Правовые основы оказания услуги

Правовые основы оказания платных медицинских услуг в учреждениях здравоохранения

Одним из источников финансового обеспечения государственных и муниципальных учреждений здравоохранения является доход от оказания платных медицинских услуг

Правовые основы оказания платных медицинских услуг в учреждениях здравоохранения

Учреждения здравоохранения являются некоммерческими организациями, а некоммерческие организации, в соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ, могут оказывать платные услуги, если это предусмотрено их учредительными документами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

Право и условия предоставления медицинскими организациями платных услуг

Одним из источников финансового обеспечения государственных и муниципальных учреждений здравоохранения является доход от оказания платных медицинских услуг. Учреждения здравоохранения являются некоммерческими организациями, а некоммерческие организации, в соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ, могут оказывать платные услуги, если это предусмотрено их учредительными документами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям.

На практике это означает, что во всех документах, регулирующих оказание платных медицинских услуг, в преамбуле необходимо указать, что такая деятельность осуществляется с целью более широкого охвата населения качественной медицинской помощью, внедрения передовых медицинских технологий и т. п. Никогда не следует обосновывать предоставление платных медицинских услуг недостаточным финансовым обеспечением учреждения здравоохранения.

С 1 января 2015 г. появляется еще одно условие для некоммерческих организаций, осуществляющих в соответствии с уставом приносящую доход деятельность, – их имущество, за исключением имущества казенных учреждений, должно иметь рыночную стоимость не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью, т. е. на сегодняшний день – 10 тыс. руб..

Право граждан на получение платных медицинских услуг, предоставляемых по их желанию при оказании медицинской помощи, и платных немедицинских услуг (бытовых, сервисных, транспортных и т. д.), закреплено в Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ). При этом платные медицинские услуги оказываются пациентам за счет их личных средств, средств работодателей и иных средств на основании договоров, в т. ч. договоров добровольного медицинского страхования.

Несмотря на то, что по данным Счетной палаты РФ стандарты медицинской помощи утверждены только для 17% заболеваний, при которых медицинская помощь оказывается в стационарных условиях, платные медицинские услуги могут предоставляться как в полном объеме стандарта медицинской помощи, так и в виде отдельных консультаций или медицинских вмешательств, в т. ч. в объеме, превышающем стандарт.

Для медицинских организаций, участвующих в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее – ПГГ), в Законе № 323-ФЗ указано, что они имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги:

• на иных условиях, чем предусмотрено ПГГ и (или) целевыми программами;

• при оказании медицинских услуг анонимно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ (ВИЧ, СПИД, туберкулез и т. д.);

• гражданам иностранных государств, лицам без гражданства, за исключением лиц, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, и гражданам Российской Федерации, не проживающим постоянно на ее территории и не являющимся застрахованными по обязательному медицинскому страхованию, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

• при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением возможности выбора врача и медицинской организации в соответствии со ст. 21 Закона № 323-ФЗ.

Важно отметить, что к отношениям, связанным с оказанием платных медицинских услуг, применяются положения Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон № 2300-1). Так, постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 установлено, что к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках обязательного медицинского страхования, также применяется законодательство о защите прав потребителей.

В Федеральном законе от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (п. 4 ст. 9.2) закреплено право для бюджетных учреждений сверх установленного государственного (муниципального) задания (а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания) выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, физическим и юридическим лицам на платной основе и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.

Приведем пример оказания платных медицинских услуг в пределах государственного задания.

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Смотровая поликлиника» проводит различные виды медицинских осмотров: предварительные, периодические, предрейсовые, предполетные. В соответствии со ст. 213 Трудового кодекса РФ осмотры оплачиваются за счет средств работодателя. Орган, исполняющий функции и полномочия учредителя, предоставляет поликлинике субсидию на содержание учреждения и в рамках государственного задания обязывает ее оказывать услуги работникам организаций, финансируемым из бюджета области, по сниженным ценам.

В соответствии со ст. 84 Закона № 323-ФЗ, 4 октября 2012 г. было подписано постановление Правительства РФ № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (далее – Правила), которое вступило в силу с 1 января 2013 г.

В Правилах для медицинских организаций, участвующих в реализации ППГ, определены условия предоставления медицинских услуг на платной основе, в т. ч. уточнено, что такое «иные условия», чем предусмотрено ПГГ:

• при стационарном лечении – установление индивидуального поста медицинского наблюдения;

• применение лекарственных препаратов, не входящих в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, если их назначение и применение не обусловлено жизненными показаниями или заменой из-за индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов, входящих в указанный перечень, а также применение медицинских изделий, лечебного питания, в т. ч. специализированных продуктов лечебного питания, не предусмотренных стандартами медицинской помощи.

Кроме того, Правила повторяют условия оказания платных медицинских услуг, установленные Законом № 323-ФЗ: при оказании медицинских услуг анонимно, отсутствии полиса обязательного медицинского страхования, самостоятельном обращение за услугами, за исключением условий, предусмотренных ст. 21 Закона № 323-ФЗ.

Фактически же перечень условий является открытым. То есть оказание медицинских услуг вне очереди, в удобное для пациентов время и т. п. по-прежнему могут осуществляться на платной основе.

