Усыновление детей введение

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Интернет-проект Министерства образования и науки РФ
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

— обеспечение и защита личных неимущественных прав несовершеннолетних;

— выявление и учет детей, нуждающихся в помощи государства, обеспечение защиты их прав и законных интересов;

— ведение учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— организация и ведение работы с кандидатами в усыновители, опекуны и попечители (подготовка кандидатов);

— устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на семейные формы воспитания и под надзор в организации;

— осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

— осуществление контроля за соблюдением прав и законных интересов детей, устроенных на воспитание в семьи граждан;

— оказание содействия семьям, принявшим на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (сопровождение);

— обеспечение и защита имущественных прав несовершеннолетних.

Каждая трудовая функция представлена в отдельном разделе, содержащем:

перечень основных нормативных правовых актов, методических рекомендаций, подготовленных Минобрнауки России или другими федеральными министерствами и ведомствами;

региональный опыт выполнения трудовых функций (законодательство, методическая литература).

Рекомендуемый перечень литературы по разделам приведен в приложении 1.

В связи с тем, что в соотвествии с профстандартом специалист должен знать и уметь применять на практике общепризнанные нормы и принципы международного права, международных и национальных программных документов, нормативных правовых актов в сфере опеки и попечительства, законодательства Российской Федерации, знать специфику работы учреждений социального обслуживания, реабилитационной работы, пособие содержит отдельные разделы, содержащие иностранный опыт и международные документы в области защиты прав детей в соотвествии с трудовыми функциями.

Информационно-справочные материалы [1]

В соответствии с Федеральный законом от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее – ООП; субъект РФ), которые осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов. Во всех субъектах РФ, за исключением Астраханской области, специалист органов опеки и попечительства является государственным или муниципальным служащим.

Основная цель деятельности – предотвращение нарушений, обеспечение и защита прав и законных интересов детей, их социальных и иных государственных гарантий, включая установленные в международных договорах и соглашениях с участием Российской Федерации, надзор за деятельностью опекунов и попечителей.

В России в 2016 году общая численность детского населения составляла 29,041 тысячу детей. Число специалистов ООП – 11 307 чел., при этом большинство из них осуществляют опеку и попечительство не только в отношении несовершеннолетних, но и недееспособных (совершеннолетних). Таким образом, в среднем по стране базовая нагрузка на одного специалиста составляет 2,6 тыс. детей при рекомендованном Минобрнаукой России нормативе: 1 штатная единица специалиста не более чем на 2 тысячи детского населения в городе и не более чем на 1,5 тысячи детского населения в сельской местности. При этом минимальная нагрузка (1:2188 детей) наблюдается в Северо-Западном федеральном округе и максимальная (1:5829 детей) – в Северо-Кавказском федеральном округе.

Вместе с тем, Правительственной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав на 1 специалиста ООП в отношении несовершеннолетних рекомендована нагрузка не более чем 1,8 тыс. детского населения в городе и не более чем 1,3 тыс. детского населения в сельской местности.

Число территориальных органов (управлений, отделов), созданных органом исполнительной власти субъекта РФ, или органов местного самоуправления в составе субъекта РФ — 2 484, в том числе, имеющих 1 специалиста по охране детства – 457 (18%), не имеющих специалистов по охране детства – 3. Таким образом, примерно каждый пятый специалист выполняет весь объем полномочий ООП.

Дополнительный объем работы специалистов ООП связан с выполнением законодательного требования осуществления плановых проверок в отношении детей, переданных на воспитание в семьи граждан, и находящихся под надзором в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; защиты прав выпускников организаций для детей-сирот и лиц из их числа до 23 лет.

При этом под опекой в конце 2016 года находилось 406 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, и 82 тыс. усыновленных детей, а также 56 тыс. детей — в условиях институционализации (всего 488 тысяч детей). В отношении всех этих детей необходимо как минимум два раза в год провести проверку и составить акт проверки условий жизни подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей (то есть порядка одного миллиона проверок). Таким образом на каждого специалиста приходится в среднем 90 проверок в течение года. При этом необходимо учитывать протяженность территории и труднодоступность ряда районов.

Другие категории детей и взрослых, также требующих особого внимания органов ООП:

ежегодно около 43 тысяч родителей лишаются родительских прав или ограничиваются в них (более 53 тысяч детей);

число выпускников, состоящих только на учете на получение жилья, в возрасте 14-18 лет, составляет 89379 чел., а в возрасте от 18 до 23 лет – 109638 молодых людей.

Вопрос качества выполнения работы зависит как от количества специалистов, так и от их квалификации.

Объем необходимых знаний специалиста ООП варьируется от оценки ресурсности семьи (психолого-педагогический потенциал) в воспитании ребенка или при отобрании ребенка у родителей, выявления последствий жестокого обращения до защиты имущественных прав несовершеннолетних и представления интересов ребенка в суде (правовые знания).

Анализ международного и российского законодательства позволяет в качестве современных тенденций изменения содержания деятельности специалистов ООП в отношении несовершеннолетних за последние несколько лет выявить следующее.

