Земельное право российской федерации

Международные договоры Российской Федерации как источники земельного права

Международные договоры являются источниками земельного права и регулируют различные сферы земельных отношений. На основании международных договоров Российской Федерации установлена линия государственной границы. В этих случаях международный договор определяет территориальную сферу действия норм национального права, в том числе земельного права. Так, в целях уточнения и определения прохождения линии российско-китайской государственной границы на ее Западной части 3 сентября 1994 г. было подписано Соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о российско-китайской государственной границе на ее Западной части 1 .

В других случаях на основании международного договора определяется режим использования природных ресурсов, в том числе земель в пограничной зоне. Например, Договор между Правительством Российской Федерации и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики о режиме российско-корейской государственной границы от 5 июля 2012 г. 1 Аналогичные вопросы регулирует Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о руководящих принципах совместного хозяйственного использования отдельных островов и прилегающих к ним акваторий на пограничных реках от 10 ноября 1997 г. [1] [2]

25 апреля 1996 г. в Пекине было заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о заповеднике «Озеро Ханка» [3] . Статья 1 Соглашения предусматривает, что стороны создают в приграничных районах России и Китая совместный заповедник «Озеро Ханка», территория которого представлена водно-болотными экосистемами. Заповедник делится линией российско-китайской государственной границы на две части: государственный заповедник «Ханкайский» в Приморском крае (территория РФ) и заповедник «Озеро Ханка» в провинции Хэйлунцзян (территория КНР). Стороны могут в соответствии с законами своих государств изменять границы собственной части заповедника. О каждом таком изменении стороны должны информировать друг друга. Охрана, управление, научные исследования и мониторинг в отношении экосистем заповедника должны проводиться в соответствии с названным Соглашением и действующим законодательством сторон. В этом случае международный договор явился основанием изменения правового режима земель — установления режима земель заповедника.

Международные договоры могут способствовать установлению режима охраны среды обитания объектов животного мира, ограничения хозяйственной деятельности и использования земель на соответствующих территориях. В качестве примеров можно назвать Конвенцию о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц от 2 февраля 1971 г. [4] и Протокол об изменении Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц от 3 декабря 1982 г. [5]

В Конвенции дается определение водно-болотных угодий: районы болот, фенов, торфяных угодий или водоемов — естественных или искусственных, постоянных или временных, стоячих или проточных,

пресных, солоноватых или соленых, включая морские акватории, глубина которых при отливе не превышает 6 м. Каждое государство — участник Конвенции определяет подходящие водно-болотные угодья на своей территории, которые включаются в Список водно-болотных угодий международного значения, и способствует охране водно-болотных угодий и водоплавающих птиц посредством создания природных резерватов.

  • [1] Б МД. 2014. №4.
  • [2] См.: РГ (Экономический союз). 1997. 22 нояб.
  • [3] Б МД. 1997. № 1.
  • [4] См.: Свод нормативных актов ЮНЕСКО. М., 1991. С. 191.
  • [5] Там же. С. 195.

Земельное право российской федерации

для студентов дневной и заочной формы обучения

Издательство «Самарский госуниверситет»

Печатается по решению Редакционно-издательского совета

ГОУ ВПО «Самарский государственный университет»

Методические указания содержат программу курса, список литературы и источников, планы семинарских занятий, примерную тематику дипломных и курсовых работ по дисциплине «Земельное право РФ».

Настоящие указания подготовлены с учетом постоянного развития и совершенствования земельного законодательства Российской Федерации.

Предназначено для студентов дневной и заочной форм обучения высших учебных заведений по специальности «Юриспруденция», может использоваться в качестве методических материалов для второго высшего образования, а также при подготовке, переподготовке и повышения квалификации специалистов коммерческих организаций и государственных и муниципальных служащих.

Составители: ст. препод. В.А.Коптев

канд.юрид наук, ст.препод. Р.М.Ярва

Рецензент: канд.юрид.наук, проф. В.В.Полянский

©Коптев В.А., Ярва Р.М.

Методические указания к изучению курса

В соответствии с образовательным стандартом и учебным планом СамГУ студенты всех форм обучения (дневной, заочной, специальной) изучают земельное право Российской Федерации в течение одного семестра. Изучение курса завершается сдачей экзамена.