В Правилах не указано, что сверх видов и объемов ПГГ медицинские услуги оказываются только на платной основе, но на практике это происходит именно так.

Информирование потребителей платных медицинских услуг.

Поскольку, напомним, на медицинские услуги теперь распространяется действие Закона № 2300-1, в Правилах содержатся требования предоставить информацию потребителям в соответствии с данным законом (ст. 9 и 10).

Правила требуют, чтобы необходимая информация была размещена на сайте медицинской организации в сети Интернет, а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации. Обязанность учреждения предоставлять пациентам для ознакомления копию лицензии с приложениями, адреса и телефоны контролирующих органов, сведения о режиме работы существовала и ранее. Но с 1 января 2013 г. стало обязательным предоставление копии документов о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц, с указанием органа, осуществившего государственную регистрацию; прейскурант – перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях; сведения об условиях, порядке и форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты. Также как и обязанность информировать пациентов о порядке и условиях предоставления медицинской помощи в соответствии с ПГГ, предоставлять сведения о медицинских работниках, участвующих в предоставлении платных медицинских услуг, об уровне их профессионального образования и квалификации. Это связано с тем, что Закон № 2300-1 требует предоставить сведения о лице, которое будет оказывать услугу, и информацию о нем, поскольку это имеет существенное значение для пациента и влияет на качество оказания услуг.

Информация, размещенная на информационных стендах, должна быть доступна всем посетителям учреждения в течение всего времени работы медицинской организации. Информационные стенды должны располагаться в доступном для посетителей месте и оформляться таким образом, чтобы можно было свободно ознакомиться с размещенной на них информацией. Никакие ссылки на то, что услуг много, что с ценами на них можно познакомиться в отделе платных услуг или в кассе учреждения, что, конечно, возможно, не освобождают учреждение от обязанности вывесить прейскурант на стенде или рядом с ним, даже если это целая книга и посетители периодически «навсегда заимствуют ее для лучшего изучения».

Отсутствие в наглядной и доступной форме на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также на информационных стендах (стойках) всех сведений, предусмотренных п. 11 Правил, а также текста самих Правил и Закона № 2300-1 влечет предупреждение или наложение административного штрафа от 3 тыс. до 4 тыс. руб. – на должностных лиц; от 30 тыс. до 40 тыс. руб. – на юридических лиц. Это предусмотрено ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая устанавливает такую ответственность за оказание услуг организацией при отсутствии информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством РФ.

Для ознакомления потребителю (заказчику) по его просьбе должна быть предоставлена копия устава, учредительного договора, положения или положения о филиале, т. е. учредительных документов того юридического лица или его филиала, которое непосредственно оказывает платные услуги, а также сведения о внесении учреждения в Единый государственный реестр юридических лиц.

Информированное добровольное согласие пациента

Правила определяют, что платные медицинские услуги оказываются при наличии информированного добровольного согласия пациента (п. 28) или его законного представителя. Под информированным согласием, которое является предварительным условием любого медицинского вмешательства, понимается добровольное принятие пациентом решение о применении курса лечения или использовании метода диагностики после предоставления врачом должного объема информации.

Таким образом, процесс получения информированного добровольного согласия состоит из двух этапов: предоставление пациенту информации по его желанию и надлежащее оформление согласия пациента на получение услуг.

Пациент имеет право на получении следующей информации:

• о состоянии его здоровья, включая сведения о результатах обследования и установленном диагнозе;

• методах лечения и связанном с каждом из них риске;

• возможных вариантах и последствиях медицинского вмешательства;

• об альтернативах медицинскому вмешательству;

• ожидаемых результатах лечения;

• используемых при предоставлении платных медицинских услуг лекарственных препаратах и медицинских изделиях, в т. ч. о сроках их годности (гарантийных сроках), о показаниях (противопоказаниях) к их применению.

С учетом принципа добровольности получения информации пациент имеет право отказаться от получения информации или указать лицо, которое следует информировать о состоянии его здоровья вместо него. Предоставляя пациенту (его законному представителю или иному, указанному пациентом лицу) сведения о предстоящем лечении, желательно использовать минимум медицинских или технических терминов, а также убедится в том, что информация правильно понята.

Полученное согласие пациента на медицинское вмешательство должно быть надлежащим образом оформлено. Действующее законодательство не устанавливает в обязательную письменную форму для оформления согласия пациента. Но в случае возникновения конфликта между пациентом и врачом или судебного разбирательства письменное информированное добровольное согласие пациента защитит учреждение.

Для ликвидации или, по крайней мере, существенного сокращения исков пациентов к учреждениям, целесообразно разработать и утвердить несколько форм документов на различные виды медицинских вмешательств, образцы которых есть в специальной литературе и в Интернете.

Документ обычно состоит из двух частей – информационной части и собственно согласия пациента на медицинское вмешательство. Информационная часть документа заполняется врачом в присутствии пациента или его представителя. В информированном добровольном согласии (также как и в договоре) необходимо указать, что несоблюдение указаний (рекомендаций) исполнителя (медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу), в т. ч. назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя.

