Возмещение расходов военкоматом

Оглавление:

Возмещение расходов военкоматом

Бюджетное учреждение по распоряжению управления образования отправило сотрудника в командировку с сохранением заработной платы в Военный комиссариат с целью обеспечения работы призывной комиссии муниципального образования. За дни командировки сотруднику была начислена заработная плата по среднему заработку. Заработная плата сотруднику выплачивается из бюджетных средств (субсидия на выполнение муниципального задания КФО 4).
Военный комиссариат компенсирует учреждению расходы по заработной плате и начисления по заработной плате. Для возмещения понесенных расходов учреждение предоставляет в военкомат документы, подтверждающие фактическое начисление и перечисление сотруднику среднего заработка, а также выставляет Акт выполненных работ, счет, счет-фактуру (все по требованию военкомата).
Как правильно провести в бухгалтерском учете средства, возмещенные учреждению?
По какому КФО проводить эти средства, если расходы уже произведены по КФО 4?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расчеты с военкоматом по компенсации расходов, связанных с оплатой среднего заработка сотруднику за время его участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, могут быть отражены в учете бюджетного учреждения по КФО «2» с применением счета 209 30 «Расчеты по компенсации затрат».

Обоснование вывода:
Бюджетные учреждения при организации учета руководствуются положениями:
— Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н);
— Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее — Инструкция N 174н).
Порядок отражения в учете бюджетного учреждения компенсации военкоматом понесенных расходов по оплате среднего заработка данными инструкциями прямо не предусмотрен. Соответственно, используемые в такой ситуации бухгалтерские записи бюджетному учреждению следует согласовать в порядке, определенном п. 4 Инструкции N 174н.
При этом следует учитывать, что в учете следует отражать каждый факт хозяйственной жизни, подтвержденный соответствующим первичным учетным документом (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», п. 7 Инструкции N 157н).
В данной ситуации очередность отражения в бюджетном учреждении фактов хозяйственной жизни будет следующей. Изначально обязанность по исчислению и выплате среднего заработка привлеченному в обеспечении работы призывной комиссии физическому лицу возникает у бюджетного учреждения, сотрудником которого данное физическое лицо является. Подтверждается данный факт п. 2 ст. 5 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон N 53-ФЗ), согласно которому средний заработок гражданам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, выплачивается по месту их постоянной работы.
Впоследствии военкомат должен возместить бюджетному учреждению затраченные средства на уплату среднего заработка и страховых взносов с него (пп. 2 п. 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704, далее — Правила N 704). Выплата соответствующей компенсации осуществляется на основании представленных учреждением сведений о размере фактически понесенных расходов (п. 5 Правил N 704).
Для подтверждения возмещения бюджетное учреждение предоставляет утвержденный военкоматом перечень документов, на основании которых отражает в учете соответствующую задолженность.
Для отражения расчетов по компенсации затрат, понесенных учреждениями в связи с реализацией требований, установленных законодательством РФ, применяется счет 209 30 «Расчеты по компенсации затрат» (п.п. 220, 221 Инструкции N 157н). Причем операция по начислению и поступлению данной компенсации не может быть отражена с применением КФО «4». По коду аналитики 130 по данному КФО могут быть отражены исключительно поступления в виде субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (смотрите Контрольные соотношения для показателей бухгалтерской отчетности, размещенные на официальном сайте Федерального казначейства в разделе «Документы» — «Учет и отчетность»).
Соответственно, несмотря на то, что учреждение начислило и оплатило средний заработок привлеченному в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности сотруднику по КФО «4», отражать возмещение данных средств от военкомата необходимо по КФО «2». Поскольку для таких ситуаций законодательно четко не закреплен источник выплаты среднего заработка, то выплата его по КФО «4» не может быть признана нарушением либо нецелевым использованием средств субсидии*(1). Вместе с тем нельзя не отметить, что в данной ситуации средства субсидии были потрачены не в целях достижения выполнения задания учредителя. Соответственно, вполне обоснованным будет принятие решения по использованию полученного от военкомата возмещения, отраженного на КФО «2», ради достижения целей выполнения государственного (муниципального) задания. Расходование таким образом средств, поступление которых бюджетным учреждением отражено по КФО «2», не противоречит положениям действующего законодательства (смотрите, в частности, п. 3 ст. 298 ГК РФ).
Учитывая изложенное, а также положения Инструкции N 174н, рассматриваемая хозяйственная ситуация может быть отражена в учете бюджетного учреждения с применением следующих корреспонденций по счетам:
1. Дебет 4 401 20 211*(2) Кредит 4 302 11 730
— отражено начисление среднего заработка сотруднику за дни его участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности;
2. Дебет 4 401 20 213 Кредит 4 303 ХХ 730
— начисление страховых взносов с данной суммы.
Далее в учете будут отражены операцию по перечислению начисленных страховых взносов и выплате заработной платы по КФО «4». После этого учреждение передает военкомату сведения о фактически понесенных расходах:
3. Дебет 2 209 30 560 Кредит 2 401 10 130
— начислена задолженность военкомата по компенсации затрат, понесенных учреждением в связи с реализацией требований Закона N 53-ФЗ;
4. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 30 660, одновременно отражается увеличение забалансового счета 17 (статья аналитики 130, КОСГУ 130)
— отражено поступление от военкомата средств на компенсацию расходов учреждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
*(1) Смотрите, к примеру, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.09.2013 N Ф06-7975/13 по делу N А55-31800/2012. В данном постановлении суд пришел к выводу, что оплата среднего заработка работникам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, за счет средств обязательного медицинского страхования не может быть признана нецелевым расходованием соответствующих средств. Аналогичная логика может быть применена судебными органами в случае рассмотрения споров по признанию нецелевыми таких расходов за счет средств субсидии.
При этом нельзя не отметить, что наличие подобных судебных решений говорит о возможном возникновении разногласий с контролирующими (проверяющими) органами по данному вопросу. Соответственно, в целях исключения необходимости отстаивать свою позицию в судебном порядке наилучшим решением будет осуществление таких расходов по КФО «2», в том числе с использованием механизма заимствования временно свободного остатка средств субсидии.
*(2) Использование счета 109 00 «Затраты на изготовление продукции, выполнение работ, услуг» при начислении соответствующих расходов не может быть признано корректным, т.к. себестоимость государственных (муниципальных) услуг, работ за счет данных расходов не формируется.