Программой обучения предусмотрена работа студентов на семинарских занятиях, планы которых приведены в настоящем сборнике. Тематика семинарских занятий отражает базовые (принципиальные) составляющие учебного курса как в рамках общей, так и особенной части. Вопросы и проблемы, вынесенные для изучения на семинарах, позволят студентам в дискуссионной форме уяснить и понять основные тенденции и характеристики состояния и направлений развития современного земельного права в Российской Федерации.

Изучение курса должно опираться на изучение действующих законодательных актов в сфере земельно-правового регулирования, в первую очередь Земельного кодекса РФ 2001 года, ряда других федеральных законов, а также законодательных актов, принятых субъектом РФ. Базовый перечень нормативного материала приведен в списке литературы к планам семинарских занятий. В списках литературы также изложен достаточно широкий спектр точек зрения и научного аппарата, который позволит получить определенный объем информации и даст основу для самостоятельного анализа и выводов в отношении оценки роли и значения современного земельного права, а также особенностей регулирования земельных правоотношений.

Особое значение при изучении курса необходимо придать анализу Земельного кодекса РФ 2001 года, ряда специальных законов РФ и субъекта федерации, их места в системе иных правовых актов. Принятие кодекса в основном разрешило проблемы применения норм других отраслей законодательства к земельным правоотношениям. Земельный кодекс РФ четко отграничил сущностные отличия земельного и гражданского права, их принципов и норм, поскольку явно определил публично-правовой характер земельного законодательства, прежде всего в отношениях собственности на землю и их реализацию.

Студенты, изучающие курс, вправе выполнить курсовые и дипломные работы по данной дисциплине, примерный перечень тем которых приведен в настоящем сборнике. Темы работ могут быть изменены по согласованию с преподавателем с учетом личного научного и перспективного интереса студентов, а также практической значимости того или иного научного исследования. Кроме того, выбор тем возможен и на стыке смежных отраслей права, что позволит существенно повысить актуальность и действенность студенческого научного исследования.

В процессе изучения курса земельного права РФ студентам необходимо охватить достаточно широкий круг источников различного уровня (Конституция РФ, Земельный, Лесной, Водный, Градостроительный кодексы, другие федеральные законы, постановления Правительства РФ, законы Самарской области, руководящие разъяснения и обобщения судебной практики, издаваемые высшими судебными инстанциями РФ, в том числе Конституционным судом РФ), сопоставить и проанализировать в них содержащиеся нормы и правовые институты в целях правильного и практически обусловленного восприятия материала. В этом смысле также необходимо постоянно следить за принятием и опубликованием новейшего законодательного и научного материала, обобщать и накапливать информацию и сведения по практике реализации земельно-правового регулирования.

Особенно это актуально в предстоящие несколько лет, пока практика применения нового Земельного кодекса и принимаемых в соответствии с ним нормативных актов находится по-прежнему на стадии формирования.

Значительный объем информации в настоящее время сосредоточен на современных носителях информации, в том числе поисковых системах Интернета, компьютерных правовых системах типа «Эталон», «Консультант», «Гарант», «Кодекс» и др. Обдуманный и критический подход к такому материалу позволит значительно ускорить и углубить усвоение студентами предложенной программы курса, что является существенным дополнением к приведенному в сборнике обширному современному перечню научной, учебной литературы, отражающим основные тенденции и узловые моменты земельного права Российской Федерации

Земельное право — учебник (Воробьева Л.В

УДК 349.41 ББК Х407.1я73

Кандидат юридических наук, доцент ТГУ им. Г.Р. Державина

Доктор исторических наук, профессор ТГТУ

В751 Земельное право Российской Федерации : учебное пособие / Л.В. Воробьева. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2007. –

92 с. – 150 экз. – ISBN 978-5-8265-0653-0.

Содержит программу курса «Земельное право Российской Федерации», конспекты лекций по данной дисциплине, тематику семинарских занятий, задачи для закрепления теоретических знаний, вопросы к экзамену (зачету), тематику письменных работ. В приложении представлен перечень нормативных правовых актов и иных официальных документов, применяемых в сфере земельных правоотношений.

Предназначен для студентов юридических факультетов высших учебных заведений, а также для преподавателей.

