Закон о печатных сми рф

Закон о СМИ: простыми словами основные положения

Содержание статьи

  • Закон о СМИ: простыми словами основные положения
  • Как защитить авторские права в 2018 году
  • Как регистрировать СМИ

Деятельность, признающаяся допустимой

Согласно закону о СМИ запрещается ограничивать им следующую деятельность:

  • осуществлять поиск, получение и распространение сведений любыми законными способами;
  • регистрировать, владеть, пользоваться и распоряжаться средствами массовой информации;
  • покупать, самостоятельно изготавливать, хранить и использовать техническое оборудование, устройства, сырье и материалы, использующиеся при приготовлении и распространении информационных продуктов.

Основные понятия и определения

В законе приводятся основные понятия, использующиеся в медийной сфере, и дается им однозначное определение.

Массовая информация – это аудиоматериалы, печатная продукция, видеоматериалы и сообщения, предназначенные для широкого круга лиц. Таким образом, средствами массовой информации признаются печатные издания, видео- или кинопрограммы, радио и телевидение, а также все другие формы распространения информации неопределенному кругу лиц.

Продукция СМИ – это тираж или часть тиража периодического печатного издания, аудио- и видеозаписи, а также отдельные выпуски радио, телевизионных и кинопрограмм.

Распространение продукции СМИ – это ее продажа в различных ее формах, в том числе подписку, раздачу и доставку.

Специализированными средствами массовой информации признаются такие СМИ, в отношении которых законодательство предусмотрело особенные правила их регистрации, деятельности, распространения сведений.

Редакция – это орган, непосредственно изготовляющий и выпускающий медийные продукты. Редакцией признается как учреждение или предприятие, так и отдельное лицо или ряд лиц. Главный редактор – руководитель редакции.

Журналист – отдельное лицо, самостоятельно или с помощью кого-либо поиск, получение, редактирование и создание материалов, предназначенных для редакции. Журналист обязательно должен быть связан с редакцией трудовыми или договорными отношениями либо заниматься своей деятельностью по особым, предоставленным редакцией полномочиям.

Запрет цензуры

В законе о СМИ сказано, что ни одно лицо, организация, общественное объединение, государственный орган или должностное лицо не вправе требовать от СМИ какого-либо согласования их продукции.

Запрещается каким-либо образом ограничивать распространение продукции СМИ, материалов, сообщений и их частей.

Запрещается создавать, финансировать любые организации, привлекать отдельных лиц и группы лиц с целью цензурирования средств массовой информации.

Однако есть и исключения. Если автором аудиовидеоматериала, печатного издания выступает должностное лицо либо если это лицо дает интервью.

Ограничения на деятельность СМИ

Законодательство РФ запрещает средствам массовой информации злоупотреблять свободой слова, свободой СМИ. Это значит, что информационная продукция не должна:

  • использоваться для совершения уголовных преступлений;
  • разглашать охраняемые законодательством секреты и тайны;
  • призывать граждан к террористической деятельности;
  • поощрять терроризм и экстремизм в любых его проявлениях;
  • пропагандировать насилие, жестокость и порнографию.

Запрещается использование любых технических способов воздействия на сознание граждан и негативного влияния на их здоровье. Среди них: скрытые вставки в телерадиопрограммах, видео- и кинофильмах, специальные компьютерные файлы, программы по обработке текстов.

Запрещено распространять информацию о способах приготовления и использования наркотических и психотропных средств (и их аналогов), освещать места их распространения.

Запрещается распространять и другую информацию, не подлежащую раскрытию согласно законам РФ.

В законе о СМИ содержится много требований и правил к рекламе.

Например, закон не допускает к выпуску недобросовестную и недостоверную рекламу. Под недобросовестной рекламой понимается некорректное сравнение рекламируемой продукции с ее аналогами, реклама, портящая репутацию продукции конкурентов и самих конкурентов. Под недобросовестной рекламой также понимается реклама запрещенных товаров и недобросовестная конкуренция с точки зрения антимонопольного законодательства. Недостоверной рекламой считается предоставление заведомо неточных сведений о товаре или услуге.

Кроме того, реклама не должна подстрекать аудиторию на совершение противоправных действий, содержать призывы к жестокости и насилию, создавать негативное отношение к лицам, не пользующимся рекламируемым продуктом. Носители рекламы (щиты, растяжки) не должны мешать безопасности движения любого вида транспорта.

В рекламе запрещено использовать порнографические материалы, сцены табакокурения и распития алкоголя, искажать сведения с помощью иностранных слов и выражений, ссылаться на государство, одобряющее рекламный продукт.

