Система и источник финансового права

Источники финансового права

Источники финансового права

Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в большом числе разнообразных нормативных правовых актов, именуемых его источниками. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, субъектов Федерации, или региональные, местные и др.).

Итак, источники российского финансового права — это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти (федеральных и субъектов РФ) и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

Трехуровневый состав — характерная особенность источников российского финансового права, вытекающая из федеративного устройства государства и действия органов местного самоуправления, из разграничения компетенции по правовому регулированию финансовых отношений между федеральными, региональными (субъектов РФ) органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Главный источник финансового права — Конституция РФ, на основе которой приняты конституции и уставы субъектов РФ, а также уставы муниципальных образований. Какого-либо единого источника по этой отрасли права в целом, вроде кодекса, нет. Однако в качестве составной части системы источников финансового права, как уже отмечалось, действуют кодифицированные нормативные акты по налоговому и бюджетному праву: БК РФ и НК РФ. Такие правовые акты приняты в стране впервые и призваны сыграть важную роль в формировании современного российского финансового права.

Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы других отраслей права — конституционного, административного, гражданского и т. д. К ним относятся, например, законы о Правительстве РФ, о местном самоуправлении, о банках, об организации страхования, которые регулируют финансовые отношения в комплексе с другими отношениями, являясь источниками как финансового, так и иных соответствующих отраслей права.

Источники финансового права Российской Федерации неодинаковы по своим правовым свойствам. В их числе — законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. В настоящее время расширяется сфера регулирования финансовых отношений непосредственно законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число федеральных законов, относящихся к разным сферам финансовой деятельности, действуют кодифицированные нормативные акты — БК РФ и НК РФ, что свидетельствует о развитии правовой основы финансовых отношений в направлении се совершенствования. На данном этапе наблюдается активизация этого процесса.

Новое содержание федеративных отношений в России и развитие местного самоуправления привели к активизации нормотворческой деятельности субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере финансов. Приняты законы субъектов РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о налогах, органами местного самоуправления утверждены положения о местных налогах и др. Упомянутые акты наряду с федеральным законодательством — важная часть источников финансового права.

Нормы финансового права содержатся также в актах главы государства и органов исполнительной власти: указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ (например, постановлением Правительства РФ устанавливаются ставки таможенной пошлины). Акты органов исполнительной власти субъектов РФ, принятые по вопросам, соответствующим их компетенции, тоже могут быть источниками финансового права.

Большую группу источников финансового права составляют акты органов исполнительной власти, прежде всего финансово-кредитных — Министерства финансов РФ (Минфина России), Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России), Центрального банка РФ и др. (приказы, инструкции и т. д.). Некоторые нормативные акты издаются совместно названными органами или вместе с другими экономическими и иными службами (Федеральной службой государственной статистики, Федеральной таможенной службой (ФТС России), Федеральной службой по тарифам и др.), в зависимости от содержания регулируемых отношений. Однако в связи с повышением роли законов и расширением круга рассматриваемых ими в сфере финансов вопросов предмет регулирования у этих органов сузился — до внутренних (для данных органов) отношений.

Соответственно развитию методов финансово-правового регулирования используются новые формы совместных решений финансово-кредитных органов, в частности соглашения между ними. Соглашения по финансовым вопросам не исключены и между другими органами.

Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов исполнительной власти министерств, служб, регулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых администрацией предприятий, организаций, учреждений (например, положение о порядке распределения прибыли предприятия, доходов учреждения, полученных от предпринимательской и иной деятельности).

В процессе формирования российского финансового права важная роль принадлежит Конституционному Суду РФ. Она проявляется в том, что в результате рассмотрения конкретных дел он формулирует свою правовую позицию относительно конституционности примененных правовых норм, дает толкование их смысла. В случае признания данных норм неконституционными они утрачивают силу, что должно повлечь изменение законодательства. Решения Конституционного Суда РФ являются общеобязательными на всей территории страны. Дела, касающиеся финансовых, особенно налоговых, отношений, занимают в деятельности Конституционного Суда РФ заметное место. Они уже нашли отражение в финансовом законодательстве, в частности в НК РФ.

В связи с тем, что идет активный процесс формирования финансового права соответственно новым условиям жизни общества, вопросы системы этой отрасли права и систематизации финансового законодательства приобрели особую актуальность. К тому же еще не все области финансовой деятельности получили необходимое правовое регулирование.