УДК 349.41 ББК Х407.1я73

ISBN 978-5-8265-0653-0 © ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет» (ТГТУ), 2007

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет»

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Утверждено Ученым советом университета в качестве учебного пособия

Тамбов ♦ Издательство ТГТУ ♦

ВОРОБЬЕВА Людмила Васильевна

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Редактор Т.М. Глинкина Инженер по компьютерному макетированию М.А. Филатова

Подписано к печати 29.11.2007 Формат 60 × 84 / 16. 5,35 усл. печ. л. Тираж 150 экз. Заказ № 767

Издательско-полиграфический центр Тамбовского государственного технического университета

392000, Тамбов, Советская, 106, к. 14

В современной России проблема решения земельного вопроса по-прежнему остается актуальной и первостепенной. Принятый 25 октября 2001 г. Земельный кодекс Российской Федерации 1 ( далее – ЗК РФ ) сделал земельные отношения в стране более прозрачными, в той или иной мере поддающимися правовому регулированию. Однако решение проблем охраны земель как национального достояния, защиты прав землепользователей и собственников земельных участков, обеспечения экономической стабильности в развитии земельных отношений только наметилось.

Действующий Земельный кодекс РФ, несомненно, обеспечил стабильное и поступательное развитие российской экономики, формирование земельного рынка в стране и сохранение качественного состояния земель. Однако практика применения земельного законодательства наглядно демонстрирует нам, чем для России обернулась 10-летняя политическая борьба, орудием в которой стал пресловутый «земельный вопрос». Существующий порядок оформления прав на землю попрежнему остается неоправданно дорогостоящим и даже «дачная амнистия» не смогла существенно переломить ситуацию. По оценкам Общественной палаты РФ, к маю 2007 г. амнистией воспользовался лишь 1 % от предполагаемого числа граждан. За оформление прав на земельный участок, которым люди пользуются несколько десятков лет, приходится платить до 20 тысяч рублей – цена непомерно высокая для человека, который не собирается его отчуждать. Для горожан амнистия обернулась утратой права приватизации земельных участков, предоставленных на праве постоянного бессрочного пользования либо пожизненного (наследуемого) владения. Поэтому не все нововведения в земельном законодательстве можно оценить позитивно. Тем не менее, законодательство в этой области активно развивается и совершенствуется, и земля превращается в полноценный объект гражданского оборота.

Изучение земельного законодательства и проблем, связанных с его реализацией на практике – важная задача современного юридического образования. Земельное право является самостоятельной учебной дисциплиной, предусмотренной Государственным образовательным стандартом для обязательного изучения в вузах, осуществляющих подготовку специалистов по специальности «Юриспруденция». Предметом данной учебной дисциплины является отрасль «Земельное право», ее правовые нормы и институты. В ходе изучения земельного права исследуются его фундаментальные понятия и категории, такие как: предмет и система земельного права, земельно-правовые нормы, субъекты и объекты земельных правоотношений, право собственности и иные вещные права на землю, правовая охрана земель и многие другие.

Как отрасль научного знания земельное право призвано способствовать совершенствованию земельного законодательства в целях организации более рационального использования и охраны земель. Она выявляет проблемы, противоречия и пробелы в регулировании земельных отношений правовыми нормами, разрабатывает научные основы земельного законодательства, проводит сравнительный анализ правового регулирования земельных отношений в различные исторические периоды, а также выявляет и анализирует тенденции развития его в современной России и за рубежом.

Предлагаемое учебное пособие включает в себя программу и конспекты лекций основных тем курса, тематику семинарских занятий, фонд контрольных заданий по дисциплине «Земельное право» и обширный перечень нормативных правовых актов, научной и учебной литературы. Цель пособия – помочь студентам всех форм обучения в подготовке к семинарским занятиям, зачету и экзамену, а также при написании письменных работ по земельному и экологическому праву.

1 Собрание законодательства Российской Федерации ( далее – СЗ РФ ). 2001. № 44. Ст. 4147.

1. ПРОГРАММА КУРСА «ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Тема 1. Понятие, система и принципы земельного права

Земля как часть природной среды, объект собственности, объект хозяйствования, политическое и правовое пространство. Понятие и особенности земельных отношений как предмета земельного права. История развития, понятие и основные признаки земельного права как отрасли права, отрасли науки, учебной дисциплины. Роль земельного права в развитии земельной реформы и рыночных отношений.

Место земельного права в правовой системе, его соотношение с конституционным, экологическим, гражданским, административным и другими отраслями права. Система земельного права. Принципы земельного права.

Тема 2. Источники земельного права и земельное законодательство

Понятие и особенности источников земельного права. Классификация источников земельного права. Система источников земельного права. Земельное право и земельное законодательство.

