области земельных правоотношений в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан.

Порядок разработки и утверждения ежегодного плана установлен Правительством Российской Федерации в положении о государственном земельном надзоре.

Статьей 71.1 Кодекса определен порядок организации и проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 71.1 Кодекса проверочные мероприятия должны проводиться и отношении правообладателей земельных участков, расположенных в границах соответствующего субъекта Российской Федерации, не чаще одного раза в три года.

Проверки органов государственной власти, местного самоуправления осуществляются не чаще одного раза в три года вне зависимости от места нахождения правообладателя земельных участков.

Внеплановая проверка органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан может быть проведена при наличии одного из оснований, предусмотренных п. 6 ст. 71.1 Кодекса:

1) выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность;

2) поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан;

3) предусмотренных частью 23 статьи 8 Федерального закона «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

4) предусмотренных пунктом 16 статьи 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

ПРОБЛЕМЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗЕМЕЛЬНОГО НАДЗОРА

Текущим мероприятием, направленным на массовое выявление нарушений земельного законодательства, наиболее распространенных на исследуемой территории, а также их предупреждение должен являться мониторинг. К сожалению, на сегодняшний день такой мониторинг осуществляется крайне редко и на относительно небольшой территории, поскольку при проведении мероприятий по осуществлению государственного земельного надзора государственные инспектора по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии не редко сталкиваются с рядом проблем и вопросов. Важной задачей повышения эффективности мер государственного земельного надзора является выявление данных проблем, условий их происхождения, для применения новых форм и методов работы, а также модернизации уже имеющихся.

Для эффективного и грамотного осуществления государственного земельного надзора необходим утвержденный единый механизм планирования мероприятий направленных на выявление нарушений земельного законодательства. На текущий момент основным источником информации о нарушениях земельного законодательства, поступающей в органы государственного земельного надзора, являются обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В связи с чем, основная деятельность органов в данной сфере направлена на проведение внеплановых проверок по данным обращениям, планирование в этом случае осуществляется на случайных выборках субъектов. В свою очередь плановые проверки осложняются требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [3] в виде возможности проведения проверок не чаще чем раз в три года., необходимости согласования с прокуратурой, соотнесения с проверками муниципального и иных видов контроля и надзора. Все это приводит к тому, что государственный земельный надзор приобретает заявительный характер, теряя тем самым функцию государственного органа, обеспечивающего постоянное и всеобщее исполнение требований земельного законодательства всеми субъектами РФ.

Существуют несовершенства и в нормативно-правовой базе осуществления государственного земельного надзора, так острая нехватка методических и инструктивных материалов, необходимых для грамотного проведения проверок в рамках государственного земельного надзора, приводит признанию проверок недействительными, а норма указанная в п. 58 Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора», утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 № 486 [4],говорящая о том, что предписание об устранении выявленного нарушения земельного законодательства выдается вместе с актом проверки при выявлении нарушений требований земельного законодательства, противоречит презумпции невиновности, указанной в статье 49 Конституции РФ [1], поскольку виновность лица, не доказана в предусмотренном федеральным законом порядке.

Еще одним существенным недостатком является кадровая политика государства. Немало постановлений о привлечении к административной ответственности отменяются в судах по причине нарушения процедуры и сроков привлечения к ответственности, что говорит о невысокой квалификации государственных земельных инспекторов. Данная проблема возникает из-за отсутствия обучающих программ и курсов профессиональной подготовки специалистов государственного земельного надзора. Деятельность государственного инспектора подразумевает не только на знание юридической литературы и законодательства, но еще и работу с геодезическим оборудованием. Некоторые государственные инспектора не обучены навыкам обращения с GPS станциями и тахеометрами, а установление нарушения «на глаз», установление площади земельного участка посредством обмера земельного участка с помощью рулетки по границам фактически используемого земельного участка никак не может свидетельствовать о высоком уровне надзора за соблюдением земельного законодательства. Привлечение же высококвалифицированных специалистов для прохождения государственной гражданской службы в орган, осуществляющий государственный земельный надзор, затруднено очень низким для такой работы денежным содержанием.

