Уголовный кодекс ливан

Уголовный кодекс ливан

ЛИВАН, Ливанская Республика, государство в Западной Азии на восточном побережье Средиземного моря. Граничит на севере и востоке с Сирией, а на юге с Израилем. Бóльшую часть Ливана занимает одноименный хребет, от которого и произошло название страны. Территория Ливана вытянута вдоль побережья на 210 км. Ширина ливанской территории составляет от 30 до 100 км. Площадь территории Ливана – 10 452 кв. км.

В административном отношении она поделена на 5 провинций (мухафаз): Бейрут с окрестностями, Горный Ливан, Северный Ливан, Южный Ливан, Бекаа.

Ливан — унитарное государство. Административное деление — шесть губернаторств (мухафаз).

Действует Конституция 1926 г. с последующими изменениями. По форме правления Ливан формально является парламентской, а фактически полупрезидентской республикой.

В соответствии с Национальным пактом 1943 г. высшие государственные посты в стране распределялись по конфессиональному признаку: главой государства (Президентом) должен быть только христианин-маронит, Премьер-министром — мусульманин-суннит, председателем парламента мусульманин-шиит. Соответствующее соотношение было установлено для представительства религиозных общин в парламенте, Правительстве, министерствах и ведомствах. Конфессиональная система сложилась в те годы, когда христиане составляли большинство населения. Демографические изменения в пользу мусульман поставили вопрос о приведении политической структуры в соответствие с новыми реалиями.

22 октября 1989 г. депутаты ливанского парламента приняли «Хартию национального согласия», которой в качестве основной национальной задачи объявлена ликвидация политического конфессионализма, принятие нового избирательного закона, административная децентрализация, проведение других назревших реформ. За представителями трех основных общин закреплены только высшие посты. Формально упразднен принцип конфессионального представительства во всех звеньях госаппарата, суда, в армии и органах безопасности, учреждениях государственного и смешанного секторов, за исключением чиновников первой категории (от директора департамента и выше), где действует правило равного представительства христиан и мусульман.

Высший законодательный орган страны — Палата депутатов (однопалатный парламент). Она состоит из 128 депутатов, избираемых на основе всеобщего избирательного права сроком на 4 года по принципу фиксированного представительства от религиозных общин. Конституция в редакции 1990 г. предусматривает, что с избранием первой Палаты депутатов на общенациональной, неконфессиональной основе будет учрежден Сенат, в котором будут представлены все религиозные общины.

Принятые парламентом законы обнародуются Президентом в течение месяца с момента передачи их правительству. Однако законы, специальным решением Палаты объявленные срочными, он обязан обнародовать в течение пяти дней. В установленный для промульгации (обнародования) законов срок Президент может потребовать вторичного рассмотрения законопроекта. Для принятия закона при вторичном обсуждении требуется абсолютное большинство голосов депутатов.

Глава государства — Президент, избираемый парламентом сроком на шесть лет. Согласно Конституции (ст.17) он осуществляет исполнительную власть с помощью министров (т.е.Правительства). Фактически Президенту принадлежит основная роль в государственном управлении. Он назначает и смещает членов Правительства, из числа которых выбирает Премьер-министра. Президент обладает правом законодательной инициативы, правом промульгации законов, правом отлагательного вето, принимает решения по всем крупным внутри- и внешнеполитическим вопросам, назначает на гражданские и военные должности, заключает международные договоры и т.д. По «мотивированному декрету с одобрения Совета министров» Президент может распускать Палату депутатов до окончания срока ее полномочий. Это право неоднократно использовалось на практике. Каждый из актов Президента Республики скрепляется соответствующим министром или министрами (исключая акты о назначении или смещении последних).

Правительство Ливана, согласно Конституции, обладает значительными полномочиями, однако может активно решать государственные дела лишь с согласия Президента. Осуществление права законодательной инициативы, внесение Правительством законопроектов в парламент также согласуется с Президентом. Обычно сам Президент председательствует на заседаниях Правительства, в особенности при обсуждении наиболее важных вопросов. Правительство несет солидарную ответственность перед парламентом и обязано в случае вынесения ему последним вотума недоверия уйти в отставку.

Ливан имеет смешанную правовую систему, которая в целом ориентируется на европейские, преимущественно французские, правовые образцы. Вопросы личного статуса (брачно-семейные отношения, правоспособность, опека, наследование) у каждой конфессии регулируются собственными правовыми нормами.

Основным источником права являются законы и другие нормативные акты. В Ливане широко распространена практика «правительственного законодательства», т.е. издания «законов-декретов».

До середины XIX в. в Ливане господствовало мусульманское право (за исключением некоторых вопросов личного статуса у немусульманских общин). Во второй половине XIX — начале ХХ в. мусульманское право стало постепенно вытесняться османскими кодексами, представлявшими рецепцию французского законодательства либо кодификацию мусульманского права (см. раздел «Турция»). К числу последних относилась Маджалла 1869-1976 гг. крупнейшая кодификация мусульманского права, регулировавшая гражданско-правовые отношения, а также османский Семейный закон 1917 г. первая в истории мусульманских стран кодификация семейного права.

