Уголовная ответственность за коррупционные правонарушения в рк

Оглавление:

Ответственность за коррупционные правонарушения

Полезные ссылки:

Смотрите также:

Под коррупцией понимается не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.

Правонарушениями, связанными с коррупцией (коррупционными правонарушениями), являются предусмотренные Законом Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года «О борьбе с коррупцией», а также иными законами деяния, сопряженные с коррупцией или создающие условия для коррупции, которые влекут установленную законодательством дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

Уголовные ответственность и наказание, административные ответственность и взыскания за коррупционные преступления и административные правонарушения предусматриваются соответственно Уголовным кодексом Республики Казахстан и Кодексом Республики Казахстан «Об административных правонарушениях».

Выявление, пресечение, предупреждение коррупционных правонарушений и привлечение лиц, виновных в их совершении, к ответственности в пределах своей компетенции осуществляется уполномоченным органом по противодействию коррупции (Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции).

При выявлении факта коррупционных правонарушении, граждане могут сообщить государству, позвонив на бесплатный call-центр 1424. Лицо, сообщившее о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающее содействие в противодействии коррупции, находится под защитой государства и поощряется в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан.

Информация о лице, оказывающем содействие в противодействии коррупции, является государственным секретом и предоставляется в порядке, установленном законом. Разглашение указанной информации влечет ответственность, установленную законом

Лицо, сообщившее заведомо ложную информацию о факте коррупционного правонарушения, подлежит ответственности в соответствии с законом.

Ответственность за коррупционные правонарушения ужесточена

С 1 января 2015 года действует новый Уголовный кодекс Республики Казахстан (далее — УК). В рамках продолжения курса государства на борьбу с коррупцией в уголовном законодательстве нашли своё дальнейшее совершенствование нормы об ответственности за коррупционные преступления, в том числе определения четкого круга субъектов, а также новых запретов и ограничений для лиц, совершивших коррупционные преступления. Изменения коснулись многих положений закона.

Во-первых, значения используемых в новом УК терминов по коррупционным и должностным преступлениям раскрываются в глоссарии. Это придало Кодексу более удобный и понятный формат, а также правовую определенность.

К примеру, глоссарий сейчас содержит термины, которые раньше в УК отсутствовали и определялись Законом РК «О борьбе с коррупцией» и нормативным постановлением Верховного суда. Это:

· «организационно-распорядительные функции» – предоставленное в установленном законом Республики Казахстан порядке право издавать приказы и распоряжения, обязательные для исполнения подчиненными по службе лицами, а также применять меры поощрения и дисциплинарные взыскания в отношении подчиненных;

· «административно-хозяйственные функции» – предоставленное в установленном законом Республики Казахстан порядке право управления и распоряжения имуществом, находящимся на балансе организации.

Кроме того, расширено значение понятия «представитель власти». Теперьэто госслужащий, наделенный в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, в т.ч. сотрудник правоохранительного или специального госоргана, военной полиции, военнослужащий, участвующий в обеспечении общественного порядка.

Также расширена категория лиц, занимающих ответственную государственную должность. Уточнено, что в эту категорию входят депутаты Парламента и судьи, а также включены лица, занимающие административную государственную должность корпуса «А».

Глоссарий подробно разъясняет, кто является лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, кто должностным лицом и кто лицом, уполномоченным на выполнение государственных функций или приравненным к нему лицом.

Во-вторых,в новом УК даны четкие понятия и примеры таким терминам, как «тяжкие последствия» и «существенный вред». К примеру, к «тяжким последствиям» в результате коррупционных деяний относится причинение крупного или особо крупного ущерба, а к «существенному вреду» — нарушение прав и законных интересов организаций, охраняемых законом интересов общества и государства, а также причинение значительного ущерба. Раньше эти квалифицирующие признаки также содержались в диспозициях коррупционных статей старого УК, но нигде не разъяснялось, что именно относить к тяжким последствиям, а что к существенному вреду.

В-третьих,в статьях о получении и дачи взятки появился новый квалифицирующий признак «значительный размер». Значительный размер — это сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгоды имущественного характера от 50 до 3000 тысяч месячных расчетных показателей(в 2015 году 1 МРП составляет 1982 тенге).

