Права граждан на благоприятную окружающую среду гарантируются

10.Право граждан на благоприятную окружающую среду и иные экологические права граждан.

Право на благоприятную окружающую среду — одно из основных естественных прав человека. Это право, как и право на жизнь, признанное ст. 20 Конституции России, — право, данное самой природой. Право каждого на благоприятную окружающую среду впервые в России, а точнее — в СССР, было закреплено в Декларации прав и свобод человека, принятой в 1991 г. Съездом народных депутатов СССР. А позднее — в Конституции 1993 г.

Под экологическими правами человека понимаются признан­ные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой.

По уровню правового регулирования эти права подразделяются на основные и иные права в области окружающей среды.

Основные права часто называются конституционными и фундаментальными. В Российской Федерации они закреплены Консти­туцией, а также международно-правовыми документами по правам человека, которые в соответствии со ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы России. К междуна­родным документам относятся, в частности, Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейская социальная хартия (1961 г.).

Так, основными конституционными являются право частной собственности на землю (ст. 36), право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42). Прямое отношение к рассматриваемой разновидности прав имеет право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37), а также право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41) и др. Перечень прав дается в гл. 2 Конституции РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 17 Конституции РФ основные экологические права относятся к категории неотчуждаемых, естественных прав человека. Квалифицируя их как неотчуждаемые, Конститу­ция подчеркивает невозможность и недопустимость лишения чело­века таких прав. Они являются правами субъективными и естест­венными, поскольку природа наделяет ими человека в момент рождения.

К категории иных экологических прав человека относятся права в области природопользования и охраны окружающей среды, установленные в законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и ее субъектов. Примерами разно­видности таких прав являются право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, право граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, на ра­диационную безопасность, право граждан на пребывание в лесах и др.

Выделение в предлагаемой классификации категории «иные экологических прав» вовсе не означает, что они юридически менее значимы, чем основные. Эти права также подлежат государственному обеспечению и защите.

Наряду с представленной выше классификацией, экологичес­кие права могут быть подразделены также по видам регулируемых ими интересов или сторон деятельности.

Как в Российской Конституции, так и в Международных пактах по правам человека выделяются гражданские (личные) права; политические права; культурные права; социальные и экономические права. Очевидно, что как самостоятельные по содержанию экологические права, так и юридически значимые экологические интересы граждан проявляются в большей или меньшей степени в каждом из названных видов прав.

Так, гражданские (личные) права определяют защищенность человека, его здоровья и имущества от какого-либо незаконного вмешательства (к примеру, от вредного воздействия окружающей среды).

Политические права граждан выражают возможности индиви­да на участие в осуществлении государственной власти (посредст­вом проведения референдума по вопросам охраны окружающей среды, участия в процессе подготовки и принятия экологически значимых решений и др.), установления контроля за властью (путем судебного обжалования решений и действий государствен­ных органов и должностных лиц, а также их бездействия, наруша­ющих экологические права граждан).

Культурные права позволяют обеспечивать рост уровня эколо­гической культуры человека.

Социальные и экономические права призваны обеспечить чело­веку достойный жизненный уровень с учетом экологических ха­рактеристик, право на труд в экологически безопасных условиях, защиту здоровья от вредного воздействия загрязненной окружаю­щей среды, право на экологическое образование.

С учетом важности экологических интересов для человека, общества и государства, уровня развития экологических прав человека они должны быть выделены в качестве самостоятельной раз­новидности прав.

Глава 2. ПРАВО ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

В результате изучения главы бакалавр должен:

знать основные этапы формирования экологических прав человека и гражданина в международном и российском праве; содержание основных экологических прав и обязанностей граждан и их объединений; судебную практику по экологическим делам;

уметь правильно толковать нормы экологического права; эффективно применять правовые нормы, регламентирующие экологические права и обязанности граждан;

владеть навыками по составлению документов по защите экологических прав граждан в органы государственной власти, местного самоуправления, общественные и иные экологические некоммерческие организации.