Также возникает проблема отсутствия или недостаточности оснащения, позволяющего определить границы земельного участка и соотнести их с данными государственного кадастра недвижимости. На текущий момент некоторое оборудование централизованно приобретено, однако его комплектность и пригодность к прямому использованию при осуществлении мероприятий по надзору вызывает вопросы.

Кроме этого, существуют проблемы связанные с выявлением нарушений земельного законодательства. Так, выявить нарушителя для привлечения к ответственности, невозможно, если нарушение установлено на неразграниченных землях, государственных или муниципальных землях, а используемый (самовольно) участок не формировался и данных ни о нем, ни о правообладателе в государственных информационных системах нет.

Свои сложности существуют при выявлении нарушений на государственной или муниципальной земле. Публичный собственник может узнать через десятки лет о незаконном использовании его земли.

Несмотря на многочисленные рабочие встречи и совещания, а так же заключенные с органами местного самоуправления соглашения о взаимодействии в рамках осуществления муниципального земельного контроля и государственного земельного надзора, эффективность такого взаимодействия в ряде случаев остается на низком уровне. Очень часто муниципалитеты не уделяют должного внимания вопросам муниципального земельного контроля, хотя земельный налог относится к местным и напрямую пополняет муниципальный бюджет.

Говоря о штрафах, необходимо отметить, то что их размер не может считаться эффективным фактором стимулирования правомерного поведения. К тому же представляется исключительно неверным исчислять штрафы без учета размера земельного участка. Самовольное занятие 2 соток и 200 гектар наказывается одинаково.

В заключение следует отметить, что в отношении совершенствования государственного земельного надзора на текущий момент предприняты определенные конкретные меры. Внесены изменения в существуют проекты Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного земельного надзора» и Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», в результате принятия которых предмет государственного земельного надзора изменен на проверки конкретных земель, земельных участков, частей земельных участков, а штрафы исчисляются исходя из кадастровой стоимости земельного участка.

Введение в 2015 году нового инструмента для повышения эффективности государственного земельного надзора – административного обследования объектов земельных отношений, как предполагалась, изменило процедуру планирования и реагирования на нарушения.

Однако представляется, что все эти меры хоть и призваны повысить качество государственного земельного надзора, но к серьезному улучшению ситуации с неправомерным поведением землепользователей не привело. С учетом сокращения общего числа государственных гражданских служащих, в том числе государственных инспекторов необходим кардинальный пересмотр процедур и методов не только планирования но и осуществления государственного земельного надзора. Возможно, необходимо в ближайшем будущем изменение общего функционала и статуса государственного инспектора по использованию и охране земель.

Таким образом, подводя итог аналитическому обзору и анализу проблем в осуществлении государственного земельного надзора, следует сформулировать следующие направления исследований в этой области:

1. Выработка предложений по совершенствованию механизма и нормативно-правовой базы осуществления государственного земельного надзора;

2. Применение новых форм и методов работы, а также модернизации уже имеющихся для совершенствования ведения государственного земельного надзора;

3. Оптимизация организации и осуществления государственного земельного надзора.

Исследования в этих направлениях позволят придти к эффективной организации и осуществлению государственный земельный надзора и как следствие эффективной системе управления земельными ресурсами, поскольку ее важным звеном является, государственный земельный надзор, так как проведение мероприятий по его осуществлению направлено на достижение основной цели управления земельными ресурсами – рационального использования и охраны земель.

Список литературы

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс] : – Режим доступа : КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф.

Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации федер. закон Рос. Федерации от 25.10.2001 года № 136-ФЗ [Электронный ресурс] : [ред. от 03.07.2016]. – Режим доступа : КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф.