В документе должна стоять дата подписания, а также собственноручная расшифровка подписи пациента (его представителя). В медицинской карте пациента также делается отметка о наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Документ, подтверждающий информированное добровольное согласие пациента на медицинское вмешательство, может храниться в медицинской карте пациента или отдельно от нее.

При оказании платных медицинских услуг медицинскими организациями, участвующими в реализации ПГГ, необходимо в информированном добровольном согласии указать причины, по которым медицинская помощь оказывается на платной основе. Например: сверх объемов территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; услуги, не входящие в ПГГ; сверх стандартов лечения; услуги вне очереди; на анонимной основе и т. д. Обязательно нужно отметить, что это делается по желанию пациента.

Заключение договора на предоставление платных услуг

Обратите внимание, что в договоре предоставления платных медицинских услуг (который должен заключаться только в письменной форме) необходимо писать «потребитель» или «заказчик», а не «пациент», как это делалось раньше.

К сведению

Потребитель – это физическое лицо, намеревающееся получить или уже получающее платные медицинские услуги лично в соответствии с договором. Но потребитель, получающий платные медицинские услуги, в то же время является пациентом, на которого распространяется действие Закона № 323-ФЗ.

Заказчик – это физическое или юридическое лицо, намеревающееся заказать (приобрести) или заказывающее (приобретающее) платные медицинские услуги в соответствии с договором в пользу потребителя.

При заключении договора по требованию потребителя или заказчика им должна быть предоставлена в доступной форме следующая информация:

• о порядках оказания медицинской помощи и стандартах медицинской помощи, применяемые при предоставлении платных медицинских услуг;

• конкретных медицинских работниках, предоставляющих соответствующую платную медицинскую услугу (их профессиональном образовании и квалификации);

• методах оказания медицинской помощи, связанных с ними рисках, возможных видах медицинского вмешательства, их последствиях и ожидаемых результатах оказания медицинской помощи.

Потребителям или заказчикам могут быть предоставлены и другие сведения, относящиеся к предмету договора.

Отметим, что до заключения договора учреждение обязано в письменной форме уведомить потребителя (заказчика) о том, что несоблюдение указаний (рекомендаций) медицинского работника, предоставляющего платную медицинскую услугу, в т. ч. назначенного режима лечения, могут снизить качество предоставляемой платной медицинской услуги, повлечь за собой невозможность ее завершения в срок или отрицательно сказаться на состоянии здоровья потребителя.

Если в процессе выполнения договора исполнителем потребуется оказать пациенту дополнительные медицинские услуги, то стороны либо подписывают дополнительное соглашение к договору, являющееся его неотъемлемой частью, либо заключается новый договор.

Можно порекомендовать, например, при лечении в стационаре, когда стоимость предоставления медицинской помощи напрямую зависит от количества койко-дней, проведенных пациентом в организации, использовать в договоре приблизительную цену услуги.

При лечении в условиях стационара приблизительная цена услуги формулируется в договоре после указания стоимости лечения следующим образом: «цена услуги является приблизительной и может быть изменена в сторону уменьшения или увеличения в зависимости от фактического количества дней пребывания пациента в стационаре». Аналогичным образом формулируется приблизительная цена и на другие услуги, стоимость которых зависит от количества, размера, наличия или отсутствия чего-либо, что невозможно точно определить до начала оказания услуги.

В соответствии с Законом № 323-ФЗ в случае, если при предоставлении платных медицинских услуг потребуется предоставление дополнительных медицинских услуг по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни потребителя при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострениях хронических заболеваний, то такие медицинские услуги оказываются бесплатно.

В случае отказа пациента после заключения договора от получения медицинских услуг договор расторгается. При этом потребитель (заказчик) обязан в соответствии с ГК РФ оплатить исполнителю фактически понесенные им расходы, связанные с исполнением обязательств по договору.

Новые возможности оплаты медицинских услуг

Отметим, что Правила в соответствии с действующим законодательством позволяют выдавать не только чеки контрольно-кассовой техники, но и иные документы установленной формы. Иными словами, при оказании медицинских услуг на дому, на выезде, в то время, когда касса не работает или не работает кассовый аппарат, можно оказывать платные услуги и принимать за них плату, выдавая документы строгой отчетности, приравненные к чекам. При этом с сотрудниками, которые принимают оплату, заключается договор о полной материальной ответственности.

Новые технологии не стоят на месте, и уже стали появляться мобильные картридеры, которые подсоединяются к смартфонам и айфонам, на которые устанавливаются соответствующие приложения и которые позволяют оплачивать услуги банковскими картами даже на дому и на выезде.

Правила распространяются не только на услуги, оплачиваемые за счет личных средств граждан, но и за счет средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в т. ч. договоров добровольного медицинского страхования. Они определяют, что заключение договоров добровольного медицинского страхования и оплата медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с такими договорами, осуществляются в соответствии с ГК РФ и Законом РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

В заключение отметим, что действующее законодательство не обязывает государственные и муниципальные учреждения оказывать медицинскую помощь на платной основе, но закрепляет право пациента на получение такой помощи, в т. ч. в учреждениях, работающих по программе (территориальной программе) государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Правовые основы оказания платных медицинских услуг (стр. 1 из 9)

1. Правовая природа отношений пациентов с медицинскими организациями

2. Основания и порядок предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями

3. Ответственность за причинение вреда здоровью граждан, при оказании платных медицинских услуг

Список источников и литературы

Одной из важнейших социальных задач, решаемых нашим государством на современном этапе, является обеспечение эффективного функционирования системы здравоохранения.