  1. Тенденцию расширение компетенции специалистов ООП в отношении несовершеннолетних:

— полномочия, установленные Семейным кодексом Российской Федерации, и иными федеральными законами (установление и выплата пособий, сопровождение замещающих семей, гражданство);

— расширение категорий судебных дел с участием специалистов ООП;

— расширение полномочий по защите имущественных прав;

— расширение категорий граждан (лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; граждан, выразившие желание усыновить ребенка, стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным //offline/ref=936CA09D9DFEFEB7B020AE0FD7BE78B68CFB98128A33C6

Новости Минобрнауки

14.03.2018 г. Число детей-сирот в России сократилось на 15% в 2017 г. — до 50,2 тыс.

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. до 50,2 тыс. человек. Об этом сообщается в материалах к заседанию коллегии Минобрнауки.

«По состоянию на 30 декабря 2017 г., в государственном банке данных находились сведения о 50,2 тыс. человек. В 2017 г. численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных, сократилась на 15,1%», — говорится в документе.

Отмечается также, что всего в 2017 г. были устроены в семьи более 64 тыс. детей.

Кроме того, в документе говорится, что число записей в банке данных детей-сирот сократилось с 2005 г. в 3,7 раза за счет усыновления и различных форм семейного устройства детей.

21 Сентября 2018

В Москве прошел финал всероссийского конкурса «Созвездие»

17 Сентября 2018

В детских домах появятся пространства для развития творческого потенциала детей

13 Сентября 2018

Создание видеосюжетов о детях, оставшихся без попечения родителей, относящихся к категории трудноустраиваемых

13 Сентября 2018

Создание видеосюжетов детей, оставшихся без попечения родителей, в субъектах Российской Федерации, имеющих на учете в региональных банках данных сведения о более 1000 детей, оставшихся без попечения родителей

Информационно-консультационный портал Министерства образования и науки РФ.

2016 Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

Проблема усыновления детей из детских домов

Главная > Реферат >Социология

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Московский государственный открытый университет

Чебоксарский политехнический институт (филиал

Реферат по социологии на тему:

Проблема усыновления детей из детских домов

Экономики и права

Сущность усыновления детей из детских домов………………………. 5

Список использованных источников…………………………………………. 19

Все мы знаем, как велико значение семьи в жизни каждого человека, общества и государства. Именно семья для каждого человека — неисчерпаемый источник любви, преданности и поддержки. В семье закладываются основы нравственности, духовности и терпимости. Здоровая, крепкая семья — залог стабильности и процветания любого общества.
Семья — это та общественная структура, в которой прежде всего происходит воспроизводство человека как члена общества. Именно в семье первоначально складывается мировосприятие человека, формируются его социальные качества.

В связи с этим одной из главных проблем в настоящий момент является сиротство. По неофициальным данным, от 2 до 6 миллионов детей сегодня находятся на улице. Кроме того, в детских домах, интернатах и домах малютки сейчас находится почти 700 тысяч детей – столько же, сколько после войны. В то же время, есть огромное количество людей, которым приходила в голову мысль взять на воспитание ребенка из детского дома. Некоторые из этих семей не могут родить своего ребенка, некоторые просто хотят помочь, некоторые, воспитывая своих детей, готовы воспитать и чужого.

По официальным данным, в первой половине 2009 года 5,26 тыс. детей были оставлены матерями при рождении, еще 50,79 тыс. детей остались без попечения родителей. Однако статистика усыновления, похоже, все-таки сдвинулась с мертвой точки. По свидетельству Евгения Архипова из ААРПЧ, брать в дом сирот россияне стали чаще и охотнее: в 2008 году в детдома попали 115,5 тыс. ребят, при этом в приемные семьи были устроены 113,7 тыс. Таким образом, разрыв между осиротевшими и усыновленными составил менее 2 тыс. человек. Что говорит об актуальности выбранной мной темы.

Цель исследования заключается в изучении отношения людей к проблеме усыновления детей из детских домов, в определение правдивости или неправдивости моей гипотезы.

Объект исследования: мужчины и женщины от 18 лет.

Предметом исследования являются: семейные нормы, которые двигают поведением человека в семье.

Гипотеза исследования содержит предположение о том, что люди хорошо относятся к усыновлению, но сами не готовы взять приемного ребенка.

Для проверки гипотезы были выдвинуты следующие задачи исследования:

анализ научных источников по выбранной теме

выбор методов для проведения исследования;

составление правильных вопросов для анкеты, с целью получения верной и неискаженной информации;

проведение социологического опроса на основе составленной анкеты;

анализ полученных ответов по проведенному опросу с учетом все особенностей респондентов.

Методы исследования, которые я выбрала:

общенаучные: анализ; индукция;

специфические: опросный метод – формализованное и неформализованное интервью, опрос по телефонному звонку.

статистические методы обработки полученных результатов.

Исследование: несплошное (охватывает 30 человек), содержательное. В исследовании используется случайная выборка, а единицей анализа являются люди старше 18 лет, имеющие или не имеющие своих детей.