ВОПРОС 6 Система и источники финансового права. Конституция как основной источник финансового права

ОТВЕТ: Финансовое право как отрасль права состоит из множества отдельных финансово-правовых норм совокупность, которых объединена в единую сложную систему. Внутри этой системы, основываясь на логическом, последовательном разделении норм финансового права и их объединении в однородные правовые комплексы (институты) выделяются институты и более крупные подразделения финансового права.

Трехуровневый состав — характерная особенность источников российского финансового права, вытекающая из федеративного устройства государства и действия органов местного самоуправления, из разграничения компетенции по правовому регулированию финансовых отношений между федеральными, региональными органами государственной власти и органов местного самоуправления.
В правовой системе Российской Федерации, как и любого государства, основополагающее место занимает Конституция РФ в силу особых юридических свойств, отличающих ее от актов текущего законодательства. Конституционные основы финансовой деятельности можно подразделить на политические, экономические и организационные требования.
Политико-правовые принципы финансовой деятельности закрепляются посредством установления Конституцией РФ организации власти (ст.10), целей построения демократического общества, правового государства с развитой системой федерализма (ч.1 ст. 1). В этой связи конституционными основами финансовой деятельности следует считать федерализм, законность, демократизм, разделение властей, публичность, гласность, равноправие субъектов РФ, т.е. общие неизменные начала конституционного строя, закрепленные гл. 1 Основного Закона.
Экономико-правовые основы финансовых отношений основаны на принципе единства экономического пространства (ст. 8), закрепленном в гл. 1 Конституции РФ, регулирующей основы конституционного строя, и на принципе запрета установления препятствий для свободного перемещения товаров, работ, услуг и финансовых ресурсов (ст. 74), закрепленном в гл 3 «Федеральное устройство». Подобный двойной фундамент свидетельствует об огромной значимости экономических основ финансовой деятельности государства, ибо эти постулаты законодатель рассматривает одновременно в качестве правовой базы и гарантии федеративного устройства России.
Организационно-правовые принципы финансовой деятельности, определяющие организационную структуру власти и местного самоуправления, в Конституции РФ закреплены в виде разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, а также разграничения компетенции между органами власти общефедерального, регионального и муниципального уровня (ст. 12, 71-73, 130-132).
Направляющее воздействие Конституции РФ на финансовые отношения осуществляется как принципами-законоположениями (т.е. нормами, содержащими в себе только некоторую общую идею), так и принципами-нормами (т.е. нормами, не требующими принятия специальных законов).
Какого-либо единого источника по финансовому праву в целом, типа кодекса, не имеется. Однако приняты и действуют кодифицированные источники: Бюджетный кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ.

4. Система и источники финансового права.

Следовательно, система российского финансового права — это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты.

Наиболее крупные подразделения российского финансового права — части:

Обоснование необходимости их выделения в финансовом праве и определение содержания каждой из них относится к важным достижениям отечественной правовой науки. Однако работа в этом направлении требует продолжения и углубления с учетом развития финансового права в новых условиях жизни общества и государства.

К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, общие положения об организации финансового контроля, его формы и методы и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства (и муниципальных образований) и имеют для нее общее значение.

Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части, которая состоит из нескольких разделов и подотраслей, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Каждое из этих подразделений представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. В последние по признаку однородности регулируемых отношений входит несколько финанс ово-правовых институтов. Всем этим отношениям свойственны общие отличительные черты.

В последнее время некоторые крупные подразделения финансового права стали именоваться его подотраслями — бюджетное право, налоговое право. Названные подотрасли получили в системе финансового права в сравнении с ее другими подразделениями более четкое оформление и разработанную структуру, что выразил ось в принятии Бюджетного и Налогового кодексов РФ. В совокупности норм этих подотраслей выделены, в частности, нормы общего характера (общие положения), что свойственно хорошо развитым крупным подразделениям отрасли права (например, наследственное право в гражданском праве).

Подотрасли финансового права, как, например, налоговое право могут входить в раздел «Правовое регулирование государственных и муниципальных доходов», состоящий помимо института налогового права также из институтов неналоговых доходов. Однако в целом по финансовому праву такой последовательной группировки правовых норм по разделам, подотраслям, институтам пока еще не имеется.