Основными направлениями реформы здравоохранения являются не только вопросы оптимизации управления, рационального использования ограниченных финансовых и материальных ресурсов, реструктуризации системы лечебно-профилактической помощи населению, но и вопросы правовой защиты пациентов. В этих условиях исследование по вопросам предоставления пациентам услуг на платной основе, очень актуально, поскольку незнание своих прав пациентами в этой области, как показывает практика приводит к злоупотреблениям со стороны медицинских учреждений. Именно на устранение этого пробела и направлена настоящая работа, в которой будет охарактеризована правовая природа отношений пациентов с медицинскими организациями, проанализированы основания и рассмотрен порядок предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, а также подробно проанализированы вопросы ответственности за причинение вреда здоровью граждан, при оказании платных медицинских услуг.

В соответствии с действующими законодательством, являясь участником гражданских правоотношений, возникающих в системе обязательного медицинского образования, медицинские учреждения вправе совершать действия, которые направлены на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Такие действия называются сделками.

Оказание медицинской помощи является по своей сути особым родом услуги. Услуга — совершение определенной деятельности или совокупности определенных действий, направленных на удовлетворение потребностей других лиц.

Медицинская услуга — это совокупность необходимых, достаточных, добросовестных профессиональных действий медицинского работника (производителя услуги), направленных на удовлетворение потребностей пациента (потребителя услуги).

Медицинская услуга обладает рядом особенностей, которые дают основание не отождествлять ее с обычной бытовой услугой.

Во-первых, медицинская услуга неотделима от процесса ее оказания и потребляется в процессе ее производства. Она не осязаема до момента ее оказания, не способна к хранению, накоплению. Медицинскую помощь нельзя рассматривать обособлено от ее производителя, а в момент ее производства, за редким исключением, необходимо присутствие потребителя услуги.

Во-вторых, рынок медицинских услуг относится к рынку с так называемым «нарушенным суверенитетом покупателя (пациента)». При обращении за медицинской помощью или в момент ее оказания пациент, как правило, не знает истинных своих потребностей: какая собственно услуга, в каком объеме и какого качества ему в данный момент необходима. Важнейшая задача производителя состоит в выявлении этой потребности, диагностике патологического состояния, имеющегося у больного, в оказании услуги, соответствующей требованию минимальной достаточности.

В-третьих, медицинская услуга уникальна тем, что потребитель не только пассивно присутствует при оказании ему медицинской помощи, но и сам активно участвует, влияет на этот процесс. Отношение человека к своему здоровью, адекватность исполнения им врачебных назначений и рекомендаций в огромной степени определяют качество медицинской помощи, получаемой им.

Правоотношения, возникающие по договору возмездного оказания услуг, регулируются нормами гл. 39 ГК РФ. В ст. 779 ГК РФ прямо указано на то, что правила этой главы применяются к договорам оказания медицинских услуг.

В ст. 779 ГК РФ сформулированы также основные признаки, по которым заключаемая сделка может быть отнесена к числу договоров возмездного оказания услуг. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Следует указать на универсально возмездный характер медицинских услуг. Выделяют платные медицинские услуги, которые предполагают порядок их непосредственной оплаты пациентом. В остальных случаях медицинские услуги, являясь бесплатными для пациента, тем не менее остаются возмездными для ее исполнителя. Плательщиком могут выступать бюджет, внебюджетные фонды.

Все эти особенности оказания платных медицинских услуг и являются предметом исследования настоящей работы.

Конституция РФ провозглашает — «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь». Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений» (ч. 1 ст. 41). Более подробно данное положение раскрывается в ст. 17 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан (далее — Основы)[1] . В числе прочих факторов, обеспечивающих право граждан на охрану здоровья, абз. 1 указанной статьи Основ называет «Предоставление населению доступной медико-социальной помощи», возможность требования которой описывается в ст. 20 Основ — «Право граждан на медико-социальную помощь». Таким образом, в число элементов гражданской правоспособности всякого гражданина России входит возможность обратиться в специализированную организацию с требованием об оказании медико-социальной помощи в целях восстановления утраченного или поврежденного здоровья.

Медико-социальная помощь оказывается соответствующими специалистами в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в организациях системы социальной защиты населения при заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях. Условия и объем предоставляемой бесплатной медицинской помощи определяются в соответствии с программами государственных гарантий. Дополнительные медицинские и иные услуги оказываются гражданам на основе программ добровольного медицинского страхования за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

При обращении за медицинской помощью в рамках программы обязательного медицинского страхования гражданин имеет статус выгодоприобретателя по договору обязательного медицинского страхования, заключенному между страховой организацией (страховщиком) и работодателем гражданина (страхователем). Данный вывод следует из содержания норм ст. 4 и 6 Закона о медицинском страховании[2] : здесь гражданин назван застрахованным лицом, что, конечно, тоже правильно, но не отражает главное в его статусе. Главное же состоит в том, что застрахованный гражданин, обратившийся в медицинскую организацию, вправе требовать от нее предоставления медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям страхового договора, причем независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса, т.е., как было сказано, имеет статус выгодоприобретателя.

