Правовые гарантии прав и свобод граждан Обращения граждан

Гарантии осуществления прав и свобод граждан, роль омбудсменов в защите прав человека

Значение конституционных гарантий.

Права, как бы широко они не были декларированы, не представляют реальной ценности без гарантий их реализации. Людям, населяющих огромную территорию постсоветского пространства, это утверждение особенно понятно и близко. «Большая Сталинская Конституция», которая провозглашала широкие права за всю историю человечества, на самом деле была самой фикцией в мире, потому что трудно найти государство, где права человека попирались бы цинично и жестоко, чем в стране «развитого социализма».

Конституционные гарантии реальны лишь тогда, когда надежно подкреплены механизмом их реализации. Механизмом гарантий прав человека и гражданина можно считать систему правовых средств, определенных конституцией — это государственные правоохранительные органы, судебная система, общественные организации по защите прав человека и гражданина и тому подобное.

Право на защиту — это прежде всего материальное субъективное право правоохранительного характера, которое возникло в момент нарушения субъективного права потерпевшего и следует из конституции.

Юридический механизм защиты человеком своих прав — это активный связь носителя прав на защиту и правоохранительного органа, обязанного защитить эти права.

Виды конституционных гарантий прав и свобод.

Система гарантий прав и свобод человека предусматривает создание условий экономического, политического организационного и правового характера, а также способов и методов, обеспечивающих реальный фактический защиту этих прав. Указанная система имеет сложную структуру.

Во-первых, это общие гарантии, охватывающих всю совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на практическое осуществление прав и свобод граждан, на устранение возможных причин и препятствий на пути осуществления гражданами своих прав и свобод.

Во-вторых, это специальные юридические гарантии, правовые средства и способы, с помощью которых реализуются, защищаются права и свободы граждан, устраняются нарушения прав и свобод, восстанавливаются нарушенные права.

Общие гарантии прав и свобод подразделяются (классифицируются) на:

Экономические гарантии конституционных прав и свобод заключаются в способе производства, экономическом устройстве общества, которые обеспечивают неуклонный рост производительных сил на основе всех форм собственности. Согласно выбранной модели развития это социально ориентированная рыночная экономика. Создавая высокий материальный достаток, она тем самым обеспечивает экономическую независимость личности в обществе. Экономическая свобода граждан и их объединений заключается в реальной возможности выбирать формы предпринимательской деятельности и беспрепятственно такую осуществлять.

Политические гарантии — это политическая система государства, главного организатора системы осуществления и защиты прав человека, власти народа, осуществляемой непосредственно и через органы государственной власти и местного самоуправления. Политические гарантии обеспечиваются правом граждан на свободу объединений в политические партии и общественные организации для осуществления и защиты своих прав и свобод, а также правом граждан на участие в управлении государственными делами, в референдумах. Избирательное право предусматривает свободно избирать и быть избранным в органы государственной власти и органов местного самоуправления. Среди политических гарантий является возможность обращаться за защитой своих прав к уполномоченному парламента и в международные правозащитные организации.

Организационные гарантии — это систематическая организаторская деятельность государства и всех его органов, должностных лиц, общественных организаций, направленная на создание благоприятных условий для реального пользования гражданами своими правами и свободами. К таким гарантиям следует отнести наличие четкой системы взаимосвязи человек — государство. Он проявляется в хорошо отлаженном механизме проверки жалоб граждан и быстрого реагирования на них и тому подобное.

Юридические гарантии — это предоставление государством формальной (юридической) загальонообовьязковости условиям, которые необходимы для того, чтобы каждый человек мог воспользоваться своими конституционными правами и свободами.

Юридические гарантии устанавливаются государством в Конституции, нормам текущего законодательства. их цель — реальное обеспечение максимального осуществления гражданами своих прав и свобод с помощью правовых методов.

Право на судебную защиту свидетельствует, что провозглашенные Конституцией права и свободы — не просто декларация о намерениях, не просто лозунг, а принципиальные положения, государство намерено реализовывать. Судебная защита — это гарантия осуществления прав и свобод, существует во всех демократических государствах. Основанием для судебного оспаривания могут быть не только противозаконные действия и акты, но и бездействие государственных и самоуправленческих органов и должностных лиц.

Право на возмещение материального и морального ущерба. Имеются в виду случаи причинения ущерба должностными лицами государственного и местного самоуправления при осуществлении ими своих должностных обязанностей. Ущерб может быть материальным и моральным и причиняться путем принятия незаконных решений, совершением незаконных действий и бездействием упомянутых лиц. Аналогичные положения содержатся и в административном кодексе. Подобные спорные вопросы решает суд.

Право на знание каждым своих прав и обязанностей является важной демократической гарантией прав и свобод. В советское время было значительное количество так называемых закрытых правовых актов, которыми устанавливались обязанности людей, о которых последние даже не были проинформированы. Речь идет о том, что государство обязано информировать своих граждан, потому что незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение.