Оформление освобождения от работы и выплаты работникам в связи с военными сборами

Почти в каждой организации есть военнообязанные, которых могут призвать на военные сборы, несмотря на работу. Обычно такие мероприятия проводят летом, а указ об их проведении Президент подписывает в начале года. Владимир Путин уже подписал такой указ на 2018 год: 19 марта он был официально опубликован на государственном портале правовой информации и с этого же дня вступил в силу. Итак, вскоре сотрудники многих компаний отправятся на военные сборы. Как оформить на работе такое длительное отсутствие специалиста, разберемся в этом материале.

Воинская обязанность граждан России предусматривает призыв на военные сборы и их прохождение. Это следует из статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Важные факты о сборах, на которые могут призвать граждан, находящихся в запасе:

  1. Такие учения могут проходить не чаще, чем 1 раз в 3 года для каждого военнообязанного.
  2. Общая их продолжительность не может превышать 12 месяцев за весь период нахождения в запасе.
  3. Военнослужащие, находящиеся в запасе, в 2018 году в соответсвии с указом президента призываются на сборы на срок до 2 месяцев.
  4. Предельный возраст военнообязанного, которого могут призвать на сборы, — 50 лет (это ограничение для рядовых и сержантов запаса, для офицеров ценз может быть иным).

Работодатель воспрепятствовать призыву не может, ведь участие в этом мероприятии — государственная обязанность гражданина. А значит, его придется на какое-то время освободить от работы. В результате возникают резонные вопросы: как оформить освобождение сотрудника от трудовых обязанностей, нужен ли приказ об освобождении от работы в связи с призывом на военные сборы, нужно ли как-то оплатить ему это время и, соответственно, начислить с выплаты налоги. Давайте рассмотрим, как это сделать правильно, ведь всем этим приходится заниматься бухгалтеру и кадровику.

Освобождение от работы и военные сборы — оформление приказа на работе

Освобождение от работы предусмотрено в статье 170 Трудового кодекса РФ. Что-либо предпринимать нужно только после того, как у работодателя будет отрывное извещение к повестке из военкомата о призыве сотрудника. Извещение работодателю — это составная часть повестки, она остается у работодателя.

  • принесет сам сотрудник, если повестка придет к нему по месту жительства;
  • работодатель получит вместе с повесткой, если военкомат направит ее по месту работы военнообязанного лица. В такой ситуации работодатель должен вручить повестку сотруднику, оставив у себя извещение. Причем обязательно возьмите с сотрудника расписку в получении повестки. Иначе может случиться, что гражданин не явится в военкомат, а потом заявит, что не получал повестку по месту работы. И тогда, если у работодателя не будет доказательств вручения повестки по месту работы, руководителя или сотрудника, ответственного за воинский учет, военкомат может оштрафовать на сумму от 500 до 1000 рублей.

В извещении работодателю будут указаны время начала и окончания военных сборов (то есть период, на который придется освободить сотрудника от работы).

На основании полученного извещения о призыве на военные сборы издается приказ на работе об освобождении сотрудника от труда на это время. Унифицированной формы такого приказа нет, поэтому оформляется он в произвольной форме.

При необходимости в этом же приказе можно решить вопрос о возложении на работе обязанностей этого специалиста на другого сотрудника (разумеется, при предварительном согласии этого сотрудника).

Оплата военных сборов работнику в 2018 году производится исходя из его среднего заработка, что нужно отразить в приказе. Потом эти расходы полностью компенсирует государство через Минобороны России.