Увеличены также минимальные и максимальные пороги пределов крупного и особо крупного размера взятки. Если в прежнем УК крупным размером взятки признавалась сумма свыше 500 МРП, то в новом кодексе — от 3000 до 10000 МРП. Особо крупной взяткой считается сумма, превышающая 10000 МРП (раньше была — от 2000 МРП).

В-четвертых,новый УК усилил ответственность лиц, совершивших коррупционные преступления, в том числе путем введения ряда запретов и ограничений.

Если ранее лишениеправа занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельностьприменялось на срок до 7 лет, то теперь этот вид дополнительного наказания за коррупционные преступления назначается обязательно и пожизненно. Коррупционерам навсегда закрывается путь к работе:

· в судебной системе (судьей);

· в органах местного самоуправления;

· в Национальном Банке Республики Казахстан и его ведомствах;

· в государственных организациях и организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет более 50%;

· в национальных управляющих холдингах, национальных холдингах, национальных компаниях, национальных институтах развития, акционером которых является государство, их дочерних организациях, более 50% голосующих акций (долей участия) которых принадлежат им;

· в юридических лицах, более 50% голосующих акций (долей участия) которых принадлежат указанным дочерним организациям.

Клицам, совершившим коррупционные преступления, не применяется условное осуждение, а также на них не распространяются положения об освобождении от уголовной ответственности в связи с примирением, установлением поручительства, истечением срока давности преступления и приговора.Теперь по всем составам коррупционных преступлений санкции статей предусматривают конфискацию имущества.

В отношении осужденных коррупционеров, кто имел государственные награды, специальное, воинское, почетное или иное звание, классный чин, дипломатический ранг или квалификационный класс, новый закон обязывает суды вносить представления об их лишении. Ранее это было правом суда.

Должностных лиц иностранного государства или международной организации новый УК определил в качестве субъектов получения и дачи взятки прямо в диспозиции статей 366 и 367 УК.

Ни одна санкция за взяточничество нынене предусматривает такое наказание, как ограничение свободы, которое отбывается осужденным по месту жительства без изоляции от общества.

Получение или дача взятки, совершенные преступной группой, стали особо тяжкими преступлениями. Ранее эти составы относились к категории тяжких преступлений.

В-пятых,за получение, дачу взятки и за посредничество в них предусмотрено новое наказание – штраф, кратный сумме взятки. Кратный штраф, как альтернативное наказание, введен во всех санкциях статей за взяточничество, тогда как ранее по квалифицированным составам применялось только лишение свободы.

К примеру, за получение взятки без квалифицирующих признаков предусмотрен штраф в размере 50-кратной суммы взятки(20-кратный размер за дачу взятки). За получение взятки в значительном размере –штраф в размере 60-кратной суммы взятки (30-кратный — за дачу взятки), в крупном размере – 70-кратный (40-кратный — за дачу взятки), в особо крупном размере –80-кратный (50-кратный — за дачу взятки).

В целом, новеллы УК применяются повсеместно, практика нарабатывается и корректируется. Безусловно, с учетом правоприменительной практики возможны и поправки в новый кодекс.При совершенствовании антикоррупционной политикииспользуется опыт зарубежных стран, но с учетом специфики национального законодательства.

Аслан Аталыков,

заместитель начальника Управления 10-го Департамента

Генеральной прокуратуры Республики Казахстан

Уголовная ответственность за коррупционные преступления

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.(статья 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»)

Уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности

К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния, предусмотренные Уголовным Кодексом Российской Федерации:

  • мошенничество (статья 159);
  • присвоение или растрата (статья 160);
  • коммерческий подкуп (статья 204);
  • злоупотребление должностными полномочиями (статья 285);
  • нецелевое расходование бюджетных средств (статья 285.1);
  • нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (статья 285.2);
  • внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (статья 285.3);
  • превышение должностных полномочий (статья 286);
  • незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 289);
  • получение взятки (статья 290);
  • дача взятки (статья 291);
  • посредничество во взяточничестве (статья 291.1);
  • служебный подлог (статья 292);
  • провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304);
  • подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (статья 309).