Сущность усыновления детей из детских домов


Кто и почему хочет усыновить ребенка

Усыновить ребенка хотят пары, не имеющие детей и имеющие их, одинокие женщины и мужчины. Мотивы этого желания можно разделить на осознаваемые и бессознательные, о которых даже не догадываются люди, их имеющие, но именно вторые являются движущей силой этого желания и они же определяют в дальнейшем характер отношений. Важно поэтому, чтобы усыновители были максимально осведомлены о своих собственных потребностях и желаниях, которые они хотят осуществить, усыновляя чужого ребенка.

Чаще всего сознательным поводом усыновления является невозможность иметь собственного ребенка, в силу бесплодия, возрастных и других ограничений; желание сделать добро; стать нужным, любимым кем-то.

Бессознательные мотивы всегда сугубо индивидуальны, например, заполнить ощущение внутренней пустоты, заменить ребенком потерю любимого человека, осуществить через ребенка свои нарциссические

Усыновление бесплодной парой

Такая пара к моменту принятия решения об усыновлении обычно уже проходит длительный и травматичный опыт многих лет лечения, надежд и разочарований. Ей приходится пережить немало горя: горе по невозможности быть «как все», зачать, выносить, родить, кормить грудью своего собственного ребенка. Часто это горе остается непережитым, и в этом случае оно неизбежно вмешается в отношения с приемным ребенком. Очень важно, чтобы ребенок не был последним шансом быть «как все», лекарством от депрессии, но чтобы ведущим было желание давать, а не брать, использовать.

Является фактом, что иногда, через некоторое время после усыновления, ранее бесплодная женщина беременеет. Это доказывает большое влияние психогенного фактора в бесплодии. Возможно, причиной такого бесплодия был бессознательный страх перед родительством, запрет иметь своего ребенка, а потом, после удачного опыта общения и воспитания чужого ребенка эти запреты и страхи ослабевают. Здесь уже встанет вопрос отношения к обоим детям, вопрос нередко сложный.

Заместительный ребенок

Особенно драматичным является случай, когда решение усыновить ребенка возникает в результате потери родного ребенка. Приемный ребенок должен тогда заменить место умершего. Родители не отгоревали свою потерю, они стараются заглушить ее заботой о другом ребенке, который становится заместительным, ему буквально может отводиться роль двойника. Проблема в том, что такое решение не уменьшает горя, которое было просто в состоянии отрицания, заместительный ребенок никогда не заменит утраченного, который, к тому же, все больше и больше будет идеализироваться. Это очень травматичная ситуация для приемного ребенка, так как сам по себе он не существует и не интересует своих приемных родителей, он призван играть роль, соответствовать ожиданиям, в чем он никогда не преуспеет по определению. В итоге, неизбежное разочарование, плохие отношения вплоть до отказа от приемного ребенка, чувство вины у родителей, мощнейший травматизм у ребенка.

Усыновление одним родителем

Если ребенка усыновляет одинокая женщина, то чаще всего это уже зрелая женщина, со сложившейся карьерой, достаточным уровнем благосостояния. Желания, которые она осуществляет, усыновляя ребенка — это быть нужной, любимой, значимой, а нередко заполнить внутреннюю пустоту. Обычно в ее окружении есть мужчины, которые могут играть важную роль в формировании личности ребенка, но все же, это влияние не так велико, она остается полноправной «хозяйкой» положения. Кроме того, женщина может переоценивать свои физические и эмоциональные возможности, и ей часто не с кем разделить свои трудности. Ребенок становится для нее очень важным объектом, который играет многочисленные роли: ребенка, друга, доверенное лицо, а это слишком большой груз для него. Ребенок может быть призван облегчить ее депрессию, которая неизбежно усилится, когда он повзрослеет и захочет отделиться. Для ребенка же иметь только одного родителя – это дополнительный страх его потерять, ведь больше у него никого нет, опереться будет не на кого.

Усыновление детей мужчинами имеет тенденцию к росту во всем мире, как отражение их борьбы за свои права в вопросах воспитания детей, от которого они были несколько устранены. Речь идет чаще о разведенных мужчинах, а усыновляют они более взрослых детей.

Усыновление гомосексуальной парой

Закон не разрешает усыновлять детей гомосексуальным парам, поэтому, если это происходит, то в обход закона, ребенка берет как бы одинокий родитель. Таким образом, ситуация осложняется с самого начала и для семьи в целом, и для ребенка в частности. Несмотря на опасения общественности, вероятность развития гомосексуальной ориентации у ребенка в этом случае, согласно проведенным статистическим исследованиям в США, не превышает таковой в гетеросексуальных парах. Тем не менее, формирование модели отношений, несомненно, происходит с некоторыми деформациями. Кроме того, чувство собственной маргинальности у приемного ребенка будет значительно усилено, а шансов получить психологическую помощь меньше, поскольку его родители не будут слишком склонны обращаться к психологам, как из нежелания объявлять о своих отношениях, так и из страха негативного к ним отношения, непонимания со стороны специалистов. Такая семья всегда живет достаточно изолированно.