После того как Ливан в 1922 г. стал подмандатной территорией Франции, началась новая волна рецепции французского права. В области хозяйственных отношений Маджалла постепенно была заменена современными кодексами, хотя ряд ее положений остаются в силе. В 1932 г. в Ливане вступил в силу Кодекс обязательственного и договорного права, разработанный французскими юристами, и в первую очередь проф. Жоссераном. Гражданский процессуальный (1983) и Торговый (1943) кодексы также были основаны на французском праве.

В соответствии с Законом об организации мусульманского судопроизводства 1942 г. османский Семейный закон 1917 г. и сейчас продолжает регулировать семейные отношения среди мусульман-суннитов. Работа созданной еще в 1956 г. комиссии по кодификации отрасли «личного статуса» до сих пор не завершена.

Семейный закон 1917 г. сравнительно подробно регулирует вопросы брака и развода. В его основу были положены выводы ханифитского толка, но в отдельных случаях, нередко имеющих принципиальное значение, использовались нормы иных мусульманско-правовых школ. Кроме того, Семейный закон закрепил ряд норм, которых традиционное мусульманское право не содержало. Одновременно он предусматривает, что в случае «молчания» закона судья применяет выводы ханифитского толка. Применение ханифитской доктрины регулируется также Законом о семейных правах 1962 г.

У мусульман-шиитов брачно-семейные отношения регулируются некодифицированным мусульманским правом джафаритской школы и не противоречащими последней нормами османского Семейного закона 1917 г.

Право личного статуса друзов было кодифицировано в 1948 г.

Что касается христианских общин, то Семейный закон 1951 г. уполномочивает церковные власти регулировать только вопросы заключения брака и усыновления (с последующим утверждением принимаемых правил Апелляционным судом или Ватиканом, в зависимости от конфессии).

В 1946 г. в Ливане принят первый Кодекс о труде, в 1964 г. он был дополнен Декретом о коллективных договорах.

Уголовное право Ливана, как и большинство отраслей, базируется на французском законодательстве. Сразу же по достижении независимости был принят УК Ливана 1943 г., сменивший турецкий УК 1858 г. В качестве основы он взял Кодекс Франции 1810 г., однако имеет деление на Общую и Особенную части и значительно более подробен, чем французский Кодекс. Будучи весьма обширным по объему (771 статья), ливанский УК отличается тщательной догматической разработкой многих уголовно-правовых проблем. В нем содержится целый ряд норм, подробно регламентирующих вопрос о действии уголовного закона во времени и пространстве и, в частности, о законной силе приговоров, вынесенных иностранными судами. Детально рассмотрены вопросы вины и причинной связи, соучастия, стадий преступления и т.п., причем решение многих из этих вопросов отличается немалой оригинальностью. Благодаря этому УК Ливана стал важной вехой в развитии уголовного права стран Ближнего Востока, послужив образцом для УК Сирии 1949 г. и УК Иордании 1960 г.

Уголовный кодекс Ливана предусматривает смертную казнь за измену; убийство при отягчающих обстоятельствах; поджог и нападения на средства транспорта и связи, приведшие к гибели людей. В Воинском уголовном кодексе по меньшей мере 12 статей предусматривают смертную казнь за такие преступления, как дезертирство, использование оружия против своего государства и отказ от исполнения приказов в военное время.

Наряду с наказаниями УК 1943 г. содержит подробно разработанную систему «мер безопасности и воспитания», которые могут применяться лишь в случаях, прямо предусмотренных законом, и лишь при наличии «совершенного преступления».

Судебная система. Органы контроля

Судебная система Ливана включает суды общей юрисдикции, Военный суд и Судебный совет — постоянный трибунал из пяти старших судей, рассматривающий дела о преступлениях против национальной безопасности. Шариатские суды и конфессиональные суды немусульман рассматривают дела, касающиеся вопросов личного статуса.

Высшей инстанцией в системе судов общей юрисдикции является Верховный суд, который состоит из 7 депутатов, избираемых парламентом, и из 8 ливанских судей, занимающих высшие должности в иерархическом порядке, или в случае равенства рангов — в порядке старшинства, под председательством самого старшего по чину судьи. Верховный суд выносит свои приговоры большинством в 10 голосов.

Судьи назначаются Министерством юстиции в соответствии с принципом конфессионального представительства.

Особенностью судебной системы Ливана, граждане которого придерживаются различных направлений и толков мусульманского права, является создание нескольких параллельных систем шариатских судов (суннитских и джафаритских). Другой особенностью является наличие верховных шариатских судов, выполняющих функции апелляционной инстанции Верховные суннитский и джафаритский суды включают 3 судей и специального прокурора. Для шариатских судов действуют отдельные процессуальные законы (Регламент шариатских судов 1942 г.).