При обращении за медицинской помощью в рамках программы добровольного медицинского страхования гражданин имеет статус страхователя по данному договору и, следовательно, вправе потребовать оказания медицинских услуг в соответствии с условиями этого договора.

Основные положения, регламентирующие права и обязанности по договору оказания медицинских услуг, содержатся в ст. 779 — 783 ГК РФ о возмездном оказании услуг. Итак, заключен договор возмездного оказания услуг. Имея в виду то, что заказчиком медицинских услуг является гражданин и что назначение таких услуг состоит в удовлетворении его личной потребности (в восстановлении здоровья), следует заключить, что к договору оказания возмездных медицинских услуг применяются следующие установления ГК РФ: а) правила о бытовом подряде (ст. 730 — 739); б) общие положения о подряде (ст. 702 — 729); в) нормы о правах покупателя по договору розничной купли-продажи на случай передачи ему товара ненадлежащего качества (ст. 503 — 505) — в силу ст. 739 ГК РФ о правах заказчика в ситуации ненадлежащего оказания или неоказания услуг.

Последнее обстоятельство позволяет заключить, что в части, не урегулированной ГК РФ, права заказчика в случае ненадлежащего оказания или неоказания ему услуг определяются также нормами ст. 1 — 17 и 27 — 39 Закона о защите прав потребителей.[3]

Гражданский кодекс РФ и Закон РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» предоставляют гражданам широкий спектр охраняемых законом прав и свобод, связанных с реализацией услуг по возмездному договору. Одной из важнейших норм здесь является возможность взыскания вреда, причиненного вследствие недостатков услуги независимо от вины исполнителя (ст. 1095 ГК). Из этой нормы вытекает также очень важное процессуальное правило: для возмещения ущерба в таких случаях не требуется доказывания вины причинителя вреда. Более того, даже если исполнитель услуги докажет свою невиновность, то и в этом случае он будет нести обязанность возместить потребителю убытки. В сфере обычных бытовых услуг, где сам гражданин вносит деньги в кассу исполнителя (например, в прачечной или в телеателье), возмездный характер этих отношений ни у кого не вызывает сомнений. В таких случаях суды без колебаний применяют Закон «О защите прав потребителей», что обеспечивает максимальную правовую защиту пострадавшему. Но в сфере государственного и муниципального здравоохранения, где оплата за пациента обычно проводится через систему обязательного медицинского страхования (ОМС), возмездность оказания таких медицинских услуг не столь очевидна. Ввиду этого при рассмотрении «врачебных» дел суды по-разному толкуют указанные нормы ГК и Закона «О защите прав потребителей», не всегда применяют их в целях защиты пострадавшего пациента, что неоправданно снижает степень правовой защищенности граждан в отношениях с монопольной системой здравоохранения.

Правовые основы оказания услуги

Правовые основы оказания социальных услуг

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013, №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // «Российская газета» от 30.12.2013, № 6271. (далее — Закон о социальном обслуживании граждан), который отражает и закрепляет происходящие в обществе изменения, направленность развития которых определяется новыми экономическими отношениями, углублением демократизации политической системы, идеологическим плюрализмом. Российский законодатель внедряет в систему российского социального обеспечения многие прогрессивные элементы в сфере заботы государства о нуждающихся в такой помощи гражданах, апробированные в других странах.

Указанный Федеральный закон об основах социального обслуживания является направленным на развитие системы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, повышение его уровня, а также повышения эффективности и качества.

В соответствии с Федеральным законом об основах социального обслуживания социальное обслуживание граждан будет основываться на заявительном принципе, который заключается в следующем — предоставление социальных услуг и отказ от них будут возможны только с учетом волеизъявления (желанием) получателя.

Необходимо обратить особое внимание, что Федеральным законом об основах социального обслуживания предполагается индивидуальный подход к социальному обслуживанию населения исходя из потребностей граждан в конкретных социальных услугах.

Вместе с тем в неотложных случаях могут оказываться срочные социальные услуги (например — обеспечение предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилья, юридической и психологической помощи).

Федеральным законом об основах социального обслуживания определяются условия предоставления социальных услуг, как на бесплатной так и на платной основе, а также категории граждан, которым социальные услуги должны предоставляться бесплатно.

Вводится социальное сопровождение граждан, которое выражается в содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической и социальной помощи, не относящейся к социальным услугам.

Кроме того Федеральным законом об основах социального обслуживания устанавливаются положения, которые предусматривают осуществление общественного контроля (иными словами общественного надзора) в сфере социального обслуживания.

Действие закона распространяется на граждан Российской Федерации, на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, беженцев.

Законом вводятся понятия: «получатель социальных услуг», «поставщик социальных услуг», «профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании», понятие «стандарт социальных услуг» излагается в новой редакции (основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги), при этом стандарт социальной услуги является составной частью порядка предоставления социальных услуг.