В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

а) бюджетной системы;

б) внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов;

в) финансов государственных и муниципальных предприятий;

г) государственных и муниципальных доходов;

д) государственного и муниципального кредита;

е) организации страхования;

ж) государственных и муниципальных расходов;

з) банковского кредитования;

и) денежного обращения и расчетов;

к) валютного регулирования.

В системе финансового права находит отражение финансовая система Российской Федерации как объективно существующая экономическая основа. Единство финансов получило правовое выражение в Общей части. Построение Особенной части отражает состав его финансовой системы, выделение в ней нескольких звеньев. В результате бюджетная система государственный, муниципальный и банковский кредит, организация страхования получили правовое оформление в виде соответствующих разделов финансового права.

В издававшихся ранее учебниках в системе финансового права не выделялся структурно раздел, специально посвященный правовому регулированию финансов предприятий, хотя отдельные вопросы функционирования этого звена финансовой системы освещались в разных разделах и институтах финансов ого права. Потребность в его целостном правовом выражении вытекает из объективной основы — наличия соответствующего звена финансовой системы, что неоднократно отмечал ось в юридической литературе. Впервые такой раздел был разработан и выделен в учебнике по финансовому праву 1987 г. издания. С появлением в российской финансовой системе такого звена, как государственные и муниципальные внебюджетные фонды, соответствующий раздел стал выделяться и в системе финансового права.

Научная обоснованность системы права, построение ее на основе объективно существующих отношений дает возможность наиболее правильного и эффективного применения финансово-правовых норм, следовательно, содействует выполнению финансовым правом своей активной роли.

Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов, или источников.

Итак, источники финансового права Российской Федерации — это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти (федеральных и субъектов Федерации) и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

Трехуровневый состав — характерная особенность источников российского финансового права, вытекающая из федеративного устройства государства и действия органов местного самоуправления, из разграничения компетенции по правовому регулированию финансовых отношений между федеральными, региональными (субъектов РФ) органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Главный источник финансового права — Конституция РФ, на основе которой приняты конституции и уставы субъектов Федерации, а также уставы муниципальных образований. В Конституции РФ закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государства в целом и по отдельным ее направлениям. Аналогично содержание упомянутых актов субъектов РФ и муниципальных образований (применительно к уровню правового статуса соответствующей территории).

Какого- либо единого источника — по этой отрасли права в целом, типа кодекса, не имеется. Однако приняты и действуют кодифицированные источники по налоговому и бюджетному праву: Бюджетный кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ. Такие правовые акты приняты в стране впервые и призваны сыграть важную роль в формировании современного финансового права.

Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы и других отраслей права — конституционного, административного, гражданского и т.д. К ним относятся, например, законы о Правительстве Российской Федерации, о местном с амоуправлении, о банках, об организации страхования и др.

Источники финансового права РФ неодинаковы по своим правовым свойствам. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. В настоящее время расширяется сфера регулирования финансовых отношений законо-дательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число законов РФ, относящихся к разным сферам финансовой деятельности: о налогах различных видов, о налоговых органах, о валютном регулировании и Т.д. Прежде эти сферы в значительной части регулировались подзаконными актами, актами органов государственного управления.

Новое содержание федеративных отношений в России и развитие местного самоуправления вызвали активизацию нормотворческой деятельности: субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере финансов. Приняты законы субъектов РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о налогах, положения о внебюджетных фондах, органами местного самоуправления утверждены положения о местных налогах и др. Упомянутые акты, наряду с федеральным законодательством, представляют важную составную часть источников финансового права.

Нормы финансового права содержатся в актах главы государства и органов исполнительной власти: указах Президента и постановлениях Правительства РФ (например, постановлением Правительства РФ устанавливаются ставки таможенной пошлины). Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации, принятые по соответствующим вопросам, также могут быть источниками финансового права.

Большую группу источников финансового права составляют акты финансово- кредитных органов — Министерства финансов РФ, Центрального банка России, Министерства РФ по налогам и сборам и др. (приказы, инструкции и иные). Некоторые нормативные акты издаются этими органами совместно с другими экономическими или: иными службами (Госкомстатом, Государственным таможенным комитетом и т.д.) в зависимости от содержания регулируемых отношений. Однако в связи с повышением роли законов и расширением круга регулируемых ими в сфере финансов вопросов соответственно сузился предмет регулирования этих органов, во многом их акты направлены на внутренние отношения.

