Статья 222 налогового кодекса рф

Оглавление:

Статья 222 НК РФ. Полномочия законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации по установлению социальных и имущественных вычетов (действующая редакция)

В пределах размеров социальных налоговых вычетов, установленных статьей 219 настоящего Кодекса, и имущественных налоговых вычетов, установленных статьей 220 настоящего Кодекса, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации могут устанавливать иные размеры вычетов с учетом своих региональных особенностей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 222 НК РФ

1. Применяя правила ст. 222, следует обратить внимание на ряд обстоятельств:

а) в соответствии со ст. 1, 3, 56 НК льготы по налогам и сборам (как составной элемент налогообложения) в соответствующих случаях (т.е. применительно к региональным налогам) устанавливаются именно законами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, а в тех случаях, когда в соответствии с Уставом, Конституцией и т.п. субъекта РФ акты этих органов именуются по-другому (т.е. не законами), то и иными актами представительных (законодательных) органов субъектов РФ. Актами исполнительных и иных органов субъектов РФ эти вопросы регулировать нельзя. Например, в г. Москве такие акты именуются законами и их принимает Московская городская Дума, а подписывает и обнародует мэр г. Москвы;

б) законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут устанавливать:

— иные размеры (нежели это предусмотрено в ст. 219, 220 НК) налоговых вычетов, с учетом своих региональных особенностей.

В практике фирмы возник вопрос: учитывая, что налог на доходы физических лиц относится к числу федеральных налогов (ст. 13 НК и гл. 23 НК «Налог на доходы физических лиц» помещены в разделе VIII НК — «Федеральные налоги»), нет ли противоречий между правилами ст. 222 и правилами ст. 12, 17 НК о том, что федеральные налоги устанавливаются лишь самим НК и что лишь при установлении региональных налогов и сборов законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговые ставки (в пределах, установленных НК), порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу, льготы по региональному налогу и основания для их использования налогоплательщиком?

Безусловно, определенное противоречие налицо, ибо в ст. 222 указанным органам субъектов РФ предоставлены несвойственные им полномочия в отношении федерального налога. В связи с этим нужно применять правила ст. 222, ибо если правило общее (т.е. ст. 12, 17 НК) противоречит правилу специальному (т.е. ст. 222), приоритет имеет последнее (кроме того, ст. 222 НК принята позже).

Возник и еще один вопрос: могут ли упомянутые «иные размеры» налоговых вычетов быть как большими, так и меньшими, по сравнению с налоговыми вычетами, указанными в ст. 219, 220 НК (см. подробный комментарий к ним)?

Размеры налоговых вычетов, установленные субъектом РФ, могут быть меньшими, чем размеры налоговых вычетов, упомянутые в ст. 219, 220 НК. Однако в большем размере такие налоговые вычеты законодательные (представительные) органы субъектов РФ устанавливать не вправе (не случайно в ст. 222 подчеркивается — в пределах размеров налоговых вычетов, установленных в ст. 219, 220).

2. Полномочия (упомянутые в ст. 222) субъектов РФ:

а) касаются лишь т.н. социальных налоговых вычетов, т.е. осуществляемых в суммах доходов, перечисленных на благотворительные цели, уплаченных за свое обучение и т.д., см. об этом комментарий к ст. 219 НК;

б) касаются также т.н. имущественных налоговых вычетов, т.е. осуществляемых налогоплательщиком в суммах, полученных им от продажи имущества, израсходованных им на приобретение (новое строительство) таких объектов и т.д. (см. об этом комментарий к ст. 220 НК);

в) не предоставлены им в отношении т.н. профессиональных налоговых вычетов (см. об этом комментарий к ст. 221 НК).

Статья 223 НК РФ. Дата фактического получения дохода (действующая редакция)

1. В целях настоящей главы, если иное не предусмотрено пунктами 2 — 5 настоящей статьи, дата фактического получения дохода определяется как день:

1) выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц — при получении доходов в денежной форме;

2) передачи доходов в натуральной форме — при получении доходов в натуральной форме;

3) приобретения товаров (работ, услуг), приобретения ценных бумаг — при получении доходов в виде материальной выгоды. В случае, если оплата приобретенных ценных бумаг производится после перехода к налогоплательщику права собственности на эти ценные бумаги, дата фактического получения дохода определяется как день совершения соответствующего платежа в оплату стоимости приобретенных ценных бумаг;

4) зачета встречных однородных требований;

5) списания в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации, являющейся взаимозависимым лицом по отношению к налогоплательщику;

6) последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет после возвращения работника из командировки;

7) последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства, при получении дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств.