    За преступления коррупционной направленности Уголовным кодексом Российской Федерации установлены санкции, которые предусматривают следующие виды наказаний:

  • штраф;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • принудительные работы;
  • ограничение свободы;
  • лишение свободы на определенный срок.

    Административная ответственность за коррупционные правонарушения

    К основным составам административных правонарушений коррупционного характера, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях можно отнести такие, как:

  • Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (статья 5.16);
  • Непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума (статья 5.17);
  • Незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума, выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам (статья 5.20);
  • Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума (статья 5.45);
  • Сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом (статья 5.47);
  • Нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума (статья 5.50);
  • Мелкое хищение» (в случае совершения соответствующего действия путем присвоения или растраты) (статья 7.27);
  • Несоблюдение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (статья 7.29);
  • Нарушение порядка определения начальной (максимальной) цены государственного контракта по государственному оборонному заказу или цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа статья (7.29. 1);
  • Отказ или уклонение единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу (статья 7.29.2);
  • Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (статья 7.30);
  • Нарушение порядка заключения, изменения контракта (статья 7.32);
  • Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления (статья 14.9);
  • Использование служебной информации на рынке ценных бумаг (статья 15.21);
  • Незаконное вознаграждение от имени юридического лица (статья 19.28);
  • Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного (муниципального) служащего (статья 19.29).

    За совершение административных правонарушений коррупционной направленности Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлены санкции, которые предусматривают такие виды наказаний, как:

  • административный штраф;
  • административный арест;
  • дисквалификация.
  • Дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения

    Статьей 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ, Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ и другими федеральными законами, предусмотрены следующие виды взысканий:

  • замечание;
  • выговор;
  • увольнение по соответствующим основаниям.

    Муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия за совершение правонарушений, установленных:

    • ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ — за непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;
    • ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ — за непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений.

    Гражданско-правовая ответственность

    Ответственность за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами:

  • статья 16 Гражданского Кодекса Российской Федерации — убытки,причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием;
  • статья 1069 Гражданского Кодекса Российской Федерации вред,причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.

    Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Пунктом 3.1. статьи 1081 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено — Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда, причиненного по основаниям, изложенным в статье 1069, имеют право регресса к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение.

    К коррупционным правонарушениям относятся также обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями нарушения правил дарения, а также нарушения порядка предоставления услуг, предусмотренных Гражданским Кодексом Российской Федерации:

    ст. 575 Гражданского Кодекса Российской Федерации содержит запрет на дарение подарков, за исключением обычных, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей лицам, замещающим муниципальные должности, муниципальным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

    Уголовная ответственность за коррупционные преступления в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд

    Согласно действующему законодательству под коррупцией в сфере государственных и муниципальных закупок следует понимать умышленное использование лицом своего должностного или служебного положения в данной сфере, направленное на извлечение выгоды вопреки законным интересам общества и государства.

    Уголовным кодексом РФ не установлена уголовная ответственность за совершение коррупционных преступлений в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, однако, законодателем предусмотрена возможность привлечения лица к ответственности по целому ряду составов преступлений, которые могут быть совершены в указанной сфере.

    В соответствии с положениями действующего уголовного законодательства, при наличии ряда обязательных признаков, например, корыстной заинтересованности и связи деяния со служебным положением субъекта, виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности, в том числе, по статьям 159 УК РФ – мошенничество, 160 УК РФ – присвоение или растрата, 178 УК РФ – ограничение конкуренции, 285 УК РФ – злоупотребление должностными полномочиями, 286 УК РФ – превышение должностных полномочий, 290 УК РФ – получения взятки, 291 УК РФ – дача взятки, 291.1 УК РФ – посредничество во взяточничестве, 292 УК РФ – служебный подлог.

    Так, статьей 159 УК РФ установлена уголовная ответственность за мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. При этом, совершение деяния организованной группой либо в особо крупном размере наказывается лишением свободы на срок до десяти лет.