Право на юридическую помощь. Это право логически вытекает из права на судебную защиту. Его история начинается с шести поправок к Конституции США, впервые юридически закрепило это право. Сегодня оно рассматривается как неотъемлемое право гражданина. Основное содержание этого права состоит в том, что все граждане в равной степени имеют право на защиту, осуществляя его, могут пользоваться услугами адвоката. Роль адвоката в этом отношении чрезвычайно высокой, поскольку он дает гражданам консультации по правовым вопросам, представляет их интересы в административных учреждениях, в досудебном расследовании и в суде. Именно адвокат способен добиться неукоснительного соблюдения процессуальных прав гражданина.

Принцип недопустимости ограничения прав и свобод человека и гражданина. Никому не дано право по-своему изменять, а тем более ограничивать права и свободы гражданина и человека без соответствующего указания об этом в законе. В конституциях приведены права, которые не могут быть ограничены даже в военное время. К ним относятся: право на жизнь, право на обращение, на жилье и тому подобное.

Гарантии правосудия. Законы и другие нормативные акты не имеют обратной силы. Закон, смягчающий ответственность, имеет обратную силу.

Никто не обязан выполнять заведомо преступные распоряжения и приказы. Этот принцип направлен на воспитание разумного волевого человека, который способен объективно оценить каждое распоряжение сверху, и только после этого выполнять его. Речь идет об очевидности, понятность для всех преступности приказа какого-либо органа или лица, которые могут не оказаться в поле зрения соответствующих органов, наблюдающих за законностью. Стоит учесть, что это не рекомендация, а юридическая норма, которая предусматривает ответственность как за издание такого приказа, так и за его выполнение.

Принципом правосудия является также положение о том, что никто не может быть привлечен к ответственности дважды за одно и то же правонарушение.

Презумпция невиновности. Человек является невиновным до тех пор, пока его вина не доказана в приговоре суда. Никто не должен доказывать свою невиновность. Даже признание виновным своей вины не освобождает суд от необходимости доведения ее объективными доказательствами. Все сомнения толкуются в пользу обвиняемого (примером неправомерных приговоров можно считать позицию А. Вышинского и его принцип «Признание — царица доказательств»).

Определение статуса человека в процессе правосудия. Речь идет о праве человека на отказ от показаний против себя, членов своей семьи или близких, на защиту в процессе досудебного расследования, а так же судебного расследования и о статусе осужденного. Осужденный пользуется всеми правами человека и гражданина за исключением ограничений, определенных законом по приговору суда.

Принципиально новым средством защиты прав человека является институт омбудсмена, к которому можно обращаться в случае необходимости. Кроме того, когда использованы все национальные средства защиты своих прав, есть возможность обратиться в международные судебные учреждения или организации, членом или участником которых является государство.

Омбудсман, или омбудсмен (швед. Ombudsman — представитель интересов) — выбрана специально (назначаемая) должностное лицо для контроля разного рода административных органов, а в некоторых странах — также частных лиц и объединений.

Экскурс в историю понятия позволяет выявить его связь с терминами «власть», «авторитет». Шведский термин «омбудсмен юстиции», используемый для обозначения исторически первой омбудсмановские службы, не снискал всеобщее признание. Авторитетное определение института омбудсмана принадлежит Международной ассоциации юристов: «Служба, предусмотрена конституцией или актом законодательной власти и возглавляемая независимым публичным должностным лицом высокого ранга, ответственное перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших или действует по собственному усмотрению и уполномочена проводить расследования, рекомендовать корректирующие действия и представлять команды «. Институт имеет различные наименования: в Франции — медиатор, в Испании — народный защитник, в Великобритании — парламентский уполномоченный по делам администрации, в Италии — гражданский защитник, в Австрии — коллегия народного правозащиты, в Нидерландах — национальный омбудсмен, в Канаде — уполномоченный в публичных расследованиях, в США — общественный адвокат и помощник граждан, в рф _ уполномоченный по правам человека. Действуют общие и специализированные службы (омбудсман университетов и школ, больниц и психиатрических учебных заведений, для защиты личных данных, обеспечения равенства полов, по делам потребителей, по охране окружающей среды, несовершеннолетних, по здравоохранению, для вооруженных сил). Успешно работают муниципальные омбудсмены городов Парижа, Иерусалима, Нью-Йорка. Учреждена должность омбудсмена Европейского Союза.

Правовой механизм любого государства содержит не только традиционные средства контроля за законностью деятельности публичной администрации, но и так называемые нетрадиционные, неформальные элементы. К последним можно отнести омбудсменов. Необходимость института омбудсмана объясняется тем, что классические способы контроля за администрацией, в частности парламент, суды (общие и административные), не могут выявить все несправедливые, грубые, предвзятые, невнимательны акты и действия должностных лиц.

Омбудсмановские сообщество насчитывает более 50 государств. Институт омбудсмана принято в государствах с различными формами правления: президентских республиках (США, Франция, Германия, Финляндия, Португалия, Израиль), парламентских республиках (Австрия, Швейцария), конституционных монархиях (Швеция, Дания, Норвегия, Испания, Нидерланды, Австралия, Канада Великобритания, Новая Зеландия). Его уважают в классических демократиях и высоко оценивают в странах, где сравнительно недавно начат переход от тоталитаризма к демократии, Польши, Венгрии, Румынии.