1.1. Для доходов в виде сумм прибыли контролируемой иностранной компании датой фактического получения дохода признается последнее число налогового периода по налогу, следующего за календарным годом, на который приходится дата окончания периода, за который составляется финансовая отчетность за финансовый год в соответствии с личным законом иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица).

В случае отсутствия в соответствии с личным законом контролируемой иностранной компании обязанности по составлению и представлению финансовой отчетности датой фактического получения дохода в виде сумм прибыли такой компании признается последний день календарного года, следующего за календарным годом, за который определяется ее прибыль.

2. При получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).

В случае прекращения трудовых отношений до истечения календарного месяца датой фактического получения налогоплательщиком дохода в виде оплаты труда считается последний день работы, за который ему был начислен доход.

3. Суммы выплат, полученные на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти, учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат.

В случае нарушения условий получения выплат, предусмотренных настоящим пунктом, суммы полученных выплат в полном объеме отражаются в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение. Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных выплат, указанных в абзаце первом настоящего пункта, превышает сумму расходов, учтенных в соответствии с настоящим пунктом, оставшиеся неучтенные суммы в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода.

4. Средства финансовой поддержки в виде субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»), отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, превысит сумму признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода. Данный порядок учета средств финансовой поддержки не распространяется на случаи приобретения за счет указанного источника амортизируемого имущества.

В случае приобретения за счет средств финансовой поддержки, указанных в настоящем пункте, амортизируемого имущества данные средства финансовой поддержки отражаются в составе доходов по мере признания расходов по приобретению амортизируемого имущества в порядке, установленном главой 25 настоящего Кодекса.

5. Средства финансовой поддержки, полученные индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по сертификату на привлечение трудовых ресурсов в субъекты Российской Федерации, включенные в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных средств финансовой поддержки.

В случае нарушения условий получения средств финансовой поддержки, предусмотренных настоящим пунктом, сумма полученных средств финансовой поддержки в полном объеме отражается в составе доходов налогового периода, в котором допущено нарушение. Если по окончании третьего налогового периода сумма полученных средств финансовой поддержки, указанных в абзаце первом настоящего пункта, превышает сумму расходов, учтенных в соответствии с настоящим пунктом, оставшиеся неучтенные суммы в полном объеме отражаются в составе доходов этого налогового периода.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 223 НК РФ

1. Применяя правила п. 1 ст. 223, нужно учесть, что:

— они имеют характер общих правил, т.е. подлежат применению, если иное не предусмотрено в п. 2 ст. 223 (см. об этом ниже);

— в соответствии с ними дата фактического получения дохода определяется как день (напомним, что действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до 24 часов последнего дня срока. Если документы либо денежные суммы были сданы на почту или на телеграф до 24 часов последнего дня срока, то срок не считается пропущенным, ст. 6.1 НК):

1) выплаты дохода при получении доходов в денежной форме (в т.ч. при получении доходов в иностранной валюте):

— из кассы организации (являющейся работодателем), а также из кассы иных организаций, от индивидуальных предпринимателей (в т.ч. от работодателей), иных физических лиц (например, от частных нотариусов и т.д.);

— путем перечисления на счета налогоплательщика в банках либо на счета третьих лиц в банках (по указанию налогоплательщика).

В практике клиентов юридической фирмы «ЮКАНГ» возник ряд вопросов: имеются ли в виду в подпункте 1 п. 1 ст. 223 также счета налогоплательщиков (например, индивидуальных предпринимателей), открытые в установленном порядке не в банке, а в иной кредитной организации? Распространяются ли правила подп. 1 п. 1 ст. 223 на случаи перевода по почте денег налогоплательщику?

Отвечая на первый вопрос, следует учесть, что в соответствии со ст. 11 НК словом «банк» в нормах НК обозначаются как собственно банки, так и другие кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ. В связи с этим день перечисления сумм доходов на его счет, открытый в небанковской кредитной организации, также является датой фактического получения физическим лицом дохода.

Отвечая на второй вопрос, следует иметь в виду, что в правилах подпункта 1 п. 1 ст. 223 налицо пробел. Ясно и то, что перевод денег по почте — это денежная (а не натуральная) форма выплаты дохода. Ясно, однако, что перевод денег по почте (скажем, по домашнему адресу физического лица) не есть перечисление на банковский счет налогоплательщика. Исходить тем не менее следует из буквального текста подпункта 1 п. 1 ст. 223. Применять их (и приравнивать перевод денег по почте к перечислению на банковский счет) к случаям перевода денег по почте невозможно: дело в том, что НК (будучи актом публичного права) не предусматривает возможность применения ни аналогии права, ни аналогии закона (как, например, это допускается правилами ст. 6 в ГК, но не следует забывать, что, во-первых, это сфера частного права, во-вторых, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в т.ч. к налоговым отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное прямо не предусмотрено законодательством, ст. 2 ГК). В связи с изложенным законодателю необходимо восполнить указанный пробел, а налоговым органам и налогоплательщикам необходимо помнить, что при определении даты фактического получения доходов (путем перевода денег по почте) нужно исходить из принципиальных положений ст. 3, 108 (о том, что все неустранимые сомнения, противоречия, неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика).