    Согласно санкциям статей 285 и 286 УК РФ, предусматривающим уголовную ответственность за злоупотребление и превышение должностных полномочий, соответственно, размер наказания в виде лишения свободы, в случае наступления тяжких последствий, установлен на срок до десяти лет.

    Отдельно можно выделить положения статьи 290 УК РФ, которой установлено, что в случае получения взятки виновное лицо может быть подвергнуто наказанию в виде лишения свободы на срок до пятнадцати лет.

    Кроме того, помимо должностных лиц государственных и муниципальных органов, к уголовной ответственности за дачу коммерческого подкупа, ответственность за который предусмотрена ст. 204 УК РФ, а также за злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ), могут быть привлечены лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени юридического лица, а также граждане за дачу взятки (ст. 291 УК РФ) или посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ).

    Прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Н.А. Пестрецов

    Приморское городское поселение

    Выборгского муниципального района Ленинградской области

    Ответственный дежурный по администрации МО «Приморское городское поселение» 75-101 Единая дежурная диспетчерская служба Выборгского района 2-21-75 Дежурный УМВД России по Выборгскому району Ленинградской области 3-03-07 Дежурный по УВД п. Советский (ПОЛИЦИЯ) 02 (74-560) Дежурный по УВД п. Рощино (ПОЛИЦИЯ) 02 (64-591) Приморская пожарная часть 01 (75-501) Рощинская пожарная часть 01 (64-783) Скорая помощь 03 (75-085) Газовая служба 04 (75-048) Диспетчер ЖКХ 75-351 Диспетчер энергосетей г. Приморск 2-33-71 Диспетчер энергосетей поселки 2-09-61 Дежурный МЧС 2-22-75 Дежурный ФСБ (г. Выборг) 2-28-38 Экстренные оперативные службы: (единый номер) 112, временный номер 8(812)456-1-112 Экстренные службы с мобильных средств связи: пожарная охрана 101, полиция 102, скорая помощь 103

    Уголовная ответственность за коррупционные преступления

    Уголовная ответственность за коррупционные преступления

    В соответствии с требованиями Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», преступления относятся к коррупционным в тех случаях, когда имеет место: злоупотребление служебным положением или служебными полномочиями, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

    Среди них наиболее опасным является взяточничество (ст. 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ). Оно посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие.

    Распространенными коррупционными преступлениями являются также отдельные виды хищения чужого имущества, к числу которых относятся: мошенничество (ст. 159 УК РФ), присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ), при условии, если они совершены руководителем государственного органа, организации, учреждения либо иного юридического лица.

    К числу преступлений коррупционной направленности относятся также факты злоупотребления должностными лицами своими полномочиями (ст. 285 УК РФ) или их превышения (ст. 286 УК РФ), либо совершение ими служебного подлога (ст. 292 УК РФ), но лишь в случае, когда эти деяния совершены из корыстных побуждений, то есть чтобы получить в результате содеянного какую-либо выгоду.

    Ответственность за совершение коррупционных правонарушений

    Коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица (ст. 1 Федерального закона от 19.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон от 19.12.2008 №273).

    В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 19.12.2008 №273 граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Уголовная ответственность применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления. Нормативным актом, устанавливающим уголовную ответственность, является Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ).

    К преступлениям, связанным с коррупционными, относятся любые общественно опасные деяния, совершенные в соучастии с лицами, которые могут быть признаны виновными в совершении коррупционных преступлений, содержащие признаки состава преступлений, предусмотренных УК РФ:

    Часть 2 статьи 141 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий, соединенное с подкупом, в том числе с использованием своего служебного положения».

    Часть 3 статьи 159 «Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения».

    Часть 3 статьи 160 «Присвоение или растрата, совершенная лицом с использованием своего служебного положения».

    Статья 170 «Регистрация незаконных сделок с землей».

    Часть 3 статьи 174 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества с использованием своего служебного положения».

    Часть 3 статьи 175 «Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем, с использованием своего служебного положения».

    Части 2,3 статьи 178 «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции с использованием своего служебного положения».

    Статья 184 «Подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов».