Соответственно развитию методов финансово-правового регулирования используются новые формы совместных решений финансово-кредитных органов, в частности соглашения между ними. Соглашения по финансовым вопросам не исключены и между другими органами.

Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах таких органов исполнительной власти, как министерства, ведомства и др., регулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых администрацией или иными органами предприятий, организаций, учреждений (например, положение о порядке распределения прибыли предприятия, доходов учреждения, полученных от предпринимательской и иной деятельности).

В процесс е формирования российского финансового права важная роль принадлежит Конституционному Суду РФ. Она проявляется в том, что в результате рассмотрения конкретных дел Конституционный Суд РФ формулирует свою правовую позицию относительно конституционности примененных правовых норм. Он дает толкование их смысла, а в случае признания данных норм неконституционными они утрачивают силу, что должно повлечь изменение законодательства. Решения Конституционного Суда РФ являются общеобязательными на всей территории страны. Дела, касающиеся финансовых, особенно налоговых отношений, занимают в деятельности Конституционного Суда РФ заметное место. Его решения уже нашли отражение в новом законодательстве, в частности, в Налоговом кодексе РФ.

В связи с тем, что идет активный процесс формирования финансового права соответственно новым условиям жизни общества, вопросы системы этой отрасли права и систематизации финансового законодательства приобрели высокую степень актуальности. К тому же не все еще области финансовой деятельности получили необходимое правовое регулирование.

Система и источники финансового права

Система российского финансового права — это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. Наиболее крупные подразделения российского финансового права — общая и особенная части.

К общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других органов, с которыми они вступают во взаимоотношения, общие положения организации финансового контроля, его формы и методы и другие подобные им финансово-правовые нормы.

В особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области:

P бюджетной системы;

P внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов;

P финансов государственных и муниципальных предприятий;

P государственных и муниципальных доходов;

P государственного и муниципального кредита;

P организации имущественного и личного страхования;

P государственных и муниципальных расходов;

P банковского кредитования;

P денежного обращения и расчетов;

P валютного регулирования.

Нормы финансового права содержатся в большом числе разнообразных нормативно-правовых актов, или источников.

Источники финансового права — это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права. Главный источник финансового права — Конституция РФ, конституции и уставы субъектов РФ. В них закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государства (или субъектов РФ) в целом и по отдельным звеньям финансовой системы.

Какого-либо единого источника по этой отрасли права, например кодекса, на сегодняшний день нет. Однако приняты кодифицированные источники по налоговому и бюджетному праву: НК РФ (часть первая действуете 1 января 1999 г., часть вторая — с 1 января 2001 г.), БК РФ (действует с 1 января 2000 г.).

Источники финансового права неодинаковы по своей юридической силе. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. Большую группу источников финансового права составляют акты (приказы, инструкции и другие акты) финансово-кредитных органов: Министерства финансов РФ, ЦБ РФ, Федеральной налоговой службы РФ, Министерства экономического развития РФ и др. Некоторые нормативные акты издаются этими органами совместно с другими экономическими или иными службами (Федеральной службой государственной статистики, Федеральной таможенной службой РФ и т.д.) в зависимости от содержания регулируемых отношений. Эти акты должны строго соответствовать законодательству.

Принцип федерализма и принцип самостоятельности финансовой деятельности органов местного самоуправления, заложенные в основе финансово-правовых отношений РФ, вызвали активизацию нормотворческой деятельности субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере финансов. Принятые законы субъектов РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о налогах, положения о внебюджетных фондах, положения о местных налогах, наряду с федеральным законодательством, составляют трехуровневый состав источников финансового права.

Система и источник финансового права

Для финансового права являются характерно наличие большого количества финансово-правовых норм, формирующих соответствующую систему . Система финансового права — это внутренняя структура данной отрасли, которая состоит из отдельных финансовых норм права, институтов и отраслей права, тесно взаимосвязаны между собой. Система финансового права указывает, из которых. Подгаля узей, институтов, частей состоит эта отрасль права и как эти составляющие взаимодействуют между собою.

По общепринятой теории права тенденцией, финансовое право состоит из двух частей:. Общей и. Особенной.

Общая часть включает в себя нормы, определяющие принципы финансового права, регулирующие его структуру, порядок и принципы функционирования отечественной финансовой системы, содержание финансового законода вств Украине и устанавливают порядок осуществления финансового контроля, а также особенности привлечения к ответственности за нарушение финансового законодательства.