Возник в практике еще целый ряд вопросов: какой день считается днем выплаты денег при перечислении их на банковский счет налогоплательщика: день зачисления этих денег на счет налогоплательщика? День сдачи платежного поручения в банк (для перечисления) денег налогоплательщику; день списания денег с банковского счета организации — источника выплаты? И какими правилами в данном случае необходимо руководствоваться: ст. 45 НК или ст. 316 ГК?

Отвечая на эти взаимосвязанные вопросы, нужно иметь в виду, что отношения по перечислению денег с одного банковского счета на другой банковский счет регулируются нормами ГК (ст. 845 — 866 ГК) и изданными в соответствии с ними банковскими правилами (см. об этом подробнее в книге: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части 2 ГК РФ (изд. 2). С. 465 — 489). Что же касается положений ст. 45 НК (о том, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления банком поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика), то они касаются именно случаев уплаты сумм налога в соответствующий бюджет (а до 1 января 2001 г. — и во внебюджетные фонды). В связи с этим нужно исходить из положений ст. 316 ГК о том, что денежное обязательство (по выплатам дохода физическому лицу) считается исполненным по месту жительства физического лица. А это означает, что дата фактического получения дохода определяется исходя из дня зачисления денег на банковский счет налогоплательщика;

2) передачи доходов в натуральной форме — при получении налогоплательщиком доходов в натуральной форме (см. об этом комментарий к ст. 211 НК). При этом день фактического получения дохода определяется как день реального исполнения обязательства по передаче дохода:

а) в месте, определенном законом (например, ст. 97 КЗоТ устанавливает, что выплата зарплаты производится, как правило, в месте выполнения работниками работ), договором (например, стороны в договоре подряда предусмотрели, что вознаграждение выдается подрядчику в месте производства работ в натуральной форме), обычаями делового оборота;

б) в месте (если ни закон, ни договор, ни обычай делового оборота не позволяют определить место исполнения обязательства):

— сдачи имущества налогоплательщику (или первому перевозчику для доставки налогоплательщику), если выплаты производятся в форме передачи товаров или иного имущества, предусматривающему его перевозку;

— изготовления или хранения имущества, если оно было известно налогоплательщику в момент возникновения обязательства работодателя передать товар или иное имущество (которое не предусматривает его перевозку);

— нахождения недвижимости — если выплата налогоплательщику производится в форме передачи ему прав на недвижимость (ст. 316 ГК);

3) уплаты налогоплательщику процентов по полученным заемным (кредитным) средствам, если доход получен в виде материальной выгоды (речь идет о доходе, полученном в виде превышения суммы процентов за пользование заемными средствами, выраженными в рублях или в иностранной валюте, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора, см. об этом подробный комментарий к п. 2 ст. 212 НК).

Если материальная выгода выражалась в получении:

а) выгоды от приобретения товаров (работ, услуг) у физического лица в соответствии с гражданско — правовым договором либо у организации и индивидуального предпринимателя, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику (ст. 20 НК, подпункта 2 п. 1 ст. 212 НК), то дата фактического получения дохода определяется как день приобретения этих товаров (работ, услуг). При этом выгода состоит в превышении цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), реализуемых (лицами, являющимся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику), в обычных условиях лицам, не являющимся взаимозависимыми, над ценой реализации идентичных (однородных) товаров (работ, услуг) налогоплательщику (см. об этом подробный комментарий к п. 3 ст. 212 НК);

б) выгоды от приобретения ценных бумаг (она определяется как превышение рыночной стоимости ценных бумаг над суммой фактических расходов налогоплательщика на их приобретение, см. об этом подробный комментарий к п. 4 ст. 212 НК), то дата фактического получения дохода определяется как день приобретения (в соответствии с действующим Законом о ценных бумагах) ценных бумаг (например, акций, облигаций и т.д.).