В 1990 г. в Конституцию Ливана были внесены изменения, предусматривающие учреждение Конституционного совета. На этот орган возложены полномочия контролировать конституционность законов и выносить решения относительно конфликтов, возникающих при проведении парламентских и президентских выборов. Запросы о конституционности законов вправе вносить Президент, председатель парламента, Премьер-министр, а также группы из не менее 10 депутатов парламента. Официально признанные главы религиозных общин имеют право консультироваться с Советом только относительно законов, касающихся личного статуса, свободы веры и религиозной практики, а также свободы религиозного образования. Закон о Конституционном Совете принят в 1993 г.


Религия. Во время завоевания страны арабами в 7 в. практически все население Ливана, который в то время находился под властью Византии, исповедовало христианство. Ислам пришел в Ливан через осевших на его землях, в частности в крупных городах, воинов-мусульман и благодаря поселившимся в южных и северо-восточных районах страны арабоязычным племенам, в основном мусульманским, хотя некоторые из них исповедовали христианство. Так, название гор Джебель Амиль в южном Ливане, возможно, происходит от названия конфедерации арабских племен бану амила, которые появились на этой территории в 10 в. Эти племена были приверженцами шиизма , и с тех пор юг Ливана превратился в один из основных шиитских центров на Ближнем Востоке.

Секта друзов возникла в 11 в. в Египте в среде шиитов-исламитов. Ее первые адепты были жителями долины Эт-Тайм на юге Ливана.

Последняя полномасштабная перепись населения проводилась в стране в 1932. Согласно современным оценкам, ок. 40% ливанцев – христиане, 60% – мусульмане (включая друзов). Более половины христиан относятся к маронитам, остальные – православные, греко-католики, армяно-григориане, имеются также небольшие общины яковитов, сиро-католиков, армяно-католиков, протестантов (главным образом пресвитериан) и католиков халдейского обряда. Среди местных мусульман преобладают шииты, составляющие свыше половины всех приверженцев ислама в Ливане. Сунниты составляют 1/3, а друзы ок. 1/10 от общей численности ливанских мусульман. Существует также иудейская община, насчитывающая несколько сот человек.

Органы государственного управления. Действующая конституция страны была принята в 1926, в период французского мандата. В последующий период в нее неоднократно вносились поправки и изменения (последние – в 1999).

Согласно конституции, Ливан – республика. Законодательная власть принадлежит парламенту (палате депутатов), исполнительная власть – президенту республики, который осуществляет ее с помощью кабинета министров. Судебная власть представлена судами различных инстанций; судьи, по конституции, независимы при отправлении правосудия.

Особенность конституционной системы Ливана – конфессиональный принцип, в соответствии с которым при назначениях на высшие государственные посты соблюдается определенный баланс между представителями различных религиозных общин. Он был закреплен в «Национальном пакте» – соглашении, заключенном в 1943 между президентом страны (маронитом) и премьер-министром (суннитом). В соответствии с ним, пост президента должен занимать маронит, премьер-министра – суннит, председателя парламента – шиит, заместителей премьер-министра и председателя парламента – православные и т.д. Соответствующая норма представительства от различных общин установлена в парламенте, правительстве и при распределении мест в отдельных министерствах и ведомствах.

Парламент Ливана (палата депутатов) осуществляет законодательную власть, принимает государственный бюджет, контролирует деятельность правительства, рассматривает важнейшие международные договоры и соглашения до ратификации их президентом, избирает членов Верховного суда. Решения принимаются относительным большинством голосов, однако для изменения конституции и избрания президента необходимо собрать две трети голосов.

Парламент избирается сроком на 4 года, причем за каждой из религиозных общин закреплено определенное количество мест. Прежде представители христианских конфессий обладали большинством мест, однако, в соответствии с Хартией национального согласия (Таифскими соглашениями), между христианскими и мусульманскими депутатами был установлен паритет. В настоящее время в ливанском парламенте 128 депутатов, в том числе 64 христианина (34 маронита, 14 православных, 8 греко-католиков, 5 армяно-григориан, 1 армяно-католик, 1 протестант, 1 представитель христианских меньшинств) и 64 мусульманина (27 суннитов, 27 шиитов, 8 друзов и 2 алавита).

Глава государства и исполнительной власти – президент. Он разрабатывает основы политики страны, назначает и смещает министров и руководителей местной власти. Президент имеет право «с одобрения Совета министров» досрочно распускать парламент, а также ввести в действие любой срочный законопроект, утвердить чрезвычайные и дополнительные ассигнования средств. Он обнародует законы, принятые парламентом и обеспечивает их выполнение с помощью соответствующих постановлений. Глава государства может отложить вступление в силу парламентского закона (для преодоления вето президента необходимо набрать абсолютное большинство голосов парламентариев). Конституция предоставляет ему право вести переговоры о заключении международных договоров с последующим сообщением об этом парламенту, ратифицировать договоры, назначать послов Ливана за рубежом. Президент пользуется также правом помилования и т.д.