В любом случае нужно совершенно ясно понимать, что усыновление – это не право, а привилегия, которую оказывает людям общество, опираясь при этом на установленные в этом обществе законы.

Тайна усыновления

Речь идет о прописанном в Законе об усыновлении обязательстве всех органов и организаций, имеющих отношение к усыновлению не сообщать никаких данных об усыновлении биологическим родителям, которые от ребенка отказались или лишены родительских прав и другим лицам, но речь не идет о тайне усыновления для ребенка, что очень часто под этим понимают. Ребенок имеет полное право знать всю имеющуюся информацию о своих биологических родителях, так же, как и приемные родители. Мало того, всю эту информацию им следует получить в соответствующих органах.

Правда об усыновлении

Вопрос, волнующий всех без исключения приемных родителей: говорить ли ребенку правду, как и когда. Родители должны признать и понять, что их ребенок имеет свою собственную историю, что его жизнь не началась в момент усыновления, что он имеет человеческое право знать свои истоки, свою историю, что является основой его прочного чувства собственной идентичности и самоуважения. Родители опасаются, что правда может ухудшить отношения с ребенком, что связь, недостаточно крепкая, поскольку некровная, может легко порваться. Это напрасные опасения. Только отношения, построенные на правде, могут быть прочными. Нет смысла прятать голову в песок, играть роль «обычной» семьи, отрицать реальный травматизм, пережитый ребенком. Приемная семья – семья особенная, но и она может быть счастливой.

Сохранение факта усыновления в секрете может оправдываться самыми благими намерениями, прежде всего нежеланием травмировать ребенка. Сам же ребенок, чувствуя, что эта тема щекотлива и неприятна для родителей, не будет задавать вопросов, чтобы беречь их спокойствие, быть для них хорошим. Но травма была, это факт, отрицать это, значит отрицать реальность, а, следовательно, застрять в этой травме и потом пожинать ее плоды. Напротив, разговор о ней способствует преодолению горя, его переживанию, что открывает новый путь в развитии. Легче всего было бы постараться утешить ребенка какими-то поверхностными словами, отвлечь его, но не это ему нужно. Гораздо важнее пережить вместе с ним его боль, грусть, страдание.

Переживание горя – одно из ключевых переживаний в приемной семье, которое она должна пройти, чтобы иметь возможность строить хорошие, доверительные, любящие отношения. В этом переживании есть несколько стадий, этапов. Сначала горе отрицается, делается вид, что ничего не было, ни своих собственных разочарований и боли, ни горя брошенного ребенка. Потом отрицание сменяется гневом, отчаянием, за которыми следует понимание и успокоение.

Говорить ребенку правду нужно всегда, даже если он был усыновлен в младенчестве. Говорить правду нужно как можно раньше, не драматизируя ситуацию. Например, одевая, умывая ребенка, сказать: «Какой же у нас замечательный сынок, как мы рады, что ты живешь с нами, что мы тебя усыновили!»

В нашей памяти сохраняются все пережитые нами события, даже если сознательно мы этого не помним. Опыт первых недель и месяцев жизни также остается в памяти, причем эта память не словесная, а телесная, память на уровне ощущений. Психика ребенка строится, начиная с этих телесных ощущений, которым ближайшее окружение постепенно учит ребенка придавать словесную форму, смысл. Если же какая-то часть опыта, особенно травматичного, оказалась вне этой работы по приданию смысла, символизации, то она остается в психике как некое инородное тело и в дальнейшем является причиной непонятного, необъяснимого страдания.

Очень важно говорить с ребенком о его чувствах, пережитых им событиях, чтобы свести к минимуму их травмирующий эффект. В противном случае травматизм останется непроработанным и патогенным, он может весьма драматичным образом повлиять на всю психическую жизнь, развитие. Все непонятное требует объяснения. Если объяснений нет совсем, ребенок их придумает сам, но обычно эти фантазии оказываются гораздо страшнее любой правды, тем более ребенку свойственно причину всех этих событий искать в себе, в своем плохом поведении, своей плохости.

Драма брошенного ребенка

Усыновленный ребенок – это ребенок, переживший самый тяжелый травматизм, это ребенок брошенный. Даже если он потерял родителей в несчастном случае или как-то еще, для него это ситуация брошенности. Любой ребенок, оставшийся без родителей, переживает это как то, что его бросили. Он остался без самого главного, без любви, заботы, реального присутствия родителей, которые до определенного времени являются для него всем миром. Это драма, аналогов которой нет. Но это драма безмолвная, о ней очень мало говорится, ее предпочитают не замечать. Но надо помнить, что эта травма навсегда оставит значительный отпечаток в психике ребенка, он всегда будет более других детей уязвим, чувствителен, склонен к депрессии, трудностям с социальной адаптацией и поведением. Но такому ребенку можно помочь. Главное для него – это присутствие стабильного, любящего, надежного окружения.