    Часть 3 статьи 188 «Контрабанда, совершенная должностным лицом с использованием своего служебного положения».

    Статья 201 Злоупотребление полномочиями».

    Статья 202 «Злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами».

    Статья 204 «Коммерческий подкуп».

    Части 3,4 ст. 226 «Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств с использованием своего служебного положения».

    Статья 285 «Злоупотребление должностными полномочиями».

    Статья 285.1 «Нецелевое расходование бюджетных средств».

    Статья 285.2 «Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов».

    Статья 286 «Превышение должностных полномочий».

    Статья 289 «Незаконное участие в предпринимательской деятельности».

    Статья 290 «Получение взятки».

    Статья 291 «Дача взятки».

    Статья 292 «Служебный подлог».

    Статья 304 «Провокация взятки либо коммерческого подкупа».

    Часть 1 статьи 309 «Подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу».

    Уголовное законодательство предусматривает множество возможных различных наказаний за совершенные преступные деяния, от обязательных работ до лишения свободы на определенный срок.

    Административная ответственность – ответственность физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения.

    К административным коррупционным правонарушениям относятся следующие противоправные, виновные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях:

    Статья 5.16. «Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах».

    Статья 5.17. «Непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума».

    Статья 5.18. «Незаконное использование денежных средств при финансировании избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума».

    Статья 5.19. «Использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума».

    Статья 5.20. «Незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам».

    Статья 15.14. «Нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов».

    Статья 15.21. «Использование служебной информации на рынке ценных бумаг».

    Гражданская (гражданско-правовая) ответственность – один из видов юридической ответственности, установленные нормами гражданского права юридические последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом предусмотренных гражданским правом обязанностей, что связано с нарушением субъективных гражданских прав другого лица. Гражданско-правовая ответственностьзаключается в применении к правонарушителю в интересах другого лица либо государства установленных законом или договором мер воздействия, влекущих для него отрицательные, экономически невыгодные последствия имущественного характера – возмещение убытков, уплату неустойки (штрафа, пени), возмещение вреда.

    К гражданским коррупционным правонарушениям относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями нарушения правил дарения, а также нарушения порядка предоставления услуг, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ).

    Например, статья 575 ГК РФ содержит запрет на дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, государственным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

    Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, и стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, признаются федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы.

    Дисциплинарная ответственность – вид юридической ответственности, одна из правовых форм воздействия на нарушителей дисциплины труда, заключается в наложении дисциплинарных взысканий.

    К дисциплинарным коррупционным проступкам относятся обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями нарушения порядка исполнения своих профессиональных обязанностей, за которые установлена дисциплинарная ответственность.

    Совершение лицами (замещающими государственные должности Российской Федерации; замещающими должности, предусмотренные реестром муниципальных должностей муниципальной службы; служащими Центрального банка Российской Федерации, его учреждений и представительств, а равно государственных внебюджетных и пенсионных фондов; должностными лицами государственных органов контроля и надзора; служащими межгосударственных органов, если в соответствии с международными договорами Российской Федерации на них распространяется статус государственных служащих; служащими и иными сотрудники международных организаций из числа граждан Российской Федерации; мировыми судьями; лицами, исполняющими обязанности арбитражных и присяжных заседателей; иными лицами, приравненными к субъектам ответственности за коррупционные правонарушения) дисциплинарного коррупционного проступка, влечет наложение дисциплинарного взыскания, предусмотренного законодательством Российской Федерации.

    К числу грубых дисциплинарных проступков относятся не являющиеся преступлениями нарушения государственными гражданскими служащими запретов и ограничений, установленных статьями 16, 17 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ
    «О государственной гражданской службе Российской Федерации», например, непредставление сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

    Основным актом Российской Федерации в системе мер борьбы с коррупцией является Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

    В соответствии с положениями этого закона, преступления относятся к коррупционным в тех случаях, когда имеет место: злоупотребление служебным положением или служебными полномочиями, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

    Исходя из положений Уголовного кодекса Российской Федерации за совершение коррупционных преступлений виновному может быть назначено наказание в виде: штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ, принудительных работ, ограничения свободы, лишения свободы на определенный срок либо несколько видов этих наказаний одновременно.