Президент Ливана избирается парламентом сроком на 6 лет и обычно не может быть переизбран на второй срок подряд. Конституция предусматривает возможность выдвижения парламентом обвинения против президента перед Верховным судом в случае нарушения им конституции или государственной измены. Для выдвижения такого обвинения необходима поддержка не менее двух третей членов парламента.

С 1998 президент Ливана – генерал Эмиль Лахуд. Он родился в 1936, получил военное образование в Великобритании и США и служил в ливанской армии. В 1989 был назначен командующим ливанской армией и сумел покончить с влиянием религиозных общин и политических групп в вооруженных силах. Пользуется поддержкой Сирии.

Правительство Ливана – Совет, или кабинет министров. Оно возглавляется премьер-министром. Премьер-министр назначается президентом после консультации с депутатами парламента и формирует правительство. Состав кабинета официально утверждается президентом; правительство должно получить вотум доверия в парламенте. Премьер-министр вносит законопроекты в парламент (по согласованию с президентом).

Ливанское правительство с 2000 возглавляет Рафик Харири. Родившийся в 1944, изучал экономику в Американском университете в Бейруте, а с 1966 жил в Саудовской Аравии, где стал крупным предпринимателем в области строительства и банкиром, поддерживал тесные связи с саудовским королем Фахдом. Харири принимал активное участие в попытках добиться национального примирения в Ливане в 19980-х и в заключении Таифских соглашений. В 1992–1998 миллиардер Харири был главой ливанского правительства, но потерял пост из-за разногласий с новым президентом страны Лахудом. После успеха возглавляемого им списка на парламентских выборах 2000 Харири был вновь назначен на пост премьер-министра.

Система общегражданских судов (во главе с Верховным судом) состоит из юридических (уголовных и гражданских) и административных судов. Параллельно существуют суды религиозных общин, которые самостоятельно действуют в рамках своей компетенции.

Политические партии В Ливане, в отличие от стран Запада, партии не играют ведущей роли в политической системе страны. Среди 128 депутатов ливанского парламента не более 40 состоят в той или иной политической партии. Большинство партий пользуются поддержкой отдельных религиозных общин или сложились вокруг тех или иных политических лидеров, руководителей кланов и влиятельных семей.

«Амаль» – шиитское движение, образованное в 1975 имамом Мусой ас-Садром как «Отряды ливанского сопротивления» – военное крыло созданного в 1974 «Движения обездоленных». Под руководством имама Садра организация проводила умеренный курс: она отказалась принять участие в гражданской войне 1975 и поддержала сирийское вмешательство в 1976. В 1978 имам исчез во время визита в Ливию. Популярность «Амаль» резко возросла под влиянием Иранской революции 1979, и в начале 1980-х она стала крупнейшим политическим движением шиитской общины. Организация призывала к сопротивлению Израилю и поддержке «палестинского дела», но одновременно противостояла военным формированиям палестинцев и ориентировалась на Сирию. Политическая платформа «Амаль» призывает к национальному единству и равноправию всех граждан Ливана. Движение отвергает планы превращения Ливана в конфедерацию религиозных общин и не стремится к созданию в стране исламского государства.

«Амаль» играет важную роль в ливанской политике. Ее представители входили во все правительства страны после Таифских соглашений. На выборах 2000 в парламент были избраны 9 членов «Амаль». Они стали ядром парламентского блока «Сопротивление и развитие», в которое входят 16 депутатов. Лидер «Амаль» Набих Берри является председателем парламента Ливана.

« Хезболлах » («Партия Аллаха») образована в 1982 группой представителей шиитского духовенства во главе с шейхом Мухаммедом Хуссейном Фадлаллахом и привлекла к себе многих радикальных сторонников движения «Амаль», недовольных умеренной и просирийской линией его руководства. В 1980-х партия открыто ориентировалась на Иран и призывала к созданию в Ливане исламского государства по иранскому образцу, отвергала любой компромисс с христианами, Израилем и США. Членам «Амаль» приписывались нападения на американское посольство в Бейруте в апреле 1983 и на штаб морских пехотинцев США в составе многонациональных сил в октябре 1983, а также захват заложников из числа американцев и граждан других западных стран в Ливане с 1984 по 1991.

После заключения Таифских соглашений политика «Хезболлах» стала более умеренной. Партия приняла участие в парламентских выборах 1992 в блоке с «Амаль», стала сотрудничать с некоторыми представителями других конфессий. В ее заявлениях стали отчетливее звучать социальные мотивы, темы защиты бедных и независимой экономической политики. На выборах 2000 в парламент были избраны 8 членов партии. Они составили ядро парламентского блока «Верность сопротивлению», в который входят 12 депутатов.

Прогрессивная социалистическая партия (ПСП) основана в 1949 политическими деятелями, выступившими за проведение социальных реформ. Партия объявила себя светской и внеконфессиональной. В ее составе – представители различных религиозных общин, но наибольшим влиянием она пользуется среди друзов. Во главе партии встал друзский лидер Камаль Джумблат.

