Права детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей статья

§ 2. Имущественные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Правовое положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется в СК РФ (гл. 11, 19, 20), а также в Федеральном законе «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии со ст. 148, 154 СК РФ дети, находящиеся в семье усыновителя, под опекой (попечительством), в приемной семье, детских специальных учреждениях обладают такими же правами, следующими из смысла гл. 11 СК РФ, какие предусмотрены для всех детей, воспитывающихся в кровных семьях, описанных в гл. 6 настоящего пособия.

Семейный кодекс РФ выделяет имущественные права детей, подчеркивая тем самым имущественную самостоятельность несовершеннолетнего в семейных отношениях.

В ст. 6 °CК РФ закреплено право детей на получение содержания от своих родителей. Однако после усыновления никаких взаимных личных и имущественных прав и обязанностей между усыновленным и его родственниками по происхождению не существует. В пользу усыновленных нельзя взыскать алименты с их кровных родителей, а родители в свою очередь не вправе требовать выплаты средств на свое содержание от своих совершеннолетних детей, усыновленных другими лицами. Усыновленный и его потомство не наследуют по закону после смерти родителей усыновленного и других его родственников по происхождению, а родители усыновленного и другие его родственники по происхождению – после смерти усыновленного и его потомства в случае, если усыновление установлено при жизни родителей (родителя). Если же усыновление осуществляется после смерти родителей (родителя), усыновленные дети призываются к наследованию по закону после их смерти и после смерти прочих кровных родственников, поскольку на день смерти наследодателя правоотношения с ним не были прекращены.

Статья 137 СК РФ за усыновленным ребенком сохраняет также право на пенсию или пособие, полагающиеся ему в связи со смертью родителей. Аналогичное правило предусмотрено пенсионным законодательством. Следовательно, в тех случаях, когда родители (или один из них) умирают до производства усыновления, пенсия по случаю потери кормильца может быть назначена и после усыновления. Если смерть родителей наступила после производства усыновления, пенсия не назначается.

Усыновители, так же как родители, обязаны материально содержать своих усыновленных детей (гл. 13 СК РФ). При злостном уклонении от уплаты алиментов усыновители могут быть привлечены к уголовной ответственности на основании ст. 157 УК РФ.

Дети, находящиеся под опекой, имеют право на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты , в том числе на алименты от своих биологических родителей и пенсию по случаю потери кормильца (ст.

ДОХОДЫ ПОДОПЕЧНОГО(алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты, а также доходы, полученные от управления его имуществом) расходуются опекуном, попечителем, приемным родителем исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства (ст. 37 ГК РФ).

ВЫПЛАТЫ, КОТОРЫЕ ПОЛУЧАЮТ ПРИЕМНЫЕ РОДИТЕЛИ,напрямую зависят от формы приема ребенка в семью. Выплаты на содержание детей, находящихся под опекой и в приемной семье, производятся ежемесячно, в порядке и в размере которые установлены законами субъектов РФ (п. 3 ст. 148 и п. 2 ст. 153^2^ СК РФ). Минимальный размер устанавливается Правительством РФ. На 2008–2010 гг. минимальный размер выплат опекунам и приемным родителям на содержание одного ребенка зафиксирован на уровне 4 тыс. руб. в месяц. Субъекты РФ могут увеличить размер выплат на содержание ребенка за счет региональных выплат. Например, в Москве денежные средства, ежемесячно выплачиваемые на содержание подопечных детей, устанавливаются Правительством Москвы в размере не ниже прогнозируемой величины прожиточного минимума[177 — См.: Статья 4 Закона г. Москвы от 15 декабря 2004 г. № 87 «О порядке и размере выплаты денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством)» // Вестник Мэра и Правительства Москвы. -2005.-№ 3.].

Опекунам и попечителям, назначенным по заявлению родителей в порядке, определенном ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», а также усыновителям выплаты на содержание ребенка не производятся.

Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты, а также сохранение нрава собственности на жилое помещение или нрава пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством (ст. 155^3^ СК РФ).

Права детей-сирот

Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Актуальна проблема защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На сегодняшний день на решение проблем сиротства направлены ряд федеральных законов, указов Президента России и постановлений Правительства РФ. К их числу относятся: Семейный кодекс РФ; Федеральный закон от 21.12.96 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и другие.

Согласно ст. 1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, дети, оставшиеся без попечения родителей , – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.

В государстве действует система органов, которые должны обеспечить безопасность детей, помочь тем, кто находится в трудной жизненной ситуации. Это органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты, уполномоченный по правам ребенка. Прокуратурой систематически проводятся проверки, на основании которых должностные лица, не исполняющие обязанности, привлекаются к ответственности.