В законе не содержаться понятия «трудная жизненная ситуация», ранее предусмотренного Федеральным законом от 10 декабря 1995г. № 195- ФЗ Федеральный закон от 10.12.95 №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» // «Российская газета» от 19.12.1995, № 243.. Вместо этого четко установлены обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании (статья 15 Закона).

Закон предполагает индивидуальный подход к установлению получателям необходимых им социальных услуг исходя из потребности гражданина в социальных услугах и составление индивидуальных программ предоставления социальных услуг (статья 16 Закона). Рекомендации по определению потребности в социальных услугах, а также форма индивидуальной программы утверждается Минтрудом России (статья 7 Закона). Программа пересматривается не реже, чем раз в три года.

Законом определяются условия предоставления социальных услуг на бесплатной и платной основе, а также категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно и за плату на дому, в полустационарных и стационарных условиях.

Согласно Закону, платность социальных услуг, предоставляемых в полустационарных условиях и на дому, базируется на адресном подходе к их получателям и зависит от уровня их среднедушевого дохода. Ограничивается предельный размер платы за социальные услуги.

В Законе декларируется, что социальное обслуживание осуществляется на принципе добровольности. Однако, согласно статье 14 Закона, заявление о социальном обслуживании могут подать как сам гражданин, так и другие граждане, государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, а также субъекты межведомственного взаимодействия. В Законе не сказано, что для подачи заявления требуется согласие получателя социальных услуг.

Прописаны права и обязанности поставщиков и получателей социальных услуг. Следовательно, получателям социальных услуг можно будет самим выбирать наиболее подходящего поставщика. Вводится общественный контроль в сфере социального обслуживания.

Статистические наблюдения позволяют говорить о четком проявлении устойчивости развития сферы услуг. При этом усиливается ее дифференциация: сфера услуг уже не является однородной и может быть подразделена на ряд субсекторов.

Согласно посланию Президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию РФ от 4 декабря 2014 г., образование, здравоохранение, система социальной помощи должны стать подлинным общественным благом, служить всем гражданам страны Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию РФ от 4 декабря 2014 г. // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». . Гражданина, как указано в послании, не должно заботить, где он получает социальную услугу — в государственной, муниципальной, частной организации. Государство и впредь планирует обеспечивать поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций. В послании обращается внимание также на то, что конкуренция это решающий фактор повышения качества услуг социальной сферы. Кроме того, необходимо запустить механизм независимой оценки качества услуг, обеспечить открытость информации о работе учреждений социальной сферы.

В настоящее время социальным обслуживанием в Российской Федерации ежегодно охватывается более 34 млн. человек — пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации Пояснительная записка к проекту Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». . Как указано в пояснительной записке к проекту ФЗ о социальном обслуживании граждан, модель организации социального обслуживания, базирующаяся на положениях действующих законов, не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества, о чем свидетельствуют региональные различия в объемах прав граждан на социальное обслуживание, в доступности и качестве предоставляемых социальных услуг, а также сохраняющаяся в субъектах Российской Федерации на протяжении длительного времени очередность на получение социальных услуг на дому и в стационарных условиях и др. Таким образом, система социального обслуживания граждан нашей страны нуждается в развитии, повышении ее уровня, качества и эффективности, на что и направлен принятый Закон о социальном обслуживании граждан Семенова А.Н. Социальное право РФ. — М.: Юридическая литература, 2009. С.114..

Закон о социальном обслуживании граждан конкретизирует содержание ряда основных понятий, применяемых в действующих законах, таких как «социальное обслуживание», «социальная услуга», «трудная жизненная ситуация», с целью их единообразного толкования и практического использования, а также предусматривает введение ряда новых основных понятий, к которым относятся: «поставщик социальной услуги», «получатель социальной услуги», «индивидуальная нуждаемость в социальных услугах». Так, в ст. 3 Закона о социальном обслуживании под социальной услугой понимается действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и / или расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. При этом социальное обслуживание основывается на заявительном принципе. Предоставление социальных услуг и отказ от них возможны только с учетом волеизъявления получателя. За предоставлением социальных услуг гражданин или его законный представитель может обращаться непосредственно сам или по его просьбе иные граждане, государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения как в уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо непосредственно к поставщику социальных услуг с письменным либо электронным заявлением о предоставлении социального обслуживания (ст. 14 Закона о социальном обслуживании). Форма заявления о предоставлении социальных услуг утверждается Минтрудом России (ст. 7 Закона о социальном обслуживании).

Что касается вопроса об исполнителе социальных услуг, то согласно ст. 5 Закона о социальном обслуживании такими субъектами, кроме органов и организаций, находящихся в ведении органов власти, в качестве услугодателей могут выступать коммерческие и некоммерческие организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание. Тем не менее отсутствует четкий критерий отнесения негосударственных организаций к возможным исполнителям социальных услуг.