Помимо прочего, в рекламе:

  • запрещено использовать нецензурные выражения и оскорбления;
  • запрещено вести пропаганду через рекламу;
  • цены на товары и услуги указывать только в валюте РФ (рубли), и лишь в случаях крайней необходимости – в иностранной валюте;
  • нельзя вводить рекламу в обучающие книги для детей (учебники, учебные материалы).

Положения о печатной журналистике

Средствам печати предписывается указывать в каждом экземпляре печатного издания указывать наименование издания, список учредителей, Ф. И. О. главного редактора, номер выпуска и дату его выхода из печати. Сверх того, газеты обязаны указывать время подписания номера в печать, индекс издания, тираж, стоимость одного экземпляра и адрес редакции.

В печатных изданиях запрещается вести пропаганду или рекламу:

  • табакокурения;
  • распития спиртных напитков;
  • медицинских услуг, предлагающих аборты.

Регулирование спорных ситуаций

В настоящий момент телевидение выпускает большое количество телепрограмм и передач, разоблачающих нарушителей законодательства. При этом авторы этих программ и передач считают, что таким образом они защищают права потребителей. Журналисты и съемочные группы приобретают продукцию и услуги в целях проверки их качества, которое на поверку оказывается крайне низким. При этом сотрудники СМИ прикрываются в своей деятельности законом о средствах массовой информации.

Во многих случаях съемки этих передач происходят со скандалами. Яркий пример – передача «Ревизорро» на телеканале Пятница.

Поведение журналистов при съемках вызывает у юристов, адвокатов и правозащитников споры о правомерности такой деятельности. Одна сторона утверждает, что во время таких съемок, так или иначе, нарушаются права собственников. Другие – поощряют действия журналистов.

Если рассматривать действия журналистов с точки зрения закона о СМИ, то они действуют в рамках этого акта. Но если рассмотреть те же действия с точки зрения других нормативных актов, в их деятельности можно найти множество нарушений, влекущих за собой административную и даже уголовную ответственность.

Порядок действий журналистов при контртеррористических операциях

Отдельные правила журналистской деятельности установлены при проведении контртеррористических операций (КТО). В этом случае, находясь на объекте или в зоне действия КТО, журналист подчиняется руководителю операции.

Средствам массовой информации строго запрещается раскрывать любые сведения о тактике проведения операции, используемых приемах и средствах. Если эти сведения попадут через журналистов террористам, это может сорвать операцию, привести к серьезным человеческим жертвам.

Раскрывая информацию о служащих, привлеченных к контртеррористической операции, и об их родственниках СМИ обязаны руководствоваться законами о государственной тайне и охране персональных сведений.

Последние изменения в законе о СМИ

В 2017 году в статью 35 закона о СМИ была введена поправка, касающаяся обязательных сообщений.

Во-первых, редакция обязана бесплатно и в срок публиковать сообщения согласно решению суда. Во-вторых, государственные средства массовой информации обязаны публиковать сообщения вышестоящих федеральных и государственных органов.

Как и в предыдущей версии, редакция любого СМИ обязана бесплатно и в кратчайшие сроки подавать сигналы оповещения об опасности, экстренную информацию ввиду возникшей опасности для населения. В том числе СМИ обязаны публиковать сведения о порядке действий населения, публиковать сообщения органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Статья 54. Распространение зарубежной информации

Гражданам Российской Федерации гарантируется беспрепятственный доступ к сообщениям и материалам зарубежных средств массовой информации.

Ограничение приема программ непосредственного телевизионного вещания допускается не иначе как в случаях, предусмотренных межгосударственными договорами, заключенными Российской Федерацией. Распространение зарубежного телеканала или зарубежного радиоканала на территории Российской Федерации допускается после его регистрации в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Для распространения продукции зарубежного периодического печатного издания, то есть издания, не зарегистрированного в Российской Федерации и имеющего место постоянного пребывания его учредителя или редакции вне ее пределов, а равно финансируемого иностранными государствами, юридическими лицами или гражданами, необходимо получить разрешение, выдаваемое уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, если иной порядок распространения не установлен межгосударственным договором, заключенным Российской Федерацией. Порядок получения разрешения на распространение продукции зарубежного периодического печатного издания на территории Российской Федерации устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Указанное разрешение оформляется на бланке, являющемся документом строгой отчетности и защищенной от подделок полиграфической продукцией, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Основанием для отказа в выдаче разрешения на распространение продукции зарубежного периодического печатного издания на территории Российской Федерации является:

1) наличие недостоверной информации в представленном распространителем продукции зарубежного периодического печатного издания заявлении о выдаче разрешения на распространение продукции зарубежного периодического печатного издания на территории Российской Федерации и прилагаемых к нему документах;

2) несоответствие продукции зарубежного периодического печатного издания требованиям, установленным статьей 4 настоящего Закона и Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;

3) наличие ранее зарегистрированного средства массовой информации с теми же наименованием (названием) и формой распространения массовой информации.