Итак, работника призвали на военные сборы; как оформить приказ, покажет этот пример (форма приблизительная):

Если период отсутствия приходится на отпуск сотрудника, то по его желанию отпуск переносится на другое время или продлевается на время военных сборов. Это предусмотрено в статье 124 Трудового кодекса РФ. Учитывайте, что период прохождения военных сборов засчитывается в «отпускной» стаж специалиста. Ведь хотя он в этот период фактически не работал, за ним на это время сохраняется место работы (должность).

Учет отсутствия на работе

Отсутствие сотрудника на работе из-за военных сборов отмечается в табеле учета рабочего времени:

  • (или) буквенным кодом «Г»;
  • (или) цифровым кодом «23».

В трудовой книжке никаких записей по этому поводу делать не нужно.

Оплата военных сборов работнику 2018

Возмещение организации затрат, связанных с выплатой работнику среднего заработка, производится за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели Минобороны России. Выплату компенсации производит военкомат на основании представленных работодателем копий документов, подтверждающих расходы. В связи с этим в военкомат нужно направить письмо, где указать размер среднего заработка работника. Это письмо следует оформить на бланке организации, указав реквизиты банковского счета для перечисления компенсации. Письмо в военкомат составляется в произвольной форме.

К сожалению, в Правилах не установлен конкретный срок, в течение которого военкомат должен перечислить деньги на счет организации, оплатившей работнику период пребывания на сборах. В среднем затраченные средства возмещаются из казны приблизительно в месячный срок с момента предоставления документов.

Налоги и сборы с сумм, выплаченных работнику за военные сборы

Компенсация в размере среднего заработка выплачивается по месту работы. Однако источник этой выплаты — бюджет. Работодатель в этих отношениях — только промежуточное звено: сначала выплату компенсации производит он, а потом эти деньги ему возмещает бюджет. Тем не менее, выплаченные работнику суммы учитывают в составе расходов на оплату труда, в силу пункта 6 статьи 255 НК РФ, и облагают:

  • НДФЛ (ст. 209, п. 1 ст. 210, ст. 217 НК РФ, Письмо Минфина России от 10.11.2009 N 03-04-05-02/13);
  • страховыми взносами на обязательное социальное страхование ( гл. 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации ; Письма ПФР, ФСС РФ и Минздравсоцразвития России от 15.03.2011 N 784-19);
  • взносами на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (нормы Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Письмо ФСС РФ от 17.11.2011 N 14-03-11/08-13985).

Страховые взносы, исчисленные из среднего заработка, учитываются в соответствии со статьей 264 НК РФ, как прочие расходы организации. В случае компенсации расходов из бюджета полученные средства отражают в составе внереализационных доходов.

Порядок отражения в учете самих выплат работникам за время участия в воинских мероприятиях зависит от принятой в работе организации учетной политики. Возможны 2 варианта отражения таких выплат:

  1. Отнесение на расходы организации в обычном порядке, как и иные выплачиваемые работникам суммы (п. п. 5, 7 и 16 ПБУ 10/99). В этом случае необходимо сделать следующую проводку: Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 73 — начислена компенсация работникам за время участия в военных сборах.
  2. В связи с тем что данные выплаты возмещаются из бюджета, возникает не расход, а дебиторская задолженность организации (п. 16 ПБУ 10/99). В этом случае бухгалтеру необходимо сделать такую проводку: Дебет 76 Кредит 73 — начислена компенсация работникам за время участия в военных сборах.

Полученная компенсация не включается в налоговую базу по НДС. Хотя иногда налоговики пытаются усмотреть в этом плату военкомата работодателю за оказанные последним услуги по предоставлению работника для выполнения воинской обязанности. Однако эта позиция не основана на законе. Ведь деньги, перечисляемые военкоматом работодателю, — компенсация его расходов на выплату среднего заработка работнику, призванному государством, а не оплата услуги. Поэтому они НДС не облагаются, что подтверждают и судебная практика, и Минфин.

Ответственность за отсутствие на военных сборах

Если руководство организации не обеспечило своевременную явку своего работника по вызову военного комиссариата, то к нему будут применены санкции статьи 21.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере от 500 до 1 тысячи рублей.

В свою очередь, для самого работника неявка в военкомат без уважительной причины в силу статьи 21.5 КоАП РФ повлечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей. Уклонение от воинских обязанностей является уголовно наказуемым деянием, ответственность за которое предусмотрена статьей 339 УК РФ.

Уважительные причины неявки гражданина по повестке военного комиссариата приведены в статье 7 Закона N 53-ФЗ. Это, к примеру, может быть болезнь призывника, тяжелое состояние здоровья родственников, препятствия, возникшие в результате действий непреодолимой силы, и другие. Производственная необходимость к таким причинам не относится, поэтому работодателю лучше обеспечить явку в военкомат, чтобы избежать проблем, как для себя, так и для работника.