2.1. Право человека на благоприятную окружающую среду

Право человека на благоприятную окружающую среду формировалось в международном праве в течение нескольких десятилетий. В научной литературе выделяется несколько этапов данного процесса [1] .

Па первом этапе (1948–1972) в Уставе ООП (принят в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 г.), Всеобщей декларации прав человека и гражданина (принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООП), Международных пактах о правах человека (приняты 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496 пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) и т.д. не упоминается «право на благоприятную окружающую среду», однако отмечается связь между качеством «условий жизни» и качеством окружающей среды, а также указывается наличие такого «жизненного уровня», который необходим человеку для достойного существования. В других международных документах этого периода основное внимание уделялось защите отдельных категорий субъектов от некоторых видов вредного воздействия.

Второй этап (1972–1992) обусловлен решениями Конференции ООН по окружающей человека среде, прошедшей в июне 1972 г. в г. Стокгольме. На конференции были приняты Декларация по окружающей среде, Декларация принципов и План мероприятий, объединение в единый документ, получивший название «Стокгольмская декларация». В Декларации принципов впервые в международном праве было сформулировано понятие права человека на благоприятную окружающую среду.

После Стокгольмской конференции 1972 г. начинается неизвестный ранее в международном праве процесс его постепенной экологизации.

Это проявляется в упоминании о необходимости защиты окружающей среды даже в узкоспециализированных документах в области прав человека, которые посвящены совершенно другим вопросам. Например, п. 9 Всеобщей декларации о ликвидации голода и недоедания (принята 16 декабря 1974 г. Всеобщей продовольственной конференцией) предписывал, что для обеспечения соответствующего сохранения природных ресурсов, которые используются или могут быть использованы для производства продовольствия, все страны должны сотрудничать, чтобы облегчить охрану окружающей среды, включая морскую окружающую среду.

В этот же период Генеральная Ассамблея ООН одобряет Всемирную хартию природы (принята 28 октября 1982 г. Резолюцией 37/7 на 48 пленарном заседании 37 сессии Генеральной Ассамблеи ООН), определяющую ряд важнейших направлений международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, в том числе меры но сохранению генетического разнообразия; рационального использования природных ресурсов; защиты природы от последствий военных действий.

С середины 1970-х гг. международное сотрудничество в области экологических прав человека, наряду с ООН, переходит и на уровень континентальных правозащитных систем.

Особо следует выделить деятельность СБСЕ (сейчас ОБСЕ) и, в частности, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (подписан в Хельсинки 1 августа 1975 г.). В этом документе отмечалась невозможность обеспечения качества окружающей среды только на внутригосударственном уровне, поэтому была предложена система мер gо решению этой проблемы в мировом масштабе. Так, отмечалась необходимость принятия мер по борьбе с загрязнением воздуха, вод и земель, концентрации усилий по дальнейшему развитию заповедного дела, улучшению состояния окружающей среды в населенных пунктах, проведению научных исследований, мониторинга и оценки изменений в окружающей среде, а также правовому сотрудничеству. Эти рекомендации оказали влияние на последующие международные акты и были отражены в Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (Женева, 13 ноября 1979 г.).

На Венской встрече представителей государств участников СБСЕ, прошедшей в период с ноября 1986 г. по январь 1989 г., были рассмотрены ряд вопросов экологического характера и даны рекомендации в области сокращения выбросов серы, сероводорода, других загрязнителей, разработки новых методов захоронения отходов вместо затопления их в море, исследований явлений глобального потепления климата, охраны озонового слоя и т.д. Для реализации этих целей предполагалось усиление международного сотрудничества и обмен экологической информацией.

Третий этап (1992–2002) связан с реализацией решений Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро.

Благоприятное качество окружающей среды начинает рассматриваться как элемент устойчивого развития общества. Принцип устойчивого развития, исходя из материалов конференции, означает обязанность государства сохранять все экосистемы и экологические процессы, которые жизненно необходимы для функционирования биосферы, сохранять биологическое разнообразие и соблюдать принцип оптимальной устойчивости при эксплуатации биологических ресурсов и живых экосистем. Другими словами, устойчивое развитие – это стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы и обеспечивающее непрерывный прогресс общества.