3. Российская Федерация. Законы. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля [Электронный ресурс] : федер. закон Рос. Федерации от 26.12.2008 года № 294-ФЗ [ред. от 03.07.2016]. – Режим доступа : КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф.

4. Приказ. Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора мин. эконом. развития Рос. Федерации от 20.07.2015 № 486 [Электронный ресурс] : – Режим доступа : КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф.

Студенческий научный форум — 2017
IX Международная студенческая научная конференция

В рамках реализации «Государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» и направления «Вовлечение молодежи в инновационную деятельность и научно-техническое творчество» коллективами преподавателей различных вузов России в 2009 году было предложено совместное проведение электронной научной конференции «Международный студенческий научный форум».

«Государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль: проблемы реализации»

Рекомендации

Рассмотрев с участием членов Совета Федерации, представителей федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и экспертного сообщества тему «Государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль: проблемы реализации», участники «круглого стола» отмечают.
Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» государственный земельный контроль был преобразован в земельный надзор.
С 2015 года вступили в силу новая редакция главы XII Земельного кодекса Российской Федерации (далее – Земельный кодекс) и Положение о государственном земельном надзоре от 2 января 2015 года № 1 (далее – Положение о надзоре), которыми урегулирована большая часть правовых проблем в сфере государственного земельного надзора. В настоящее время государственный земельный надзор осуществляется Росреестром, Россельхознадзором и Росприроднадзором в соответствии с Положением о надзоре.
Осуществление государственного земельного надзора федеральными органами исполнительной власти позволяет реализовать единые принципы правоприменения законодательства Российской Федерации, а за счет исполнения иных функций — оперативно внедрять новые формы осуществления надзорных полномочий, тем самым повышая эффективность контроля и надзора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2017 года № 943 внесены изменения в Положение о надзоре, предусматривающие применение с 2018 года риск-ориентированного подхода при организации и проведении проверок соблюдения требований земельного законодательства, а также определены критерии отнесения земельных участков к определенной категории риска.
В 2017 году несколькими территориальными органами Росреестра реализуется «пилотный» проект по использованию беспилотных летательных аппаратов при осуществлении государственного земельного надзора. Аэрофотоснимки, получаемые с беспилотных летательных аппаратов, используются инспекторами для дистанционного выявления нарушений требований законодательства, что позволяет до минимума уменьшить число проводимых проверок, в ходе которых не выявляются нарушения, тем самым снизить административную нагрузку на граждан и организации, не нарушающие требований законодательства при использовании земельных участков.
Вместе с тем, как показывает практика, проблемы в надзорно-контрольной сфере остаются, в том числе наблюдается некоторая рассогласованность решений органов государственного земельного надзора.
Так, установление порядка осуществления муниципального земельного контроля в соответствии с Земельным кодексом отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации. В соответствии со статьей 10.1 Земельного кодекса, статьей 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений могут быть перераспределены законами субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, органами местного самоуправления предоставленные полномочия по муниципальному земельному контролю реализуются не на должном уровне. По информации Росреестра, в 17 субъектах Российской Федерации органами муниципального земельного контроля в территориальные органы Росреестра за первое полугодие 2017 года было направлено менее 30 материалов проверок, в ходе которых выявлены нарушения. Общее число выявленных в первом полугодии органами местного самоуправления нарушений составило 7,3 тыс. нарушений, в то же время должностными лицами Росреестра выявлено более 47 тыс. нарушений земельного законодательства. При этом более половины всех выявленных нарушений органами муниципального земельного контроля выявлено в 7 субъектах Российской Федерации. Наибольшее число нарушений органами местного самоуправления выявлено в Самарской области — 1039 нарушений, Московской области – 511 и Республике Башкортостан — 446, в то же время на территории Москвы — 5 нарушений, Санкт-Петербурга — 9 нарушений.
В соответствии с решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации были разработаны и приняты два особо значимых федеральных закона в сфере земельного надзора: от 21 июля 2014 года № 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерацию» и от 8 марта 2015 года № 46-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которыми установлен новый порядок государственного земельного надзора и государственного мониторинга земель, введен новый механизм надзора — процедура административного обследования, упрощены процедуры проведения проверок. Указанными законами был изменен порядок организации муниципального земельного контроля, в соответствии с которым субъекты Российской Федерации наделены полномочием устанавливать порядок осуществления муниципального земельного контроля.