Роль наследственных и психологических факторов

Приемных родителей очень волнует вопрос наследственности, ее негативного влияния на развитие, характер ребенка. Тем не менее, роль генетических факторов слишком переоценивается, а вот роль психологических факторов недооценивается. Недооценивается роль психологической травмы, пережитой ребенком, оставшимся без родителей или никогда их не знавшим, недооценивается травмирующая роль отсутствия хорошей заботы, любви в первые дни, недели, месяцы жизни, недооценивается травматизм жизни в приюте, детском доме, недооценивается влияние душевного страдания на развитие как психическое, так и физическое ребенка.

Есть тенденция любые проявления «дурного» характера и поведения относить на счет «плохой генетики», но характер и поведение гораздо больше определяются именно психологическими факторами, влиянием реального окружения, и именно на эти факторы можно влиять психотерапевтическим вмешательством.

«ПРОБЛЕМА УСЫНОВЛЕНИЯ-УДОЧЕРЕНИЯ ДЕТЕЙ ИЗ ДЕТСКИХ ДОМОВ»

Ваше семейное положение_______________

Количество детей в вашей семье_________________

Как Вы относитесь к усыновлению удочерению семьями детей из детских домов?

Усыновление детей

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации»

на тему: «Усыновление детей»

Понятие, условия и порядок усыновления

Правовые последствия усыновления

В настоящее время растет число детей оставшихся без попечения родителей. Из них только 5% дети-сироты, все остальные имеют родителей, которые по тем или иным причинам (лишены родительских прав, хронические алкоголики, наркоманы, отбывают сроки наказания, безвестно отсутствуют, уклоняются от родительских обязанностей и др.) не занимаются их воспитанием, либо по состоянию здоровья не могут осуществлять свои родительские обязанности. В последние годы социальное сиротство приобрело новые особенности: дети по вине родителей оказываются на улице и становятся бомжами, попрошайками, беспризорными. В средствах массовой информации неоднократно обсуждались проблемы, связанные с усложнившимся после введения в действие Семейного кодекса РФ порядком усыновления.

Усыновление является наиболее предпочтительной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление- это переход прав и обязанностей от биологических родителей (родителя) ребенка к усыновителям (усыновителю), при котором ребенок в правовом отношении полностью приравнивается к биологическим детям усыновителя. При этом, естественно, утрачиваются все права и обязанности родных (биологических) родителей ребенка.

Многие ученые рассматривают усыновление как форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей, как юридический акт и как факт, имеющий юридическое значение.

По мнению иных, усыновление есть установление между усыновителем (его родственниками) и усыновленным ребенком (его потомством) правоотношений (личных и имущественных), аналогичных существующим между кровными родителями и детьми. Она также рассматривает усыновление как форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и как факт, имеющий юридическое значение.

Под усыновлением понимается и общественное отношение, суть которого сводится к тому, что в семью принимается посторонний ребенок с целью содержания и воспитания его как своего родного сына или дочери.

Институт усыновления в Российской Федерации регулируется, прежде всего, Семейным кодексом РФ (Глава 19), рядом международных соглашений, Гражданским процессуальным кодексом РФ, Уголовным кодексом РФ (ст. 154 – Незаконное усыновление), Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2000 г. N 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства» и некоторыми другими нормативными актами.

Согласно действующему законодательству, усыновление возможно в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах – это центральный принцип института усыновления.

Декларацией о социальных и правовых принципах, касающихся усыновления детей на международном уровне, утвержденной резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 3 декабря 1986 г. и ст.21 Конвенции о правах ребенка, принятой в Нью-Йорке 20 ноября 1989 г., признается, что усыновление в другой стране может рассматриваться лишь в качестве альтернативного способа ухода за ребенком при наличии двух условий: если он не может быть передан на воспитание или помещен в семью в стране происхождения и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным.

1. Понятие, условия и порядок усыновления

Российское законодательство рассматривает усыновление в качестве приоритетной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление и удочерение влекут одни и те же правовые последствия и подчиняются единым правилам, поэтому в законодательстве термин «усыновление» применяется к принятию в семью, как мальчиков, так и девочек.

Усыновление – это оптимальная форма устройства детей-сирот и брошенных детей, так как в результате усыновления ребенку обеспечиваются условия воспитания, близкие к условиям в родной семье, а подчас и значительно лучше.

Усыновление – это принятие в семью чужих детей в установленном законом порядке. В результате усыновления между лицом, усыновляющим ребенка (усыновителем), и его родственниками, с одной стороны, и усыновляемым ребенком, с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родственниками по происхождению. Отсюда следует, что усыновление влечет за собой следующие правовые последствия:

а) установление правовой связи между усыновителями (усыновителем) и усыновленным ребенком, а так же между усыновленным ребенком и родственниками усыновителя;

б) прекращение правовой связи усыновленного ребенка с его родителями и другими родственниками по действительному кровному происхождению.

Таким образом, усыновление одновременно является как правообразующим, так и правопрекращающим юридическим фактом.

Усыновление является самой предпочтительной формой семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. При усыновлении (удочерении) между ребенком, а впоследствии и его потомками, и лицами (лицом), усыновившими ребенка, и его родственниками устанавливаются такие же правовые отношения, как и предусмотренные законом для родителей и детей (ст. 137 СК).