Так, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд рассмотрел дело, в котором открытое акционерное общество (далее — ОАО), на основании ст. 19, 20 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Рос. газета. 2006. 27 июля. (далее — Закон о защите конкуренции), договора аренды обратилось в Комитет имущественных отношений с заявлением о предоставлении преференции в форме заключения договора аренды объекта недвижимости и части земельного участка. Управление Федеральной антимонопольной службы отказало в предоставлении ОАО муниципальной преференции в виде передачи в аренду помещения в связи с тем, что ее предоставление не соответствует целям ч. 1 ст. 19 Закона о защите конкуренции. Соглашаясь с позицией антимонопольного органа, суд первой инстанции указал, что деятельность общества (в соответствии с Уставом), в том числе по розничной торговле хлебом и хлебобулочными изделиями, не может быть отнесена к формам социальной защиты (социального обеспечения) населения, поскольку правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее — Закон о государственной социальной помощи), в соответствии со ст. 1 которого государственная социальная помощь состоит в предоставлении малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Набор таких услуг определен в ч. 1 ст. 6.2 указанного Закона. Исходя из положений Закона о государственной социальной помощи социальное обслуживание заключается в деятельности специально созданных служб и организаций по их обслуживанию, принадлежащих федеральным, региональным и муниципальным органам и находящихся в их ведении Амелина А.Н. Российское социальное право. — М.:Юридическая литература, 2009.С.67.. Такая деятельность может осуществляться также организациями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица. Вывод суда можно сформулировать таким образом, что деятельность общества, в том числе по розничной торговле хлебом и хлебобулочными изделиями не может быть отнесена к формам социальной защиты (социального обеспечения) населения, поскольку услуга, которая продается как товар, не является социальной услугой, даже если ею пользуются граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, деятельность общества по розничной торговле хлебом по фиксированным оптово-отпускным ценам в магазине, который располагается в помещении, испрашиваемом обществом в аренду в порядке предоставления муниципальной преференции, охватывает все население города, то есть отсутствует адресность, как основополагающий принцип государственной социальной поддержки в системе государственного социального обеспечения населения Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 января 2013 г. по делу № А42-2452/2012 // Архив Тринадцатого арбитражного апелляционного суда. 2013.. Иными словами, исполнитель социальных услуг по смыслу законодательства о социальном обслуживании населения — это лицо, оказывающее услуги адресно.

В Законе о социальном обслуживании граждан изложен перечень основных видов социальных услуг, условия их предоставления. Так, в соответствии со ст. 20 Закона получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, а также срочные социальные услуги. С целью большей конкретизации оказываемых населению услуг, Правительство РФ утвердило примерный перечень социальных услуг по видам социальных услуг Постановление Правительства РФ от 24.11.2014 № 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг» // Справ.правовая система «КонсультантПлюс». . Перечисленные социальные услуги предоставляются на основании договора, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином либо его законным представителем, на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг в суточный срок с даты представления индивидуальной программы предоставления социальных услуг поставщику социальных услуг (ст. 17 Закона). В договоре определяются предоставляемые социальные услуги, перечисленные в индивидуальной программе предоставления социальных услуг, их стоимость в случае, если они предоставляются за плату. Форма договора также утверждается Минтрудом России (ст. 7 Закона). В настоящее время форма договора о предоставлении социальных услуг утверждена Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 ноября 2014 г. № 874н «О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг». В Новосибирской области утвержден Порядок назначения и предоставления социальной помощи на территории Новосибирской области Постановление Правительства Новосибирской области от 23 апреля 2013 г. № 180-п «Об установлении Порядка назначения и предоставления социальной помощи на территории Новосибирской области» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». .

В субъектах Российской Федерации формируются и ведутся реестр поставщиков социальных услуг и регистр получателей социальных услуг (ст. 24-26 Закона). Реестр поставщиков социальных услуг размещается в открытом доступе на официальном сайте уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Рекомендации по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг и регистра получателей социальных услуг утверждаются Минтрудом России (ст. 7 Закона). В Новосибирской области с 1 января 2015 г. действует Постановление Правительства Новосибирской области от 20 октября 2014 г. № 420-п «Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра поставщиков социальных услуг», согласно которому реестр поставщиков социальных услуг включает основные сведения, среди них — наименование поставщика социальных услуг; место предоставления социальных услуг; информация о лицензиях, имеющихся у поставщика социальных услуг; сведения о формах социального обслуживания; перечень предоставляемых социальных услуг по формам социального обслуживания и видам социальных услуг; тарифы на предоставляемые социальные услуги по формам социального обслуживания и видам социальных услуг; информация об общем количестве мест, предназначенных для предоставления социальных услуг, о наличии свободных мест, в том числе по формам социального обслуживания; информация об условиях предоставления социальных услуг; информация о результатах проведенных проверок; информация об опыте работы поставщика социальных услуг за последние пять лет. В реестр могут быть включены не только муниципальные организации, но также юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Закон о социальном обслуживании граждан определяет условия предоставления социальных услуг на бесплатной и платной основе, а также категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно и за плату на дому, в полустационарных и стационарных условиях.