Статьей 72 Земельного кодекса определено, что муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Однако в большинстве регионов не разработаны и не утверждены законы о муниципальном земельном контроле. Более того, в развитие регионального законодательства на уровне муниципалитетов должны быть разработаны соответствующие порядки и правила проведения муниципального земельного контроля. По данным Россельхознадзора, в настоящее время из общего количества городских и сельских поселений в стране (20185) соответствующие документы имеются только у 8,5% (или у 1 703).
При этом анализ практики организации муниципального земельного контроля показывает различные подходы к нормативно-правовому регулированию осуществления муниципального земельного контроля.
В этой связи целесообразно законодательно закрепить полномочие федерального органа исполнительной власти разработать типовые правила разработки субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов, устанавливающих порядок осуществления муниципального земельного контроля. Такие правила позволят определить основные положения, которые должны содержать нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
На практике вызывает проблемы и отсутствие четкой предметной сферы контрольной деятельности. Так, статья 72 Земельного кодекса содержит общие формулировки, относя к предмету контроля любые нарушения на земельном участке, в отношении которых предусмотрена административная и иная ответственность и, как следствие, в органы муниципального контроля поступает огромное количество жалоб, не связанных с нарушением требований земельного законодательства (санитарный, эпидемиологический контроль). Необходима детализация соответствующих статей Земельного кодекса о порядке осуществления муниципального земельного контроля в части установления четкого перечня видов муниципального контроля.
Проблемой для осуществления муниципального земельного контроля, как и других видов муниципального контроля, является, во‑первых, отсутствие четко установленных федеральными законами полномочий должностных лиц муниципального контроля, установленных в соответствующем законодательстве. Во‑вторых, органы местного самоуправления не наделены полномочиями по привлечению нарушителей к административной ответственности и должны обращаться в уполномоченные федеральные органы государственной власти.
При этом с принятием Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон о защите прав) на муниципальный контроль распространяются ограничения сроков и периодичности проверок. Порядок проведения и оформления результатов проверок также регламентирован указанным Федеральным законом.
Полагаем необходимым во избежание нарушения прав предпринимателей и граждан на законодательном уровне предусмотреть порядок действий органов муниципального земельного контроля по выдаче предписаний об устранении нарушений земельного законодательства, контролю за их исполнением и отмене в случае необоснованной выдачи.
Несовершенна и система внеплановых проверок.
Основанием для проведения проверок по муниципальному земельному контролю могут выступать исключительно случаи, указанные в пункте 2 части 2 статьи 10 Федерального закона о защите прав, связанные с возникновением угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан либо с причинением такого вреда. Орган муниципального контроля не вправе осуществлять внеплановые проверки по специальным основаниям, указанным в пункте 6.1 статьи 71.1 Земельного кодекса, что фактически исключает возможность проведения внеплановых проверок.
Существует необходимость совершенствования взаимодействия органов, осуществляющих государственный земельный надзор с правоохранительными органами Российской Федерации и органами прокуратуры, что обусловлено проблемой установления лиц, допустивших нарушения требований земельного законодательства. Вследствие отсутствия у государственных инспекторов по использованию и охране земель достаточных данных о лице, допустившем нарушение требований земельного законодательства, затруднено принятие своевременных мер, направленных на устранение нарушений.
Например, имеются проблемы в части организации взаимодействия с органами внутренних дел при установлении места жительства (регистрации) субъектов правонарушений в целях составления необходимых документов в ходе проверочных мероприятий по выявленным нарушениям.
Отсутствует исчерпывающий перечень документов, которые вправе запросить территориальный орган федерального органа государственного земельного надзора от органа муниципального контроля, в случае направления последним акта проверки с указанием информации о наличии признаков выявленного нарушения. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1515 «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль» не содержит исчерпывающий перечень таких документов.
Отсутствие полномочий должностных лиц органов муниципального контроля по составлению протоколов об административном правонарушении увеличивает длительность процедуры от момента выявления нарушений земельного законодательства органом муниципального контроля до момента привлечения ответственного лица, свершившего нарушение, органом государственного земельного надзора.