Усыновление может быть произведено только при соблюдении условий усыновления, установленных законом. К ним относятся:

1) требования, предъявляемые к усыновителям (ст. 127 СК);

согласие на усыновление родителей ребенка (в тех случаях, когда оно требуется) или лиц, их заменяющих (ст. 129—-131 СК);

согласие на усыновление самого ребенка, если он достиг десятилетнего возраста (ст. 132 СК);

согласие на усыновление супруга усыновителя, если ребенок усыновляется одним из супругов (ст. 133 СК).

По закону усыновителями могут быть только совершеннолетние и дееспособные граждане обоего пола. Совместно усыновить ребенка могут только супруги.

Усыновителями не могут быть:

граждане, признанные судом недееспособными (вследствие психического расстройства) или ограниченно дееспособными (вследствие злоупотребления алкоголем или наркотиками);

граждане, лишенные по суду родительских прав или ограниченные в родительских правах;

бывшие опекуны (попечители), отстраненные от выполнения своих обязанностей вследствие ненадлежащего их осуществления;

бывшие усыновители при отмене судом усыновления по их вине;

граждане, страдающие заболеваниями, которые не позволяют им осуществлять воспитание ребенка, или опасными для самого ребенка. К ним отнесены такие тяжелые заболевания, как туберкулез, онкологические заболевания, заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации, наркомания, токсикомания, алкоголизм и др.

Для усыновления требуется также наличие определенной разницы в возрасте между усыновителем (не состоящим в браке) и усыновляемым, которая должна составлять не менее 16 лет (ст. 128 СК). Эта разница может быть сокращена судом при наличии уважительных причин (например, ребенок знает усыновителя, привязан к нему или считает усыновителя своим родным родителем).

Преимущественное право на усыновление ребенка имеют граждане Российской Федерации и родственники ребенка независимо от их места жительства (на территории России или на территории другого государства).

Согласия родителей на усыновление не требуется только в случаях, установленных непосредственно в законе (ст. 130 СК). Усыновление без согласия родителей производится, если они: а) неизвестны; б) признаны судом безвестно отсутствующими или недееспособными; в) лишены по суду родительских прав; г) не проживают с ребенком более шести месяцев и без уважительных причин (каковыми могут быть болезнь, длительная служебная командировка, препятствие со стороны другого родителя и т.п.), не принимают участия в воспитании и содержании ребенка. В других случаях согласие родителей на усыновление обязательно. Оно должно быть выражено в письменной форме, а подпись родителя должна быть удостоверена в установленном законом порядке (нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать нотариальные действия, либо органом опеки и попечительства). Согласие может быть выражено непосредственно в суде при производстве усыновления (ст. 129 СК).

Согласие родителей может быть дано на усыновление ребенка конкретным лицом или без указания конкретного лица — это так называемое «бланкетное согласие на усыновление». Как правило, оно дается в отношении детей, помещенных на воспитание в детские государственные учреждения. Закон требует согласия обоих родителей независимо от того, проживают они совместно или нет, расторгнут их брак или признан недействительным (ст. 129 СК).

Усыновление ребенка в случае лишения родителей (одного из них) родительских прав допускается законом не ранее истечения шести месяцев со дня вынесения решения суда о лишении их родительских прав.

Закон допускает случаи, когда ребенок усыновляется только одним из супругов. В этих случаях в соответствии со ст. 133 СК обязательным условием усыновления является получение согласия супруга усыновителя. Получения согласия не требуется, если муж и жена фактически прекратили семейные отношения, не проживают совместно более года и место-I пребывание супруга, от которого требуется получить согласие, неизвестно.

В целях обеспечения интересов ребенка закон вообще не допускает усыновления одним из супругов, если другой супруг является душевнобольным и вследствие этого признан судом недееспособным (ст. 127 СК). В таких случаях брак может быть расторгнут по одностороннему заявлению здорового супруга в органах ЗАГС, и только после этого можно ставить вопрос об усыновлении ребенка.

Усыновление производится судом (ст. 125 СК) по правилам особого производства, установленным в ГПК. Граждане, желающие усыновить ребенка, должны обратиться с соответствующим заявлением в районный суд по месту жительства (нахождения) ребенка. Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за ее пределами, иностранные граждане или лица без гражданства, желающие усыновить российского ребенка, подают заявление соответственно в верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), суд автономной области или автономного округа по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка. Заявление, подаваемое в суд, должно содержать сведения о самих усыновителях, о ребенке, которого они желают усыновить, известные им данные о его родителях, братьях и сестрах, сведения о соблюдении условий усыновления (с приложением необходимых документов), а также по желанию усыновителей — просьбу об изменении фамилии ребенка, его отчества и имени, даты и места рождения, о записи усыновителей в качестве родителей ребенка.

Суд в порядке подготовки дела к рассмотрению обязывает орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка представить в суд свое заключение об обоснованности данного усыновления и его соответствии интересам ребенка с приложением необходимых документов (свидетельства о рождении ребенка, медицинского заключения о его здоровье, физическом и умственном развитии и др.).

В целях обеспечения тайны усыновления дела об установлении усыновления рассматриваются в закрытом судебном заседании.