Разрешение на распространение продукции зарубежного периодического печатного издания на территории Российской Федерации аннулируется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в установленном этим органом порядке в случае несоответствия продукции зарубежного периодического печатного издания требованиям, установленным статьей 4 настоящего Закона и Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», выявленного в результате мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, проводимых должностными лицами уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, в том числе без взаимодействия с распространителем продукции зарубежного периодического печатного издания.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 54 Закона о СМИ

1. Комментируемая статья определяет режим распространения зарубежной информации. Статья 10 Конвенции о защите прав и основных свобод человека, принятой Советом Европы в 1950 году, провозглашает право человека на «получение и распространение информации и идей без вмешательства публичных властей и независимо от государственных границ». Международные принципы профессиональной этики журналистов (приняты на консультативной встрече международных и региональных организаций профессиональных журналистов в Париже 20 ноября 1983 года) также закрепляют право людей на получение правдивой информации. Народы и люди имеют право получать объективное изображение действительности посредством точной и исчерпывающей информации, а также право свободно выражать свою точку зрения при помощи различных форм культуры и коммуникации.

2. Статья 4 Соглашения о сотрудничестве в распространении массовой информации, подписанного Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан в Астане 20 сентября 2002 г., закрепляет, что стороны гарантируют свободный и равноправный доступ граждан своих государств к продукции средств массовой информации, зарегистрированных и осуществляющих свою деятельность в соответствии с законодательствами государств Сторон. С этой целью Стороны не препятствуют распространению указанной продукции на территории своих государств при условии, что распространение сведений и материалов, составляющих такую продукцию, не противоречит требованиям законодательства государств Сторон. Стороны не препятствуют распространению сообщений и информации дипломатических и иных официальных представительств государств Сторон. Согласно ст. 2 данного Соглашения Стороны поддерживают, поощряют и совершенствуют взаимовыгодное сотрудничество между различными средствами массовой информации государств Сторон, а также между соответствующими органами государственного управления и организациями, действующими в области информации. Конкретные условия и формы их сотрудничества будут определяться его непосредственными участниками по договоренности или путем заключения отдельных соглашений.

3. Хартия свободы печати (Лондон, 1987 г.) устанавливает, что органы печати и вещания внутри страны должны иметь свободный доступ к внешним службам новостей и информации, а широкая публика должна пользоваться аналогичной свободой получения зарубежных публикаций, теле- и радиопередач (ч. 7).

4. Конституция РФ закрепляет свободу массовой информации и беспрепятственный доступ граждан к информации. Часть 1 комментируемой статьи распространяет право доступа к информации и на информацию из зарубежных источников.

5. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливает меры защиты права граждан на доступ к информации.

Решения и действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации, могут быть обжалованы в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу либо в суд.

В случае если в результате неправомерного отказа в доступе к информации, несвоевременного ее предоставления, предоставления заведомо недостоверной или не соответствующей содержанию запроса информации были причинены убытки, такие убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.

Комментируемый Закон предусматривает некоторые изъятия из принципа свободы доступа к информации. Так, доступ к программам непосредственного телевещания может быть ограничен, но только международными договорами Российской Федерации. Федеральным законом от 14 июня 2011 г. N 142-ФЗ в комментируемую статью были внесены изменения, требующие обязательной регистрации зарубежного телеканала или радиоканала для его распространения на территории России. При этом порядок регистрации сходен с регистрацией отечественного средства массовой информации.

6. Существенные особенности имеет распространение на территории Российской Федерации продукции зарубежных печатных изданий. Сами зарубежные печатные издания определяются как периодические печатные издания, не зарегистрированные в Российской Федерации и имеющие место постоянного пребывания учредителя или редакции вне ее пределов, а равно финансируемые иностранными государствами, юридическими лицами или гражданами.

Как следует из ч. 3, для распространения продукции таких печатных СМИ необходимо получение специального разрешения.

Пример. Компания «ОПУЛЕНТ КОНСАЛТАНТС ЛИМИТЕД» (Великобритания) обратилась в Роскомнадзор с заявлением о перерегистрации журнала и смене учредителя ООО «ЭлеТарлайн» на названную компанию. Роскомнадзор уведомил компанию о возвращении заявления, что признано правомерным в судебном порядке.

В связи с тем что компания «ОПУЛЕНТ КОНСАЛТАНТС ЛИМИТЕД», зарегистрированная в Великобритании, является иностранным юридическим лицом, российское средство массовой информации, учредителем которого оно является, должно пройти процедуру регистрации в соответствии с требованиями, установленными страной пребывания иностранного юридического лица. При этом доводы подателя жалобы о том, что журнал «ФКУснилка», право на который передано по договору компании, не может быть отнесен к иностранным средствам массовой информации, отклоняются апелляционной коллегией. Для распространения средств массовой информации на территории РФ компания должна получить соответствующее разрешение в порядке, предусмотренном ст. 54 комментируемого Закона (см. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 ноября 2012 г. N 09АП-29122/2012).