Возмещение расходов военкоматом: правильность отражение в бухучете

Вопрос-ответ по теме

В 2015г. нашего сотрудника привлекали на военные сборы (военкомат). Расходы по зар.плате и страховым взносам возместили только в мае 2016г. Деньги поступили на лицевой счет нашего учреждения (муниципальное бюджетное учреждение), открытый в УФиНП. Как правильно отразить на счетах бухгалтерского учета возмещение затрат военкоматом?Спасибо.

Отвечает Галина Халтурина, эксперт

Возмещение от военкомата отражайте по статье КОСГУ 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)».

Расчеты с военкоматом оформите проводками:

Д 2.209.30.560 К 2.401.10.130 — начислен доход в виде компенсации расходов на заработок сотрудника, участвовавшего в военных сборах;

Д 2.201.11.510 К 2.209.30.660 — поступила сумма компенсации на счет учреждения.

Школа Главбуха госучреждения

Научитесь работать без ошибок и нареканий!

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Важное в Октябре

© 2011–2018 ООО «Актион группа Главбух»

«Учет в учреждении» – Журнал для бухгалтеров бюджетной сферы

Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции журнала «Учет в учреждении».
Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Настоящий сайт не является средством массовой информации. В качестве печатного СМИ журнал «Учет в учреждении» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор),свидетельство о регистрации ПИ № ФС-77-62323 от 03.07.2015.

Компенсация военкомата

Когда по вине военкомата сотрудник пропускает работу, за ним сохраняется средний заработок. Но, естественно, работодателю это не выгодно — работник на месте отсутствует, а зарплата ему начисляется. Именно поэтому законом предусмотрено возмещение расходов нанимателя от военкомата — об этом мы и расскажем в статье «Компенсация военкомат».

В каких случаях работодатель обязан освободить работника от трудовых обязанностей в связи с исполнением воинской обязанности

Если работнику необходимо уйти с работы, чтобы исполнить воинскую обязанность, работодатель не вправе удерживать его и увольнять. Под исполнением воинской обязанности могут подразумеваться:

  • вызов на воинский учет;
  • подготовка к прохождению военной службы;
  • призыв на военную службу;
  • несение военной службы;
  • нахождение в запасе;
  • призыв на военные сборы, их прохождение.

Призвать в армию могут любого сотрудника в возрасте от 18 до 27 лет, кто должен состоять на воинском учете, состоит на воинском учете и не пребывает при этом в запасе.

Вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓
Консультация бесплатная
Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58
Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Компенсация военкомат: из каких средств возмещаются затраты работодателя

Если наниматель понес расходы, связанные с тем, что его сотрудник должен был оставить рабочее место для явки в военкомат, он имеет право получить компенсацию убытков.

Средства на возмещение затрат нанимателей выделяются из бюджета страны — ежегодно определяется сумма на цели Министерства обороны РФ.

Компенсация военкомат: какие расходы работодателя подлежат возмещению

Работодатели предприятий имеют право заявить о следующих статьях расходов:

  • начисление сотруднику среднего оклада за период его отсутствия на работе (с учетом платежей в фонд оплаты труда по месту официального трудоустройства);
  • оплаты командировочных и суточных;
  • затрат на наем (поднаем) жилого помещения;
  • оплаты проезда от места работы, учебы, жительства до места исполнения воинской обязанности.

Компенсация военкомат: как происходит возмещение расходов

Затраты работодателя не будут возмещены, если он не потребует компенсации от военкомата. Чтобы расходы были компенсированы, должна выполняться следующая схема:

  • Сотрудник доводит до сведения работодателя, что ему необходимо явиться в военкомат в связи с полученной повесткой.
  • Работодатель отпускает работника, не засчитывает его отсутствие как прогул, не делает административных взысканий и учитывает день как рабочий, сохраняя при этом средний дневной оклад.
  • Наниматель собирает документы, подтверждающие понесенные им расходы, связанные с исполнением воинских обязанностей его сотрудником, и направляет письмо в военкомат (на фирменном бланке компании с подписью директора и печатью). В письме прописываются точные суммы понесенных затрат, величина его среднедневного оклада и реквизиты счета в банке для перечисления средств.
  • Работодатель ожидает перечисления средств (сроки не регламентированы законом, а потому пеню за просрочку платежа требовать невозможно).

Какие документы должен подготовить работодатель для получения компенсации

Чтобы доказать, что по вине военкомата работодатель понес убытки, необходимо к письму приложить следующие документы (заверенные копии):

  • табель рабочего времени предприятия;
  • платежную ведомость;
  • расчет среднедневного оклада сотрудника;
  • справку о прохождении медкомиссии из военкомата.

Законодательные акты по теме

Типичные ошибки

Ошибка: Сотрудник, вынужденный покинуть рабочее место для прохождения медицинского освидетельствования в военкомате, получил повестку только по приезду. Работодатель получил компенсацию за выплату работнику среднего дневного заработка из расчета 3 пропущенных часов работы.

Комментарий: Если повестка была вручена сотруднику по приезду в военкомат, работодатель имеет право требовать компенсации за средний заработок сотрудника в полном объеме, за полный рабочий день.