В соответствии со ст. 31 ГК РФ и п. 1 ст. 121 СК РФ функции по защите прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, болезни родителей, длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения возлагаются на органы опеки и попечительства.

Осуществляя деятельность по защите прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, органы опеки и попечительства выполняют четыре основные функции:

1) выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей;

2) избрание формы устройства таких детей исходя из конкретных обстоятельств утраты ребенком попечения родителей;

3) подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, попечителями либо принять детей в семью на воспитание в иных формах, установленных семейным законодательством;

4) осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания, образованием таких детей.

Для реализации указанных функций органы опеки и попечительства наделены комплексом полномочий, предусмотренных в различных нормативных актах. Органы опеки и попечительства:

– проводят работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми;

– дают заключение в суд об обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления (удочерения);

– осуществляют защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет;

– готовят материалы о назначении денежных средств на содержание подопечного (приемного) ребенка в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации;

– осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, патронатных воспитателей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения и трудоустройства подопечных;

– осуществляют подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, под опеку (попечительство) граждан, в приемную семью, усыновление, а при отсутствии такой возможности в воспитательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения;

– дают заключение о возможности раздельного проживания попечителя с подопечным;

– дают заключение о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);

– дают заключения и участвуют в заседаниях судов по делам, связанным с воспитанием детей и защитой их личных и имущественных прав;

– проводят обследование условий жизни ребенка, а также лица, претендующего на его воспитание, представляют заключение в суд по спорам, связанным с воспитанием детей, и др.

Опека или попечительство устанавливаются над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Над детьми, не достигшими 14-летнего возраста, устанавливается опека, над детьми в возрасте от 14 до 18 лет – попечительство.

Опекуна или попечителя назначает уполномоченный орган в сфере опеки, попечительства и патронажа (муниципалитетом) по месту нахождения ребенка соответствующим решением руководителя муниципалитета. Этот же орган контролирует осуществление опеки (попечительства) – условия проживания ребенка в семье, расходование назначаемых денежных средств в интересах ребенка. Обследование проводится дважды в год.

Опекунами (попечителями) могут быть только совершеннолетние дееспособные лица, которые:

– не лишались (не ограничивались) родительских прав;

– не отстранялись от обязанностей опекуна (попечителя);

– не имеют заболеваний, не позволяющих воспитывать ребенка (перечень заболеваний утвержден);

– имеют постоянное место жительства, отвечающее санитарным нормам.

При установлении опеки (попечительства) учитываются нравственные и иные личные качества кандидата в опекуны (попечители), его отношения с ребенком, согласие членов семьи кандидата в опекуны (попечители) и мнение самого ребенка.

Опекуны являются законными представителями своих подопечных и вправе выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия.

Одним из основных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. В отношении детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение права на воспитание в семье означает, что при выборе формы устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, в первую очередь предпринимаются попытки к устройству его именно в семью или, по крайней мере, в учреждение, в котором сохраняются основные черты и особенности семейного уклада.

Действующим федеральным законодательством предусмотрены следующие формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение), передача под опеку (попечительство), в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью, а при отсутствии такой возможности – в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (п. 1 ст. 123 СК РФ).

Государственные гарантии по социальной поддержке
детей, оставшимся без попечения родителей

Согласно ст. 71 Семейного кодекса РФ родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка.

Согласно ст. 80 Семейного кодекса РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. В случае если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке. Алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка — одной четверти, на двух детей – одной трети, на трех и более детей – половины заработка и (или) иного дохода родителей (ст. 81 Семейного кодекса РФ).

Размер этих долей может быть уменьшен или увеличен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Федеральный закон от 21.12.96 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Право на образование

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы, а также право на получение первого и второго начального профессионального образования также без взимания платы.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

Обучающиеся воспитанники государственных общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при выпуске обеспечиваются этим образовательным учреждением одеждой и обувью, а также единовременным денежным пособием.

Обучающимся в федеральных государственных образовательных учреждениях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50 процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также 100 процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

Выпускники государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 рублей. Пожеланию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на счет или счета, открытые на имя выпускника в банке или банках, при условии, что указанные денежные средства, включая капитализированные (причисленные) проценты на их сумму, застрахованы в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации и суммарный размер денежных средств, находящихся на счете или счетах в одном банке, не превышает предусмотренный Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» размер возмещения по вкладам.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся в федеральных государственных образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности – на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.

Право на медицинское обслуживание

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров. Кроме того, им могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.