Конституционные основы земельного права. Федеральное законодательство, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, регулирующие земельные правоотношения. Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ как источники земельного права.

Применение международных договоров Российской Федерации в области земельных отношений. Роль стандартов и иных нормативно-технических документов в регулировании земельных правоотношений. Значение судебно-арбитражной практики в регулировании земельных отношений. Формы и методы прокурорского надзора за обеспечением законности в области земельных отношений.

Тема 3. Право собственности на землю

Объекты и субъекты права государственной собственности на землю. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.

Понятие и особенности права частной собственности на землю. Собственность граждан и юридических лиц на землю. Основания возникновения и прекращения права собственности на землю. Ограничение права собственности на землю. Права и обязанности собственников земельных участков.

Тема 4. Права на пользование и владение земельными участками

Понятие права землепользования как института земельного права. Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками. Пожизненное наследуемое владение земельными участками. Аренда земельных участков. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). Безвозмездное срочное пользование земельными участками.

Тема 5. Возникновение прав на землю

Основания возникновения прав на землю. Документы о правах на земельные участки. Ограничения оборотоспособности земельных участков. Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Особенности предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Выбор земельного участка для строительства. Принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства. Нормы предоставления земельных участков.

Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение. Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения.

Сделки с землей. Особенности купли-продажи земельных участков. Приобретение земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или права на заключение договора аренды такого земельного участка на торгах (конкурсах, аукционах). Порядок организации и проведения аукционов по продаже земельных

участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для жилищного строительства. Особенности проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для его комплексного освоения в целях жилищного строительства. Сохранение права на земельный участок лиц, не являющихся собственниками земельного участка, при разрушении здания, строения, сооружения.

Тема 6. Права и обязанности землепользователей и собственников земельных участков

Права собственников земельных участков на использование земельных участков. Права на использование земельных участков землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков. Осуществление прав на земельный участок.

Тема 7. Прекращение и ограничение прав на землю

Основания прекращения права собственности на землю. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Основания прекращения аренды земельного участка. Основания прекращения права безвозмездного срочного пользования земельным участком. Основания прекращения сервитута.

Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Конфискация, реквизиция земельного участка.

Условия и порядок отчуждения земельного участка. Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок. Условия и порядок принудительного прекращения прав на земельный участок лиц, не являющихся его собственниками, ввиду ненадлежащего использования земельного участка. Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Ограничение прав на землю.

Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Тема 8. Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров

Признание права на земельный участок. Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающий угрозу для его нарушения. Возмещение убытков. Гарантии прав на землю при изъятии земельных участков. Рассмотрение земельных споров.

Тема 9. Государственное управление использованием и охраной земель

Состав земель Российской Федерации. Классификация земель по основному целевому назначению. Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области земельных отношений. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую. Государственный земельный мониторинг и государственный земельный кадастр. Землеустройство – понятие и принципы. Организация и порядок проведения землеустройства. Цели и содержание охраны земель. Земельный контроль: понятие и виды.

Тема 10. Плата за землю и оценка земли

Платность использования земли – принцип земельного права. Земельный налог. Субъекты и объекты налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка. Арендная плата. Оценка земли. Соотношение рыночной и кадастровой стоимости земельного участка. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель.

Тема 11. Ответственность за нарушение земельного законодательства

Понятие и состав земельных правонарушений. Виды земельных правонарушений. Субъекты земельных правонарушений. Административная, уголовная и дисциплинарная виды ответственности за земельные правонарушения. Земельно-правовая ответственность за нарушение земельного законодательства. Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями.

Тема 12. Земли сельскохозяйственного назначения

Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения. Принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения. Отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением земельными участками сельскохозяйственного назначения. Правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков сельскохозяйственного назначения. Порядок и нормативы предоставления земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения. Прекращение прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения. Особенности оборота долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Тема 13. Земли поселений

Понятие и состав земель поселений. Нормативное регулирование использования земель поселений. Особенности правого режима земель населенных пунктов.

Тема 14. Земли промышленности и иного специального назначения

Состав земель специального назначения, их классификация. Общая характеристика земель специального назначения. Земли промышленности. Земли энергетики. Земли транспорта. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики. Земли для обеспечения космической деятельности. Земли обороны и безопасности. Особенности правового режима земель специального назначения.