2. Специфика правил п. 2 ст. 223 состоит в том, что:

а) они касаются только определения даты получения налогоплательщиком одного вида доходов, а именно суммы оплаты труда. Напомним, что она:

— выплачивается лишь лицам, состоящим с работодателем в трудовых отношениях (т.е. на основании трудового договора (контракта), ст. 15 — 24 КЗоТ);

— должна, по общему правилу, выплачиваться не реже чем каждые полмесяца (ст. 96 КЗоТ);

— должна, как правило, выплачиваться в месте выполнения работ (ст. 97 КЗоТ);

— может иметь как денежную, так и натуральную форму (ст. 83 КЗоТ);

— должна выплачиваться с соблюдением других положений главы VI КЗоТ (см. об этом подробнее в книге: Гуев А.Н. Постатейный комментарий КЗоТ РФ (изд.4). М., 2001);

б) они не распространяются на случаи выплаты физическим лицам вознаграждений по гражданско — правовым договорам (например, по договорам подряда, возмездного оказания услуг, авторскому договору и т.п.);

в) в соответствии с ними датой фактического получения дохода в виде зарплаты (иной формы оплаты труда) считается последний день месяца, за который ему была начислена зарплата. Не имеет при этом значения то обстоятельство, что сумма оплаты труда (уже начисленная):

— выплачена уже в следующем месяце (что чаще всего и бывает: например, обычно зарплату за март выплачивают в апреле и т.д.);

— выплачена ранее упомянутого последнего дня месяца. Так, в организации — работодателе днем выплаты зарплаты является 26-е число текущего месяца (т.е. зарплата за октябрь, например, не только начисляется в октябре, но и выплачивается в октябре — 26-го числа). Тем не менее днем фактического получения дохода считается последний день месяца (в нашем примере — 31 октября).

В практике возникли вопросы: как определить день фактического получения дохода, если последний день месяца (за который начислена зарплата) совпадает с нерабочим (праздничным или выходным) днем? Подлежат ли в данном случае применению правила ст. 6.1 НК (о том, что в случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день)?

Ответим вначале на последний вопрос: правила ст. 6.1 НК в данном случае применению не подлежат. Далее: если последний день данного месяца (за который начислена зарплата) приходится на нерабочий день, следует исходить из императивных предписаний п. 2 ст. 223, что днем фактического получения дохода считается именно последний день месяца (не важно, что это — нерабочий день).

Статья 220 НК РФ. Имущественные налоговые вычеты

Предоставляется ли декларация по НДФЛ при получении гражданином имущества во время ликвидации иностранной организации?

Проведем анализ правовых норм НК РФ с комментариями 2016 г.

Гражданин, как физическое лицо, является налоговым резидентом в нашей стране. Все налоговые резиденты в РФ (исключаются лишь военнослужащие), получившие доходы из-за границы, должны самостоятельно рассчитать и уплатить НДФЛ в российский бюджет.

Такие граждане предоставляют декларацию по НДФЛ до 30 апреля того года, что наступает по истечению налогового периода.

Однако в НК РФ есть 217 статья, содержащая обширный список не подлежащих обложению НДФЛ доходов. И в этом списке в п. 60 приведена стоимость имущества, полученного при ликвидации иностранной фирмы. Исключаются деньги, полученные от иностранной фирмы, — они налогом облагаются.Если имущество от иностранной компании получает гражданин РФ, имеющий на это право (он — участник, пайщик или учредитель ликвидируемой компании), то стоимость полученного имущества не облагается налогом при сочетании двух условий:

Вместе с декларацией этот гражданин должен передать в налоговый орган заявление на освобождение именно этих доходов от налога. Заявление пишется в свободной форме. В нём указываются характеристики имущества и все данные о ликвидируемой иностранной фирме.

Ликвидируемая фирма должна прекратить свою деятельность до 1 января 2017 года.

Поэтому декларация предоставляется в такой ситуации обязательно. Она будет подтверждением доходов, полученных гражданином в налоговом периоде. Если декларация и заявление предоставлены не будут, то освобождение от НДФЛ гражданину не получить, и налог будет подлежать уплате.

При этом важно, что перечислять в декларации по НДФЛ доходы, не подлежащие налогообложению, равно как и доходы, с которых НДФЛ уже удержан, не обязательно. Однако иногда это может быть необходимо. В частности, если гражданину полагается налоговый вычет, и подтвердить его можно, только указав в декларации.

Как указывает Налоговый кодекс, налоговый вычет может подтверждаться и другими бумагами, в частности заявлением гражданина о получении дохода.

Поэтому, если физическое лицо по праву получило доход от ликвидируемой иностранной фирмы в виде имущества (не денег), то декларацию о доходах по НДФЛ ему нужно подать обязательно. Однако в ней можно не указывать сведения именно об этом доходе — это не обязательно, так как он налогом не облагается. Определить вид и размер дохода Налоговой службе поможет приложение к декларации в виде заявления, а также финансовая отчётность иностранной организации на момент ликвидации (она должна отражать стоимость полученного гражданином имущества).