    При этом наказание, применяемое к лицу, совершившему преступление, должно быть соразмерным содеянному.

    Дифференциация уголовной ответственности в основном достигается за счет того, что за различные преступления законодатель предусмотрел различные санкции. Например, размер наказания за взяточничество существенно зависит от размера полученной взятки.

    Так, за впервые совершенное мелкое взяточничество (ч. 1 ст. 291.2 УК РФ), то есть когда виновным была получена или дана взятка в размере, не превышающем 10 тыс. рублей, осужденному может быть назначено наказание от штрафа в размере 5 тыс. рублей до лишения свободы на 1 год.

    Если же коррупционером получена взятка в особо крупном размере, то есть превышающем один миллион рублей (ч. 6 ст. 290 УК РФ), то минимальное наказание для него составляет штраф в размере трех миллионов рублей, а максимальное – 15 лет лишения свободы со штрафом в размере семидесятикратной суммы взятки и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на 15 лет.

    Кроме санкций норм УК РФ, предусматривающих ответственность за конкретные преступления, на вид и размер назначаемого коррупционерам наказания влияют, такие обстоятельства, как данные о личности виновного (положительные или отрицательные), обстоятельства смягчающие и отягчающие наказание, а также влияние наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.

    Учет всех перечисленных обстоятельств позволяет назначить конкретному виновному лицу справедливое наказание.

    Первых руководителей будут наказывать за коррупционные преступления подчиненных

    АСТАНА. КАЗИНФОРМ — Заместитель председателя Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции Олжас Бектенов предложил внедрить в Казахстане персональную ответственность первых руководителей за коррупционные преступления лично назначенных подчинённых, передает корреспондент МИА «Казинформ».

    «Есть вопросы, которые проработаны, нашли поддержку со стороны заинтересованных сторон и в ближайшее время будут внесены на рассмотрение депутатского корпуса. К примеру, вопрос закрепления персональной ответственности руководителей за соблюдение антикоррупционного законодательства подчинёнными», — сказал Олжас Бектенов, выступая на Правительственном часе по вопросам совершенствования законотворческого процесса в Сенате.

    Отсутствие такой нормы в нашем законодательстве, по его словам, сдерживает эффективность принимаемых мер по противодействию коррупции.

    «Президент в мае дал поручение председателю АДГСПК усилить ответственность первых руководителей. По действующему законодательству лицо привлекается к ответственности в случае, если на правонарушение он пошёл лично. Соответственно, нет правовых оснований для привлечения к дисциплинарной ответственности руководителей госорганов, работники которых систематически совершают коррупционные правонарушения», -подчеркнул Олжас Бектенов.

    Он также добавил, что в США предусмотрена ответственность руководства полиции за коррупцию среди подчинённых. При этом проверяется работа и руководства, и подчинённых. В Сингапуре в случае выявления факта коррупции сотрудником таможенного органа увольняется весь его коллектив.

    «С учётом международного опыта видится целесообразным введение ответственности руководителя в случае совершения подчинённым коррупционного правонарушения. Тут два аспекта: во-первых, ответственность политических госслужащих в виде подачи в отставку в случае совершения коррупционного правонарушения подчинёнными, которых назначил этот политический служащий, но после вступления в силу обвинительного приговора суда. Во-вторых, дисциплинарная ответственность госслужащих за коррупционные правонарушения сотрудниками, находящимися в непосредственной подчинённости. Имею в виду административные госслужащие: директор департамента, руководитель управления, отдела. Если совершает подчиненный, то руководитель будет нести дисциплинарную ответственность», — пояснил Олжас Бектенов.

    Уголовная ответственность за коррупционные правонарушения

    В Уголовном кодексе РФ предусмотрена ответственность как за получение взятки (ст. 290), так и за ее дачу (ст. 291) и посредничество (ст.291.1). При этом важно знать, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если «взяткодатель» добровольно сообщил правоохранительным органам о даче взятки. Но если ты не захотел остановить этот конвейер взяточничества, то по тяжести наказания вы вместе со своим преподавателем загремите «на полную катушку».