Право на имущество и жилое помещение

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности на период службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения данным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме данных лиц достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделки, влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любые другие сделки, влекущие уменьшение имущества подопечного. Опекун, попечитель, их близкие родственники также не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна, попечителя или их близкими родственниками (п. п. 2, 3 ст. 37 ГК РФ).

Сделка по отчуждению имущества малолетнего без согласия органа опеки и попечительства является ничтожной. Однако в случае судебного разбирательства при наличии достаточных оснований суд вправе признать имущественные права ребенка нарушенными, а сделку недействительной даже в случае, если такое разрешение органа опеки и попечительства было получено.

Право на труд

Органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья.

Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработных детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе .

Работникам — детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях.

Судебная защита своих прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

За защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» на бесплатную юридическую помощь.

ПРАВА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Актуальна проблема защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В любом государстве и любом обществе всегда были, есть и будут дети-сироты и дети, которые по разным причинам остаются без попечения родителей. И в этом случае общество и государство берет на себя заботу по развитию и воспитанию таких детей.

Несмотря на принимаемые меры по улучшению устройства и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, число таких детей постоянно растет.

На сегодняшний день на решение проблем сиротства направлены ряд федеральных законов, указов Президента России и постановлений Правительства Российской Федерации. К их числу относятся: Семейный кодекс Российской Федерации; Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» и другие.

Закрепление прав детей во всех сферах их жизнедеятельности в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции Российской Федерации является основной целью в области правовой защиты детства. Правовая защита охватывает все сферы жизнедеятельности ребенка: воспитание, образование, медицинское обслуживание, трудовую занятость, социальное обеспечение и др.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы, а также право на получение первого и второго начального профессионального образования также без взимания платы , а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих родителей или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров. Кроме того, им могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные учреждения при наличии медицинских показаний, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности на период службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации ).

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» на бесплатную юридическую помощь в виде:

— правового консультирования в устной и письменной форме;

— составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

— представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Уважаемые граждане! 20 ноября с 11.00.до 17.00 в ОМВД России по Зарайскому району по адресу: ул. Мерецкова, д. 61 будет работать кабинет правовой помощи по вопросам правового информирования детей и родителей. Запись по телефону: 2-47-31.

подполковник внутренней службы В.Е. Плетнев

Статья 155.3 СК РФ. Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (действующая редакция)

1. Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на:

содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, защиту их прав и законных интересов;

причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты;

сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

2. Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладают также правами, предусмотренными статьями 55 — 57 настоящего Кодекса.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 155.3 СК РФ

1. В п. 1 комментируемой статьи перечислены права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот. По существу эти права совпадают с правами детей, находящихся под опекой или попечительством (см. комментарий к ст. 148 СК). Однако необходимо отметить, что при использовании именно этой формы устройства не упоминается право ребенка жить и воспитываться в семье.

2. Следует отметить, что дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот, имеют все права, которые имеют дети, воспитывающиеся в семье. В частности, это право ребенка на общение с родителями и другими родственниками (см. комментарий к ст. 55 СК РФ), право на защиту своих прав и законных интересов (см. комментарий к ст. 56 СК РФ), право выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (см. комментарий к ст. 57 СК РФ).

Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Одним из важнейших прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье, закрепленное в ст. 54 СК РФ. Оно включает в себя несколько составляющих и заключается в обеспечении ребенку со стороны государства возможности жить и воспитываться в семье, поскольку в ней он, прежде всего, получает физическое и духовное развитие, находит поддержку и понимание, именно семья выступает перед государством гарантом полного, всестороннего, комплексного осуществления прав ребенка. Поэтому к основным принципам регулирования семейных отношений СК РФ относит приоритет семейного воспитания детей. И если для всех детей защита и охрана данного права, гарантируемые государством, не имеют своей специфики, то в отношении рассматриваемой нами категории детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей) осуществление данного права на практике сталкивается со значительными сложностями, зачастую начиная с момента рождения ребенка.

Согласно ст. 124 СК РФ «усыновление или удочерение (далее — усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие». Закрепление прав детей во всех сферах их жизнедеятельности в соответствии с требованиями Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции Российской Федерации является основной целью в области правовой защиты детства. Правовая защита охватывает все сферы жизнедеятельности ребенка: воспитание, образование, медицинское обслуживание, трудовую занятость, социальное обеспечение и др.

По различным причинам многие дети становятся сиротами и лишаются родительского попечения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации вправе устанавливать новые формы устройства детей. Так, например, введена патронатная форма воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Опыт работы уполномоченных по правам ребенка на территории субъектов Российской Федерации показал, что проблема нарушения прав детей стоит достаточно остро. Таким образом, решение органов государственной власти субъектов Российской Федерации об учреждении на своей территории должности Уполномоченного по правам ребенка, как создание качественно новой формы правовой защиты детей, является целесообразным и актуальным.