Если гражданин для отчёта перед Налоговой предоставит декларацию с приложением перечисленных документов, то он может рассчитывать на освобождение от налога. К тому же, по п 2 ст. 220 НК РФ, он сможет применить имущественный вычет, если решит в дальнейшем продать полученное имущество.

Можно ли оформить имущественный вычет сейчас, если земля для дома была куплена в прошлом году?

Обратимся к ст 220 НК РФ с комментариями 2016 года. При уплате налогов гражданин, купивший землю для личного строительства, может рассчитывать на имущественный вычет. Его сумма определяется размером понесенных по факту расходов на покупку участка земли для дальнейшего строительства дома.

Индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) подразумевает покупку земли с конкретной целью — построить на этом участке дом для дальнейшего проживания в нём.

По ст. 220 НК РФ плательщик налога может рассчитывать на вычет при приобретении участка с целью ИЖС на территории РФ, компенсирующий его расходы на покупку, в размере не более 2 млн. руб.

Чтобы получить вычет, необходимо предоставить документы, удостоверяющие право на него.

Как указывает Налоговый кодекс, налоговый вычет при покупке земли для строительства может быть осуществлён при подтверждении следующими бумагами:

  • свидетельством о праве собственности на землю (или долю);
  • свидетельством о праве собственности на дом (долю).

Свидетельства должны выглядеть только как документы, представленные на бумажном носителе.

Итак, чтобы оформить имущественный вычет, гражданину необходимо предоставить оба свидетельства о праве: на земельный участок и на построенный дом. Факт строительства дома на купленном участке, который подтверждается свидетельством о собственности на этот дом, доказывает, что земля была использована по целевому назначению.

Если гражданин купил землю для личного строительства в 2015 и получил на эту землю свидетельство о праве собственности, то, чтобы в 2016 году оформить имущественный вычет, нужно успеть завершить в этот год строительство и получить право собственности на построенный дом. Получение свидетельства о праве собственности на жилой дом — одно из двух обязательных условий для оформления вычета.

Просто при покупке земли, если дома на участке еще нет, получить имущественный вычет будет невозможно.

Может ли несовершеннолетний налогоплательщик получить имущественный вычет при приобретении квартиры?

Несовершеннолетние граждане могут быть налогоплательщиками, если они имеют облагаемые НДФЛ доходы. Например, доход ребенку может приносить сдача в аренду принадлежащего ему по праву собственности имущества.

Приобрести квартиру несовершеннолетний также вправе. Это происходит посредством общей долевой собственности с родителями.

Нормы налогового кодекса применяются ко всем гражданам независимо от возраста, если они попадают под определение налогоплательщиков. Никаких исключений для несовершеннолетних не делается.

Обратимся к ст 220 НК РФ с комментариями 2018 г. Граждане-налогоплательщики имеют право получить имущественный вычет при приобретении квартиры в России в размере понесенных расходов.

Несовершеннолетние имеют право воспользоваться вычетом, только если являются плательщиками НДФЛ, то есть имеют доходы, облагаемые 13-ти% ставкой налога.

Поэтому, если ребенок — плательщик НДФЛ, то он может получить имущественный вычет при покупке квартиры совместно с родителями, если же несовершеннолетний налоги не отчисляет, то на вычет он рассчитывать не вправе.

Налоговый кодекс РФ (НК РФ) 2018 последняя редакция

Налоговый Кодекс Российской Федерации. Основной инструмент налогообложения

Российский Налоговый Кодекс (НК РФ) – это базовый законодательный документ, главная задача которого заключается в регулировании сферы взимания налогов с физических и юридических лиц. Статьи Налогового Кодекса РФ охватывают все направления налогообложения, точно определяя необходимые термины, стороны и процессы.

Этот свод положений и правил является основным Законом о налогообложении, который впитал в себя положительные исторические и экономические традиции нашего государства и мирового налогового права. Сегодня этот фундаментальный документ, используемый в качестве руководства к действию, считается ключевой составляющей в формировании бюджета страны. Перед вами – последняя редакция Налогового Кодекса РФ 2018 года. Доступ к актуальной информации о порядке взимания налогов позволяет успешно осуществлять любую экономическую деятельность, легально работая и развиваясь в правовом поле.

НК РФ в последней редакции определяет следующие важнейшие позиции взаимоотношений налогоплательщиков и государства:

  1. разновидности налогов и пошлин;
  2. начисление, изменение и отмена федеральных налоговых сборов и пошлин;
  3. порядок формирования региональных и местных налоговых начислений и сборов;
  4. правовой статус с правами и обязанностями налогоплательщиков, налоговых инспекторов, налоговой полиции и других участников отношений в этой сфере;
  5. перечень объектов и субъектов, подлежащих налогообложению;
  6. ответственность за нарушения положений Налогового Кодекса РФ;
  7. льготы в налоговом поле;
  8. детальное описание финансового и налогового учёта;
  9. перечисление мер по обеспечению выполнения положений

Налоговый кодекс РФ. Структура и спецификация

Этот основополагающий в области налогообложения документ подразделяется на две большие части.