Закон предусматривает разработку унифицированного бланка подобного разрешения и защиту его от подделок. Форму бланка разрабатывает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ (см. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 г. N 228).

Речь идет о форме разрешения на распространение продукции зарубежного периодического печатного издания, которая утверждена приложением к Приказу Роскомнадзора от 21 ноября 2011 г. N 1037.

Форма содержит номер и дату выдачи разрешения, данные заявителя, распространителя, название и вид зарубежного периодического печатного издания, язык(-и), подписи должностных лиц.

Обратим внимание на то, что право аннулировать разрешение принадлежит Роскомнадзору на основании п. п. 5.1.1.1, 9.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Приведем показательный пример прекращения разрешения, выданного 24 июля 1997 г. Государственным комитетом РФ по печати фирме Wachtturm Bibel — und Traktat-Gesellschaft, Deutscher Zweig, e.V. Общество, согласно его Уставу, является действующей на территории Германии религиозной организацией, созданной исключительно для достижения некоммерческих и церковных целей. Управленческий центр, в соответствии с его Уставом, является действующей на территории Российской Федерации централизованной религиозной организацией, объединяющей входящие в нее на добровольной основе религиозные объединения Свидетелей Иеговы. Общество издает журналы за пределами России и безвозмездно передает их в собственность Управленческого центра, который в свою очередь безвозмездно распространяет их на территории России.

Разрешение на распространение на территории Российской Федерации зарубежных периодических печатных изданий «Пробудись!» и «Сторожевая башня» аннулировано в связи с решениями судов РФ о признании экстремистскими материалов зарубежных периодических изданий «Пробудись!» от 8 апреля 1998 г., 8 декабря 1998 г., 22 февраля 1999 г., 22 сентября 1999 г., 22 февраля 2000 г., 22 октября 2000 г., за январь, февраль, апрель 2007 г., за апрель 2008 г., январь 2009 г. и «Сторожевая башня» от 15 мая 1998 г., 1 октября 1998 г., 15 октября 1998 г., 15 мая 1999 г., 1 мая 1999 г., 15 декабря 1999 г., 1 марта 2001 г., 1 ноября 2001 г., 15 февраля 2002 г., 1 марта 2002 г., 15 января 2007 г., 1 марта 2007 г., 15 марта 2007 г., 1 апреля 2007 г., 1 января 2009 г., 15 января 2009 г., 1 февраля 2009 г. и включением их в Федеральный список экстремистских материалов (подробнее см. Приказ Роскомнадзора от 26 апреля 2010 г. N 268 «Об аннулировании Разрешения на распространение на территории Российской Федерации зарубежных периодических печатных изданий «Пробудись!» и «Сторожевая башня», выданного 24 июля 1997 г. Государственным комитетом Российской Федерации по печати»).

В дальнейшем организация длительное время пыталась оспорить правомерность аннулирования разрешения.

По мнению ФАС Московского округа, аннулировав разрешение на распространение на территории Российской Федерации зарубежных периодических изданий «Пробудись!» и «Сторожевая башня», Роскомнадзор принял меры пресекательного характера, направленные на недопущение заявителями злоупотребления свободой массовой информации и ликвидацией последствий таких нарушений. Суд апелляционной инстанции отклонил доводы заявителя о том, что прекращение действия разрешения на распространение его изданий (материалов) должно было быть осуществлено, как это предусмотрено ст. ст. 11, 8 Закона о противодействии экстремистской деятельности, в отношении российских издательств, неоднократно распространявших экстремистские материалы, т.е. путем прекращения деятельности средства массовой информации (см. Постановление ФАС Московского округа от 5 июня 2012 г. по делу N А40-86303/10-130-455).

В связи с отсутствием прямого урегулирования законодательством вопроса аннулирования разрешения на распространение зарубежных периодических печатных изданий Роскомнадзор применил при издании приказов аналогию закона, законодательство, регулирующее сходные отношения, — ст. 32 «Аннулирование лицензии» комментируемого Закона.

Представляется, что вывод суда о применении в данном случае аналогии закона является весьма значимым. Действительно, о таком важном вопросе, как аннулирование разрешения, в комментируемой статье нет ни слова.

Следует принимать во внимание также то, что аннулирование разрешения не влечет прекращение деятельности самого средства массовой информации по объединению в производственном процессе ресурсов (оборудования, рабочей силы, технологий, сырья, материалов, энергии, информационных ресурсов) с целью производства продукции и, как следствие, не может служить основанием для прекращения деятельности редакций, издателей, авторов и иных лиц.