В социально-экономической области ПСП позиции были близки к социал-демократическим: она призывала к укреплению государственного сектора и роли государства в экономике, национализации некоторых отраслей, созданию кооперативов и улучшению положения трудящихся. Одновременно партия рассматривала частную собственность как «основу свободы и спокойствия общества». В сфере внешней политики ПСП выступала за нейтралитет Ливана, однако на практике ориентировалась на поддержку арабских националистических режимов и палестинского национального движения против Израиля. ПСП выступала за политические реформы и постепенную ликвидацию конфессиональной системы. С 1951 партия была представлена в парламенте, с конца 1950-х годов приступила к созданию собственного ополчения.

В 1975 ПСП возглавила блок мусульманских и левых партий – «Национально-патриотические силы Ливана», который тесно сотрудничал с Организацией освобождения Палестины и противостоял в ходе гражданской войны христианским партиям. Военные отряды ПСП были одной из основных вооруженных группировок в стране. В 1977 лидер партии Камаль Джумблат был убит и ПСП возглавил его сын Валид.

После Таифских соглашений сторонники Валида Джумблата играли важную роль в политике страны, члены и приверженцы ПСП участвовали в правительствах Ливана. К концу 1990-х годов отношения партии с Сирией значительно ухудшились, Джумблат стал выступать за уменьшение сирийского влияния. ПСП пошла на более широкое сотрудничество с некоторыми христианскими лидерами. Партия поддерживает тесные контакты с Социалистическим Интернационалом.

На выборах 2000 в парламент избраны 5 членов ПСП. В целом блок В.Джумблата (Фронт национальной борьбы) объединяет в парламенте 16 депутатов.

Сирийская национал-социалистическая партия (СНСП) образована в 1932 православным политиком Антуаном Сааде и испытала отчетливое влияние идеологии и организационных принципов европейского фашизма. Основной целью провозгласила создание «Великой Сирии», охватывающей современные Сирию, Ливан, Кувейт, Ирак, Иорданию и Палестину. После обретения Ливаном независимости СНСП превратилась в одну из крупнейших политических партий страны. В 1948 ее деятельность была запрещена правительством. В 1949 партия предприняла попытку государственного переворота, которая была подавлена. СНСП была объявлена вне закона, а А.Сааде расстрелян. В отместку члены партии убили в 1951 премьер-министра Риада ас-Сольха. В 1950-х СНСП, оставаясь под формальным запретом, продолжала расширять свое влияние. В 1958 она была снова разрешена, но уже в 1961 организовала новую попытку государственного переворота. СНСП опять запретили и около 3 тысяч ее членов оказались в тюрьмах. В последующий период идеология партии претерпела серьезные изменения: не отказываясь от ультраправых доктрин, национал-социалисты включили в свою доктрину некоторые заимствования из марксизма и панарабских идей. В 1975 СНСП примкнула к блоку «Национально-патриотических сил» и воевала на его стороне в ходе гражданской войны. Одновременно в ней нарастали внутренние противоречия и к концу 1980-х в ней сложились 4 различные фракции. В конечном счете победу одержали сторонники тесного сотрудничества с Сирией. В настоящее время партия считается просирийской. На выборах 2000 в парламент Ливана были избраны 4 ее члена.

«Катаиб» (Ливанские фаланги, ЛФ) – политическое движение, созданное в 1936 как полувоенное молодежное объединение маронитов. Основатель ЛФ Пьер Жмайель, в качестве спортсмена принимал участие в Берлинской олимпиаде 1936 и испытал влияние организационных методов европейского фашизма. Фаланги быстро стали одной из крупнейших политических сил Ливана. Первоначально сотрудничая с французскими колониальными властями, они начали затем призывать к независимости страны и в 1942 были запрещены. После предоставления независимости ЛФ были вновь легализованы и вскоре восстановили тесные связи с Францией.

«Катаиб» – правая партия, выдвинувшая девиз «Бог, отечество и семья». Фалангисты выступали за сохранение конфессиональной системы, в защиту экономики свободного рынка и частной инициативы, против коммунизма. Согласно ее доктрине, ливанская нация является не арабской, а финикийской. Поэтому ЛФ категорически отвергали любое сближение с арабскими странами. Провозглашая идею нейтралитета Ливана, они ориентировались на тесное сотрудничество с западными странами. Категорически выступали против присутствия палестинцев в стране.

ЛФ имели свои ополчения, которые неоднократно вмешивались в вооруженные столкновения в Ливане. В 1958 в «Катаиб» насчитывалось до 40 тыс. членов. После 1959 П.Жмайель неоднократно занимал министерский пост, партия добивалась успеха на парламентских выборах.

В ходе гражданской войны ЛФ возглавляли лагерь христианских партий – «Ливанский фронт». В партии состояли 65 тыс. членов, а ее военные формирования насчитывали до 10 тыс. бойцов и стали основой «Ливанских сил», созданных как объединение ополчений христианских партий. В 1982 лидер «Ливанских сил» Башир Жмайель (сын П.Жмайеля) был при поддержке Израиля избран президентом Ливана. После его убийства пост президента занял его брат Амин Жмайель (1982–1988). Однако после смерти П.Жмайеля в 1984 партия стала раскалываться и постепенно утратила свое влияние. Многие из ее членов и сторонников покинули ряды «Катаиб» и присоединились к новым группировкам – Ливанским силам, «Ваад», сторонникам генерала Ауна и др.