НК РФ часть 1 включает в себя 7 разделов, которые в свою очередь содержат 142 статьи, описывающих все значимые нюансы следующих направлений;

  1. общие положения системы налогообложения;
  2. международные соглашения;
  3. определение сторон в налоговых отношениях;
  4. порядок сбора налогов с иностранных компаний и нерезидентов;
  5. права и обязанности налоговых структур Российской Федерации;
  6. перечень объёктов налогообложения;
  7. сроки взимания налоговых сборов и пошлин;
  8. составляющие и функции налогового контроля и мониторинга;
  9. разновидности нарушений в налоговой сфере с описанием ответственности;
  10. порядок обжалования действий сторон

НК РФ часть 2 состоит из двух разделов, включающих в себя 275 статей, которые регламентируют следующие процессы:

  1. виды налогов, пошлин и сборов с описанием порядка взыскания;
  2. определение специальных налоговых режимов;
  3. перечень региональных и местных налогов;
  4. порядок начисления и отмены налогов;
  5. формы налоговых деклараций, сроки подачи и т.д.

Налоговый кодекс часть 1

Налоговый кодекс часть 2

Налоговый кодекс РФ 2018 последняя редакция. Базовые положения

1. Все физические и юридические лица, включая иностранные компании и нерезидентов, обязаны уплачивать налоговые сборы в определённых размерах в установленные сроки и в соответствующем порядке. Уклонение от уплаты налогов влечёт за собой финансовую, материальную, административную и уголовную ответственность.

2. В соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации принимаются федеральные, региональные и местные законы о налогах и сборах. В этих документах определяется размер и порядок уплаты в бюджет соответствующих платежей. Таким способом осуществляется конкретизация положений статей НК РФ части 1 и части 2, регулирующая взаимоотношения объектов налогообложения и государства. Все нормативно-правовые акты, утверждаемые местными органами самоуправления, должны соответствовать статьям НК РФ.

3. Никто не вправе начислять и требовать налоги, акцизы и другие платежи в бюджет кроме сборов, описанных в НК РФ. Все законодательные акты федерального и местного значения, касающиеся изменений в начислении налогов и сборах, вступают в силу 1 января следующего года после 1 месяца (возможно позже, но не раньше) с момента официальной публикации нового налогового правила.

Налоговый Кодекс в последней редакции – это результат правовой эволюции нашего государства, отражающий цивилизованный экономически обоснованный подход к налогообложению. Одним из важнейших дополнений стала персональная ответственность руководителей коммерческих организаций, банков в том числе, за налоговые правонарушения. Последняя редакция Налогового Кодекса РФ также чётко определила презумпцию невиновности, которая является ключевым положением мировой юриспруденции. Дух и буква этого Закона в настоящее время предполагают толкование любых неясностей и неопределённости в пользу налогоплательщика.

НК РФ. История налоговых отношений в современной России

Налоговая система Российской Федерации, получившей статус независимого государства в 1991 году, сформировала свои основы в период с октября 1991 года по январь 1992 года. Именно в это время были установлены новые положения об основных налогах.

Начиная с 1992, года статьи Налогового Кодекса постоянно изменялись и корректировались, что вносило определённый хаос в налоговые отношения. Изменения утверждались посредине календарного года, причём многие из принимаемых поправок имели обратную силу. Ответственность руководителей коммерческих компаний за искажение финансовой отчетности вообще не предусматривалась. Не удивительно, что в период с 1992 по 1998 год бюджет страны лихорадило от хронического дефицита, а граждане постоянно теряли свои деньги в различных финансовых пирамидах и кредитных обществах.

Налоговый Кодекс РФ впервые увидел свет в 1998 году, когда вступила в силу описанная выше первая часть с общими положениями. Второй раздел о взимании и размерах налогов частично был узаконен в 2000 году.

Первым знаковым сигналом о начале цивилизованных взаимоотношений между государством и налогоплательщиками стала корректировка статьи 5, узаконенная 1 октября 2008 года. Новая поправка предписывала считать любой законодательный акт, облегчающий положение налогоплательщиков, вступившим в силу с момента опубликования в средствах массовой информации без каких-либо проволочек. Кроме того, НК РФ в новой редакции узаконил следующие важные момент — акты, ужесточающие налоговые правила, обратной силы не имеют, а упрощающие и смягчающие – имеют обратную силу. Таким образом, было заложен фундамент базовой концепции нового Налогового Кодекса РФ, заключающейся в лояльном отношении государственных структур к объектам налогообложения.