Особенная часть включает в себя правовые нормы, которые составляют отрасли и финансово-правовые институты и регулирующих однородные общественные отношения в сферах: бюджета, государственных доходов, налогов, государственно ого кредита, государственных расходов, государственного страхования, банковского кредитования и безналичных расчетов, денежного обращения и валютного регулирования.

Нормы общей части финансового права конкретизируются в нормах особенной части, а значит, общая и особенная части финансового права находятся в неразрывной связи, поскольку в своей основ е они являются отражением единого целого и его элементе.

. Источники финансового права — это законодательные и нормативно-правовые акты, содержащие в себе финансово-правовые нормы, которые регулируют финансовые отношения.

зависимости от того, какие органы принимают финансово-правовые акты, они делятся на две группы: акты органов государственной власти и акты органов государственного управления по юридической силе финансово-правовые ак кты подразделяются на законы и подзаконные акты. В свою очередь все финансово-правовые акты можно разделить | на правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправленияня.

Основным источником финансового права является. Конституция Украины. Многие ее норм имеют прямую финансово-правовую направленность, в частности в 67, определяет, что каждый обязан платить налоги и сборы в поря ядку и размерах, установленных законом. Или, по ст 92, исключительно законами Украины устанавливаются:. Государственный бюджет Украины и бюджетная система Украины; система налогообложения! орення и функционирования финансового, денежного, кредитного и инвестиционного рынков; статус национальной валюты, а также статус иностранных валют на территории Украины, порядок образования и погашения гос авного внутреннего и внешнего долга и иа ін.

Важное место в системе источников финансового права занимают кодексы, законы, указы президента, постановления правительства, парламента и т.п.. Например, принятый. Бюджетный кодекс Украины содержит нормы, регулирующие отношения, возникающие в процессе составления, рассмотрения, утверждения, исполнения бюджетов и рассмотрения отчетов об их исполнениия.

Большую группу источников финансового права составляют ведомственные нормативно-правовые акты, основное место среди которых занимают акты центральных органов исполнительной власти -. Министерства финансов Украины,. Министер тва экономики Украины,. НБ Украины,. ГНА Украины и др.. Все ведомственные финансово-правовые акты должны приниматься на основе и во исполнение законов, в соответствии с актами. Президента Украины и правительствоу.

С развитием института местного самоуправления расширился перечень финансово-правовых актов, принимаемых местными советами и их исполнительными органами.

Рассматривая систему финансового права, надо понимать ее отличие от системы финансового законодательства как системы всех надлежащим упорядоченных нормативно-правовых актов, нормы которых регулируют финансово ове отношения. Современное финансовое законодательство представлено большим количеством финансово-правовых актов, среди которых лишь около трехсот законов, а всего финансово-правовые нормы наполняют содержание близ ько пятнадцати тысяч нормативно-правовых актев.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Система и источники финансового права

Финансовое право, являясь отраслью права, состоит из множества отдельных финансово-правовых норм, которые группируются в различные институты и подразделения, объединяясь в единую систему. Группировка финансово-правовых норм в системе имеет объективную основу, т. е. она зависит от особенностей регулируемых отношений. Вместе с тем на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребности практики.

Следовательно, система российского финансового права — это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты. Наиболее крупные составляющие российского финансового права — части: Общая и Особенная.

К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований; систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области; основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения; общие положения об организации финансового контроля, его формы и методы и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства (и муниципальных образований) и имеют для нее общее значение.

Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной части. Особенная часть состоит из нескольких разделов и подотраслей, включающих в себя соответствующие финансово-правовые институты. Каждое из этих подразделений представляет собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых отношений, чем раздел или подотрасль. В последние по признаку однородности регулируемых отношений входит несколько финансово-правовых институтов. Всем этим отношениям свойственны общие отличительные черты.

В последнее время некоторые крупные подразделения финансового права стали именоваться его подотраслями — бюджетное право, налоговое право. Названные подотрасли получили в системе финансового права в сравнении с ее другими подразделениями более четкое оформление и разработанную структуру, что выразилось в принятии Бюджетного и Налогового кодексов РФ.

В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области: а) бюджетной системы; б) внебюджетных государственных и муниципальных денежных фондов; в) финансов государственных и муниципальных предприятий; г) государственных и муниципальных доходов; д) государственного и муниципального кредита; е) организации страхования; ж) государственных и муниципальных расходов; з) банковского кредитования; и) денежного и расчетов; к) валютного регулирования.