Информация о выданных разрешениях на распространение зарубежных периодических печатных изданий является открытой. В соответствии с подп. «е» п. 7 Правил создания и функционирования государственной информационной системы в области средств массовой информации информация о выданных разрешениях на распространение зарубежных периодических печатных изданий размещается оператором в открытой части информационной системы.

Выдача разрешений на распространение продукции зарубежных периодических печатных изданий на территории Российской Федерации входит в компетенцию Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Именно Роскомнадзор является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, который упоминается в ч. 3 комментируемой статьи.

Непосредственно порядок выдачи данных разрешений изложен в Административном регламенте Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия исполнения государственной функции «Выдача разрешений на распространение продукции зарубежных периодических печатных изданий на территории Российской Федерации», утвержденном Приказом Минкомсвязи РФ от 24 октября 2011 г. N 269.

Так, согласно п. 25 Административного регламента для получения разрешения на распространение издания заявитель должен представить с заявлением:

— легализованную (апостилированную) копию свидетельства о государственной регистрации издания в стране его происхождения или иного аналогичного документа;

— один экземпляр издания;

— легализованную (апостилированную) доверенность на подачу документов и ведение дел в уполномоченном органе, а также на получение разрешения на распространение издания (в случае, если в качестве заявителя выступает уполномоченный представитель учредителя);

— легализованный (апостилированный) документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление от имени учредителя (собственника) зарубежного периодического печатного издания;

— согласие распространителя зарубежного периодического печатного издания;

— копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, заверенную в соответствии с законодательством государства, гражданство которого имеет заявитель или его представитель (в случае, если учредитель зарубежного печатного издания — физическое лицо).

Решение о выдаче разрешения или об отказе в выдаче разрешения принимается в срок, не превышающий 30 (тридцати) дней. Разрешение выдается бесплатно и способом, выбранным заявителем: по почте, при личном обращении или в электронном виде.

7. Не допускается выдача разрешений на распространение изданий, используемых в целях злоупотребления свободой массовой информации. Решение о выдаче разрешения или об отказе в выдаче разрешения принимается в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения всех необходимых документов. В случаях, требующих дополнительного изучения вопросов, в том числе для проведения экспертизы представленных документов с привлечением независимых экспертов и специалистов, срок рассмотрения документов может быть продлен, но не более чем на тридцать дней.

Разрешение или письменный отказ в выдаче разрешения с указанием оснований отказа вручаются или направляются по почте заявителю.

Иной порядок распространения может быть установлен международным договором Российской Федерации.

8. В Концепции государственной информационной политики Российской Федерации отмечается, что «Россия должна строить свою стратегию перехода к информационному обществу в тесном взаимодействии с другими странами. Здесь на первый план выходит проблема обеспечения национальной безопасности, защиты общества и граждан от угроз, связанных с возможностью применения новых информационных технологий в качестве оружия и распространением компьютерных преступлений (разрушение информационных ресурсов и телекоммуникаций, несанкционированный доступ к ним, попытки хищения конфиденциальной информации или ее уничтожения в компьютерах или телекоммуникационных сетях, модификация значимой информации и т.п.). Должна быть создана единая система обеспечения информационной безопасности, которой необходимо эффективно управлять. Сегодня в стране имеется конгломерат отдельных ведомственных систем, решающих отдельные задачи защиты информации в системах и сетях только в пределах своей компетенции и в своих ведомственных интересах. Необходимы согласование усилий всех подсистем и координация их деятельности.

Поддержание необходимого уровня информационной безопасности требует постоянного отслеживания политических, социальных, экономических, научно-технических и других изменений, как за рубежом, так и внутри страны. Эти изменения могут порождать новые информационные угрозы. Система должна быстро реагировать на эти изменения и перманентно проверять возможности отражения реальных или потенциальных угроз.

Международное информационное сотрудничество должно быть переведено на новый уровень, ориентировано на разработку и принятие правовых положений и международных соглашений, обеспечивающих информационную безопасность в процессах трансграничного информационного обмена. Необходимо активное участие России в создании межгосударственного законодательства и международных стандартов в области информационной безопасности».