В принятой на конференции Декларации Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию отмечался ряд новых элементов права человека на благоприятную окружающую среду, в том числе право человека требовать ограничения и ликвидации нежизнеспособных моделей производства и потребления; право человека на доступ к международной информации о состоянии окружающей среды, которая имеется в распоряжении различных государств; право человека участвовать в решении международных проблем, касающихся окружающей среды; право человека на эффективные судебные и административные процедуры, включая возмещение причиненного ущерба; право человека участвовать в принятии решений, влияющих на состояние биосферы Земли и т.д.

В 1998 г. принимается Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхус, 25 июня 1998 г.), до сих пор и не ратифицирована Российской Федерацией. Конвенция понимает под правом человека на благоприятную (здоровую) окружающую среду «право жить в окружающей среде, благоприятной для его здоровья и благосостояния». Наряду с устранением негативного воздействия на здоровье человека, Конвенция выделяет и такой критерий качества окружающей среды, как «благоприятность для благосостояния человека», однако содержание последнего в Конвенции не раскрывается. Кроме того, в Конвенции впервые упоминаются в качестве субъекта права на благоприятную (здоровую) окружающую среду не только люди нынешнего, но и будущих поколений.

В соответствии со ст. 1 Конвенции, средством обеспечения и защиты права на благоприятную (здоровую) окружающую среду являются другие экологические права – право на участие общественности в процессе принятия решений; право на доступ к информации и право на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

Четвертый этап формирования экологических прав человека (2002–2012) связан с решениями Всемирного саммита по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2002 г.

Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию уделяет основной внимание проблемам искоренения нищеты, изменению моделей производства и потребления, а также охране и рациональному использованию природных ресурсов как главным целям и потребностям обеспечения устойчивого развития, рассматриваемым в Декларации в контексте мировых процессов глобализации. В решениях конференции подчеркивается различие возможностей развития для развитых и развивающихся стран, предлагаются меры по обеспечению устойчивого развития стран Африки, Латинской Америки и ряда иных регионов. Примечательно, что в н. 169 Плана выполнения решений всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию подчеркивается необходимость дальнейшего изучения вопроса о связи между окружающей средой и правами человека, включая право на развитие.

На конференции рассматривался ряд других важных экологических вопросов, связанных с поэтапным уменьшением количества людей, не имеющих доступа к чистой питьевой воде; восстановлению рыбных ресурсов Мирового океана; изменению отношения бизнеса к проблемам обеспечения устойчивого развития; сокращением производства вредных для здоровья химических веществ; обоснованием роли энергетики в устойчивом развитии и т.д. На конференции также было высказано предложение о необходимости дальнейшего развития «экологического правосудия» (environmental justice).

Пятый этап (с июня 2012 г. по настоящее время) связан с решениями Конференции ООН по окружающей среде и развитию «Рио+20», которая состоялась 20–22 июня 2012 г. в Рио-де-Жанейро. Основное внимание на конференции уделялось обсуждению вопросов искоренения нищеты и мерам по обеспечению устойчивого развития. Одним из главных способов достижения этих целей было признано формирование «зеленой экономики».

Построение в странах мира «зеленой» экономики означает обеспечение рационального использования природных ресурсов с наименьшими потерями для окружающей среды, повышение эффективности их использования и сокращение объема отходов производства и потребления.

Кроме того, были высказаны следующие рекомендации:

– расширение международного сотрудничества в области климата;

– принятие мер по охране лесов и биологического разнообразия;

– борьба с опустыниванием, деградацией земель и засухой;

– меры по охране экологически уязвимых горных экосистем;

– меры защиты окружающей среды и здоровья человека от воздействия химических веществ и отходов производства и потребления. В части отходов рекомендовано использовать следующие принципы: сокращение объема; повторное использование и переработка отходов;

– создание рациональных моделей производства и потребления (в том числе постепенный отказ от использования ископаемых видов топлива);

– дальнейшее сотрудничество в области разработки и передачи развивающимся странам экологически безопасных технологий.