Тема 15. Земли особо охраняемых территорий

Понятие и состав земель особо охраняемых территорий. Особенности правового режима земель лечебнооздоровительных местностей и курортов, природоохранного назначения, рекреационного назначения, историко-культурного назначения и особо ценных земель.

Тема 16. Земли лесного фонда, водного фонда и земли запаса

Правовой режим земель лесного фонда. Правовой режим земель водного фонда. Особенности субъектного состава отношений по лесопользованию и водопользованию. Правовой режим земель запаса.

2. КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ ПО КУРСУ»ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Сложность изучения дисциплины «Земельное право» состоит в аморфности и противоречивости действующего земельного законодательства Российской Федерации, отсутствии системного анализа материалов судебной практики и достаточной новизне основополагающих нормативных правовых актов в области регулирования земельных правоотношений.

Неустойчивость государственной политики в вопросах землепользования затрудняет стабилизацию правового регулирования земельных отношений. Поэтому при самостоятельной работе необходимо ориентироваться, прежде всего, на изучение новых федеральных и региональных нормативных правовых актов, официальных комментариев к ним и материалов судебной практики.

Тема 1. Понятие, система и принципы земельного права

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на то, что предметом земельного права являются общественные отношения, объектом которых выступает земля – уникальный продукт природы. Особенности земельных правоотношений обусловлены ценностью и ограниченностью земельных ресурсов, их высокой востребованностью в обществе.

В качестве способов правового воздействия (методов) на поведение участников земельных отношений необходимо рассматривать разновидности общеправовых методов – императивного и диспозитивного и их производные – запреты, обязывания, рекомендации, дозволения и проч.

Для правильного понимания сущности земельного права необходимо исследование исторических корней тех проблем, которые призвано решить ныне действующее законодательство. Такой подход позволит сформировать четкое понимание земельного права как самостоятельной отрасли права, представляющей собой совокупность правовых норм, установленных и санкционированных государством, регулирующих земельные отношения в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, повышения продуктивности почв, охраны прав собственников земли, землевладельцев, землепользователей, арендаторов земельных участков и владельцев сервитутов.

Система земельного права состоит из общей части, содержащей правовые нормы и положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, и особенной части, охватывающей нормы отдельных разделов земельного права. При рассмотрении указанных вопросов необходимо подробно рассмотреть такие институты общей части, как право собственности и иные вещные права на землю, государственное регулирование охраны и использования земель, земельный процесс, ответственность за нарушение земельного законодательства. Особенная часть земельного права включает специфику правового регулирования использования земель различных правовых категорий – правовой режим земель поселений, правовой режим земель сельскохозяйственного назначения и т.д.

Земельный кодекс Российской Федерации в ст. 1 впервые развернуто и подробно закрепил принципы земельного права

– основные начала регулирования земельных правоотношений. При этом необходимо учитывать, что принципы земельного права также содержатся в Конституции РФ и в других федеральных законах (ФЗ РФ от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» 2 , ФЗ РФ от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» 3 и др.), поэтому необходим комплексный подход к рассмотрению данного аспекта темы.

Тема 2. Источники земельного права

Изучение вопроса целесообразно начинать с рассмотрения характера и структуры правовой системы Российской Федерации, котораяполучилазакреплениевКонституцииРоссийскойФедерации1993 годаивключаетвсебя:

1) федеральное законодательство;

2) законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

3) правовые акты органов местного самоуправления.

Значение Конституции РФ как источника земельного права состоит в том, что она закрепляет:

− общие принципы и формы правовых актов, регулирующих земельные отношения в общей системе российского законодательства, а также компетенцию некоторых органов государственной власти в этой сфере;

− особенности правового регулирования отношений по поводу земли как природного ресурса;

− принципы и характер регулирования отношений собственности на землю;

− основы обеспечения охраны и рационального использования земель.

Ст. 72 Конституции РФ относит регулирование земельных отношений к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В ст. 76 Конституции РФ предусмотрено, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаются в соответствии с ними иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Вне пределов ведения Российской Федерации, субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Законы и нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. Примером может служить Закон

2 СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3018.

3 СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

Тамбовской области (от 18.03.1997 г. № 101-з, в редакции от 2007 г.) «О регулировании земельных отношений в Тамбовской области» 4 .

Акты органов государственной власти подразделяются по вертикали на федеральные акты Российской Федерации, акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, а по горизонтали – на законы и иные нормативные правовые акты (подзаконные акты).