Прототипом омбудсмановские служб является шведский омбудсмен, введенный Конституцией Швеции 1809 как должностное лицо парламента, который рассматривает жалобы на должностных лиц и государственных органов. Модель шведского омбудсмена получила признание том, что общие суды в Швеции традиционно не контролируют административную деятельность. Несменяемость чиновников и судей создавала в XVIII в. угрозу гражданским правам. В Финляндии также практически не осуществлялся контроль судов за административной деятельностью, и опыт Швеции был успешно взят в 1919 То же можно сказать о Дании (1995).

Юридическая природа омбудсмена концентрируется в его общих и особых характеристиках. Первые демонстрируют «чистоту», вторые — гибкость. Можно выделить 12 общих характеристик, среди которых:

1) омбудсман — субсидиарный (дополнительный) средство правовой защиты в отношении суда, административных органов, прокуратуры;

2) омбудсман — независимый публично-правовой институт, а не предвзятый в проведении расследований;

3) омбудсмен предоставляет персонифицированную помощь (что не исключает образования коллегиальных служб);

4) народный защитник — неформальный способ правозабезчення. С его помощью граждане реализуют право на хорошее управление вне судебных формальных процедур. Омбудсман проявляет чуткость и причастность к проблемам пострадавших от административных злоупотреблений. Он лишен отрицательных черт «юрократии», использует нетрадиционные критерии административного производства (справедливость, разумность, правильность, уместность)

5) народный защитник не имеет императивных полномочий, его решения зачастую являются рекомендательными. Сторонники права принуждения считают, что омбудсману не хватает юридического господства. Другие правоведы относят его к контрольной власти. Ни та, ни другая точка зрения не согласуется с социальной и юридической природе омбудсмена. Императивность здесь заменена другими свойствами: омбудсмен демонстрирует умеренность, уравновешенность и компетентность суждений. Его косвенное влияние зачастую является более эффективным, чем традиционный (юридический, силовой)

6) институт омбудсмана — открытый средство правовой защиты, противовес административной секретности. Публичность необходима для выполнения рекомендаций омбудсмена;

7) институт имеет государственные атрибуты (должность, полномочия, юридическую регламентацию организации и функций, подотчетность парламента — органа исполнительной власти, установленные обязанности администрации выполнять требования и рекомендации омбудсмена). Они являются дополнительными гарантиями результативности института;

8) омбудсменов объединяет общность задач: они не только решают вопросы, связанные с жалобами на административные органы, но и участвуют в выработке стандартов административной поведения и совершенствования законодательства;

9) народные защитники имеют большую сферу компетенции, охватывает широкий круг административных органов и должностных лиц;

10) омбудсмены сохраняют политическую нейтральность, не имеют права катализировать политическое противоборство, заручиться поддержкой партий;

11) омбудсмена беспокоят такие проблемы: угроза независимости расследования, материальные и кадровые трудности;

12) успех службы омбудсмана определяется неинституциональных факторами, в том числе управленческой, политической и гражданской культурой, сбалансированностью системы государственной власти.

Компетенция омбудсменов по кругу органов и лиц не является однозначной в разных государствах. Как правило, компетенция омбудсмена ограничивается органами государственного управления (только в Швеции и Финляндии омбудсмен может оценивать деятельность суда) — Общей тенденцией для всех омбудсменов является включение в сферу их компетенции местных органов управления, дискреционных решений администрации. Деятельность омбудсменов ряда государств (например, парламентский уполномоченный по делам администрации Великобритании) ограничивается центральными органами управления. В Испании признается преимущество судебной деятельности перед квазисудебными функциями омбудсмена: ему разрешено оценивать только задержки в отправлении правосудия.

Некоторые омбудсмены имеют специфические полномочия: право обращения в Конституционный суд с ходатайством о рассмотрении гражданской жалобы о признании закона неконституционным, о проверке правомерности задержания граждан (Австрия, Испания). Отдельным Омбудсман предоставлено право выступать с инициативами принятия законов или внесении изменений в действующее законодательство.

13. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан

Под гарантиями юридических прав, обязанностей и законных интересов граждан понимаются условия и средства, которые обеспечивают их фактическую реализацию и надежную охрану (защиту).

В развернутом варианте механизм таких гарантий слагается из следующих юридически значимых действий, совершаемых пол­номочными государственными органами:

выполнение юридической обязанности по обеспечению реа­лизации конституционных прав и свобод граждан;

создание необходимых условий для их реализации;

постоянное наблюдение и контроль за их реализацией;

охрана прав и свобод граждан;

применение санкций в случае их нарушения.

При этом необходимо учитывать, что гарантии, о которых идет речь, носят государственный характер. Это означает, что на все го­сударственные органы КРФ и российским законода­тельством возлагаются обязанности, связанные с реализацией прав и свобод граждан. Выполнение таких обязанностей органами исполнительной власти составляет содержание административ­но-правовых гарантий.

Два основных направления, по которым гарантии проявляются в процессе государственно-управленческой дея­тельности.

1. Административно-правовые гарантии реализации прав и свобод граждан. В данном случае подразумеваются юридические обязанности исполнительных органов (должностных лиц) как по обеспечению реализации, так и по созданию условий реализации прав граждан.

Одним из принципов гос. службы является прио­ритет прав и свобод гражданина, обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать их. Тем самым права и свободы граждан определяют деятельность ис­полнительной власти (ст. 18 Конституции РФ).