Рассмотрение международного сотрудничества в области защиты экологических прав человека позволяет сформулировать следующее определение.

Право человека па благоприятную окружающую среду – это возможность для каждого человека, народов и всего человечества жить при таком состоянии биосферы Земли, которое обеспечивает максимальный уровень физического и психического здоровья, а также использовать систему средств, устраняющих глобальные угрозы биосфере, вызванные человеческой жизнедеятельностью.

  • [1] См.: Фокин Л. В. Экологические права и обязанности человека и гражданина (теоретико-правовой аспект): автореф. дис. . канд. юрид. наук. Волгоград, 2006. С. 12–13.

Права граждан на благоприятную окружающую среду гарантируются

Раздел V. ПРАВО

Теоретический материал (экспресс-курс)

Тема 12. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты

Благоприятная окружающая природная среда — это состояние окружающей природной среды, которая не оказывает негативного воздействия на здоровье и жизнедеятельность человека, животных, растений и других живых организмов.

Основные экологические1 права граждан и иных физических лиц (по Конституции РФ, ст. 42)

Право на благоприятную окружающую среду

Является естественным правом человека, т. е. принадлежащим ему от рождения.

Реализация права связана:

• с финансовыми, материальными, организационными и иными возможностями органов власти

• с собственными определёнными усилиями человека (участие в природоохранных мероприятиях и др.)

Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды

Реализация права связана:

• с обращениями, запросами граждан к уполномоченному органу власти

• с обязанностью государственных органов по охране окружающей среды ежегодно готовить доклад о состоянии окружающей среды в субъектах РФ и на базе его — федеральный доклад, который затем обнародуется

• с обязанностью уполномоченного органа власти доводить до населения информацию о реальной угрозе жизни и здоровью населения в каждом конкретном случае

Право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением

Возникает при наличии установленной экспертными исследованиями и подтверждённой в заключении причинно-следственной связи между экологическим правонарушением и причинением ущерба.

Экологическое правонарушение — виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное

Право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением

законодательство и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека.

Закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002 г.) устанавливает несколько видов юридической ответственности за экологические преступления: дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную. Возмещение причинённого ущерба физическому лицу или его имуществу осуществляется посредством направления в суд соответствующего искового заявления

Способы (механизмы) защиты права на благоприятную окружающую среду

Несудебные способы, используемые гражданами:

— Непосредственное участие в общественных объединениях, фондах и иных некоммерческих организациях, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды.

— Обращение в органы государственной власти РФ, её субъектов, органы местного самоуправления, в иные организации и к должностным лицам:

• в целях получения своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, мерах по её охране;

• с жалобами, заявлениями, предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на неё.

— Активное участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству РФ акциях.

— Выдвижение предложений о проведении общественной экологической экспертизы и участие в её проведении в установленном порядке.

— Оказание содействия органам государственной власти РФ, её субъектов, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды.

— Обращение в правоохранительные органы по фактам совершения уголовно наказуемых деяний экологического характера, а также обжалование действия (бездействия) органов власти и их должностных лиц в вышестоящие органы и должностным лицам, а также в органы прокуратуры.

Судебные способы, используемые гражданами:

— Обращение граждан в суды общей юрисдикции. Нарушенные экологические права восстанавливаются путём вынесения решения, например:

• в возмещении вреда, причинённого здоровью или имуществу физического лица экологическим правонарушением или стихийным бедствием;

• об обязании уполномоченного органа власти представить гражданину запрошенную информацию о состоянии окружающей среды;

• об отмене решения органа власти о запрете на проведение митингов и иных массовых мероприятий экологического характера;

• об отмене решения органа местного самоуправления об отказе в регистрации заявления о проведении общественной экологической экспертизы и др.

— Обращение граждан в арбитражный суд, если имеют место следующие факты, например:

• отказ специально уполномоченного органа в выдаче лицензии на природопользование;

• нарушение одной из сторон договора, например, страховщиком по договору об экологическом страховании, своих обязанностей;

• принятие органом государственной власти решения, ограничивающего конкуренцию в сфере природопользования, например, о недопущении гражданина- предпринимателя к участию в конкурсе на освоение участка недр.