В связи с этим, в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав, свобод и законных интересов детей, признания и соблюдения этих прав, свобод и законных интересов органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями, законодателями учреждены должности уполномоченных по правам ребенка.

Меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, предусмотрены Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в ред. от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ), в соответствии с которым сиротам предоставляются и обеспечиваются органами государственной власти следующие гарантии:

При получении образования

Для реализации права на образование гражданам, нуждающимся в социальной помощи, государство полностью или частично оплачивает расходы на их содержание в период обучения. Федеральные законы «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусматривают прием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов.

Лица данной категории зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими государственного или муниципального учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. Кроме того, им выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, а также выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии.

В области труда и занятости

Главной задачей государства в сфере труда и занятости выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является предоставление им равных возможностей в реализации права на труд и выбор профессии с помощью различных мероприятий, включая профессиональную подготовку, установление квот, стимулирование работодателей к приему этих граждан на работу, а также резервирование отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан. Значительная роль в решении данной задачи принадлежит законодательству о труде молодежи, содержащему дополнительные гарантии по охране труда, обеспечению занятости молодежи, в том числе и временной занятости путем привлечения молодых безработных граждан к выполнению общественных работ, имеющих социально полезную направленность

При медицинском обслуживании

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров за счет средств соответствующего бюджета. Кроме того, им предоставляются бесплатные путевки в школьные и студенческие спортивно — оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, в санаторно — курортные учреждения при наличии медицинских показаний, бесплатный проезд к месту отдыха, лечения и обратно.

В жилищной сфере

Одним из важнейших вопросов, с которым сталкиваются выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является вопрос обеспечения жилой площадью. Защита жилищных прав осуществляется в следующих направлениях: закрепление жилья, предоставление жилья и контроль за фактическим его использованием до наступления совершеннолетия выпускников, контроль при заключении сделок с жилыми помещениями, принадлежащих несовершеннолетним выпускникам.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. А лица, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Права детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей статья

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Полезная литература ›
  • Постатейный комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации ›
  • ФОРМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ›
  • Глава 22. УСТРОЙСТВО ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, В ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ›
  • Статья 155.3. Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья 155.3. Права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на:

содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, уважение их человеческого достоинства, защиту их прав и законных интересов;

причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и иные социальные выплаты;

сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

2. Дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладают также правами, предусмотренными статьями 55–57 настоящего Кодекса.

1. Пункт 1 настоящей статьи определяет права детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Их права в целом совпадают с правами детей, находящихся под опекой (попечительством).

Особое значение для такой категории детей имеет право на содержание, воспитание, образование, всестороннее развитие, а также право на уважение их человеческого достоинства и обеспечение их интересов.

Содержание и обучение детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), в воспитательной организации осуществляются на основе полного государственного обеспечения.

Под полным государственным обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понимается предоставление им за время пребывания в соответствующем государственной или муниципальной организации бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды и обуви, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания (постановление Правительства РФ «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Процесс обучения и воспитания в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, строится в соответствии с учебным планом, разрабатываемым организацией самостоятельно с учетом индивидуальных особенностей воспитанников. Режим дня, обеспечивающий научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха, составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в организации. В образовательной организации могут открываться специальные (коррекционные) группы (классы) для детей с отклонениями в развитии. Определение детей в эти группы (классы) осуществляется только на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий.

Трудовое воспитание воспитанников (также на принципе добровольности) может осуществляться в учебных мастерских, подсобных хозяйствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях с использованием различных форм самодеятельных объединений воспитанников.

В целях гармоничного воспитания и для развития своих творческих способностей воспитанники могут посещать клубы, секции, кружки, студии, объединения по интересам, действующие при общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей, при иных учреждениях и организациях, а также участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и массовых мероприятиях. Дети дошкольного возраста могут посещать дошкольные образовательные учреждения на условиях взаимных расчетов между дошкольной образовательной организацией и воспитательной организацией.

Воспитанники имеют право на бесплатное медицинское обслуживание. Медицинское обслуживание воспитанников включает: наблюдение медицинскими работниками за состоянием здоровья, физическим и нервно-психическим развитием воспитанников, оказание им медицинской помощи.