Важное значение имеют специальные административно-про­цессуальные гарантии прав граждан, устанавливаемые законодательством о производстве по делам об админ. правона­рушениях, по заявлениям и жалобам граждан и т.п. (закрепление обстоятельств, смягчающих АО, ограничения при применении наиболее строгих админ. наказаний, предоставление гражданам, привлекаемым к админ. ответственности, широкого комплекса прав процессуального характера, устанавли­ваемых КоАП, и др).

Кроме того, предусмотрены административные процедуры, в рамках которых происходит реализация прав граждан. Так, по­добные процедуры действуют при приеме граждан на работу, при рассмотрении их заявлений и жалоб, при осуществлении лицензи­рования различного рода деятельности, осуществляемой ими, и т.п.

С учетом особенностей административно-правовых отношений механизм рассматриваемых административно-правовых гаран­тий есть совокупность следующих юридически значимых дейст­вий:

обращение гражданина к исполнительному органу (должно­стному лицу) по поводу реализации закрепленных за ним прав;

рассмотрение компетентным органом (должностным лицом) обращения гражданина на предмет установления его правомерности и обоснованности;

вынесение им решения по предмету обращения;

исполнение принятого решения.

Главное при этом заключ-ся в том, что исполнит. ор­ган (должностное лицо) юридически обязан принять обращение гражданина и вынести по нему властное одностороннее решение, а также провести его в жизнь. Эту обяз-ть орган выполняет в силу требований закона либо подзаконного правового акта. С дру­гой стороны, он обязан не только перед законом, но и перед граж­данином как сторона возникшего админ.-правового от­ношения. Это и есть проявление юр-х гарантий прав граждан.

2. Административно-правовые гарантии охраны прав и сво­бод граждан. Это осуществление исполнит. органами (должностны­ми лицами) действий по наблюдению за реализацией прав и свобод граждан, по их непосредственной защите, наконец, по примене­нию административно-правовых санкций в случае их нарушения.

Наблюдательная функция исполнительных органов (должно­стных лиц) находит свое практическое выражение в осуществлении ими контроля за тем, как осуществляется реализация прав граждан в подведомственных им (нижестоящих) органах, пред­приятиях и учреждениях, государственными служащими. Другой вариант такого рода функций выражается в осуществлении ими на основе спец. полномочий такого же характера наблюдения в отношении неподведомственных объектов и лиц. В данном слу­чае имеются в виду полномочия надзорного характера.

Наблюдательными (контрольно-надзорными) полномочиями в сфере реализации прав и свобод граждан наделены в соответствую­щем объеме все органы исполнительной власти как общей, так и отраслевой и межотраслевой компетенции. Действуют также спе­циальные надзорные органы, осуществляющие наблюдение за проведением в жизнь определенных общеобязательных правил, например санитарно-гигиенических, природоохранных, противопожарных и т.п.

Непосредственная защита прав граждан исполнительными органами (должностными лицами) предполагает практическое ис­пользование ими достаточно широкого арсенала юридически властных средств:

приостановление действия правовых управленческих актов, нарушающих права и свободы граждан. Так, Президент РФ может приостанавливать действие правовых актов органов исполнит. власти субъектов Федерации; Правительство РФ полномочно приостанавливать исполнение постановлений правительств рес­публик, входящих в состав РФ;

приостановление работы предприятий и учреждений, если их состояние, например, угрожает здоровью и жизни граждан (на­пример, органами государственного санитарно-эпидемиологического контроля, государственного надзора в области охраны труда и т.п.);

отмена неправомерных актов управления, нарушающих права граждан. Правительство РФ вправе отменять такого рода акты фед. органов исполнит. власти, а Президент РФ — акты самого Правительства и т.п.

В этих полномочиях, в частности, отчетливо проявляется сле­дующая конституционная позиция: любые нормативные право­вые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, не могут применяться (ч. 3 ст. 15). И хотя в данном случае имеется в виду обязательное условие их официального опубликования, есть основания для того, чтобы считать, что акты тем более не мо­гут применяться, если ими нарушаются права, свободы и закон­ные интересы граждан.

В осуществлении защиты прав граждан существенна роль не только чисто административно-правовых средств, но и полномочий, которыми наделены органы судебной власти и прокуратуры. В частности, правом отмены актов управления наделены суды об­щей юрисдикции, а также арбитражные суды. Конст.суд РФ может признать такие акты неконституционными, что вле­чет за собой утрату ими юридической силы. Органы прокуратуры опротестовывают правовые акты управ­ления в случае нарушения ими прав граждан.

Наконец, нельзя не отметить и то, что самим гражданам предо­ставляется юр-кая возможность своими средствами защи­щать свои права в сфере гос.-управленческой деят-ти. Конечно, гражданин не обладает полномочиями по отмене или приостановлению правовых актов, ущемляющих его права и закон. интересы. Но путем обжалования такого рода актов он приводит в движение гос. механизм защиты его прав.