Экономические способы, используемые государством:

— Планирование и финансирование природоохранных мероприятий.

— Установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов.

Поскольку человек не может не воздействовать на окружающую среду — не забирать воду, не выбрасывать загрязняющие вещества, не извлекать минеральных ресурсов и т. д., установлены научно обоснованные пределы (нормы) такого воздействия. С этой целью вводится экологическое нормирование — закреплённые в нормативных правовых документах экологические критерии (нормативы) предельно допустимого химического, физического и биологического воздействия на окружающую среду.

Нормативы качества — это нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ и предельно допустимых уровней вредных физических воздействий.

Нормативы устанавливают пределы допустимых выбросов и сбросов вредных веществ для различных источников воздействия на окружающую среду.

— Установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду; размещение отходов и другие виды вредного воздействия.

— Предоставление юридическим и физическим лицам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий, нетрадиционных видов энергии.

— Возмещение вреда, причинённого окружающей природной среде и здоровью человека.

Защита права на благоприятную окружающую среду станет эффективной, если граждане будут выполнять свои экологические обязанности.

1 Экология (от гр. oikos — дом, жилище, родина, logos — понятие, учение) — наука, изучающая взаимоотношения организма с окружающей средой.

Экологическое право

Экологическое право представляет собой отрасль юриспруденции, содержащую в себе правовые предписания, регулирующие следующие виды деятельности:

— создание единого природоохранного экологического законодательства;

— использование человеком окружающей среды и природных ресурсов;

— охрана окружающей среды от разрушительного антропогенного и технологического вмешательства;

— установление видов ответственности за нарушение экологического законодательства, правил и норм природопользования;

— другие виды деятельности, имеющие отношение к человеческому взаимодействию с окружающей средой.

Особенности экологического права

Экологическое право имеет сейчас уникальную возможность стать высокоразвитым правовой отрасль, исполнению норм которой будет уделяться большой общественный вес.

В связи с возрастанием количества правонарушений в сфере экологии, касающихся не только разрушения самих природных комплексов, но и нарушением права каждого гражданина на благоприятную экологическую среду и утаивания информации про реальное положение дел по охране значимых природных объектов, каждый гражданин должен иметь четкое представление о следующих вопросах:

— какие законы Российской Федерации регулируют основы природопользования в России;

— что можно, а что нельзя делать на лоне природы, что означает понятие «экологическое преступление», а именно какие действия образуют состав экологических преступлений;

— что входит в совокупность экологических прав человека и гражданина;

— какие способы предусмотрены законом для восстановления нарушенных экологических прав человека и гражданина

Право граждан на благоприятную окружающую среду

Право граждан на благоприятную окружающую среду означает предусмотренную законом возможность каждого гражданина наслаждаться чистыми и незагрязненными природными ресурсами: водоемами, лесами, почвой, полями, и другими природными комплексами и одновременно с этим предусмотренную законом обязанность государства обеспечить эффективные условия для сохранения окружающей среды, чтобы права граждан на благоприятную окружающую среду не ущемлялись.

В настоящее время право граждан на благоприятную окружающую среду всячески ущемляется. В Уголовном Кодексе Российской Федерации предусмотрены целые составы экологических преступлений — то есть подробно описаны те действия/бездействия, совершенные в отношении природных ресурсов и животного мира, которые запрещены на территории РФ и являются противозаконными.

Вот некоторые из составов преступлений:

— нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (статья 247 УК РФ);

— незаконная добыча водных животных и растений (статья 256 УК РФ);

— незаконная охота (ст. 258 УК РФ);

— незаконная порубка леса (ст. 260 УК РФ);

— Уничтожение популяций организмов, занесенных в Красную Книгу РФ (ст. 259 УК РФ).

Способы защиты экологически прав

Чаще всего, граждане сами не в силах остановить тот или иной произвол со стороны государственных органов, совершающийся в ущерб окружающей среде.