За детьми, оставшимися без попечения родителей и находящимися в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как и за детьми, которым назначен опекун (попечитель), сохраняется право на причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты. Алименты, взыскиваемые с родителей на детей, зачисляются на счета воспитательных организаций, где учитываются отдельно по каждому ребенку. Учреждения вправе помещать эти суммы в банки (п. 2 ст. 84 СК РФ). При оставлении ребенком учреждения сумма полученных на него алиментов и 50% дохода от их обращения зачисляются на счет, открытый на имя ребенка в отделении Сберегательного банка РФ.

Воспитаннику может причитаться трудовая пенсия по случаю потери кормильца или социальная пенсия в связи со смертью кормильца, размер которой определяется законом. Если право на пенсию, пособие, иные социальные выплаты у несовершеннолетнего подопечного возникло в период пребывания в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (или до устройства ребенка в организацию пенсия и пособие не были еще назначены), администрация организации оформляет необходимые документы для их назначения.

Право детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на сохранение за ними права собственности на принадлежащее им жилое помещение или права пользования жилым помещением полностью соответствует по своему содержанию аналогичному праву детей, находящихся под опекой или попечительством. Причем данное право закрепляется за детьми не только на время нахождения в указной организации, но и в последующем – на весь период пребывания в учреждениях всех видов профессионального образования, на период военной службы в рядах Вооруженных Сил РФ, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении (предоставленном гражданам по договору социального найма до 1 марта 2005 г.) остались проживать исключительно несовершеннолетние дети, руководители организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в течение трех месяцев обязаны оформить договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

По окончании пребывания в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью по договору социального найма не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав на жилое помещение детей, оставшихся без попечения родителей, могут устанавливаться законодательством субъектов РФ.

Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» особо оговорено право детей-инвалидов, являющихся сиротами или лишенных попечения родителей и проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, на обеспечение жилыми помещениями вне очереди по достижении совершеннолетия (если индивидуальная программа реабилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни). Обязанность по обеспечению жильем возложена (по выбору детей-инвалидов) на органы местного самоуправления по месту нахождения данных учреждений либо по месту их прежнего жительства.

Законодательством РФ предусмотрен ряд льгот и преимуществ для детей, оставшихся без попечения родителей, которые распространяются на них и после достижения совершеннолетия. Данные льготы имеют прямое отношение и к выпускникам воспитательных учреждений. В основном эти льготы касаются поступления и обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Так, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, зачисляются на курсы по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания с них платы за обучение. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе получить первое и второе начальное профессиональное образование без взимания платы. Размер и порядок возмещения расходов курсов по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также расходов образовательных учреждений начального профессионального образования на их обучение устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ. При желании продолжить образование после окончания воспитательных учреждений выпускникам (детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) предоставляются льготы в виде внеконкурсного приема (при условии успешной сдачи экзаменов) в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Дети-сироты мужского пола могут быть также зачислены без экзаменов (по результатам собеседования и медицинского освидетельствования) в Суворовское военное, Нахимовское военно-морское училища, военно-музыкальное училище либо военные оркестры.

Во время обучения во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования выпускники воспитательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими образовательного учреждения.

2. В соответствии с п. 2 комментируемой статьи дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обладают также правом: на общение с родителями и другими родственниками (ст.55 СК); на защиту своих прав и интересов, в частности, путем самостоятельного обращения в орган опеки и попечительства (ст.56 СК), а по достижении возраста четырнадцати лет – в суд; на выражение собственного мнения (ст. 57 СК РФ).

Популярное:

  • Военный комиссариат по железнодорожному району рязань Военный Комиссариат Московского и Железнодорожного Округов Г.Рязань Рязанской области информация актуальна на 11.10.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников […]
  • Курсовая мера пресечения домашний арест Домашний арест как мера пресечения Дипломная работа Выполнена в 2017 году, 72 стр., 65 сносок в тексте СОДЕРЖАНИЕ 1. Общая характеристика домашнего ареста как меры пресечения 6 1.1. […]
  • Закон о некоммерческих организациях статья 32 Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 N 7-ФЗ ст 1 (ред. от 29.07.2018) Статья 1. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона 1. […]
  • Коллективный договор для школы художественной Руководитель организации Иванова Юлия Валерьевна Председатель совета трудового коллектива Арабок Людмила Николаевна Принят на собрании трудового коллектива «______» _______________ 20__ […]
  • Купить земельный участок пмж в калужской области Купить дом земельный участок в боровском районе Купить дом земельный участок в боровском районе Площадь: 189 кв. м. Цена: 22502155 руб. База предложений о продаже домов в Боровском районе […]
  • Статьи в ук рф о терроризме Статья 205. Террористический акт Информация об изменениях: Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 153-ФЗ в наименование статьи 205 внесены изменения О некоторых вопросах судебной […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.