Применение административно-правовых санкций как средст­ва защиты их прав и законных интересов находит свое выражение в том, что она является следствием использования исполнитель­ными органами, равно как и другими полномочными гос. органами, их наблюдательных и защитительных гаран­тий. Конечно, ответственность в буквальном смысле не ограждает то или иное субъективное право личности. Тем не менее, ее юриди­ческая значимость несомненна, ибо сама возможность ответствен­ности за свои действия, нарушающие субъективные права граж­дан, имеет большое превентивное (предупредительное) значение. Сам факт ее наступления есть результат неправомерных действий. При этом, естественно, подразумевается юридическая ответствен­ность прежде всего должностных лиц государственно-управленче­ского аппарата.

Предусмотрены в основном два вида такой ответственности на­званных лиц: дисциплинарная и административная. Конечно, за преступные деяния должностные лица несут и уголовную ответст­венность.

Дисциплинарная ответ-ть наступает при нарушении гос. служащим возложенных на него служебных обязанностей, в числе к-х значится обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов граждан. Неисполнение или ненадлежащее исполнение этой обязанности влечет за собой нало­жение на него органом или руководителем, имеющим право назна­чать служащего на должность, дисциплинарных взысканий.

Административная ответственность наступает для долж­ностных лиц за совершение ими административных правонаруше­ний, связанных с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и т.п. Должностные лица отвечают за нарушение таких общеобязат-х правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности. Их административная ответственность наступает в случаях, когда совершенными ими действиями либо бездействием нарушаются права и свободы граждан. КоАП преду­сматривает широкий круг составов таких нарушений, субъектами которых являются должностные лица. Например, ст. 5.27 «Нарушение законо­дательства о труде и об охране труда»; ст. 5.26 «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединени­ях» и т.д. Админ. ответ-ть должностные лица несут перед органами, наделенными полномочиями по осуществ­лению админ.надзора. Постановление о возбужде­нии админ. производства вправе выносить прокурор.

Названные виды юридической ответственности носят персо­нальный характер (отвечает конкретное должностное лицо). От­ветственность исполнительных органов не предусматривается.

Гражданин имеет право на возмещение гос-вом ущерба, причиненного незаконными действиями исполнительных органов (должностных лиц). Такое возмещение осущ-ся в граж­данско-процессуальном порядке.

Правовые гарантии прав и свобод граждан Обращения граждан

13. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ПРАВ ГРАЖДАН

Административно-правовой статус гражданина – это составная часть правового статуса личности, закрепленного Конституцией РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Административно-правовые гарантии – это механизм обеспечения реализации совокупности прав, обязанностей и ответственности субъектов административного правоотношения.

Виды административно-правовых гарантий:

Способы защиты субъективных права и свобод:

Граждане вправе обратиться за защитой нарушенных прав и интересов в вышестоящие органы и к вышестоящим должностным лицам в порядке их подчиненности.

– граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам;

– граждане реализуют право на обращение свободно и добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц;

– рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Формы обращения граждан за защитой:

– предложение – рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;

– заявление представляет собой просьбу гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности этих органов и должностных лиц;

– жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов его либо других лиц. Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные и муниципальные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.

Гражданин вправе обжаловать как названные действия (решения), так и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию, либо то и другое одновременно.

К официальной информации относятся сведения в письменной или устной форме, повлиявшие на осуществление прав и свобод гражданина и представленные в адрес государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих, совершивших действия (принявших решения), с установленным авторством данной информации, если она признается судом как основание для совершения действий (принятия решений).

Обращение граждан за защитой в суд можно разделить на два вида: исковое заявление; заявление.

Права, обязанности и гарантии прав граждан в сфере государственного управления

Административные права и обязанности граждан чрезвычайно разнообразны. Они возникают в самых различных сферах общественных отношений: в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в области образования, здравоохранения и социальной защиты, на государственной и муниципальной службе, при подаче любых обращений в органы публичной администрации, при проведении контрольных и надзорных мероприятий, в случаях привлечения к административной ответственности и т.д.

Административные права граждан можно с определенной долей условности распределить по трем большим группам.

Права граждан на участие в государственном управлении. В ст. 32 Конституции РФ закреплено, что граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Этот комплекс прав граждан обеспечивает их правовое воздействие на органы публичной администрации.

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Граждане имеют право своевременно и полностью получать пенсионное обеспечение за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Граждане имеют право на выбор места работы, в частности, путем бесплатного посредничества органов службы занятости. Безработные граждане имеют также право на бесплатное получение услуг по психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости. Гражданам Российской Федерации гарантируются: свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда; защита от безработицы; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; информирование о положении на рынке труда. Безработным гражданам гарантируются: социальная поддержка; Гражданин имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. не может быть ограничен доступ к: нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, а информации о состоянии окружающей среды;

· Права граждан на защиту:

§ право на административную жалобу;

§ право на обращение в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) и решений государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

§ право на необходимую оборону;

§ право на защиту в производстве по делам об административных правонарушениях.

Административные обязанности граждан не менее многочисленны. Все граждане обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, санитарные правила и нормы, правила благоустройства населенных пунктов, сохранять природу и окружающую среду, регистрироваться по месту жительства и месту пребывания.

Законодательство о воинской обязанности и военной службе обязывает отдельные категории граждан Российской Федерации состоять на воинском учете, проходить военную службу по призыву и военные сборы, участвовать в мобилизационных мероприятиях. На владельцев транспортных средств распространяется военно-транспортная обязанность.