Статья 27. Выходные данные

Каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать следующие сведения:

1) наименование (название) издания;

2) учредитель (соучредители);

3) фамилия, инициалы главного редактора;

4) порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет;

5) индекс — для изданий, распространяемых через предприятия связи;

7) цена, либо пометка «Свободная цена», либо пометка «Бесплатно»;

8) адреса редакции, издателя, типографии;

9) знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Вещание телеканала, радиоканала должно сопровождаться объявлением (не реже четырех раз в сутки при непрерывном вещании) наименования (названия) телеканала или радиоканала. Каждый выход в эфир телепрограммы, радиопрограммы должен сопровождаться объявлением наименования (названия) телепрограммы или радиопрограммы. При демонстрации кинохроникальных программ и при каждом выходе в эфир радиопрограмм, телепрограмм они должны сопровождаться сообщением об ограничении их распространения, телепрограммы, равно как и кинохроникальные программы, также знаком информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Каждая копия радио-, теле-, видео- или кинохроникальной программы должна содержать следующие сведения:

1) наименование (название) программы;

2) дата выхода в свет (в эфир) и номер выпуска;

3) фамилия, инициалы главного редактора;

5) редакция и ее адрес;

6) цена, либо пометка «Свободная цена», либо пометка «Бесплатно»;

7) знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Сообщения и материалы информационного агентства должны сопровождаться его наименованием (названием).

Зарегистрированное средство массовой информации обязано указывать в выходных данных зарегистрировавший его орган и регистрационный номер.

Сетевое издание должно содержать следующие сведения:

1) наименование (название) издания;

2) учредитель (соучредители);

3) фамилия, инициалы главного редактора;

4) адрес электронной почты и номер телефона редакции;

5) знак информационной продукции в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 27 Закона о СМИ

1. Комментируемая статья закрепляет выходные данные, указываемые на продукции средства массовой информации при каждом выходе в свет (в эфир) на каждом экземпляре.

Согласно Межгосударственному стандарту ГОСТ 7.1-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» (введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 25 ноября 2003 г. N 332-ст) область выходных данных содержит сведения о месте и времени публикации, распространения и изготовления объекта описания, а также сведения о его издателе, распространителе, изготовителе. Нетрудно заметить, что комментируемый Закон предусмотрел более подробный комплекс выходных данных.

2. В связи со спецификой различных форм предоставления массовой информации законодатель предусмотрел отдельные требования к выходным данным периодического печатного издания, радио- или телепрограммы, копий аудио-, видео — или кинохроникальной программы, сообщений и материалов информационного агентства.

В периодическом печатном издании обязательно должны быть указаны:

— наименование (название) издания, поскольку название в предпринимательской деятельности может выступать как товарный знак. Заглавие должно выделяться оформлением среди других сопровождающих его элементов. Смена названия влечет перерегистрацию средства массовой информации. Название издания в выходных данных должно быть указано в полном соответствии со свидетельством о регистрации средства массовой информации.

Так, при рассмотрении обращения депутата Государственной Думы РФ О.А. Финько по поводу публикаций в газете «Экспресс-Курьер» материалов «Кто похитил дочь Собчака?» и «Тайный брак дочери Собчака» Судебная палата по информационным спорам при Президенте РФ отметила нарушение редакцией газеты «Экспресс-Курьер» требований Закона о выходных данных. Зарегистрированная как «Экспресс-Курьер», газета распространяется с иным названием — «Пресс-Курьер»;

— сведения об учредителе, а если учредителей несколько — о каждом из соучредителей;

— фамилия и инициалы главного редактора, поскольку последний дает разрешение на выход продукции средства массовой информации в свет (эфир) и, соответственно, несет ответственность за опубликованные в нем сведения; имя редактора газеты, слова «Редакционная коллегия» или состав редакционной коллегии приводят в нижней части последней полосы над выпускными данными;

— порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет. Данные реквизиты необходимы для идентификации конкретного выпуска печатного издания, в котором была опубликована определенная информация (например, для споров о защите чести и достоинства). Нумерация периодических изданий обычно ежегодно начинается с первого номера (текущая нумерация). Кроме порядкового номера допускается указывать месяц (месяцы). Кроме текущей нумерации приводится порядковый номер выпуска издания со дня основания (валовая нумерация). Валовый номер указывают после текущего номера в круглых скобках. Валовую нумерацию следует вводить в начале календарного года. Двойную нумерацию сохраняют во всех выпусках издания.

Для такого вида периодического печатного издания, как газета, предусмотрены дополнительные реквизиты — время подписания в печать. Это во многом способствует разрешению споров о первенстве опубликования информации и защите прав авторов. Время подписания в печать должно быть указано как по графику, так и фактическое;

— если продукция печатных СМИ распространяется через почту, в обязательные выходные данные входит также почтовый индекс;

— тираж — объем совокупности материальных носителей определенного номера издания (конкретного информационного пакета), количество носителей идентичного содержания.