Участники «круглого стола» отметили и проблемы, связанные с излишней длительностью сроков доставки почтовых отправлений органов государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля, содержащих предписания об устранении земельных правонарушений. В данном вопросе необходима оптимизация.
Целый комплекс проблем вызывает осуществление государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения.
Требуют уточнения некоторые вопросы, связанные с принудительным изъятием земельных участков сельскохозяйственного назначения в связи с их неиспользованием.
Так, действующая редакция части 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Федеральный закон об обороте земель) предусматривает возможность принудительного изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Следует внести изменения, предусматривающие возможность применения к процедуре изъятия земельного участка в случае его неиспользования или использования с нарушением законодательства в течение трех лет по материалам контрольных мероприятий, муниципального земельного контроля, что упростит сбор материалов, необходимых для начала процедуры изъятия участков.
По данным Россельхознадзора, привлечение нарушителей к административной ответственности за нарушения, связанные с неиспользованием земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности, сократилось более чем на 30%.
Некоторые субъекты Российской Федерации (Республика Чувашия, Курская, Рязанская, Тамбовская области и др.) представили информацию о проблемах реализации законодательства об изъятии неиспользуемых сельскохозяйственных земель.
Так, регионы отмечают длительный срок для начала процедуры изъятия земель сельскохозяйствен­ного назначения, проблемы, связанные с подготовкой органами муниципального земельного контроля и государственного земельного надзора документов для изъятия земельных участков сельскохозяйственного назначения.
Отмечается также, что на сегодняшний день реализация статьи 6 Федерального об обороте земель в части определения фактора снижения плодородия либо размеров причиненного вреда при порче почв сельскохозяйственного назначения Россельхознадзором и его территориальными органами не представляется возможной, в том числе и в отсутствие полноценного подзаконного нормативного правового акта, конкретизирующего признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушение законодательства Российской Федерации.
Необходимо нормативно-правовое закрепление критериев добросовестности землепользователей: использование сельскохозяйственных угодий по целевому назначению и в соответствии с их разрешенным использованием; ведение агрономической документации, характеризующей уровень использования пашни; наличие системы внутрихозяйственного земледелия; соблюдение системы севооборотов в соответствии с внутрихозяйственной специализацией; осуществление посева семенами высоких репродукций; соблюдение научно обоснованных сроков сортосмены и сортообновления семян; проведение агрохимического обследования почвы согласно установленным циклам, но не менее 1 раза в 5 лет; проведение защитных мероприятий по результатам фитосанитарного обследования; использование минеральных и органических удобрений в рекомендуемых дозах; использование пестицидов и агрохимикатов, не превышающих предельно допустимых концентраций в соответствии с установленным регламентом; сохранение уровня почвенного плодородия; проведение мероприятий по охране почв от эрозии и других деградационных процессов.
Необходимо обеспечить организацию ведения агрохимического мониторинга сельскохозяйственных угодий.
Считаем возможным предусмотреть обязательство органов, осуществляющих земельный контроль и надзор, осуществить проверку целевого использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в федеральной собственности, не реже одного раза в два года, а также разработать порядок безвозмездной передачи земельных участков сельскохозяйственного назначения в муниципальную собственность в случае его неиспользования по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации в течение двух и более лет.
Статьей 10.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП) установлена ответственность за нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками. Учитывая, что в указанной статье отсутствуют требования к субъекту правонарушения, на практике имеют место случаи, когда при выявлении на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, очагов произрастания карантинных растений органы государственного земельного надзора привлекают к административной ответственности землевладельца или землепользователя либо исполнительный орган власти, уполномоченный на распоряжение земельным участком, если такой участок свободен от прав третьих лиц. Необходимо конкретизировать данную норму по аналогии со статьей 10.5 КоАП, определив субъектами ответственности землевладельцев и землепользователей.
В рамках совершенствования механизма контроля за использованием земель сельскохозяйственного назначения считаем также необходимым распространить действие статьи 19.5 КоАП на отношения, возникающие при неисполнении предписаний органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль.