Если соблюдены все условия усыновления и суд придет к выводу, что оно отвечает интересам ребенка, он выносит решение об установлении усыновления. В решении также отражаются все изменения в лично-правовом статусе ребенка (изменение его фамилии, имени, отчества, даты и места рождения, запись усыновителей в качестве родителей ребенка).

Отказ суда в установлении усыновления, а также отказ в просьбе усыновителя произвести указанные выше изменения могут быть обжалованы гражданином в вышестоящий суд в течение десяти дней после вынесения решения. По истечении указанного срока решение вступает в законную силу.

Усыновление устанавливается со дня вступления решения суда в законную силу, т.е. возникают соответствующие права и обязанности усыновителей и усыновленного ребенка. Усыновление ребенка подлежит регистрации в органах ЗАГС.

2. Правовые последствия усыновления

Дети усыновленного приобретают правовое положение внуков усыновителя, внуки усыновленного — правнуков усыновителя. Усыновленный ребенок, в свою очередь, ставится в положение внука отца и матери усыновителя, а дети усыновленного — правнуков родителей усыновителя. Одновременно усыновленные дети утрачивают личные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим кровным родителям и другим родственникам.

Кроме того, усыновленный ребенок, а также усыновитель (и его родственники) приобретают в результате усыновления не только права и обязанности, вытекающие из семейных отношений, но и все те права и обязанности, которые предусмотрены нормами других отраслей права и основанием возникновения которых является факт родства. Так, при наследовании по закону усыновленные по отношению к усыновителям, а усыновители по отношению к усыновленным являются наследниками первой очереди (т.е. приравниваются в наследственных правах к родителям и детям).

Закон допускает также возможность сохранения правоотношений ребенка и с другими его близкими родственниками. По просьбе родителей умершего отца (матери) ребенка, т.е. дедушки или бабушки ребенка, могут быть сохранены отношения между ними и их внуком (внучкой), если этого требуют интересы ребенка (п. 4 ст. 137 СК).

Если к моменту усыновления ребенок имел право на пенсию или пособие, полагающееся ему по случаю потери кормильца (после смерти родителей или одного из них), он сохраняет это право и после усыновления.

3. Тайна усыновления

Создание для усыновленного ребенка условий жизни и воспитания, в наибольшей степени совпадающих с условиями жизни и воспитания родных детей, в значительной степени облегчается, если ребенок считает усыновителей своим родителями по происхождению или если о факте усыновления (хотя и известном ребенку) не осведомлены посторонние люди. Оберегая покой усыновленного ребенка и семьи, его принявшей, закон обеспечивает сохранение тайны усыновления (ст. 139 СК). Сохранение тайны усыновления является обязанностью всех должностных лиц, участвующих в вынесении решения об усыновлении и его последующем оформлении, а также других лиц, иным образом осведомленных об усыновлении. Разглашение тайны усыновления вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений, наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. (Ст. 155 УК РФ).

4. Отмена усыновления

Усыновление может быть отменено, если усыновитель ненадлежащим образом осуществляет возложенные на него родительские обязанности или по каким-либо другим причинам ребенок плохо себя чувствует в его семье и усыновление перестает отвечать его интересам.

Отмена усыновления возможна только в судебном порядке (ст. 140 СК). В целях защиты прав усыновленных детей дела об отмене усыновления рассматриваются с обязательным участием органа опеки и попечительства, а также прокурора.

В соответствии со ст. 141 СК, определяющей основания для отмены усыновления, такая отмена производится, если усыновители уклоняются от выполнения возложенных на них родительских обязанностей, злоупотребляют своими правами, жестоко обращаются с усыновленным ребенком, являются алкоголиками или наркоманами, т.е. когда установлено виновное поведение усыновителя, нарушающее интересы ребенка.

Суд также вправе отменить усыновление и по другим основаниям исходя из интересов ребенка и с учетом его мнения. Основанием для отмены усыновления могут послужить отсутствие взаимопонимания между ребенком и усыновителем, объективная невозможность последнего выполнять свои обязанности (тяжелая болезнь, изменение семейных обстоятельств и т.п.), выздоровление тяжело болевших родителей, к которым ребенок был привязан и которых не может забыть после усыновления, и др.