Ошибка: В повестке не было написано, сколько часов займет прохождение сотрудником медкомиссии. Наниматель получил компенсацию за оплату 4 часов пропущенной сотрудником работы.

Комментарий: Если в повестке не указано, на какое время сотрудник будет задержан военкоматом для прохождения медкомиссии, наниматель вправе отпустить сотрудника на весь день и потребовать полную компенсацию среднего дневного заработка.

Ответы на распространенные вопросы о том, какую выплачивает работодателю компенсация военкомат

Вопрос №1: Со студентом ВУЗа был заключен трудовой и ученический договор. Он отсутствовал на работе по причине получения повестки в военкомат. Должна ли ему за пропущенный день выплачиваться и стипендия и зарплата?

Ответ: Нет, средний оклад и стипендия не могут выплачиваться одновременно. Освобожденный от учебы день не оплачивается с точки зрения упущенной возможности выполнить работу на практическом занятии — начисляется только стипендия. Придется определиться, не смог человек выполнить работу, за которую ему полагается оплата, или же он не выполнил обязанности по ученическому договору — тогда он должен получить стипендию и только.

Вопрос №2: Работник исполняет основные обязанности утром, а в остальную часть дня выполняет мелкие поручения. Он получил повестку в военкомат и отправился туда с утра, поэтому работодатель освободил его от работы на весь день, сохранив за ним средний заработок. Должен ли военкомат компенсировать эти расходы работодателя?

Ответ: Да, но частично. По закону, военкомат несет ответственность только за отсутствие сотрудника на рабочем месте во время прохождения медкомиссии и поездки до военкомата и обратно. Если наниматель освободил его от работы на весь день — это его воля, но компенсацию он получит только за указанные часы отсутствия сотрудника, остальную часть дневного оклада он выплатит работнику из собственных средств.

? Видео-советы.Какую компенсацию можно получить во время и после военных сборов?

В видео раскрывается информация о том, какую компенсацию можно получить во время и после военных сборов⇓

Заявление в военкомат о возмещении расходов

Статьи по теме

За время нахождения сотрудника на военных сборах компания платит его средний заработок (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 28.03.98 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Эти расходы компенсирует компаниям федеральный бюджет (подп. 3 п. 2, п. 3 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.04 № 704). Чтобы получить компенсацию, компании необходимо представить в военкомат приказ об отбытии сотрудника на военные сборы, а также заявление на возмещение суммы фактических расходов.

Как документ влияет на налоги

Чиновники и специалисты фондов считают, что средний заработок за время военных сборов облагаются страховыми взносами, в том числе на травматизм (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ, п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ, письма Минздравсоцразвития России от 15.03.11 № 784-19, ФСС РФ от 17.11.11 № 14-03-11/08-13985). Так что безопаснее их начислить, а потом потребовать, чтобы комиссариат возместил сумму взносов вместе со средним заработком. Сослаться нужно на то, что в обязанности комиссариата входит компенсация среднего заработка «с учетом соответствующих начислений в фонд оплаты труда» (подп. «а» п. 25 постановления Правительства РФ от 29.05.06 № 333).

Не исключено, что комиссариат без спора возместит только среднюю зарплату. Тогда отбить компенсацию взносов скорее всего получится в суде (постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 20.02.12 № 06АП-340/2012).

В каком виде составляется

Унифицированной формы для сообщения о фактических расходах компании на выплату сотруднику среднего заработка не существует, поэтому их можно составить в произвольном виде. Главное, приложить к письму заверенные копии документов, подтверждающих расходы (п. 5 Правил № 704). Это, в частности, копии приказа об отбытии сотрудника на военные сборы, платежной ведомости, бухгалтерской справки с расчетом среднего заработка, справка из военкомата о прохождении военных сборов.

Кстати, так же составляют письмо для возмещения среднего заработка за время, когда сотрудник проходил медицинское обследование или лечение для решения вопросов о постановке на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе и т. д. Только сотрудник представит уже не справку о прохождении военных сборов, а другой документ, подтверждающий отсутствие на рабочем месте в связи с исполнением им государственных или общественных обязанностей (например, извещение руководителю организации к повестке).

Что обязательно должно быть в документе

В письме надо привести общую сумму расходов компании и реквизиты счета, на который комиссариат должен перечислить компенсацию (п. 5 Правил № 704). А также перечислить все приложенные к письму документы.

Общество с ограниченной

10 декабря 2012 года

Военному комиссару комиссариата

Красносельского района г. Москвы

полковнику И.П. Степанову

ЗАЯВЛЕНИЕ

На основании пункта 7 статьи 1 Закона от 28.03.98 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» просим Вас компенсировать расходы ООО «Альфа» на выплату среднего заработка менеджеру отдела маркетинга Михайлову М.М. за время прохождения им военных сборов (с 15.10.2012 по 14.11.2012) в сумме 39 000 (тридцать девять тысяч) рублей.