Государственные органы и должностные лица могут бездействовать, когда нужно проявить властные полномочия и запретить, например, незаконную вырубку леса вблизи озера (чтобы оно не обмелело) или наоборот, могут санкционировать охоту обеспеченных людей в опасных для природы количествах и заповедных местах.

Но сознательным людям, для которых сохранение природного наследия- это вопрос активной жизненной позиции, следует помнить ,ч то на основании двух Федеральных законов «Об охране окружающей среды» и «Об обжаловании в суд решений и действий, нарушающих права и свободы граждан» граждане имеют право обратиться с исковым заявлением в судебные инстанции и отстоять свое право на чистую и сохраненную окружающую среду.

Статистика судебных дел по данному вопросу говорит о том, что не все потеряно — граждане выигрывают и отстаивают свое право на здоровую экологию!

Права граждан на благоприятную окружающую среду гарантируются

Право на благоприятную окружающую среду

Права населения на благоприятную окружающую среду являются самыми важными экологическими правами каждого человека. Они закреплены в статье 42 Конституции Российской Федерации и конкретизированы в статье 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Согласно п. 1 ст. 11 ФЗ, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Как оценивает Всемирная организация здравоохранения, состояние здоровья людей на треть зависит от условий среды его жизнедеятельности. Исходя из этого, стремясь благополучной реализации и достойной защиты прав на благоприятную окружающую среду, государство таким образом гарантирует и основополагающее право человека на жизнь. В соответствии со 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» благоприятной окружающей средой является такая окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

В учебной литературе высказываются мнения, что закрепленной в законодательстве определение понятия благоприятной окружающей среды является неполным, так как не содержит правовых критериев благоприятного состояния среды.

Михаил Михайлович Бринчук дает следующее понятие благоприятной окружающей среде: такое состояние окружающей среды, соответствующее критериям, стандартам и нормам, которые установлены в экологическом законодательстве касающихся чистоты, ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства окружающей среды.

Борис Васильевич Ерофеев определяет благоприятную окружающую среду как среду, нормативы которой имеют соответствие с установленными законом стандартами, обеспечивающими охрану жизни и здоровья человека, растительного и животного мира, сохранение генетического фонда.

Благоприятная окружающая среда в широком смысле это такое состояние среды жизнедеятельности людей, соответствующее нормам, которые касаются ее чистоты, ресурсоемкости, экологической устойчивости, видового разнообразия, способности удовлетворять потребности граждан в отдыхе, туризме, лечении, а также включать в себя эталонные участки природы, не тронутой человеческой деятельностью.

Также право на благоприятную окружающую среду закреплено в санитарном законодательстве Российской Федерации. В соответствии со статьями 1, 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения «от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ благоприятная среда обитания людей это такое состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека. В разделе 3 данного закона закреплены гарантии обеспечения благоприятной среды обитания человека.

Презентация на тему Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты

Презентацию на тему Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Обществознание. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 10 слайдов.

Слайды презентации

Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты

(Презентация вопросов раздела «Право» Кодификатора по обществознанию 2011 год (подготовка к ЕГЭ) Составила: М.П. Офёркина, учитель истории и обществознания МОУ «Лицей №18» г. Новочебоксарска Чувашской Республики

1.Общая характеристика экологического права

Экологическое право — в РФ — комплексная отрасль права; совокупность юридических норм, регулирующих отношения (предмет регулирования) в области охраны и рационального использования (цель) природных ресурсов.

Субъекты экологического права – это лица, которые обладают правами и обязанностями, предусмотренными экологическим законодательством: граждане, юридические лица, муниципальные образования, государство.

Объекты экологического права Окружающая среда (главный объект экологического права) – совокупность компонентов природной среды: природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Природный объект – естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Природно-антропогенный объект – природный объект, изменённый в результате воздействия человека, или же объект. Созданный человеком, но обладающий свойствами природного (сады, лесополосы). Антропогенный объект – это объект, созданный человеком и не обладающий свойствами природных объектов (здания, дороги, инженерные сети).