Основные функции НК РФ

Налоговое законодательство в виде НК РФ (последняя редакция) выполняет следующие функции:

  1. формирование федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетных запасов;
  2. регулирования взаимоотношений между сторонами;
  3. реализация на практике принципа справедливости взимания налогов с учётом доходов и материального положения граждан;
  4. фискальные операции в сфере экспорта и импорта;
  5. взимание налогов с иностранных компаний и нерезидентов;
  6. контроль над распределением и налогообложением доходов субъектов социально-экономических отношений

Основным показателем эффективности налогового законодательства является объём и своевременность отчислений в федеральные и региональные бюджеты. В настоящее время контроль над соблюдением положений Налогового Кодекса РФ проводит Федеральная Налоговая Служба, которая подчинена Министерству Финансов России.

Статья 128 НК РФ. Ответственность свидетеля

Новая редакция Ст. 128 НК РФ

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля,

влечет взыскание штрафа в размере тысячи рублей.

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний

влечет взыскание штрафа в размере трех тысяч рублей.

Комментарий к Статье 128 НК РФ

Правонарушения, совершаемые в ходе процесса по делу о налоговых правонарушениях, составляют самостоятельную группу налоговых правонарушений. В нее вошли ст. ст. 128 и 129 НК РФ, предусматривающие ответственность за неправомерные действия лиц, участвующих в процессе о налоговом правонарушении. Такими лицами являются свидетель, эксперт, специалист и переводчик. В соответствии со ст. 31 НК РФ налоговый орган вправе привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов, переводчиков, а также вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля. Уместно будет напомнить, что в качестве свидетеля по делу о налоговом правонарушении может быть вызвано любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по делу.

Объектом анализируемого деяния являются отношения, связанные с осуществлением налогового контроля, и в частности возникающие в ходе налоговой проверки и производства по делу о налоговом правонарушении. При этом виновный нарушает такие положения Кодекса, как ст. ст. 23, 31, 90. Непосредственным объектом являются отношения, связанные с тем, что свидетель, привлеченный к участию в деле, не исполняет либо ненадлежащим образом исполняет возложенные на него законом обязанности. Опасность этого правонарушения состоит в том, что оно может свести на нет результаты налоговой проверки, породить необоснованные сомнения в их достоверности, затрудняет деятельность налоговых органов по осуществлению контрольных функций.

Объективная сторона данного правонарушения выражается как в действиях, так и бездействии свидетеля. Поясним некоторые определения:

а) неявка — означает, что виновный отказался явиться в налоговый орган (несмотря на то что был вызван в установленном порядке, см. комментарий к п. 1 ст. 90 НК РФ) и заявил об этом прямо и недвусмысленно;

б) уклонение от явки — означает, что виновный фактически не является в налоговый орган, хотя об отказе не заявляет;

в) и неявка, и уклонение от явки тогда составляют признаки объективной стороны данного правонарушения, когда они допущены без уважительных причин. О том, относится ли та или иная причина к уважительным, можно судить только исходя из анализа конкретной ситуации. В частности, на практике к уважительным причинам относятся:

— болезнь самого виновного, препятствующая явке;

— необходимость ухода за больным членом семьи;

— какое-то торжественное (скорбное) событие в жизни свидетеля;

— призыв на краткосрочные военные сборы;

— авария или несчастный случай, дорожно-транспортное происшествие и т.д.

Неуважительность причины неявки (уклонение от явки) должны доказывать сами налоговые органы;

г) свидетель вызывается должностным лицом, которое осуществляет производство по делу о налоговом правонарушении;

д) объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, включает такие деяния, как:

— неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний. Заявление об отказе может быть сделано как в письменной форме, так и устно (в любом случае это отражается в протоколе, который составляется в соответствии с п. 1 ст. 90 и ст. 99 НК РФ). Виновный привлекается к ответственности по ст. 128 НК РФ как при полном, так и при частичном отказе дать показания. Абсолютно не имеют значения мотивы и причины отказа дать показания: боязнь испортить отношения с налогоплательщиком, нежелание сотрудничать с налоговыми органами и т.д. С другой стороны, в комментируемой статье имеется в виду именно неправомерный отказ, Нужно учесть, что правомерным будет отказ свидетеля дать показания против самого себя, супруга, близких родственников (ст. 51 Конституции РФ), в иных случаях, предусмотренных законом. Показания (от дачи которых виновный отказался) — это любые сведения, обстоятельства, известные свидетелю по делу о налоговом правонарушении. Однако речь идет только о таких обстоятельствах, которые имеют значение для налогового контроля. О других обстоятельствах лицо вправе показания не давать;

— дача заведомо ложных показаний означает, что виновный осознанно дезинформирует должностных лиц налогового органа;

е) объективная сторона правонарушения, указанного в комментируемой статье, характеризуется как совершением действий (например, дача заведомо ложных показаний), так и бездействием (например, при уклонении от явки для дачи показаний).