Данную сумму просим перечислить по следующим реквизитам:

ООО «Компания» ИНН 7701025478, КПП 770101001

Расчетный счет компании № 40702810021400000012

в АКБ «КомБанк», г. Москва

БИК 044501001, корр. счет № 30101810400000000222

1. Копия приказа от 12.10.2012 № 147 об отбытии сотрудника на военные сборы.

2. Копия платежной ведомости за ноябрь 2012 года.

3. Копия справки о прохождении Михайловым М.М. военного сбора с 15.10.2012 по 14.11.2012.

4. Копия извещения руководителю организации к повестке АА № 000001 от 25.09.2012.

5. Бухгалтерская справка с расчетом среднего заработка Михайлову М.М. за время прохождения им военных сборов.

6. Расчет страховых взносов, начисленных на средний заработок Михайлова М.М., и перечисленных в фонды.

7. Копии платежных поручений на перечисление страховых взносов, начисленных на средний заработок.

Расчеты военных комиссариатов с медицинскими учреждениями (Валова С.)

Дата размещения статьи: 06.11.2015

Как определено п. 1 ст. 1 Федерального закона N 53-ФЗ , воинская обязанность граждан РФ предусматривает, в частности, призыв на военную службу. Перед призывом на военную службу граждане РФ проходят медицинское освидетельствование, которое осуществляется с привлечением специалистов учреждений здравоохранения.
———————————
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

В статье рассмотрены вопросы, касающиеся расчетов военных комиссариатов с медицинскими учреждениями в связи с предоставлением врачебного персонала для проведения медицинского освидетельствования граждан, призванных на военную службу (военные сборы).

Проведение медицинского освидетельствования

В соответствии со ст. 5.1 Федерального закона N 53-ФЗ для граждан при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы организуется медицинское освидетельствование врачами-специалистами. Порядок организации и проведения такого медицинского освидетельствования регламентирован Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 N 565 (далее — Положение N 565).
В силу п. 9 Положения N 565 для проведения медицинского освидетельствования граждан, призываемых на военную службу, руководителями медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения по заявке начальника отдела военного комиссариата субъекта РФ по муниципальному образованию, военного комиссара субъекта РФ выделяются врачи-специалисты и медицинские работники со средним медицинским образованием.
В медицинском освидетельствовании принимают участие терапевт, хирург, невропатолог, психиатр, окулист, отоларинголог, стоматолог, а также при необходимости врачи других специальностей.
В случае если медицинские организации, в частности организации городских поселений, муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения, не имеют возможности предоставить всех необходимых медицинских специалистов, отсутствие последних восполняется за счет врачей-специалистов и среднего медицинского персонала медицинских организаций субъекта РФ.
Как правило, взаимодействие между военным комиссариатом и медицинским учреждением строится на основании заключенного договора, в котором стороны оговаривают (см., например, Информационное письмо Департамента здравоохранения г. Москвы от 15.08.2014 N 92-15-24177/14 «О заключении договоров на привлечение медицинских работников в качестве персонала медицинской комиссии в отдел (объединенного) Военного комиссариата города Москвы»):
— сроки привлечения медицинских работников к медицинскому освидетельствованию;
— обязанности сторон по договору;
— порядок расчетов и ответственность сторон в случае неисполнения своевременных обязательств;
— срок действия договора и реквизиты сторон.

Перечень расходов, подлежащих компенсации

Компенсация понесенных медицинскими организациями расходов, включая оплату услуг врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 704. Отметим, что данным документом утверждены Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Правила N 704).
В силу пп. 3 п. 2 Правил N 704 военные комиссариаты компенсируют учреждениям здравоохранения расходы:
— по выплате среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу;
— по проезду медицинских специалистов в другую местность и обратно к месту проведения призыва (военных сборов);
— по найму (поднайму) жилья, а также командировочные (суточные) расходы в случае участия указанных лиц в проведении мероприятий, связанных с медицинским освидетельствованием.
Выплата компенсации осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Минобороны, на основании представляемых получателями сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения поименованных расходов медицинские организации представляют заверенные в установленном порядке копии таких документов (п. п. 4, 5 Правил N 704).
Далее необходимо отметить, что перечень документов в Правилах N 704 не определен, поэтому при заключении договора на проведение медицинского освидетельствования граждан обе стороны должны привести документы в одном из подразделов договора. Ими, в частности, могут являться подписанные (заверенные) в установленном порядке следующие документы:
— счет на оплату компенсации расходов по выплате среднего заработка врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу, задействованным в составе медицинской комиссии, с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда;
— акт выполненных работ;
— список врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, привлекаемых для проведения медицинского освидетельствования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, согласованный с руководителем учреждения здравоохранения и утвержденный высшим должностным лицом субъекта РФ по представлению военного комиссара (начальника отдела военного комиссариата);
— список врачей-специалистов и среднего медицинского персонала, привлекаемых для проведения медицинского освидетельствования граждан при призыве на военную службу, согласованный с руководителем учреждения здравоохранения и утвержденный председателем призывной комиссии по представлению военного комиссара (начальника отдела военного комиссариата), который, в свою очередь, утверждается высшим должностным лицом субъекта РФ;
— список врачей-специалистов и среднего медицинского персонала в составе внештатной военно-врачебной комиссии, привлекаемых для проведения медицинского освидетельствования граждан при постановке на воинский учет и призыве на военную службу, согласованный с руководителем учреждения здравоохранения и утвержденный приказом начальника отдела военного комиссариата;
— табель учета рабочего времени медицинских работников — членов медицинской комиссии, утвержденный руководителем учреждения здравоохранения и согласованный с начальником отдела (объединенного) военного комиссариата;
— справка-расчет средней заработной платы на каждого медицинского работника — члена медицинской комиссии;
— расчетно-платежная ведомость начисления рассчитанного среднего заработка медицинским работникам — членам медицинской комиссии.