Разнообразные административные обязанности возникают у граждан в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. При осуществлении предпринимательской деятельности граждане обязаны зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей в органах Федеральной налоговой службы, в установленных законом случаях — получить лицензию (разрешение) на осуществление отдельных видов деятельности, обеспечить сертификацию продукции, безопасность товаров, работ и услуг. Граждане-предприниматели обязаны в установленных законом случаях и объеме предоставлять информацию и документы о своей деятельности органам государственной власти и органам местного самоуправления, допускать должностных лиц для осуществления государственного контроля (надзора) и т.д.

Изначальным и универсальным гарантом прав человека может быть только закон.

Любые властные структуры и должностные лица обязаны действовать в рамках закона, и только в рамках закона они могут быть наделены качествами организационно-правовых гарантов.

Закон может выполнять функцию гаранта при соблюдении следующих условий:

— положения, содержащиеся в законе, должны соответствовать экономической и политической ситуации в стране, а также обладать юридической стабильностью;

— содержать конкретные нормы и механизмы их реализации;

— определять круг государственных органов и должностных лиц, на которые возложены обязанности создавать условия для реализации прав и свобод;

— предусматривать ответственность органов и должностных лиц за ущемление прав и свобод граждан.

Для обеспечения административно-правовых гарантий прав и свобод граждан сформулированы следующие положения:

— в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или ущемляющие права и свободы человека и гражданина;

— ограничение прав возможно только при наличии определенных обстоятельств и должно быть установлено законодательством;

— определен перечень прав и свобод, не подлежащих ограничению вообще (право на жизнь);

— любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека, не могут применяться без официального опубликования.

Организационно-правовые гарантии можно подразделить на два вида:

Согласно Конституции РФ права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием. Поэтому судебные гарантии прав человека выдвигаются на первый план. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

К ведению судов отнесены разнообразные категории дел, так или иначе затрагивающих права и свободы человека.

Усиливается влияние судов на укрепление законности в правотворческой и правоприменительной деятельности органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Административные гарантии реализуются во внесудебном порядке органами государственного управления в рамках управленческой компетенции.

Роль органов государственного управления, местного самоуправления и их должностных лиц в реализации прав и свобод граждан, выполнение ими своих обязанностей определяется тем, что Они занимаются непосредственным исполнением законов, а также наделены обширными юрисдикционными полномочиями, использование которых часто имеет адресатом права, свободы и обязанности граждан.

Характеристика политических прав и свобод

Политические права и свободы граждан Республики Беларусь

Государство, исходя из всего вышесказанного, принимает все необходимые меры по реальному воплощению гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав личности в жизнь, так как, если оно это делать не будет, то потеряет статус демократического государства, что чревато последствиями на мировой арене.

Особое значение в данном аспекте имеют политические права и свободы. К числу политических прав относятся следующие:

1) Право граждан участвовать в решении государственных дел;

2) Право граждан Республики Беларусь свободно избирать и быть избранным в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого и косвенного избирательного права при тайном голосовании;

3) Право равного доступа к любым должностям в государственных органах;

4) Право каждого направлять личные или коллективные обращения в государственные органы;

5) Право на свободу объединений;

6) Право на свободу собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования;

7) Каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение;

8) Право граждан Республики Беларусь на получение, хранение и распространение полной. достоверной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды;

В ст. 3 Конституции нашей страны указано, что единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ [1]. Данное положение реализуется на практике с помощью политических прав и свобод, принадлежащих каждому гражданину Республики Беларусь без исключения.

Основным и объединяющим все политические права является право граждан участвовать в решении государственных дел. Данное право детально конкретизируется в ст. 37 Конституции: Граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей [1]. Возможность непосредственно гражданам участвовать в управлении делами государства обеспечивается правом проводить республиканские и местные референдумы, правом участвовать в обсуждении законопроектов и различных вопросов местного значения, правом свободного волеизъявления на выборах, а также правом личного участия в работе законодательных, исполнительных и судебных органов.

Также большое значение имеет следующее право: Граждан Республики Беларусь имеют право свободно избирать и быть избранным в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого и косвенного избирательного права при тайном голосовании (ст. 38 Конституции) [1]. Данное право представляет собой важный демократический институт, способствующий свободному выражению воли народа, а также свободному участию граждан в политическом процессе. Иными словами, данное право является ярким выражением суверенитета народа и формой реализации принципа народовластия.

Элементами избирательного права являются:

1) Активное избирательное право (право избирать). Данным правом обладают лишь граждане, достигшие совершеннолетия. Подтверждение тому ст. 64 Конституции: В выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными. Также в выборах не применяю участия лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы, и в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения — содержание под стражей [1].

2) Пассивное избирательное право (право быть избранным в государственные органы). Следует отметить, что чтобы быть избранным в определённые государственные структуры, необходимо наличие определённых особенностей. К примеру, кандидатом на должность судьи общего или хозяйственного суда может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 25-летнего возраста, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации «юрист», стаж работы по специальности не менее трех лет, не совершивший порочащих его поступков и сдавший квалификационный экзамен на должность судьи [4, ст. 94].