Недовольные сирийским влиянием в Ливане и перераспределением власти в пользу мусульман, ЛФ бойкотировали парламентские выборы в 1992. В 1996 фалангистским кандидатам не удалось пройти в парламент. Однако в 2000 в высший законодательный орган были избраны 3 члена «Катаиб», и руководство перешло к сторонникам компромисса с Сирией.

Национальный блок (НБ) – маронитское движение, образованное в 1939 президентом Ливана Эмилем Эдде. В 1943 оформился как маронитский избирательный блок, а в 1946 – как политическая партия. НБ был связан с маронитской элитой Ливана, аграрными, банковскими и предпринимательскими кругами. Партия тесно сотрудничала с французскими колониальными властями и сохранила самые тесные контакты с Францией после обретения независимости.

НБ выступил за развитие экономики свободного рынка и свободной торговли, за привлечение иностранных капиталовложений в страну. Он провозгласил доктрину «ливанского национализма», пытаясь одновременно подчеркивать самобытность Ливана на арабском Востоке и сохранять нормальные отношения с арабскими странами. В 1960-х партия, возглавляемая сыном ее основателя – Раймоном Эдде, превратилась в одну из наиболее влиятельных политических сил: в ней состояли 12 тыс. членов, она имела представительство в парламенте Ливана. НБ пытался проводить центристскую политику: он сотрудничал с «Катаиб» и осуждал крупное палестинское присутствие в Ливане, но в то же время, в период гражданской войны, выступало за прекращение вооруженных столкновений. Лидер НБ Р.Эдде в 1976 эмигрировал во Францию, где и умер в 2000. Партия в равной мере отвергала как сирийскую, так и израильскую гегемонию в стране, требовала проведения политической демократизации. Она осудила Таифские соглашения и бойкотировала парламентские выборы в 1992 и 1996. Однако в 2000 в парламент были избраны 3 сторонника НБ. Один из них – Фуад Саад занял пост министра по административным реформам.

Партия арабского социалистического возрождения (Баас) – ливанское отделение общеарабской партии Баас, основанное в 1956. С 1963 деятельность партии в Ливане была запрещена, и она работала нелегально вплоть до 1970. В 1960-х ливанские баасисты раскололись на две организации – просирийскую и проиракскую. Просирийская партия Баас в Ливане пользуется широкой поддержкой Сирии. На выборах 2000 в парламент были избраны 3 ее члена. Лидер просирийской Баас Али Кансо занимает пост министра труда.

В Ливане существует ряд группировок – последователей «арабского социализма» бывшего египетского президента Гамаля Абделя Насера. Старейшая из них – Движение независимых насеристов – возникла в конце 1950-х, провозгласив девиз «Свобода, социализм и единство». В 1958 созданные движением ополчения «Мурабитун» сражались с войсками президента Шамуна. В 1971 организация была официально оформлена. Она поддерживала палестинское присутствие в Ливане, участвовала в блоке «Национально-патриотических сил», а ее ополчения сыграли активную роль в гражданской войне, сражаясь с фалангистами, а затем с израильскими войсками. Однако в 1985 отряды «Мурабитун» были полностью разгромлены силами ПСП и «Амаль», и движение фактически перестало существовать. В настоящее время действует Насеристская народная организация. Ее лидер Мустафа Саад из Сайды является депутатом ливанского парламента.

Объединение за республику – основано популярным оппозиционным политиком Альбером Мукейбром (православным). Выступает за политическую демократизацию и независимость Ливана. Имеет 1 место в парламенте.

Армянские партии. На территории Ливана действуют отделения ряда традиционных армянских политических партий. Партия «Дашнакцутюн» (Союз) была основана в Армении в 1890 и выступает с позиций народнического социализма, однако ее ливанское отделение занимает более правые позиции и отстаивает капиталистический общественный строй. Вплоть до ливанской гражданской войны дашнаки пользовались преобладающим политическим влиянием в армянской общине Ливана. Они действовали в союзе с «Катаиб», ориентировались на сотрудничество с западными странами и боролись с насеристскими идеями. Однако в период начавшейся в 1975 гражданской войны партия дашнаков отказалась от участия в вооруженном конфликте и поддержки христианского блока, и многие армянские кварталы подверглись нападениям со стороны «Ливанских сил» Б.Жмайеля. После окончания войны дашнаки стремились возглавить блок армянских партий и выступали с проправительственных позиций, что принесло им поражение на парламентских выборах 2000. «Дашнакцутюн» сумел провести в высший законодательный орган только 1 депутата. Лидер партии Себух Ховнанян занял пост министра по делам молодежи и спорта.