Как возмещать командировочные расходы?

Как следует из разъяснений Минфина, приведенных в Письме от 21.02.2005 N 03-05-01-04/42, компенсация медицинским учреждениям расходов, связанных с выплатой командировочных расходов, производится военными комиссариатами на основании счетов, выставляемых учреждениями здравоохранения, чьи медицинские работники принимали участие в оказании медицинской помощи, после призыва на военные сборы и прохождения военных сборов. К счету прилагаются документы, подтверждающие фактически произведенные медицинским работником расходы по найму помещения, проезду к месту командирования и обратно.
При этом хотим обратить внимание, что под другой местностью (при возмещении расходов по проезду и найму жилого помещения) следует понимать местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта (п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).
Поэтому если военный комиссариат находится в том же населенном пункте, что и учреждение здравоохранения, то о возмещении расходов на проезд речи не идет.

Как должен быть рассчитан средний заработок врача?

На практике между военным комиссариатом и медицинским учреждением нередко возникают споры по поводу расчета среднего заработка врачам, участвовавшим в проведении медицинского освидетельствования граждан. Приведем разъяснения по данному вопросу ниже.
В силу норм, изложенных в ст. 139 ТК РФ, для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных трудовым законодательством, устанавливается единый порядок ее исчисления. Такой порядок регламентирован Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (далее — Положение N 922).
В соответствии с п. п. 2, 4 Положения N 922 для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. Расчет средней заработной платы работника при любом режиме работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.

Примечание. Календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале — по 28-е (29-е) число включительно).

Для определения среднего заработка используется средний дневной заработок, который рассчитывается путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с п. 15 Положения N 922, на количество фактически отработанных в этот период дней.
Следует обратить внимание, что в соответствии с п. 13 Положения N 922 средний часовой заработок рассчитывается в случае установления сотруднику суммированного учета рабочего времени. Во всех остальных ситуациях исчисляется средний дневной заработок. Как отметили арбитры в Постановлении АС ЗСО от 16.01.2015 по делу N А46-3771/2014, расчет среднего заработка врачам скорой помощи, участвовавшим в медицинском освидетельствовании граждан, произведенный из среднего дневного заработка, соответствует законодательству РФ.

Подлежат ли компенсации страховые взносы?

На практике нередко возникают споры по поводу обязанности военкомата компенсировать медицинскому учреждению страховые взносы, начисленные на средний заработок командированных работников. Пример такого спора был рассмотрен в Постановлении АС ЗСО от 30.10.2014 по делу N А70-1223/2014. В нем арбитры указали, что у военкомата возникает обязанность по возмещению понесенных медицинским учреждением расходов, связанных с выплатой среднего заработка с учетом начислений на фонд оплаты труда. Данная обязанность вытекает из норм пп. 3 п. 2 Правил N 704, в соответствии с которыми военкоматы компенсируют медицинским организациям не только суммы среднего заработка, но и начисления, производимые на фонд оплаты труда, осуществляемые по законодательству РФ. В силу ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ , п. 1 ст. 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ средний заработок, выплачиваемый медицинским учреждением специалистам, участвующим в проведении медицинского освидетельствования, является объектом обложения страховыми взносами. Аналогичные разъяснения приведены в Информации ФСС РФ «Страховые тарифы, взносы, резервы (вопрос-ответ)». Так как учреждение здравоохранения осуществляет расходы по выплате среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда (страховых взносов), то они также подлежат возмещению военным комиссариатом.
———————————
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Отметим, что Определением ВС РФ от 24.02.2015 N 304-ЭС14-8676 военному комиссариату было отказано в передаче дела N А70-1223/2014 в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного Постановления.

Если компенсация расходов произведена несвоевременно

Необходимо отметить, что если компенсация расходов, предъявленных медицинским учреждением, произведена несвоевременно, то военному комиссариату могут быть начислены проценты за пользование чужими деньгами.
В качестве примера приведем Постановление АС ЗСО от 16.01.2015 N Ф04-14150/2014 по делу N А46-771/2014. В нем арбитры, ссылаясь на п. 50 Постановления Пленума ВС РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996, указали, что проценты за пользование чужими деньгами, предусмотренные п. 1 ст. 395 ГК РФ, подлежат уплате военным комиссариатом ввиду отсутствия оснований для освобождения ответчика от гражданско-правовой ответственности. В данном случае пользование чужими денежными средствами квалифицируется как просрочка уплаты должником денежных сумм за переданные ему товары, выполненные работы, оказанные услуги.