По направленности и содержанию регулируемых общественных отношений источники земельного права подразделяют

1) общие источники, например, Конституция РФ, Федеральный закон (от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 5 , Федеральный закон (от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» 6 и некоторые другие. Данные законы определяют основы управления, охраны и рационального использования земель и организацию управления земельными ресурсами;

2) специальные источники земельного права. Они предназначены в первую очередь для регулирования земельных правоотношений. К их числу относятся Земельный кодекс РФ (от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ), Федеральный закон (от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ) «О землеустройстве» 7 , ФЗ (от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» 8 , ФЗ (от 16 июля 1998 г.) «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» 9 и другие.

Особое место среди источников земельного права занимают договоры. Прежде всего, это Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 г. между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

При изучении данной темы следует уделить внимание также межотраслевым источникам земельного права:

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» (от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ), Водный кодекс РФ (от 3.06.2006 г. № 74ФЗ) 10 , Лесной кодекс РФ (от 4.12.2006 г. № 200-ФЗ) 11 , Уголовный кодекс РФ (от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ) 12 , Кодекс РФ об

административных правонарушениях (от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ) 13 и др.

Необходимо, однако, учитывать, что при регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли. К земельным отношениям нормы иных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством (п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 3 ЗК РФ).

Особое место в регулировании отношений по эксплуатации и охране земель отводится международным договорам и соглашениям. Ст. 15 Конституции РФ провозглашает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (см. также ст. 4 ЗК РФ).

Тема 3. Право собственности на землю

Изучая указанный вопрос, необходимо учитывать, что характер регулирования отношений собственности на природные ресурсы имеет принципиальное значение для обеспечения рационального использования и охраны земель.

Статья 214 Гражданского кодекса РФ закрепила возможность отнесения земель, других природных ресурсов, не находящихся в собственности граждан, юридических лиц, либо муниципальных образований, к федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации. Публичной собственностью признается земля, находящаяся в государственной или муниципальной собственности. Субъектами такой формы собственности на землю в соответствии с Земельным кодексом РФ (пп. 9 п. 1 ст. 1) выступают Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РФ и федеральными законами (п. 2 ст. 16 ЗК РФ).

Исчерпывающие перечни оснований приобретения права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на земельные участки содержатся соответственно в статьях 17, 18 и 19 Земельного кодекса РФ. Так, в федеральной собственности находятся земельные участки:

которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности

на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством (п. 1

4 Тамбовская жизнь. 2004, 10 января.

5 СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

6 СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

7 СЗ РФ. 2001. № 26. Ст. 2582.

8 СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3018.

9 СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3399

10 СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2381.

11 СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5279.

12 СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

13 СЗ РФ. 2001. № 2002. № 1 (часть 1). Ст. 1.

Содержание статей 187 189 гражданского кодекса российской федерации

При этом коммерческий представитель обязан исполнять данные ему поручения с заботливостью обычного предпринимателя.Коммерческий представитель вправе требовать уплаты обусловленного вознаграждения и возмещения понесенных им при исполнении поручения издержек от сторон договора в равных долях, если иное не предусмотрено соглашением между ними.3. Коммерческое представительство осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме и содержащего указания на полномочия представителя, а при отсутствии таких указаний — также и доверенности.Коммерческий представитель обязан сохранять в тайне ставшие ему известными сведения о торговых сделках и после исполнения данного ему поручения.4. Особенности коммерческого представительства в отдельных сферах предпринимательской деятельности устанавливаются законом и иными правовыми актами. Статья 185. Доверенность.1.

Статья 187. передоверие

КонсультантПлюс: примечание. Передоверие полномочий представителя в суде допускается путем устного или письменного заявления первоначального представителя (Обзор судебной практики). Правило о нотариальном удостоверении доверенности, выдаваемой в порядке передоверия, не применяется к доверенностям, выдаваемым в порядке передоверия юридическими лицами, руководителями филиалов и представительств юридических лиц.
4.

Гражданский кодекс рф статья 187 189

Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным (старшим) бухгалтером этой организации. Статья 186. Срок доверенности.1. Срок действия доверенности не может превышать трех лет.

Если срок в доверенности не указан, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения.Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.2. Удостоверенная нотариусом доверенность, предназначенная для совершения действий за границей и не содержащая указание о сроке ее действия, сохраняет силу до ее отмены лицом, выдавшим доверенность.

Статья 187. Передоверие.1.