Так, например, общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Центральный» было привлечено к административной ответственности, и обжалование привлечения к ответственности не принесло успеха, в связи с тем, что материалами дела было подтверждено, что сведения о тираже, указываемом в выходных данных газеты «Вечерняя Рязань» в номере 16 за 29.04.2010, не соответствуют действительности, а именно указан тираж 15000 экземпляров, фактически тираж составляет 4300 экземпляров (товарная накладная N цех/27664 от 28.04.2010). Указанные обстоятельства правомерно квалифицированы Управлением Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области как нарушение антимонопольного законодательства в виде акта недобросовестной конкуренции, выразившегося во введении в заблуждение потребителей (рекламодателей) в отношении количества товара (тиража газеты), с целью получения конкурентных преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности: чем выше тираж, тем больше потенциальных потребителей рекламы (см. Постановление двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 июня 2011 г. по делу N А54-5729/2010);

— в выходных данных печатной продукции может быть указана цена, по которой должно производиться распространение данной продукции, либо может быть указано свободное определение цены распространения (путем пометки «Свободная цена») либо его бесплатное распространение (ставится пометка «Бесплатно»);

— к обязательным выходным данным печатных средств массовой информации относятся также адреса редакции, издателя, типографии.

3. В газете указываются также выпускные данные. Выпускные данные включают: номер лицензии на издательскую деятельность и дату ее выдачи (регистрационное свидетельство); объем издания в печатных листах, приведенных к формату двух полос газеты формата А2 (420 x 595 мм); тираж; полный почтовый адрес и телефон редакции; номер заказа полиграфического предприятия; название и полный почтовый адрес полиграфического предприятия. Выпускные данные приводят в нижней части последней полосы газеты.

В периодических печатных изданиях журнального типа обычно также указывают классификационные индексы, международные стандартные номера и знак охраны авторского права. Классификационные индексы включают: индекс УДК (универсальной десятичной классификации), индекс ББК (библиотечно-библиографической классификации). Международные стандартные номера включают: международный стандартный номер книги (ISBN) и международный стандартный сериальный номер (ISSN).

Знак охраны авторского права приводят во всех изданиях в соответствии с международным законодательством по охране интеллектуальной собственности. Знак охраны авторского права состоит из буквы «C», заключенной в окружность, наименования правообладателя и года издания произведения.

4. Часть вторая комментируемой статьи определяет должную периодичность объявления названия теле- или радиопрограммы, теле-, радиоканала при трансляции, а также, в ряде случаев, — сопровождения сообщением об ограничении распространения, знаком информационной продукции.

Радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа представляют собой совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющую постоянное название и выходящую в свет (в эфир) не реже одного раза в год.

Напомним, что под кинохроникой понимается оперативная киноинформация об актуальных событиях и фактах современной жизни (подробнее см. комментарий к ст. 2). Демонстрацией кинохроникальных программ является трансляция информации с материального носителя (как правило, магнитной пленки) с помощью специального проектора на экран.

При демонстрации кинохроникальных программ должны соблюдаться два основных правила. Во-первых, каждый выход в эфир радио-, телепрограмм должен сопровождаться сообщением об ограничении их распространения.

Во-вторых, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», каждый выход в эфир радио-, телепрограмм должен сопровождаться знаком информационной продукции.

Знак информационной продукции представляет собой графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ.

О значках информационной продукции нами уже упоминалось в комментарии к ст. 25.

Демонстрация телепрограмм, если они не являются кинохроникальными, должна предваряться знаком информационной продукции (сообщение об ограничении распространения не требуется).

Обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется следующим образом:

— применительно к категории информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, — в виде цифры «0» и знака «плюс»;

— применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, — в виде цифры «6» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше шести лет»;

— применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, — в виде цифры «12» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 12 лет»;

— применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, — в виде цифры «16» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «для детей старше 16 лет»;

— применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, — в виде цифры «18» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «запрещено для детей».

Основные правила размещения знака информационной продукции и (или) текстового предупреждения об ограничении ее распространения среди детей перед началом демонстрации фильма установлены ст. 12 и Порядком размещения знака информационной продукции и (или) текстового предупреждения об ограничении ее распространения среди детей перед началом демонстрации фильма при кино- и видеообслуживании, утвержденным Приказом Минкультуры России от 16 августа 2012 г. N 893.

Существует ряд правил сопровождения сообщением об ограничении распространения среди детей:

— сопровождение посредством радиовещания информационной продукции, содержащей негативную информацию, осуществляется вещателем не реже 4 раз в сутки при непрерывном вещании вместе с выходными данными или при каждом выходе в эфир радиопрограммы также с выходными данными;

— сопровождение посредством радиовещания информационной продукции, отнесенной производителем к информационной продукции для детей, достигших возраста 16 или 18 лет, осуществляется вещателем в начале трансляции такой радиопередачи;

— сообщение об ограничении распространения среди детей посредством радиовещания информационной продукции, содержащей негативную информацию, содержит в себе звуковое текстовое предупреждение — применительно к категории информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, — «старше шести лет» и т.п.;

— сообщение об ограничении распространения среди детей посредством радиовещания информационной продукции, содержащей негативную информацию, не может накладываться на звуковые сообщения, препятствующие восприятию текстового предупреждения. Знак информационной продукции, указанный в публикуемых программах радиопередач для конкретной радиопередачи, должен соответствовать возрастной категории, указываемой в звуковом текстовом предупреждении к данной радиопередаче.