Армянская социал-демократическая партия «Гнчак» («Колокол») была образована в 1887 в Женеве. Ее ливанское отделение занимало левые позиции, выступало за социализм, плановую экономику, демократию и справедливое распределение национального дохода. В политическом отношении с 1972 партия блокировалась с дашнаками. В 2000, выступив на выборах отдельно от них, завоевала 1 место. «Рамкавар-азатакан» (Либерально-демократическая партия) действует с 1921 и ориентируется на сохранение армянской культуры в диаспоре. Выступает в защиту частной собственности. На выборах 2000 впервые завоевала 1 место в парламенте.

Не добился поддержки на выборах 2000 ряд партий, которые пользовались определенным влиянием в 1990-х. Партия «Ваад» («Обет») была организована в 1989 бывшим членом «Катаиб» и бывшим командиром «Ливанских сил» Эли Хобейкой, который после его смещения в 1986 перешел на просирийские позиции и с 1991 являлся депутатом парламента и неоднократно занимал министерские посты. На выборах 2000 партия лишилась обоих мест в парламенте. В январе 2002 Хобейка был убит в результате покушения. Суннитская организация «Джамаа аль-исламийя» («Исламское сообщество»), представленная бывшим исламистским студенческим лидером Северного Ливана Халедом Дахером, в 2000 утратила представительство в парламенте.

Ливанская коммунистическая партия (ЛКП) – одна из старейших в Ливане. Создана в 1924 группой интеллигентов как единая для Ливана и Сирии и полностью ориентировалась на СССР. В 1939–1943 была запрещена французскими колониальными властями. С 1944 ливанская компартия действовала самостоятельно, но большого успеха не имела, а в 1947 была объявлена вне закона «за связь с заграницей». Действуя в подполье, ЛКП в 1965 приняла решение о союзе с ПСП и арабскими националистами. В 1970 партия вновь стала работать легально, и в 1970-х ее влияние значительно выросло. Партия приняла участие в блоке «Национально-патриотических сил», а созданные ею вооруженные отряды активно сражались в ходе гражданской войны против сил христианского блока. В 1980-х роль ЛКП упала; многие ее активисты были убиты исламскими фундаменталистами. Представительства в ливанском парламенте не имеет.

Организация коммунистического действия Ливана (ОКДЛ) создана в 1970 в результате слияния двух небольших левых группировок (Организации социалистического Ливана и Движения ливанских социалистов). К ней присоединились также остатки Движения арабских националистов. ОКДЛ характеризовала себя как «независимую, революционную коммунистическую партию» и критиковала ЛКП за «реформизм». Во время гражданской войны организация приняла активное участие в блоке «Национально патриотических сил» и боях против сил христианского блока. Организация поддерживала тесные контакты с Демократическим фронтом освобождения Палестины. В парламенте Ливана не представлена.

Ряд христианских партий и организаций, которые отвергли Таифские соглашения, функционирует нелегально и подвергается преследованиям. К ним относятся:

Партия Ливанских сил (ПЛС) образована в 1991 на базе военно-политической группировки. Ливанские силы (ЛС) были созданы в 1976 в результате объединения различных христианских ополчений, сражавшихся с палестинскими отрядами. С августа 1976 они стали официально независимыми от традиционных христианских лидеров, которых молодые бойцы считали слишком умеренными. Возглавлявший ЛС Башир Жмайель сумел разгромить отряды своих христианских противников – «Марада» под командованием Тони Франжье (1978) и «Тигров», возглавлявшихся Камилем Шамуном (1980). В начале 1980-х ЛС полностью контролировали Восточный Бейрут и Ливанские горы, вели борьбу с сирийской армией и сотрудничали с Израилем. После убийства Б.Жмайеля в 1982 группировку возглавил Э.Хобейка, однако уже в 1986 он был смещен за соглашение с Сирией и в 1987 откололся от ЛС вместе со своими сторонниками. Организацию возглавил Самир Жажа. В сентябре 1991 он преобразовал ее в ПЛС, которая резко критиковала сирийское влияние и присутствие сирийских войск в стране, выступала в оппозиции против новой власти, установленной в соответствии с Таифскими соглашениями. Она призвала к бойкоту парламентских выборов 1992. Было начато разоружение ЛС. В марте 1994 правительство Ливана официально запретило ПЛС, а ее лидер С.Жажа был арестован и обвинен в убийстве политических противников. Партия действует нелегально.

Национально-либеральная партия (НЛП) образована в 1958 бывшим президентом Ливана Камилем Шамуном как организация его сторонников. Шамунисты выступали за сохранение конфессиональной системы, «поощрение усилий капитала», неприкосновенность частной собственности, развитие экономики свободного рынка, за поддержание тесных связей с западными государствами. В уставе НЛП подчеркивалась необходимость сохранить «особый характер и отличительные черты» Ливана. В 1960-х– начале 1970-х. партия пользовалась существенной поддержкой христианских избирателей, выступала в союзе с «Катаиб» против присутствия палестинцев в стране и заявляла, что насчитывает в своих рядах до 70 тыс. членов. В период гражданской войны НЛП и созданные ею отряды «Тигров» активно участвовали в «Ливанском фронте». Однако после смерти К.Шамуна в 1987 произошло ослабление организации. НЛП резко осудила сирийское влияние и присутствие сирийских войск в Ливане и призывала к бойкоту парламентских выборов в 1992, 1996 и 2000.