Гражданский кодекс статьи 187 и 189

Статья 187 гк рф. передоверие

Глава 10. Представительство. Доверенность Развернуть

Актуальный текст документа © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года.

Гражданский кодекс рф

Лицо, которому выдана доверенность, должно лично совершать те действия, на которые оно уполномочено. Оно может передоверить их совершение другому лицу, если уполномочено на это доверенностью, а также если вынуждено к этому силою обстоятельств для охраны интересов выдавшего доверенность лица и доверенность не запрещает передоверие.


2. Лицо, передавшее полномочия другому лицу, должно известить об этом в разумный срок выдавшее доверенность лицо и сообщить ему необходимые сведения о лице, которому переданы полномочия. Неисполнение этой обязанности возлагает на передавшее полномочия лицо ответственность за действия лица, которому оно передало полномочия, как за свои собственные. 3. Доверенность, выдаваемая в порядке передоверия, должна быть нотариально удостоверена.

Содержание статей 187-189 гражданского кодекса российской федерации

Лицо, передавшее полномочия другому лицу, должно известить об этом в разумный срок выдавшее доверенность лицо и сообщить ему необходимые сведения о, которому переданы полномочия. 1. Сделка, совершенная одним (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого. 2. Не являются представителями лица, действующие хотя и в чужих интересах, но от собственного имени (коммерческие посредники, конкурсные управляющие при банкротстве, душеприказчики при наследовании и т. ГК РФ Статья 187 1. Лицо, которому выдана доверенность, должно лично совершать те действия, на которые оно уполномочено.

Содержание статей 187 189 гражданского кодекса российской федерации

Государственная собственность на землю

Право государственной собственности на землю закреплено в Конституции РФ, согласно ст. 9 которой земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований (п. 1 ст. 16 ЗК РФ).

Государственная собственность на землю согласно ЗК РФ и федеральными законами делится:

  • на собственность Российской Федерации (федеральную собственность);
  • собственность субъектов Российской Федерации;
  • собственность муниципальных образований (муниципальную собственность).

В федеральной собственности находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами;
  • право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами;
  • право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством;
  • которые безвозмездно переданы субъектам Российской Федерации из федеральной собственности.

В субъектах Российской Федерации — городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью соответственно субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, субъекта Российской Федерации — города федерального значения Санкт-Петербурга, если законами указанных субъектов Российской Федерации не установлено, что такой земельный участок является собственностью муниципальных образований, находящихся на территориях указанных субъектов Российской Федерации (п. 3 ст. 18 ЗК РФ).

В муниципальной собственности находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации;
  • право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством;
  • которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Если иное не предусмотрено федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.

В собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.

Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, земельные участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со ст. 28 ЗК РФ.

Земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности одного муниципального образования, могут быть переданы безвозмездно в муниципальную собственность другого муниципального образования в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со ст. 28 ЗК РФ.

Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, могут быть переданы безвозмездно в собственность субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в целях их предоставления гражданам бесплатно в соответствии со ст. 28 ЗК РФ.

Государственную землю в собственность: Видео

Популярное:

  • Сколько в ук рф статей Сколько в ук рф статей Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, […]
  • Суд первой инстанции это районный суд Районный суд Финансовый словарь Финам . Смотреть что такое "Районный суд" в других словарях: Районный суд — Районный (городской[1]) суд в Российской Федерации орган федеральной судебной […]
  • Мировой суд волгоградская область еланский район Мировой суд волгоградская область еланский район СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ ВОЛГОГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА от 15 октября 2012 года Дело N 22-5162/2012 город Волгоград 15 […]
  • Защита чести достоинства и деловой репутации сотрудников органов внутренних дел Приказ МВД РФ от 2 октября 2012 г. № 900 "Вопросы организации защиты чести и достоинства, а также деловой репутации в системе МВД России” В целях повышения эффективности взаимодействия […]
  • Ст1281 ук рф комментарии Уголовный Кодекс РФ 2018 (УК РФ) После гражданского кодекса наиболее важным сводом законов в РФ является Уголовный кодекс. Он регулирует основные меры ответственности субъектов государства […]
  • Максимов аа французский гражданский кодекс 1804 Alib.ru > Автор книги: максимов. Название: французский гражданский кодекс 1804 года Максимов А.А. Французский гражданский кодекс 1804 года (Кодекс Наполеона). Текст лекции. Ивановский […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.