Постепенно происходит все большее сближение семьи, основанной на родстве, и семьи, основанной на усыновлении. Ранее это сближение в основном происходило за счет приближения правового регулирования отношений между усыновленными и усыновителями к правовому регулированию отношений между родителями и детьми, а само усыновление конструировалось по модели кровнородственной семьи. В настоящее время правовые основания отношений между родителями и детьми все более приближаются к правовым основаниям усыновления. Если ранее кровнородственная семья всегда основывалась на биологическом происхождении, то в настоящее время, как уже отмечалось ранее, в случаях, установленных законом, родителями ребенка считаются лица, не имеющие с ним генетической связи. Например, при применении технологии искусственного оплодотворения, суррогатного материнства, при признании отцовства лицом, знающим, что в действительности он не является отцом ребенка. Таким образом, социальное отцовство и материнство получает такое же право на существование, как биологическое. С точки зрения социологии усыновление также является одной из разновидностей социального отцовства или материнства. Однако, если права и обязанности усыновителей практически идентичны родительским, то фактические отношения, возникающие в процессе усыновления, не всегда напоминают родительские. В тех случаях, когда ребенок считает усыновителей своими родителями, их отношения ничем не отличаются от родственных. Если же ребенок знает о том, что усыновители не его родители, фактические отношения между ними могут быть несколько иными. Безусловно, знание об отсутствии биологической связи приобретает в настоящее время все меньшее значение. Если усыновители воспитывали ребенка в течение всей его жизни, само по себе обнаружение факта отсутствия кровного родства, как правило, ничего не изменяет в отношениях между ними и ребенком. Однако, если ребенок усыновлен уже в подростковом возрасте, естественно, что он не может считать таких усыновителей своими родителями. Поэтому законодательство должно, с одной стороны, путем сохранения тайны усыновления обеспечить возможность там, где это возможно, создания видимости кровнородственной семьи. С другой стороны, там, где отсутствие родственной связи очевидно, законодательство не должно искусственно моделировать отношения усыновления по образу и подобию кровной семьи.

В связи с вышесказанным нормы действующего Семейного кодекса касающиеся института усыновления, одинаково удачны. Заслуживает поддержки сохранение правовых гарантий, обеспечивающих тайну усыновления. Сложности с тайной усыновления возникли потому, что в соответствии со статьей 7 Конвенции о правах ребенка, ребенок имеет право, «насколько это, возможно, знать своих родителей». Это положение Конвенции сформулировано достаточно мягко, оно не налагает на государства-участники безусловной обязанности предоставить ребенку право получить информацию о своих биологических родителях. Тем не менее, Конвенция формулирует такое право и призывает государства обеспечивать его осуществление. В результате сохранение тайны усыновления оказалось проблематичным. Однако доводы за ее сохранение по-прежнему перевешивают аргументы в пользу ее отмены. Сохранение тайны усыновления в подавляющем большинстве случаев отвечает интересам и усыновителей, и ребенка. Усыновляя ребенка, усыновители часто заинтересованы в том, чтобы у ребенка и у всех окружающих не возникало сомнений в том, что они его родители. Раскрытие этих сведений помимо их воли может причинить непоправимый вред их отношениям с ребенком и причинить им и ребенку тяжелую травму.

Менее удачным представляется ряд положений в семейном законодательстве, призванных сделать семью, основанную на усыновлении, максимально похожей на семью, основанную на родстве. В новом Кодексе предусматривается, например, что между усыновителем и усыновленным должна быть разница в возрасте не менее 16 лет. Такая разница в возрасте обычно существует при биологическом происхождении ребенка от родителей, но при усыновлении, если ребенок и иные лица осведомлены о том, что усыновители не являются его родителями, ее существование не имеет никакого смысла и лишь приводит к неоправданному сужению круга лиц, которые могут быть усыновителями.

Но несмотря ни на что, усыновление является наилучшим видом семейного воспитания детей, поскольку тогда дети оказываются в условиях, наиболее близких к тем, которые складываются в семье, основанной на родстве.

Абдуллаев М.И. Учебник для вузов. – СПб., 2003.

Азаров Е.Г. «Комментарий к законодательству о пособиях и льготах гражданам с детьми». – М., 1997.

Беспалов Ю. «Усыновление как способ судебной защиты прав ребенка». – М., 1997.

Герасимов Л.П. «Семейное право. Курс лекций ». – М., 2007.

Завражнов В. «Усыновление иностранцами детей — российских граждан». – М., 2001г.

Популярное:

  • Паспорт в москве по временной регистрации Паспорт в москве по временной регистрации Хостинг сайта временно приостановлен Если РІС‹ владелец данного ресурса, то для […]
  • Залог прав по договору строительного подряда Как составить образец письма-претензии по договору строительного подряда заказчику и как направить ее подрядчику? Развитие малого и среднего бизнеса позволило сотням тысяч людей повысить […]
  • Права граждан сша Права граждан сша Работ в текущем разделе: [ 466 ] Дисциплина: Конституционное право зарубежных стран На уровень вверх Тип: Контрольная работа | Цена: 450 р. | Страниц: 17 | Формат: doc […]
  • Квитанция гибдд ювао ГИБДД « МРЭО ЮВАО, отделение №2, 3, 4, 6 » Москва, Перерва улица, 21 Cкажите, что нашли информацию на АвтоТочках при звонке или визите — это повысит ваши шансы на хорошее […]
  • Договор найма комнаты в квартире с мебелью Образец договора сдачи квартиры в аренду с мебелью и бытовой техникой: какие пункты включаются в договор? Сегодня рынок частной аренды разрастается как никогда. Люди все больше и больше […]
  • Садовый дом жилое или нежилое Садовый дом жилое или нежилое Ссылка не верна или страница была удалена Если Вы попали на эту страницу, перейдя по ссылке внутри нашего сайта, пожалуйста, сообщите нам неверный адрес. Для […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.