Кто ответчик по обязательствам — Минобороны или военный комиссариат?

Нередко на практике возникают споры в части несения обязательств по расчетам с учреждениями здравоохранения по медицинскому освидетельствованию граждан, призываемых на военную службу. Как отмечается в Постановлении ФАС ДВО от 14.01.2014 N Ф03-6241/2013, в силу Правил N 704 компенсация расходов по медицинскому освидетельствованию осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Минобороны. Ее выплата производится посредством перечисления на счета получателей компенсации в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ, учтенных на лицевом счете федерального казенного учреждения, находящегося в ведении Минобороны. Такими учреждениями на основании ст. 5 Федерального закона N 53-ФЗ являются военные комиссариаты.
В соответствии с п. 4 ст. 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник его имущества. Следовательно, военные комиссариаты должны нести обязательства по возмещению расходов учреждениям здравоохранения, связанных с медицинским освидетельствованием граждан. Поскольку Минобороны на основании пп. 31 п. 10 Указа Президента РФ от 16.08.2004 N 1082 является главным распорядителем средств федерального бюджета для подведомственных ему казенных учреждений, то оно обязано выделить денежные средства для реализации мероприятий, связанных с исполнением Закона о воинской обязанности.
Финансирование расходов по медицинскому освидетельствованию граждан осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных разд. 0200 «Национальная оборона» (подраздел 0203 «Мобилизационная и вневойсковая подготовка», по которому отражаются расходы, связанные с боевой и мобилизационной подготовкой Вооруженных Сил РФ и других войск, обеспечением воинского учета и призыва в армию) (Указания N 65н ).
———————————
Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утв. Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н.

Дополнительно отметим, что на основании п. 12.1 ч. 1 и ч. 3 ст. 158 БК РФ главный распорядитель (Минобороны) несет от имени РФ субсидиарную ответственность по денежным обязательствам подведомственных ему получателей средств федерального бюджета и выступает в суде только в качестве представителя по искам к РФ. Следовательно, ответчиком в суде по обязательствам является казенное учреждение — военный комиссариат.
В Постановлении АС СЗО от 08.07.2015 N Ф07-3872/2015 также делается аналогичный вывод. В нем, в частности, отмечено, что проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, призыве на военные сборы осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов.
Имущественные потери, понесенные учреждением здравоохранения вследствие проведенного медицинского обследования, связанного с исполнением гражданами воинской обязанности, подлежат финансированию за счет средств Российской Федерации в силу прямого указания Закона. Основанием для возникновения обязанности по оплате медицинских услуг является Федеральный закон N 53-ФЗ, предусматривающий компенсацию государством медицинскому учреждению расходов (затрат на оказание услуг). Порядок их компенсации определен Правилами N 704. Таким образом, военный комиссариат обязан возместить расходы медицинской организации.

Кратко сформулируем основные выводы.
1. Военные комиссариаты и медицинские учреждения взаимодействуют на основании заключенного договора, в котором оговариваются все вопросы, связанные с реализацией услуг медицинского освидетельствования.
2. Компенсация понесенных медицинскими организациями расходов производится в соответствии с Правилами N 704.
3. Компенсация среднего заработка врачей осуществляется с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда.
4. Если компенсация расходов, предъявленных медицинским учреждением, произведена несвоевременно, то военному комиссариату могут быть начислены проценты за пользование чужими деньгами.
5. Ответчиком по обязательствам, связанным с компенсацией расходов по медицинскому освидетельствованию, является военный комиссариат.

Популярное:

  • Федеральный закон 323 статья 20 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N […]
  • Типовые нормы выдачи спецодежды для водителей автобуса Типовые отраслевые нормы выдачи спецодежды для водителей. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФот 1 сентября 2010 г. N 777н"Об утверждении Типовых норм бесплатной […]
  • Коэффициент к налог на имущество юридических лиц 2018 Налог на имущество организаций Большинство организаций должны платить налог на имущество. Так как налог региональный, ставки будут зависеть от места регистрации компании. Ниже рассмотрим […]
  • Ч 2 ст 30 федерального закона об образовании Ч 2 ст 30 федерального закона об образовании Гостей: 2 На сайте нет зарегистрированных пользователей Зарегистрировано: 382 Перечень локальных нормативных актов МОУ «Средняя […]
  • Статья 32 фз-131 Комментарий к ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Глава 2. ПРИНЦИПЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ […]
  • Протокол осмотра документа справка Протокол осмотра предметов (документов) (образец заполнения) ПРОТОКОЛ осмотра предметов (документов) 18 октября 201* г. Осмотр начат: 10 час. 30 мин. Осмотр окончен: 11 час. 05 […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.