Подробный Порядок сопровождения информационной продукции, распространяемой посредством радиовещания, сообщением об ограничении распространения информационной продукции среди детей в начале трансляции радиопередач, утвержденный Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 27 сентября 2012 г. N 230, устанавливает правила сопровождения радиопередач, содержащих информацию, способную причинить вред здоровью и (или) развитию детей (за исключением радиопередач, транслируемых в эфире без предварительной записи) сообщением об ограничении распространения среди детей информационной продукции, содержащей негативную информацию.

5. В соответствии с частью третьей комментируемой статьи каждая копия аудио-, видео- или кинохроникальной программы должна содержать аналогичные печатному периодическому изданию реквизиты (за исключением сведений об учредителе, а также индекса).

Поскольку именно информационные агентства, а не редакция, главный редактор, журналист средства массовой информации несут ответственность за достоверность и ненарушение законодательства о массовой информации, прав и интересов граждан сообщениями и материалами, полученными от информационного агентства, то комментируемая статья закрепляет требование по обязательному сопровождению таких сообщений и материалов названием информационного агентства.

6. Согласно ст. 13.22 КоАП РФ выпуск (изготовление) или распространение продукции средства массовой информации без указания в установленном порядке выходных данных, а равно с неполными или заведомо ложными выходными данными влекут предупреждение или наложение административного штрафа:

— на граждан — в размере от трехсот до пятисот рублей с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой;

— на должностных лиц — от пятисот рублей до одной тысячи рублей с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой;

— на юридических лиц — от пяти до десяти тысяч рублей с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой.

7. Часть четвертая комментируемой статьи требует в случае, если информация исходит от информационного агентства, обязательного указания наименования (названия) этого агентства. Например: «По сообщению информационного агентства «Рейтер». «.

8. Последняя часть статьи в новой редакции требует обязательного указания в выходных данных регистрационных сведений.

Выпуск (изготовление) или распространение продукции средства массовой информации без указания в установленном порядке выходных данных, а равно с неполными или заведомо ложными выходными данными влечет предупреждение или наложение административного штрафа и должно быть квалифицировано в соответствии со ст. 13.22 КоАП РФ. К примеру, может быть привлечена к ответственности организация, осуществляющая телевизионное вещание телепрограммы, зарегистрированная как средство массовой информации в региональной инспекции по защите свободы печати и массовой информации при Мининформации Российской Федерации, если в выходных данных телепрограммы размещены сведения о том, что она зарегистрирована Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

При выявлении в ходе мероприятий систематического наблюдения нарушения порядка объявления выходных данных должностным лицом Роскомнадзора или его территориального органа составляется протокол об административном правонарушении по ст. 13.22 КоАП РФ в отношении главного редактора средства массовой информации (п. 23.5 Методических рекомендаций по организации и проведению государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, утв. распоряжением Роскомнадзора от 29 июня 2012 г. N 21).

О квалификации состава правонарушения по ст. 13.22 КоАП РФ см. также Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 10 апреля 2013 г. N 05АП-3172/2013 по делу N А51-32031/2012, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 марта 2013 г. N А26-10292/2012.

Популярное:

  • Паспорт в москве по временной регистрации Паспорт в москве по временной регистрации Хостинг сайта временно приостановлен Если РІС‹ владелец данного ресурса, то для […]
  • Какая справка о доходах нужна для декларации Что такое справка о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ) Справка нужна для назначения государственных пособий, получения льготной ипотеки и других целей. Содержание Она бывает […]
  • Залог прав по договору строительного подряда Как составить образец письма-претензии по договору строительного подряда заказчику и как направить ее подрядчику? Развитие малого и среднего бизнеса позволило сотням тысяч людей повысить […]
  • Как написать заявление в асв Письмо в асв с просьбой о реструктуризации долга образец ПЕРЕСМОТР УСЛОВИЙ КРЕДИТНОГО ДОГОВОРА. Прежде чем идти в банк или в организацию, выдавшую вам кредит вы должны решить Сможете ли […]
  • Адвокатская контора бастион отзывы Адвокатская контора №4 Информация +7 (343) 354‒08‒78 Показать телефон +7 (343) 354‒27‒24 Наличный расчет Оплата через банк Это ваша компания? Зарегистрируйте бесплатный […]
  • Как узнать свой лицевой счет плательщика Как узнать номер плательщика кварплата по адресу Способы узнать задолженность по ЖКХ К примеру, Сбербанк предлагает зарегистрироваться в личном кабинете. Для этого на официальном сайте […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.