Исходя из положений ст. 8 Закона о социальном обслуживании граждан, в субъекте Российской Федерации утверждается перечень предоставляемых в различных формах социального обслуживания социальных услуг на основании утвержденного Правительством Российской Федерации примерного перечня видов социальных услуг, а также порядки предоставления социальных услуг, обязательные для исполнения поставщиками социальных услуг на территории субъекта Российской Федерации (ст. 7 Закона) Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013, №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // «Российская газета» от 30.12.2013, № 6271.. Министерство труда России разрабатывает примерные порядки предоставления социальных услуг по формам социального обслуживания.

В качестве самостоятельного вида социальных услуг Законом о социальном обслуживании граждан определены срочные социальные услуги (ст. 21 Закона) Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013, №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // «Российская газета» от 30.12.2013, № 6271., предоставляемые без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг в целях оказания неотложной помощи в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг. Законом также введено социальное сопровождение граждан при предоставлении социальных услуг, предполагающее содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, основывающейся на межведомственном взаимодействии организаций, оказывающих такую помощь. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе предоставления социальных услуг.

Таким образом, анализируя содержание Закона о социальном обслуживании граждан, можно прийти к выводу, что перед нами типичный пример публично-правовой услуги, оказываемой субъектами публичного права посредством гражданско-правовых средств, к числу которых относится договор. Социальная услуга возникает при реализации субъективного права на социальную помощь, гарантированную Конституцией РФ (ст. 39). Сущность социальной услуги обусловлена ее публично-правовой природой и заключается в диалектическом характере взаимодействия разноуровневых интересов личности и государства, которые полностью регламентированы и закреплены в нормах права. При определении легальных оснований для выделения социального обслуживания в особый предмет правового регулирования можно прийти к выводу о том, что социальное обслуживание представляет собой родовое понятие, объединяющее в себе два блока отношений: оказание социальной помощи и удовлетворение потребностей граждан в социальных услугах. В законодательстве указанное различие проявляется в возможности предоставления социальных услуг возмездно и без взимания платы. При этом социальная услуга всегда представляет собой деятельность, требующую договорного режима оказания социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых и других услуг лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, вне зависимости от условий ее оказания и оплаты. Тем не менее, нуждаются в разграничении не «платные» и «бесплатные», «государственные» и «негосударственные» услуги, имеющие общий частноправовой, дозволительный режим регулирования, а «социальное обслуживание» и «социальная помощь», включенные в один правовой институт. Приведенная позиция также поддерживается и другими исследователями Барков А. В. Рынок социальных услуг: проблемы правового регулирования: Автореф. дис. … д-ра. юрид. наук. М., 2008. 60 с..

Кроме того, предоставление социальных услуг эффективно в условиях действия договора, в котором предусматриваются и защищаются субъективные права потребителя на информацию, безопасность, качество услуги. Договор также направлен на обеспечение защиты интересов исполнителя услуги, поскольку в отсутствие договора за некачественное обслуживание наступает внедоговорная (деликтная) ответственность. Особенностью публичной услуги является ее социальная направленность, проявляющаяся в необходимости эффективной защиты лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, от воздействия рыночной экономики, что предполагает, в первую очередь, необходимость обеспечения защиты прав потребителей социальных услуг как слабой стороны в отношениях по их оказанию. Насколько новое законодательство о социальном обслуживании граждан выполнит поставленные цели, указанные в Законе о социальном обслуживании граждан, покажет время.

Следовательно, сущность социальных услуг имеет место быть в союзе зафиксированных экономических и правовых гарантий, которые обеспечивают следование главным социальным правам граждан и достижение с их помощью социально-приемлемого уровня жизни. Социальные услуги, которые предоставляются населению, являются не чем иным, как деятельностью социальных служб по социальной поддержке, a также оказанию социально-медицинских, социально-бытовых, материальной помощи, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и проведению социальной реабилитации и адаптации граждан, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Таким образом, общественно-социальное значение видов социальных услуг является неоспоримо высоким.

Популярное:

  • За административное нарушение закон предусматривает Как по фамилии проверить административный штраф Административный штраф – это денежное наказание любого гражданина России за совершенное административное правонарушение. Закон […]
  • Вакансии юрист юго-западная Юрист в Юридическое бюро Вакансия 1860226 · Добавлена 10 декабря 2014 · Обновлена 15 января 2015, 00:31 · Просмотров 200 Вакансия находится в архиве (не актуальна) Условия работы Полный […]
  • Адвокат эльнара салманова Для попавшегося на взятке адвоката Салмановой прокуратура просит 8 лет Прокуратура запросила для адвоката Свердловской гильдии адвокатов 38-летней Эльнары Салмановой, чье дело сейчас […]
  • Коап рф половина С 11 января 2015 года разрешено назначать юридическим и физическим лицам административный штраф ниже низшего предела Судьям разрешили в отдельных случаях снижать минимальный размер […]
  • Функции службы по защите прав потребителей финансовых услуг Цб рф служба по защите прав потребителей финансовых услуг Специалист службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Уральское управление ЦБ РФ в 2015г […]
  • Как рассчитать пособие за второго ребенка в 2014 году Расчет пособия по уходу за ребенком в 2015 году Что изменилось в расчете пособия по уходу за ребенком? Как рассчитать это пособие и быстро проверить, не допущена ли ошибка? О каких […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.