3) Право отзыва избранных ранее лиц, которые не оправдали общественное доверие. Пример можно привести следующий: п. 2 ст. 72 Конституции: Голосование об отзыве депутата проводится в порядке, предусмотренном для избрания депутата, по инициативе не менее двадцати процентов граждан, обладающих избирательным правом и проживающих на соответствующей территории [1]. Право равного доступа к любым должностям в государственных органах призвано обеспечивать обновление государственного аппарата, его нормальную сменяемость. Данное право основывается на принципе равенства, то есть независимо от расы, цвета кожи, языка, религии, политических и каких-либо иных убеждений, национальности, имущественного положения и других обстоятельств. Критериями необходимыми для занятия государственной должности в Республике Беларусь признаются лишь профессионализм и гражданство. Огромное значение имеет и возраст, для поступления на государственную службу необходимо быть совершеннолетним. В определённых случаях могут быть иные различные возрастные ограничения: для депутатов Палаты Представителей — 21 год, для члена Совета Республики — 30 лет, для Президента -35 лет.

Следующее право — это право каждого направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Данным правом обладают как граждане Белоруссии, так и иностранные граждане и лица без гражданства. Данное право является одним из проявлений непосредственной демократии.

Должностные лица органов, учреждений, организаций и предприятий в пределах своей компетенции обязаны всесторонне полно рассмотреть обращение, принять необходимые меры для его объективного разрешения и уведомить граждан о результатах [10, с. 360]. Отказ рассматривать обращение возможен, но должен быть письменно мотивирован и обоснован. К обращениям в Республике Беларусь относятся:

В соответствии со статьёй 1 Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц», с изм. и доп.:

а) ходатайство о содействии в реализации прав, свобод и законных интересов заявителя, не связанное с их нарушением;

б) сообщение о нарушении актов законодательства, недостатках в работе государственных органов, иных организаций, с целью устранения конкретных правонарушений.

Предложение — рекомендация по улучшению деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей, совершенствованию правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни.

Жалоба — требование о восстановлении прав, свобод и законных интересов заявителя, нарушенных действиями или бездействием организаций, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей [5].

Конституционно закреплено право на свободу объединений.

Данное право обеспечивает возможность индивиду участвовать в общественно-политической жизни общества, так как общественные объединения образуются в результате свободного волеизъявления граждан. Наличие подобных объединений свидетельствует о способности гражданского общества решить общественные проблемы без постороннего вмешательства государственной власти. Существуют различные виды общественных объединений: предпринимательские союзы, политические партии, профессиональные союзы и иные объединения различной направленности — спортивные, культурные, молодежные и так далее.

Однако, не все граждане могут как создавать, так и участвовать в деятельности общественных объединений. К примеру, иностранцы и лица без гражданства вообще не могут быть членами каких-либо политических партий. Также ограничено участие в общественных объединениях некоторых граждан. Так, судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели (ст. 36 Конституции) [1]. Некоторые объединения и вовсе запрещены. Так, в соответствии со ст. 5 Конституции, запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды [1].

Право на свободу собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования является важной формой в выражении как коллективного, так и индивидуального мнения по вопросам общественной и государственной жизни. Данное право гарантируется государством с условием, что их проведение не будет противозаконным, нарушающим права других граждан.

В Законе « О массовых мероприятиях в Республике Беларусь» от 30 декабря 1997 г. № 114-З с изм. и доп., в статье 2, даны определения публичных мероприятий:

· массовое мероприятие — это собрание, митинг, уличное шествие, демонстрация, пикетирование, а также иное массовое мероприятие;

· иное массовое мероприятие — это спортивное, культурное, либо иное зрелищное мероприятие;

· собрание — совместное присутствие граждан в заранее определенном месте в определённое время, под открытым небом либо в помещении для коллективного обсуждения и решения вопросов, затрагивающих их интересы;

· митинг — это массовое присутствие граждан в определенном месте исключительно под открытым небом, собравшихся для публичного обсуждения и выражения своего отношения к действиям либо к бездействию лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни, а также для решения вопросов, затрагивающих их интересы;

· уличное шествие — организованное массовое движение группы граждан по пешеходной или же по проезжей части улицы или дороги, бульвара, проспекта, а также площади, с целью привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно-политических настроений либо протеста;

· демонстрация — организованное массовое движение группы граждан по пешеходной или по проезжей части дороги, бульвара, проспекта, площади, с использованием автотранспортных средств или иных средств передвижения, в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих общественно-политических настроений либо протеста с использованием плакатов, транспарантов и иных средств;

· пикетирование — публичное выражение гражданином или группой граждан общественно-политических, групповых, личных и иных интересов либо протеста (без шествия), в том числе путем голодовки, по каким-либо проблемам с использованием или без использования плакатов, транспарантов и иных средств [7].

С правом на свободу собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования тесно связано право на свободу мнений, убеждений и их свободное выражение. Данное право гарантируется ст. 33 Конституции, каждому гарантируется свобода мнений, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них [1].

Убеждения, мнения и мысли человека относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться.