Исходя из вышеизложенного, участники «круглого стола» предлагают:

1. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:
ускорить принятие распоряжения Правительства Российской Федерации, предусматривающего утверждение плана мероприятий по реализации Основ государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012–2020 годы, которым предусмотрены мероприятия по внесению изменений в законодательство Российской Федерации, направленные на уточнение полномочий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления при осуществлении государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля, а также по утверждению типовых правил разработки субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов, устанавливающих порядок осуществления муниципального земельного контроля;
ускорить принятие постановления Правительства Российской Федерации «О признаках неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушение законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации», разработанного Минсельхозом России;
рассмотреть возможность внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1515 «Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль», предусматривающих исчерпывающий перечень документов (сведений), представляемых в территориальный орган государственного земельного надзора органом муниципального земельного контроля вместе с актом проверки;
рассмотреть вопрос о взаимодействии федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции государственного земельного надзора, и региональных органов и организаций, осуществляющих контрольно-надзорные функции в сфере землепользования в соответствии с законодательными актами субъектов Российской Федерации;
рассмотреть вопрос о необходимости разработки проектов федеральных законов, предусматривающих внесение изменений в:
в Земельный кодекс в части отнесения к полномочиям Российской Федерации утверждения типовых правил разработки субъектами Российской Федерации нормативных правовых актов, устанавливающих порядок осуществления муниципального земельного контроля;
в Земельный кодекс в части наделения органов местного самоуправления полномочиями по выдаче предписаний об устранений выявленных нарушений земельного законодательства;
в статью 6 Федерального закона об обороте земель в части применения к процедуре изъятия земельного участка материалов, полученных в рамках муниципального земельного контроля;
в статью 10 Федерального закона о защите прав в части расширения перечня оснований для проведения внеплановых проверок;
в статью 10.1 КоАП, определив субъектами ответственности землевладельцев и землепользователей;
в части 25 и 26 статьи 19.5 КоАП в части распространения сферы их действия на отношения, возникающие при неисполнении предписаний органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный земельный контроль;
в статью 28.3 КоАП в части наделения должностных лиц органов муниципального земельного контроля полномочиями возбуждать дела об административных правонарушениях;
рассмотреть целесообразность внесения в федеральное законодательство изменений, направленных на упрощение порядка согласования внеплановых проверок органами государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля;
рассмотреть возможность и целесообразность принятия на федеральном уровне нормативного правового акта, устанавливающего сроки выдаваемых органами государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля предписаний на устранение выявленных земельных правонарушений;
рассмотреть необходимость внесения изменений в законодательство Российской Федерации в части наделения полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях должностных лиц, осуществляющих муниципальный земельный контроль;
в целом положительно оценивая внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного земельного надзора, продолжить работу по совершенствованию и уточнению критериев отнесения земельных участков к определенной категории риска;
отметить результаты Росреестра по совершенствованию осуществления государственного земельного надзора, внедрению дистанционных форм осуществления государственного земельного надзора, в том числе с использованием беспилотных летательных аппаратов.
2. Рекомендовать Минэкономразвития России, Минсельхозу России, Минприроды России совместно с Минфином России разработать предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты Российской Федерации в части зачисления штрафов за нарушения земельного законодательства в бюджет муниципального образования, на территории которого совершено правонарушение.
3. Рекомендовать Минэкономразвития России, Минсельхозу России, Минприроды России:
рассмотреть возможность подготовки новых Единых методических рекомендации по вопросам осуществления муниципального земельного контроля, обеспечивающих единообразное осуществление муниципального земельного контроля на всей территории Российской Федерации;
ускорить разработку индикаторов риска нарушения обязательных требований для определения необходимости проведения внеплановых проверок при осуществлении Росреестром и его территориальными органами государственного земельного надзора и методики оценки результативности и эффективности осуществления государственного земельного надзора.
4. Рекомендовать Минсельхозу России в целях сохранения и воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения рассмотреть возможность разработки проектов федеральных законов по вопросам:
внесения изменений в статью 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» в части закрепления обязанности собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земельных участков по проведению почвенного, агрохимического обследования земельных участков сельскохозяйственного назначения;
введения обязательной процедуры паспортизации земельных участков сельскохозяйственного назначения, отражающей фактическое состояние земельного участка, его идентификационные характеристики, а также состояние почвенного плодородия;
закрепления обязанности органов государственной власти субъектов Российской Федерации по установлению перечня особо ценных земель сельскохозяйственного назначения;
внесения изменений в Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года № 2395–1 «О недрах» в части запрета добычи общераспространенных полезных ископаемых на землях сельскохозяйственного назначения;
разработать проект постановления Правительства Российской Федерации, регулирующий организацию и порядок ведения агрохимического мониторинга сельскохозяйственных угодий.
5. Рекомендовать Росреестру, Россельхознадзору и Росприроднадзору:
обеспечить согласованность в принятии решений по совершенствованию нормативно-правового регулирования вопросов государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля;
рассмотреть возможность подготовки для органов местного самоуправления методических рекомендаций по вопросам проведения муници­пального земельного контроля и правильности составления актов проверок с приложением образцов, а также ежеквартально проводить обучающие семинары со специалистами органов муниципального земельного контроля по проблемным вопросам.
6. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации ускорить принятие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих порядок осуществления муниципального земельного контроля.
7. Рекомендовать ФГУП «Почта России» ускорить сроки доставки почтовых отправлений органов государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля об устранении выявленных земельных правонарушений.
8. Направить рекомендации «круглого стола» в Правительство Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и ФГУП «Почта России».