Источники экологического права: Конституция РФ (статьи 42, 58); Федеральный закон «Об охране окружающей среды», указы Президента РФ, постановления Правительства РФ. Принципы экологического права: 1) соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; 2) обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; 3) независимость контроля в области охраны окружающей среды; 4) соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды; 5) участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду

2. Экологические права граждан

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (Конституция РФ, статья 42).

Благоприятная окружающая среда – среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Экологические нормирование – закреплённые в правовых документах экологические критерии (нормативы) предельно допустимого воздействия на среду. Экологические нормативы (Закон «Об охране окружающей среды», глава 5): 1) нормативы качества (нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ и предельно допустимых уровней вредных физических воздействий); 2) нормативы предельно допустимого вредного воздействия на состояние окружающей среды (ПДВ) (предельно допустимые нормативы выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов для различных источников воздействия на окружающую среду); 3) нормативы допустимого изъятия природных ресурсов (ископаемых, водных земельных, лесных, животного мира и т.д.).

3. Способы защиты экологических прав: 1) создание общественных объединений; 2) обращение в органы власти с жалобами, заявлениями и предложениями; 3) участие в собраниях, митингах по охране окружающей среды; 4) судебный иск о возмещении вреда окружающей среде. 4. Экологические обязанности Конституция РФ (ст. 58): «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

5. Экологические правонарушения Экологическое правонарушение – общественно опасное вредное виновное деяние (действие=незаконная порубка леса или бездействие=невыполнение правил охраны недр), нарушающее нормы экологического законодательства об охране окружающей среды. Разница между экологическим проступком и преступлением определяется степенью вреда, нанесённого окружающей среде и здоровью людей.

6. Эколого-правовая ответственность Закон «Об охране окружающей среды» (статья 75): 1) имущественная (гражданско-правовая ответственность) (ст. 15, гл. 59 ГК РФ). 2) дисциплинарная (гл. 39 ТК РФ); 3) административная (ст. 8.38 КоАП РФ); 4) уголовная (гл.26 УК РФ) = за незаконную добычу рыбы – штрафы (например, за незаконную добычу рыбы: от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда), либо исправительные работы (сроком до 2 лет), либо арест (от 4 до 6 лет)- ст. 256)

Статья 8.38. Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов [Кодекс РФ об административных правонарушениях, статья 8.38] Производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины или других лесных ресурсов, осуществление взрывных или иных работ, а равно эксплуатация водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если хотя бы одно из этих действий может повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Популярное:

  • Адвокат клигман александр викторович Клигман, Александр Викторович Александр Викторович Клигман ( 4 ноября 1950 ( 19501104 ) , Москва — 20 декабря 2001, Москва) — адвокат, кандидат юридических наук, автор публикаций по […]
  • Закон об оружии классификация Статья 2 Закона об оружии. Виды оружия (действующая редакция) Статья 2. Виды оружия Оружие в зависимости от целей его использования соответствующими субъектами, а также по основным […]
  • Место жительства по гпк Комментарии к СТ 28 ГПК РФ Статья 28 ГПК РФ. Статья 28 ГПК РФ. Предъявление иска по месту жительства или месту нахождения ответчика Комментарий к статье 28 ГПК РФ: 1. Основное правило […]
  • Омский военный комиссариат вакансии Информационный портал Matsuka23 Наименование:ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ Адрес: 644099, г. Омск, Партизанская ул., 14 Телефон: +7 (3812) 23 82 52 Наименование: ОБЛАСТНОЙ СБОРНЫЙ […]
  • Нужно ли заключить договор на роды Полезная информация Договор на платные роды — это договор между беременной женщиной и роддомом. Сторону беременной женщины может представлять её муж, родственник или любой другой […]
  • Возражение на иск по срокам Возражение на иск о разделе имущества денежную компенсацию в сумме 47819 рублей, 1\2 от 12\35 доли домовладения и земельном участке площадью 0,07 га, находящихся по адресу Аннинский район, […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.