Данное право включает в себя свободу слова и свободу печати, которые подробно разъяснены в международных документах, таких как Всеобщая декларация прав человека и Международный пакт о гражданских и политических правах. Свобода слова, в соответствии со статьёй 19 Всеобщей декларации прав человека, это — право на свободу убеждений и на свободное их выражение их, также это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений [3]. Свобода печати, — право, которое включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения или иными способами по своему выбору (ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах) [2].

Республика Беларусь ратифицировала данные документы, включив данные нормы в своё законодательство, гарантировав свободу мнений, убеждений и слова. Но вместе с тем установила и ряд ограничений. Так в соответствии со статьёй 38 Закона «О средствах массовой информации» Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 427-З с изм. и доп.:

В средствах массовой информации запрещено распространение:

· информации от имени организаций, не прошедших в установленном порядке государственную регистрацию, в случаях, когда такая регистрация является обязательной, а также организаций, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение об ликвидации;

· сведений, пропагандирующих использование и потребление наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ в немедицинских целях, а также сведений о способах и методах разработки, изготовления, использования и местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ;

· информации, направленной на пропаганду войны, насилия, жестокости, экстремистской деятельности или содержащей призывы к такой деятельности, а также другой информации, распространение которой запрещено настоящим Законом, иными актами законодательства Республики Беларусь [6].

Ну и последнее право закреплено в ст. 34 Конституции: гражданам Республики Беларусь гарантируется право на получение, хранение и распространение полной. достоверной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды [1].

Данное право означает, что государственные органы и должностные лица обязаны предоставлять гражданам достоверную информацию, затрагивающую их права. Оно может быть ограничено лишь для защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни.

Также, в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, ограничивается доступ к:

· сведениям, составляющим государственные секреты, коммерческую, личную или иную охраняемую законом тайну;

· сведениям о системе организации, об источниках, о способах, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности;

· материалам дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства до окончания производства по уголовному делу;

· и иной информации, предусмотренной законодательными актами Республики Беларусь.

Таким образом, политические права граждан Республики Беларусь детально регламентированы Конституцией и иными законодательными актами, в том числе и международными соглашениями и договорами, и их ограничения возможны лишь в случаях, установленных в законах.

Гарантии осуществления политических прав и свобод граждан в Республике Беларусь

Прежде чем говорить о гарантиях, необходимо определиться, что понимают под словом «гарантии» в общем смысле.

Гарантиями прав и свобод называются средства, условия и способы, обеспечивающие соблюдение, реализацию и охрану прав человека. В зависимости от содержания и механизма действия гарантии делятся на социальные, экономические, политические и правовые [12, с. 52].

В данном случае, особое значение отводится правовым или юридическим гарантиям, которые, в свою очередь, подразделяются на нормативные и институциональные. Нормативные гарантии — это установленные законом правила, которые защищают права человека от нарушений.

Примерами нормативных гарантий являются:

· Информирование государством населения о своей деятельности;

· Правило «закон обратной силы не имеет»;

· Свобода слова, свобода печати, свободный доступ к информации;

Институционными гарантиями принято считать систему правозащитных институтов и учреждений. Особое место среди данных институтов занимает институт правосудия. В Республике Беларусь система судов строится на принципах территориальности и специализации (ст. 109 Конституции) [1]. Также большую роль в защите, как политических, так и личных прав играют органы прокуратуры, адвокатуры и Комитета государственного контроля.

Таким образом, основными гарантиями являются:

· обязанность государства защищать права и свободы;

· судебная защита прав и свобод;

· международная защита своих прав;

· неотменяемость прав и свобод;

· предоставление и признание основных прав и свобод с более раннего возраста;

· дееспенсации (снижение брачного возраста) и признание в связи с этим за человеком полной дееспособности [12, с. 53].

Для конституционных прав, свобод и обязанностей, которые рассматриваются в качестве основных (фундаментальных), характерна их наивысшая юридическая сила, повышенная защита. Они в силу их фундаментальности являются базой для всей системы прав и свобод. Права человека гарантированы каждому, находящемуся на территории государства, они едины на всей территории и государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.

Популярное:

  • Гк рф стамбул ПРАВИЛА ЗАПИСИ НА ПРИЕМ Необходимо указывать данные именно того лица, которое придет на прием. При записи нескольких членов семьи каждый должен записываться отдельно. Для записи по вопросу […]
  • Ст 135 тк рф 2018 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ ст 135 (ред. от 19.07.2018) Статья 135. Установление заработной платы Заработная плата работнику устанавливается трудовым […]
  • По ч1 ст1714 коап Статья 19.15 КоАП РФ. Проживание гражданина Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта) Новая редакция Ст. 19.15 КоАП РФ 1. Проживание по месту […]
  • Паспорт в москве по временной регистрации Паспорт в москве по временной регистрации Хостинг сайта временно приостановлен Если РІС‹ владелец данного ресурса, то для […]
  • Чем является разрешение на ввод объекта в эксплуатацию Раздел 10. Порядок выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. 10. Порядок выдачи разрешения на ввод объекта капитального строительства в […]
  • Вернет ли банк деньги если их украли с карты Как вернуть украденные с карты деньги? Мария получала зарплату на карту, к которой была подключена услуга «Мобильный банк». Спустя неделю после сообщения о перечислении аванса она решила […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.