    • Не может быть признано добровольным заявление о даче взятки или коммерческом подкупе, если правоохранительным органам стало известно об этом из других источников.
    • Заведомо ложный донос о вымогательстве взятки или коммерческом подкупе рассматривается Уголовным кодексом РФ как преступление и наказывается лишением свободы на срок до шести лет (ст.306).

    Уголовная ответственность за коррупционные правонарушения (взятка, коммерческий подкуп, мошенничество)

    по состоянию на 31.03.2015

    • штраф в размере до 1 миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2- х лет, или в размере от десятикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет;
    • исправительные работы на срок от 1 года до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет;
    • принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет;
    • лишение свободы на срок до 3-х лет со штрафом в размере от десятикратной до двадцатикратной суммы взятки или без такового.
    • штраф в размере от 30-кратной до 60- кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет;
    • лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере 30-кратной суммы взятки.
    • штраф в размере от 40-кратной до 70- кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет;
    • лишение свободы на срок от 3-х до 7 лет со штрафом в размере сорокакратной суммы взятки
    • штраф в размере от 60 -кратной до 80-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет;
    • лишение свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом в размере 50-кратной суммы взятки.

    Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:

    а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
    б) с вымогательством взятки;
    в) в крупном размере

    • штраф в размере от 80-кратной до 100- кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет;
    • лишение свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом в размере 70-кратной суммы взятки
    • штраф в размере от 80-кратной до 100- кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет;
    • лишение свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом в размере 70-кратной суммы взятки

    Примечания:

    1. Значительным размером взятки в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие 25 тысяч рублей, крупным размером взятки — превышающие 150 тысяч рублей, особо крупным размером взятки — превышающие 1 миллион рублей.
    2. Под иностранным должностным лицом в настоящей статье, статьях 291 и 291.1 настоящего Кодекса понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.
    • штраф в размере до 500 тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года, или в размере от 5-кратной до 30- кратной суммы взятки;
    • исправительные работы на срок до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового;
    • принудительные работы на срок до 3-х лет;
    • лишение свободы на срок до 2-х лет со штрафом в размере от 5-кратной до 10- кратной суммы взятки или без такового
    • штраф в размере до 1 миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2-х лет, или в размере от 10-кратной до 40-кратной суммы взятки;
    • исправительные работы на срок от 1 года до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от 1 года до 3-х лет или без такового;
    • лишение свободы на срок до 3-х лет со штрафом в размере от 5-кратной до 15- кратной суммы взятки или без такового.
    • штраф в размере от 30-кратной до 60- кратной суммы взятки;
    • лишение свободы на срок до 8 лет со штрафом в размере 30-кратной суммы взятки
    • штраф в размере от 60—кратной до 80- кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет;
    • лишение свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафомв размере 60-кратной суммывзятки
    • штраф в размере от 70-кратной до 90- кратной суммы взятки;
    • лишение свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере 70-кратной суммы взятки.
    • штраф в размере от 20-кратной до 40- кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет;
    • лишение свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере 20-кратной суммы взятки.
    • штраф в размере от 30-кратной до 60-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет;
    • лишение свободы на срок от 3-х до 7 лет со штрафом в размере 30-кратной суммы взятки.
    • штраф в размере от 60-кратной до 80- кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет;
    • лишение свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере 60-кратной суммы взятки
    • штраф в размере от 70-кратной до 90- кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет;
    • лишение свободы на срок от 7 до 12 лет со штрафом в размере 70-кратной суммы взятки.
    • штраф в размере от 15-кратной до 70- кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет
    • штраф в размере от 25 тысяч до 500 миллионов рублей с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет;
    • лишение свободы на срок до 7 лет со штрафом в размере от 10-кратной до 60- кратной суммы взятки.
    • штраф в размере от 10-кратной до 50- тикратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 2-х лет;
    • ограничение свободы на срок до 2-х лет;
    • принудительные работы на срок до 3-х лет;
    • лишение свободы на тот же срок.
    • штраф в размере от 40-кратной до 70- кратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет;
    • принудительные работы на срок до 4-х лет;
    • арест на срок от 3-х до 6 месяцев;
    • лишение свободы на срок до 6 лет.
    • штраф в размере от 15-кратной до 70- кратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет;
    • принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового;
    • лишение свободы на срок до 7 лет со штрафом в размере до 40-кратной суммы коммерческого подкупа.
    • штраф в размере от 50-кратной до 90- кратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет;
    • лишение свободы на срок до 12 лет со штрафом в размере до 50-кратной суммы коммерческого подкупа.
    • штраф в размере до 120 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года;
    • обязательные работы на срок до 480 часов;
    • исправительные работы на срок до 2-х лет;
    • принудительные работы на срок до 2-х лет;
    • арест на срок до 6 месяцев;
    • лишение свободы на срок до 2-х лет
    • штраф в размере до 120 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года;
    • обязательные работы на срок до 360 часов;
    • исправительные работы на срок до 1 года;
    • ограничение свободы на срок до 2-х лет;
    • принудительные работы на срок до 2-х лет;
    • арест на срок до 4-х месяцев;
    • лишение свободы на срок до 2-х лет.
    • штраф в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2-х лет;
    • обязательные работы на срок до 480 часов;
    • исправительные работы на срок до 2-х лет;
    • принудительные работы на срок до 5 лет с ограничением свободы на срок до 1 года или без такового;
    • лишение свободы на срок до 5 лет с ограничением свободы на срок до 1 года или без такового.
    • штраф в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3-х лет;
    • принудительные работы на срок до 5 лет с ограничением свободы на срок до 2-х лет или без такового;
    • лишение свободы на срок до 6 лет со штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до 1,5 лет либо без такового.
    • лишение свободы на срок до 10 лет со штрафом в размере до 1 миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3-х лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до 2-х лет либо без такового.

    Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от 1 года до 5 лет в качестве основного вида наказания и на срок от 6 месяцев до 3-х лет в качестве дополнительного вида наказания.

    В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до 20 лет в качестве дополнительного вида наказания.

    В случае назначения этого вида наказания в качестве дополнительного к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, а также при условном осуждении его срок исчисляется с момента вступления приговора суда в законную силу.

    В случае назначения лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, принудительным работам, лишению свободы оно распространяется на все время отбывания указанных основных видов наказаний, но при этом его срок исчисляется с момента их отбытия.

    Популярное:

    • Осп уфссп люблинский Люблинский отдел судебных приставов (отдел упразднен) Отдел упразднен В Управлении Федеральной службы судебных приставов по Москве работает телефон для справок (call-центр): 8 (800) […]
    • Черемушкинский отделы судебных приставов Черемушкинский отдел судебных приставов Тел. 8 (499) 558-17-54, 8 (499) 558-17-53 Почтовый ящик: [email protected] Время приема: вт с 09.00 до 13.00, чт с 13.00 до 18.00 В Управлении […]
    • Выдается ли материнский капитал в 2016 году ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ПРО НОВЫЙ ЗАКОН О ПЕНСИЯХ ознакомиться с инфографикой ознакомитьсяс инфографикой скачать брошюру (297 Кб) Материнский (семейный) капитал – это мера государственной […]
    • Ипотека программа молодая семья 2016 Программа «Молодая семья 2016» В 2011 году в Российской Федерации была запущена программа для поддержки молодых семей. С ее помощью государство собиралось помочь россиянам, которые только […]
    • Материнский капитал выдается только на второго ребенка Можно ли получить материнский капитал за 3-го ребенка, если за второго уже получили? Материнский капитал – это крупная денежная сумма, которую российское правительство постановило выдавать […]
    • Взыскание алиментов за прошедший период на основании Взыскание алиментов: разъяснения ВС РФ Количество дел о взыскании алиментов на детей, рассмотренных отечественными судами в 2014 году, превысило 300 тыс. ВС РФ проанализировал данную […]
  • Закладка Постоянная ссылка.

    Комментарии запрещены.