Научная обоснованность системы права, построение ее на основе объективно существующих отношений дает возможность наиболее правильного и эффективного применения финансово-правовых норм, следовательно, содействует выполнению финансовым правом своей активной роли.

Нормы финансового права РФ содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов (источников). К относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, субъектов Федерации, местные и др.).

Итак, источники финансового права РФ — это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти (федеральных и субъектов Федерации) и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

Трехуровневый состав — характерная особенность источников российского финансового права, вытекающая из федеративного устройства государства и действий органов местного самоуправления, из разграничения компетенции по правовому,
регулированию финансовых отношений между федеральными,
региональными (субъектов РФ) органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Главный источник финансового права — Конституция РФ, на основе которой приняты конституции и уставы субъектов Федерации, а также уставы муниципальных образований. Какого-либо единого источника по этой отрасли права в целом, подобного кодексу, не имеется. Однако приняты и действуют кодифицированные источники по налоговому и бюджетному праву: Бюджетный и Налоговый кодексы РФ. Такие правовые акты приняты в стране впервые и призваны сыграть важную в формировании современного финансового права.

Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы и других отраслей права — конституционного, административного, гражданского и т. д. К ним относятся, например, законы о Правительстве РФ, о местном самоуправлении, о банках, об организации страхования и др.

Источники финансового права РФ неодинаковы по своим правовым свойствам. Среди них имеются законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. В настоящее время расширяется сфера регулирования финансовых отношений законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Нормы финансового права содержатся в актах главы государства и органов исполнительной власти: указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ (например, постановлением Правительства РФ устанавливаются ставки таможенной пошлины). Акты органов исполнительной власти субъектов Федерации, принятые по соответствующим вопросам, также могут быть источниками финансового права.

Большую группу источников финансового права составляют акты финансово-кредитных органов — Министерства финансов РФ, Центрального банка России, Федеральной налоговой службы и др. (приказы, инструкции и т. п.). Однако в связи с повышением роли законов и расширением круга регулируемых ими в сфере финансов вопросов предмет регулирования этих органов сузился, во многом их акты направлены на внутренние отношения.

Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах таких органов исполнительной власти, как министерства, ведомства и др., регулирующие вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых администрацией или иными органами предприятий, организаций, учреждений (например, положение о порядке распределения прибыли предприятия, доходов учреждения, полученных от предпринимательской и иной деятельности).

В процессе формирования российского финансового права важная роль принадлежит Конституционному Суду РФ. Она проявляется в том, что в результате рассмотрения конкретных дел Конституционный Суд РФ формулирует свою правовую позицию относительно конституционности примененных правовых норм. Он дает толкование их смысла, а в случае признания данных они утрачивают силу, что должно повлечь изменение законодательства. Решения Конституционного Суда РФ являются общеобязательными на всей территории страны. Они уже нашли отражение в финансовом законодательстве, в частности, в НК РФ.

Популярное:

  • Паспорт в москве по временной регистрации Паспорт в москве по временной регистрации Хостинг сайта временно приостановлен Если РІС‹ владелец данного ресурса, то для […]
  • Залог прав по договору строительного подряда Как составить образец письма-претензии по договору строительного подряда заказчику и как направить ее подрядчику? Развитие малого и среднего бизнеса позволило сотням тысяч людей повысить […]
  • Вопрос юристу онлайн чат бесплатно Чат Юристов Онлайн В повседневной жизни современного человека периодически возникают ситуации, когда ему просто необходима правовая помощь – от простой консультации до услуг адвоката. И […]
  • Списки должников на сайте минюст Список невыездных граждан Республики Казахстан: причины наложения запрета Случаи отказа в выезде за пределы страны в республике Казахстан – не редкость. Мера получила распространение после […]
  • Договор найма комнаты в квартире с мебелью Образец договора сдачи квартиры в аренду с мебелью и бытовой техникой: какие пункты включаются в договор? Сегодня рынок частной аренды разрастается как никогда. Люди все больше и больше […]
  • Пособие на третьего ребенка в москве в 2016 Пособия на детей в 2018 году в Москве Город Москва в плане социальной поддержки семей с детьми — один из наиболее успешных регионов России. Это подтверждают и регулярные новшества, которые […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.