Популярное:

  • 259 статья пункт 4 Статья 259. Методы и порядок расчета сумм амортизации Информация об изменениях: Федеральным законом от 26 ноября 2008 г. N 224-ФЗ статья 259 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, […]
  • Ст 137 гпк рф с комментариями Статья 137. Предъявление встречного иска Ответчик вправе до принятия судом решения предъявить к истцу встречный иск для совместного рассмотрения с первоначальным иском. Предъявление […]
  • Гражданский кодекс встречный иск Статья 137 ГПК РФ. Предъявление встречного иска Ответчик вправе до принятия судом решения предъявить к истцу встречный иск для совместного рассмотрения с первоначальным иском. Предъявление […]
  • Развод рудковской и плющенко У жены Плющенко суд отобрал старшего сына Яна Рудковская и Филипп Киркоров Яна Рудковская и Евгений Плющенко Виктор Батурин, бывший муж Яны Яна с детьми и бывшим мужем Продюсера […]
  • Пособие на третьего ребенка в москве в 2016 Пособия на детей в 2018 году в Москве Город Москва в плане социальной поддержки семей с детьми — один из наиболее успешных регионов России. Это подтверждают и регулярные новшества, которые […]
  • Расчет бюджета района Сунженское сельское поселение Официальный сайт муниципального образования Официальный сайт муниципального образования ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬВИЧУГСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОНАДМИНИСТРАЦИЯ […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.