Свободное национальное течение – христианское политическое движение, созданное сторонниками генерала Мишеля Ауна, который в 1984–1989 был командующим вооруженными силами Ливана, а в 1988 был назначен уходившим в отставку президентом Амином Жмайелем главой переходного военного правительства. Закрепившись в президентском дворце в Восточном Бейруте, Аун отказался признать Таифские соглашения и сформированные на их основе новые власти Ливана, потребовал вывода сирийских войск из страны и объявил о начале «освободительной войны» против Сирии. Однако в октябре 1990 он вынужден был капитулировать под напором сирийских войск и отправился в эмиграцию. Его сторонники продолжают действовать нелегально, призывая к «восстановлению национальной независимости» Ливана.

На территории Ливана действуют различные палестинские группировки, а также курдские партии. Среди последних выделяются: Курдская демократическая партия (образована в 1960 Джамилем Михху, разрешена в 1970), «Риз кари» (создана в 1975), «Левая Риз кари» (ориентируется на Сирию), Курдская рабочая партия и др.

Вооруженные силы. В период гражданской войны в Ливане центральные вооруженные силы практически распались, а все основные противоборствующие группировки имели свои воинские формирования. В последующем правительственная армия была восстановлена и в 1990-х сумела взять под контроль территорию страны; большая часть ополчений была разоружена. Достигнутое соглашение предусматривало, что в регулярную армию вольются 20 тысяч ополченцев, в том числе 8 тыс. бойцов Ливанских сил, 6 тыс. бойцов «Амаль», 3 тыс. членов друзских ополчений, 2 тыс. – «Хезболлах» и 1 тыс. – христианских отрядов «Марада».

В 1996 вооруженные силы страны насчитывали 48,9 тыс. человек (в том числе сухопутные войска – 97,1%, военно-морской флот – 1,2%, военно-воздушные силы – 1,7%).

Размещавшаяся на Юге страны «Армия Южного Ливана», союзная Израилю, прекратила свое существование в 2000 после вывода израильских войск. Вооруженные формирования в южной части Ливана сохранила «Хезболлах». В стране размещены 5600 солдат сил ООН по поддержанию мира. Часть сирийского военного контингента, насчитывавшего в конце 1990-х в 35,5 тыс. человек, была выведена в 2001

В Ливане отменили закон о женитьбе после изнасилования

В этом же году аналогичные законы отменили в Тунисе и Иордании.

Парламент Ливана 16 августа отменил 522-ю статью уголовного кодекса, которая освобождала от наказания насильников, женившихся на своих жертвах, передает Meduza.

Отмене закона предшествовала общественная кампания, которая продолжалась несколько лет. В декабре 2016 года за отмену 522-й статьи высказался парламентский комитет по юстиции.

При этом закон продолжает действовать для случаев, когда мужчина соблазнил девушку в возрасте 15-18 лет, пообещав ей жениться.

В 2017 году аналогичные законы отменили в Тунисе и Иордании.

Статьи, аналогичные 522-й статье УК Ливана, действуют в ряде стран Ближнего Востока и Северной Африки, в том числе в Ираке, Сирии, Ливии и Алжире. В некоторых странах Западной Европы, в том числе Франции и Италии, такие законы были отменены лишь в последней четверти XX века.

Популярное:

  • Мировой суд пВолоконовка Какие документы нужны для развода через мировой суд Задайте вопрос юристу бесплатно! Кратко опишите в форме вашу проблему, юрист БЕСПЛАТНО подготовит ответ и перезвонит в течение 5 […]
  • Задать вопрос компьютерному мастеру Бесплатная консультация по телефону «Компьютерный Мастер» предоставляет Вам бесплатную консультацию по телефону! Вы всегда можете обратиться к нам по всем интересующим Вас вопросам. Если […]
  • Трудовой кодекс российской федерации от 30 декабря 2001 года no 197-фз Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-фз (тк рф) С изменениями и дополнениями от: 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 […]
  • Как приватизировать дачу в украине 2018 Как приватизировать дачу, дом на дачном участке Задайте вопрос юристу бесплатно! Кратко опишите в форме вашу проблему, юрист БЕСПЛАТНО подготовит ответ и перезвонит в течение 5 минут! […]
  • Взятки сотрудников гибдд Статистика реальных зарплат и взяток в ГИБДД (5 фото) Когда во дворе паркуется молодой лейтенант ГИБДД в новеньком «Инфинити», невольно задаешься вопросом — какие же хорошие теперь […]
  • Кто несет бремя содержания имущества Статья 210. Бремя содержания имущества Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Комментарий к Ст. 210 ГК РФ 1. Под […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.