Субъектом данного правонарушения могут быть только физические лица (это прямо предусмотрено п. 1 ст. 90 НК РФ). При этом следует учесть, что вызову в качестве свидетелей не подлежат малолетние, а также лица, которые в силу физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать и (или) воспроизводить обстоятельства, имеющие значение для дела (п. 2 ст. 90 НК РФ).

С другой стороны, показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях (п. 4 ст. 90 Налогового кодекса).

Предусмотренная настоящей статьей ответственность наступает, если деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного нормами УК РФ.

Субъективная сторона анализируемого деяния характеризуется лишь умышленной формой вины. Невозможно себе представить, что лицо не осознает, что, совершая данное налоговое правонарушение, оно нарушает закон (дело в том, что права и обязанности ему разъясняет должностное лицо налогового органа). Таким образом, виновный совершает данное деяние или с прямым, или с косвенным умыслом (ст. 110 НК РФ).

Перечислим меры ответственности, предусмотренные комментируемой статьей:

— за совершение деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 128 НК РФ, виновный привлекается к штрафу в размере тысячи рублей;

— за совершение деяния, предусмотренного ч. 2 ст. 128 НК РФ, виновный привлекается к штрафу в размере трех тысяч рублей.

Эти суммы должны быть уменьшены или увеличены по правилам ст. 112 НК РФ, п. п. 3, 4 ст. 114 НК РФ.

Другой комментарий к Ст. 128 Налогового кодекса Российской Федерации

По сути ст. 128 Кодекса предусматривает два самостоятельных вида налоговых правонарушений:

первое состоит в неявке либо уклонении от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля;

второе — в неправомерном отказе свидетеля от дачи показаний, а равно даче заведомо ложных показаний.

Порядок привлечения для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля свидетеля установлен ст. 90 Кодекса (см. комментарий к ст. 90 Кодекса).

Уважительные причины неявки лица, вызываемого в качестве свидетеля, являются оценочной категорией. При рассмотрении дела о правонарушении в обязательном порядке подлежат оценке причины неявки, их уважительность оценивается на основе исследования обстоятельств конкретного дела. Согласно п. 4 ст. 90 Кодекса показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа — и в других случаях.

Неправомерность отказа от дачи показаний означает, что свидетель отказывается давать показания не по основаниям, указанным в законодательстве.

Отказ от дачи показаний подразумевает под собой выраженное свидетелем нежелание сообщить сведения об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления налогового контроля.

Дача заведомо ложных показаний подразумевает сообщение свидетелем полностью или частично искаженных сведений об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления налогового контроля.

Пунктом 5 ст. 90 Кодекса установлено, что перед получением показаний должностное лицо налогового органа предупреждает свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля. Представляется, что без выполнения описанной процедуры привлечение свидетеля за неправомерный отказ от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний к ответственности, предусмотренной ст. 128 Кодекса, невозможно.

Популярное:

  • Понятие и значение трудового договора содержание трудового договора Понятие и значение трудового договора содержание трудового договора § 1. Понятие и содержание трудового договора Легальное определение понятия трудового договора дается в […]
  • Новый трудовой кодекс рк 2018 год Трудовой кодекс РКСтатья 56. Порядок расторжения трудового договора по инициативе работника 1. Работник вправе по своей инициативе расторгнуть трудовой договор, уведомив об этом […]
  • Расторжение целевого договора на обучение Расторжение целевого договора об обучении ЗДРАВСТВУЙТЕ! Согласно п. 4.2. договор может быть расторгнут по соглашению сторон или в судебном порядке. Согласно п.4.4. споры между сторонами […]
  • Юрист воинов Как оплатить больничный при санаторно курортном лечении В случае сохраняющейся временной нетрудоспособности 2-я и 3-я строки таблицы «Освобождение от работы» остаются незаполненными (п. […]
  • Возврат ндфл за 2018 год Декларация 3-НДФЛ в 2018: бланк Актуально на: 5 февраля 2018 г. Форма 3-НДФЛ 2017 (пример заполнения) Форма 3-НДФЛ – это Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц. […]
  • Документы на имущественный вычет при покупке дома Налоговый вычет при покупке и продаже дома Последнее обновление 2018-01-01 в 11:30 Если дом приобретён с земельным участком, Вы можете получить возврат НДФЛ за обе покупки. В этой статье […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.